Авторы: Колядина Вероника Владимировна, Голосий Кристина Александровна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района
Населённый пункт: г.Белая Калитва
Наименование материала: Программа учебного предмета
Тема: "Фортепиано. Специальность и чтение с листа"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств Белокалитвинского района
«Специальность и чтение с листа»
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области искусств
«Фортепиано»
2020 год
Разработчик
Голосий Кристина Александровна
Преподаватель высшей категории МБУ ДО ДШИ
Белокалитвинского района отделения фортепиано
Колядина Вероника Владимировна
Преподаватель высшей категории МБУ ДО ДШИ
Белокалитвинского района отделения фортепиано
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
3.
Формы и методы контроля, система и критерии оценок
4.
Требования по годам обучения
5.
Критерии оценки качества знаний, умений, навыков обучающихся.
6.
Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
7.
Содержание учебного предмета
8.
Примерный репертуарный список
9.
Требования для технических зачётов
10.Список рекомендуемой используемой литературы
1.
Пояснительная записка
Настоящая программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. От 31.07.2020) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с
01.08.2020),
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ, утвержденных приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816, а также Методических рекомендаций по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Министерства просвещения
Российской Федерации от 19.03.2020 №ГД-39/04.
Порядок
разработан
в
целях
обеспечения
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
и
общеразвивающих
программ
в
области
искусств
с
применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий.
Под
дистанционным
обучением
понимается
реализация
дополнительнойпредпрофессиональной
программывобластиискусств
(далее
-
образовательная программа) с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных
технологий.
Внедрение
дистанционного
обучения
позволяет
образовательной
организации
расширить
свои
возможности
в
осуществлении
образовательнойдеятельности в различных условиях, в том числе при изменениирежимов
работы
образовательной
организации
(по
климатическим,
санитарно-
эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной
работы обучающихся в период каникулярного времени,
в создании условий для
разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
В периоды особых режимных условий образовательной организация обеспечивает
переход
обучающихся
на
дистанционное
обучение.
Видами
использования
дистанционного обучения являются: реализация образовательных программ или их
частей
с
применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательныхтехнологий;
-
реализация
образовательных
программ
или
их
частей
с
частичным
использованием дистанционных образовательных технологий.
электронное
обучение
-
организация
образовательной
деятельности
с
применением
содержащейся
в
базах
данных
и
используемой
при
реализации
образовательных
программ
информации
и
обеспечивающих
ее
обработку
информационных
технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-
телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих
передачу
по
линиям
связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-
нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями;
- приобретение учениками опыта творческой деятельности;
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Следует
отметить,
что
длительная
реализация
программы
учебного
предмета
«Специальность и чтение с листа» в дистанционном формате значительно уменьшает качество
знания предмета, лишает возможности качественной организации игрового аппарата, а в
дальнейшем - препятствует развитию технических навыков и слуховых представлений учащихся и
установлению доверительного контакта между преподавателем и учащимся. Поэтому, понимая
необходимость
создания
и
использования
такой
программы
в
трудной
санитарно-
эпидемиологической
ситуации,
необходимо
понимать,
что
это
–
вынужденная
мера,
и
использование дистанционных технологий
в течение длительного периода обучения при
реализации предпрофессиональных программ не рекомендуется.
Программа разработана с учетом:
-обеспечения преемственности программы «Специальность и чтение с листа» и основных
профессиональных
образовательных
программ
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и
искусства.
Цели и задачи программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные
ценности;
- развитие кругозора в области искусства с помощьютехнологий дистанционного обучения;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с
программными
требованиями
учебной
информации,
приобретению
навыков
творческой
деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха / неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Срок освоения программы «Специальность и чтение с листа» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на один год.
Форма проведения аудиторного учебного занятия — индивидуальный урок два раза в
неделю. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом.
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.
Объём учебного времени предмета «Специальность и чтение с листа»
Индекс
учебного
предме-
та
Наименование
учебного
предмета
Максимальная учебная нагрузка. Трудоём-
кость в часах.
Самостоятельная работа. Трудоёмкость в
часах.
Аудиторные занятия (в часах).
Индивидуальные занятия.
Проме-
жуточная
аттеста-
ция (по
полуго-
диям
Распределение по годам обучения
1-й класс
2- й класс
3- й класс
4-й класс
5- й класс
6- й класс
7- й класс
8- й класс
Зачёты, контрольные уроки
Экзамены
Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах
ПО.01.
УП. 01
Специаль-
ность и
чтение с
листа
1777
1185
592
1, 3,
5…
15
2,
4,
6…
14
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
2,5
Консультации
Годовая нагрузка в часах
К.03.01
Специаль-
Ность и
чтение с
листа
62
6
8
8
8
8
8
8
8
Объём учебного времени предмета «Специальность и чтение с листа» 9 класс
Индекс,
учебного
предмета
Наимено-
вание учебного
предмета
Макси
-
мальн
ая
нагруз
ка,
трудоё
м-
кость
в
часах
Самос
то-
ятельн
ая
работа
,
трудоё
м-
кость
в
часах
Ауди-
торны
е
заняти
я
(в
часах).
Индив
и-
дуаль-
ные
заняти
я
Промежу
точна
аттес-
тация
(по полу-
годиям),
зачёты,
контроль
ные
уроки.
Экзам
ены по
полуго
диям
Распределение по
учебным полугодиям
1–е полугодие
2–е
полугодие
Количество недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка в
часах
ПО.01.
УП.01
Специальность
и чтение с листа
297
198
99
17
18
2,5
2,5
Консультации
Годовая нагрузка
в часах
К. 03.01
Специальность и
чтение с листа
8
8
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной
деятельности:
выполнение
домашнего
задания,
посещение
концертов
онлайн,
участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБУ ДО
ДШИ Белокалитвинского района в дистанционном формате. Домашняя работа обучающегося
состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над инструктивным
материалом, выучивания репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов
работ.
ФГТ являются основой для оценки качества образования.
Освоение обучающимися
программы «Специальность и чтение с листа», разработанной ДШИ на основании настоящих
ФГТ,
завершается
итоговой
аттестацией
обучающихся,
проводимой
образовательным
учреждением.
2.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Минимум содержания учебного предмета «Специальность и чтение с листа» должен
обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения предмета является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
-
знания
характерных
особенностей
музыкальных
жанров
и
основных
стилистических
направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведения;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков выступления по видеозаписи.
Результаты освоения учебного предмета «Специальность и чтение с листа» должны
отражать:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному
исполнительству;
-
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего
произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных
жанров и форм;
-
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению
анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства,
использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
-
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха.
3.
Формы и методы контроля, система и критерии оценок
Формы контроля:
1. Поурочные оценки за самостоятельную работу
2.Контрольные уроки
3.Технические зачеты по видеозаписи или в режиме онлайн
4.Академические концерты по видеозаписи или в режиме онлайн
5.Прослушивания по видеозаписи или в режиме онлайн
6.Концертные выступления по видеозаписи или в режиме онлайн
7.Промежуточная аттестация (в соответствии с учебным планом)
8.Итоговая аттестация (выпускной экзамен) по видеозаписи или в режиме онлайн.
Все вышеперечисленные точки контроля могут проводиться в очном формате, если это не
противоречит санитарно-эпидемиологической обстановке.
Методы контроля:
1.Обсуждение выступления
2.Выставление оценок
3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает
«пятибалльную шкалу» без использования знаков «плюс» и «минус».
В рамках дистанционного обучения необходимо ведение поурочного контроля. Передача
домашнего задания и оценки за урок или точку контроля возможна в виде фотографии или
аудио-файла.
4.
Требования по годам обучения:
1 класс
1 полугодие: УЧАСТИЕ В НОВОГОДНИХ КОНЦЕРТАХ ПО КЛАССАМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
2 произведения на выбор преподавателя.
2 полугодие: ЭКЗАМЕН.
2 разнохарактерных произведения
(предпочтительно исполнение крупной формы);
2 – 7 классы
1 полугодие:
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ
Этюд.
Гамма.
Чтение с листа.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ
Полифоническое произведение;
Пьеса по выбору.
2 полугодие: ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ
Гамма.
Этюд
Чтение с листа.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ
Пьеса по выбору.
ЭКЗАМЕН
Произведение крупной формы;
Пьеса по выбору.
8 класс
1 полугодие: ПРОСЛУШИВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ ПРОГРАММЫ (ДЕКАБРЬ).
2 произведения исполняются наизусть, 2 – по нотам. Утверждение выпускной
программы.
2 полугодие:
ПОЛНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ ПРОГРАММЫ НАИЗУСТЬ. Допуск
к итоговой аттестации(март)
ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН (май)
5.
Критерии оценки качества знаний, умений, навыков обучающихся.
Музыкальное исполнительство:
Оценка «5» (отлично)
- использование средств выразительности в соответствии с содержанием музыкального
произведения;
- единство темпа;
- стабильность игры;
- динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо)
-незначительная психологическая нестабильность;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
-недостаточно точная динамика и артикуляция;
-попытка передачи динамического разнообразия;
- относительно постоянное единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно)
- неустойчивое психологическое состояние;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- неясная артикуляция, штрихи;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
- частые срывы и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость;
- неясная артикуляция, отсутствие штрихового разнообразия.
6.
Методическое и материально-техническое
обеспечение учебного процесса
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает доступ
обучающихся к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий,
соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации
опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающегося с преподавателями, а так же
между
собой.
Организация
дистанционного
обучения
может
осуществляться
на
базе
электронных ресурсов – платформы Skype, Zoom,
WhatsApp,
Viber
и других. (Выбор и
использование
бесплатной
доступной
платформы
осуществляется
преподавателями
самостоятельно).
Для
осуществления
бесперебойного
процесса
разрабатывается
инструкция
по
шаговым
действиям
участников
дистанционного
обучения.
В
случае
необеспеченности
отдельных
учащихся
достаточным
оборудованием
решение
об
обеспечении
дистанционного
обучения для таких учащихся решается в индивидуальном порядке.
Виды уроков (занятий), которые можно использовать
при реализации дистанционного обучения:
1. Видеоурок– урок в записи.
2. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся
– учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и учащимся на
основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся по установленным
каналам связи.
3. Индивидуальное занятие – урок с учащимся в реальном времени.
Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео
общение преподавателя и учащегося.
4
. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных
форматах в установленный для учащихся промежуток времени и по
установленному детской школой искусств расписанию.
5
. Контроль и оценка.
Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов, а также
художественный материал по программе представлены в репертуарных списках. В качестве
повышения уровня
самообразования преподавателям рекомендуется
регулярное изучение
методической
литературы,
обмен опытом с коллегами путем проведения открытых уроков,
методических докладов, мастер-классов.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» составлена на основе
примерной программы «Специальный инструмент» Государственного музыкального колледжа им.
Гнесиных
2005 г., программы «Класса специального фортепиано» Лицея искусств «Санкт-
Петербург» 2001г., программы «Специальный класс фортепиано» для музыкальных училищ по
специальности «Фортепиано» Москва 1978 г. рекомендованной Министерством культуры. Список
рекомендуемой методической литературы указан в Приложении 3.
7.
Содержание учебного предмета
1 класс
Знакомство с инструментом фортепиано. Освоение и развитие первоначальных навыков
игры на фортепиано (посадка, организация игровых движений). Освоение первоначальных
приемов игры (нон- легато, легато, стаккато). Изучение аппликатурных принципов.
Основная форма деятельности - чтение с листа в скрипичном и басовом ключах. Анализ
прочитанных песен (определение направления движения мелодии, ступеней лада). Подбор по
слуху и транспонирование небольших песен, освоение нотной грамоты.
В течение года ученик должен пройти 20-25 музыкальных произведений:
Этюды (7-8);
Крупная форма (1-2)-для более продвинутых учащихся;
Пьесы (12).
За год должны быть пройдены 2-3 мажорных гаммы в две октавы отдельно каждой рукой,
в противоположном движении - двумя руками от одной ноты при симметричной аппликатуре.
Аккорды по 3 звука отдельно каждой рукой.
2 класс
Продолжается работа над развитием пальцевой техники наразличного вида упражнениях и
гаммах. Со второго класса вводится технический зачет, как форма промежуточного контроля.
Чтение с листа простейших пьес.
В течение года ученик должен пройти примерно 14 -16 различных произведений:
4-5 этюдов
2 полифонии
2 произведения крупной формы
5-6 пьес
3 класс
Чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности 1 класса), изучение гамм до 3
знаков.В течение года ученик должен пройти 14-16 различных по форме и характеру музыкальных
произведений:
5-6 этюдов
2 полифонии
2 произведения крупной формы
5-6 пьес
4 класс
Продолжается работа над развитием беглости пальцев на различном материале. Начинается
освоение длинного арпеджио. Продолжается работа над осознанной художественной
интерпретацией музыкального образа, стиля, формы произведения, чтением с листа.
В течение года изучаются мажорные гаммы до 4 знаков.
В течение года учащийся должен пройти 14-16 произведений:
5-7 этюдов
2 полифонии
2 произведения крупной формы
5-7 пьес
5 класс
Продолжается работа над чтением с листа. Степень сложности 2-3 класс.
В течение года нужно пройти гаммы до 5 знаков включительно. Начинается работа над
элементами крупной техники.Вводится исполнение гаммы в терцию. В течение учебного года
учащийся должен пройти примерно 14- 16 произведений:
5-6 этюдов
2-3 полифонии
1-2 произведения крупной формы
5-6 пьес
6 класс
Чтение с листа (степень сложности 2-4 классы).
Все мажорные и минорные гаммы. Освоение гамм в дециму.
В течение года ученик должен изучить 11-12 произведений:
4-5 этюдов
2 полифонии
2 крупные формы
3-5 пьес
7 класс
Чтение с листа.
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в музыкальное училище на фортепианное отделение,
должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио, и
др. технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения, расширяя требования,
указанные в 6 классе.
Остальные учащиеся могут повторять гаммы в объеме 6 класса, добиваясь более высокого
технического уровня исполнения.
В течение года учащийся должен изучить 11-12 различных произведений:
4-5 этюдов
2 полифонии
2 крупные формы
4-5 пьес
8-9 класс
Дальнейшее совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения.
Повышение музыкально-исполнительского уровня учащихся. Изучение произведений, различных
по стилю и жанрам. Подготовка учащихся для поступления в профессиональное музыкальное
учебное заведение: тщательная работа над программой, соответствующей приемным требованиям
музыкального училища.
В течение года проводится 2 прослушивания выпускников, в декабре и марте. На выпускном
экзамене в 8 классе учащиеся исполняют 4 произведения: этюд, полифония, крупная форма и
пьеса.
В 9 классе идёт целенаправленная подготовка к поступлению в профессиональные
заведения.
Закрепляется
весь
пройденный
материал,
расширяется
репертуарный
план,
приближенный к средне-специальному.
8.
Примерный репертуарный список
1класc
Этюды
Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих по выбору; Соч.36.60 легких
фортепианных пьес для начинающих Тетр.1:по выбору;
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: по выбору;
Подготовительные упражнения по различным видам фортепианной техники (по выбору)
Фортепианная азбука (по выбору)
Гумберт Г. Этюд До мажор
Любарский Н. Этюд ми минор
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей,ч.1. Сост.С .Ляховицкая и Л. Баренбойм ( по
выбору)
Пьесы
Торопова Н. «Первые нотки», «Нотный сад» по выбору;
Голованова С. «Первые шаги» по выбору;
Милич Б. «Маленькому пианисту», «Фортепиано» 1 класс по выбору;
Цыганкова Г., Королькова И. «Новая школа игры на фортепиано» по выбору.
Крупная форма
Дюбюк А. Русская песня с вариацией;
Весняк Ю. Тема с вариацией, Вариации;
Вилтон К. Сонатина;
Ванхаль Я. Сонатина;
Беркович И. Сонатина С-dur.
2 класc
Этюды
Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих:№2, 3, 7Соч.36.60 легких
фортепианных пьес для начинающих
Тетр.1: №№13, 14, 22
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№1-3, 9-13, 15, 19
Гумберт Г. Этюд До мажор
Любарский Н. Этюд ми минор
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера, ч.1: №№1-
Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов:№№1-15Соч.160. 25 легких этюдов: №№1-20
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей,ч.1. Сост.С .Ляховицкая и Л. Баренбойм ( по
выбору)
Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по выбору)
Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона: №1-12
Пьесы
Александров А. Шесть маленьких пьес для фортепиано: «Дождик накрапывает», «Когда я
был маленьким»;
Беркович И. 25 легких пьес: «Украинская мелодия», «Осень в лесу», «Вальс», «Сказка»;
Гедике А.Соч.36. 60 легких фортепианных пьес. Тетр.1: «Заинька», «Колыбельная», Сарабанда,
«Танец»;
Гречанинов А.Соч. 98. Детский альбом: «Маленькая сказка», «Скучный рассказ», «В
разлуке», «Мазурка»;
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы для детей: «Ночью на реке», «Вроде вальса»;
Львов-Компанеец Д. Детский альбом: Веселая песенка, Игра, Раздумье, Колыбельная, Бульба
Любарский Н. Сборник легких пьес на тему украинских народных песен:
И шумит, и гудит, Про щегленка, Пастушок, Дедушкин рассказ, Курочка
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка
Соч.33. Миниатюры: Раздумье
Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта: Бурлеска, Ария, Менуэт Ре мажор
Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой, Сказочка,
Кукушка, Колыбельная
Ходош. В. Еж
Хренников Т. Альбом пьес: Поют партизаны, Осенью, Колыбельная.
Библиотека юного пианиста . Вып.1, 2,3 ,4 ,5. Сост. В. Натансон - по выбору
Классики - детям, I-IVкл. ДМШ – по выбору
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1, 2. Сост. С. Ляховицкая – по выбору
Советские композиторы – детям. Тетр. 2.Сост.В. Натансон – по выбору
Современная фортепианная музыка для детей. Iкл. ДМШ Сост. ред. Н. Копчевского:
Барток Б. Дорийский лад
Бертрам К. Мечты
Косма Ж. Наигрыш гобоя
Сарауэр А. Утро
Стоянов А. В цирке
Пьеска на черных клавишах
Полифонические произведения
Беркович И. 25 легких пьес для фортепиано: Канон
Гедике А. Соч .36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.
Тетр.1: Фугато
Гуммель И. Пьесы: Фа мажор, Домажор, ре минор
Кригер И. Менуэт ля минор
Моцарт Л. Менуэт, Бурре
Полифонические пьесы: I- IVкл .ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон - по выбору
Руднев Н. Щебетала пташечка
Сборник полифонических пьес. Тетр.1 Сост. С. Ляховицкая: русские народные песни
Советские композиторы - детям.Тетр.1.Сост.В.Натансон:
Тигранян В. Канон
Школа игры на фортепиано. Под.ред. А.Николаева – по выбору
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт ре минор
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор.
Произведения крупной формы
Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато
Штейбельт Д. Сонатина До мажор, ч.1
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Вып.1
I-IIкл. ДМШ. Сост. и ред .Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни
«Пойду ль я, выйду ль я»
Рейнеке К. Соч.12.Андантино из сонатины Соль мажор
Соч.127. Сонатина Соль мажор, ч.2
Школа игры на фортепиано. Под.ред. А.Николаева – по выбору
Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору.
3 класс.
Этюды
Беренс Г. Соч.70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав:
№№31, 33, 43, 44, 47, 48, 50
Гедике А. Соч.6. 20 маленьких пьес для начинающих: №5
Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих: № 11, 12, 15, 18, 19
Соч.46.50 легких пьес для фортепиано. Тетр.2: №27
Соч.47. 30 легких этюдов: №№2, 7, 15
Соч.59. Этюд №14
Гнесина Е. Этюды на скачки: №№1 - 4
Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука. 25 легких этюдов: №№3, 6, 7,9, 18, 21, 23
Лемуан А. Соч.17. Этюды: №№1, 2,6, 7, 10, 17, 27
Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих:№1, 5-7, 9, 27, 29
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под. Ред. Г. Гермера Ч.1: №№10, 11, 13-18, 20, 21,
23-29, 40
Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№16, 21-23
Соч.160. 25 легких этюдов: №№23, 24
Пьесы
Бетховен Л. Экоссезы: Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Гайдн .И. Соч.6. Пьесы: №№5, 8, 15, 19
Соч.58.Прелюдия
Гнесина Е. Пьески-картинки: №10 Сказочка
Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору)
Соч.123. Бусинки (по выбору)
Жилинский А. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском
лагере
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Старинный танец, Печальная история
Майкапар С. Соч.28.Бирюльки: Маленький командир, Мотылек, Мимолетное видение
Салютринская Т. Кукушка
Слонов Ю. Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка
Торопова. Н. Мурка танцует. Биф.
Ходош. В. Встреча
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата
Полифонические произведения
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт Соль мажор, Менуэт ре минор,
Волынка Ре мажор, Полонез соль минор №2
Боровинская. М. Полифонические пьесы- по выбору
Гендель Г. Две сарабанды: Фа мажор, ре минор
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка
Полифонические пьесы. I –Vкл.ДМШ (БЮП. Сост. В. Натансон – по выбору
Произведения крупной формы
Андрэ А. Сонатина Соль мажор (Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано, ч.1.
Сост.С. Ляховицкая
Беркович И. Школа игры на фортепиано: Сонатина Соль мажор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч.1, 2;Соч.46.Тема с вариациями
Диабелли А. Сонатина Фа мажор
Жилинский А. Сонатина Соль мажор
Клементи М. Соч.36. №1 Сонатина До мажор
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (соль минор)
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор (Сборник фортепианных пьес, этюдов,
ансамблей, ч.2.Сост. С. Ляховицкая)
Плейель И. Сонатина Ре мажор, ч.1.
Салютринская Т. Сонатина Соль мажор
Хаслингер Т. Сонатина до мажор, ч.1,2 (Школа игры на фортепиано.Под ред. А. Николаева)
4 класс
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды: №№33-40
Гедике А. Соч.32.40 мелодических этюдов для начинающих: №23,29-32
Соч.47. 30 легких этюдов:№№10,16,18,21,26
Соч.58. 25 легких пьес: №№13,18,20:
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. Тетр.4 №№31,33
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4,5,9
11,12,15,16,20-23,35,39
Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих (по выбору)
К. Черни Избранные фортепианные этюды. Под.ред. Г. Гермера, ч.1:
№№17,18,21-23,25,28,30-32,34-36,38,41-43,45,46
Шитте А. Соч.68. 25 этюдов: №№2,3,6,9
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамбле,ч.3 ред. С. Ляховицкой (по выбору)
Сборник этюдов, БЮП. Сост. В.Натансон (по выбору)
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2 III-IVкл. ДМШ Сост. и ред.
Н .Любомудровой, К. Сорокина,
А. Туманян (по выбору)
Юный пианист. Вып.2. Сост и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона (по выбору)
Пьесы
Беркович И. 12 пьес для фортепиано на тему народной мелодии: Токкатина
Бетховен Л. Пять шотландских народных песен (по выбору)
Гайдн И. Две пьесы: Фа мажор, ми-бемоль мажор
Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль мажор
Гедике А. Гроза
Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие
Глиэр Р. Соч.43. Маленький марш
Гнесина Е. Пьесы-картины: №4. С прыгалкой; №9. Проглянуло солнышко; №11.Верхом на
палочке
Гречанинов А. Соч.109.День ребенка: Сломанная игрушка
Соч.118.Восточный напев
Соч.123.Бусинки: Грустная песенка
Кабалевский Д. Соч.27. Токкатина
Соч.39.Клоуны
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская песня
Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла
Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною
Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса Ля мажор
Мелартин Э. Утро
Ребиков В. Соч.2. Восточный танец
Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Мелодии на
банджо, Американская народная песня
Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка
Фрид Г. Семь пьес: «С новым годом!», Весенняя песенка
Хачатурян А. Андантино
Ходош В. Шествие. Золотой петушок. Зимняя дорога.
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка,
Итальянская песенка, Немецкая песенка
Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
Шуберт Ф. Экоссез Соль мажор, Менуэт
Шуман Р. Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин, Первая
утрата
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1
III-IVкл. ДМШ Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:
Гречанинов А. Соч.119. Счастливая встреча
Караманов А. Лесная картинка
Косенко В. Соч.15. Пастораль
Николаева Т. Музыкальная табакерка
Свиридов Г. Перед сном
Полифонические произведения
Александров Ан. Пять легких пьес: Кума
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 до минор,
Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19
Маленькие прелюдии и фуги. Терт.1: Прелюдия До мажор,
Прелюдия соль минор
Менуэт соль минор
Бах И.Х. Аллегретто
Бах Ф.Э. Менуэт
Кригер И. Сарабанда
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Прелюдия и фугетта до-диез минор
Моцарт Л. Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда
Моцарта: Бурре ре минор, Сарабанда, Жига
Пахельбель И. Гавот с вариациями
Скарлатти Д. Ария
Педагогические пьесы для фортепиано. Под.ред. Н. Кувшинникова, Сб. 2
Бах И.С. Ария соль минор
Кирнбергер И. Менуэт Ми мажор
Боровинская М. Полифонические пьесы- по выбору
Полифонические пьесы . I-Vкл. ДМШ (БЮП) Сост. В. Натансон – по выбору
Сборник полифонических пьес, ч.1.Сост. С. Ляховицкая:
Арман А. ФугеттаДо мажор
Корелли А. Сарабанда ми минор.
Произведения крупной формы
Андрэ А. Соч.34. Сонатина №5 Фа мажор, ч.1.
Беркович И. Сонатина До мажор
Бетховен Л. Сонатина Фа мажр,ч.1; Сонатина для мандолины
Гедике А. Соч.36.Сонатина До мажор
Гурлит К. Сонатина До мажор
Диабелли А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо
Жилинский А. Сонатина ми минор
Кабалевский Д. Соч.27. Сонатина ля минор
Кулау Ф. Вариации Соль мажор
Соч.55. №1. Сонатина До мажор, ч.1, 2
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка» соль минор
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Моцарт В. Сонатина Фа мажор, ч.1,2
Плейель И. Сонатина Ре мажор
Раков Н. Сонатина До мажор
Рожавская Ю. Сонатина, ч.2
Сорокин К. Тема с вариациями ля минор
Чимароза Д. Сонатина ре минор
5 класс
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №№1-3,24
Соч.88. Этюды: №№5,7
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32; №№4,5,9
Лак Т. Соч.75.Этюды для левой руки (по выбору)Соч.172.Этюды: №№4,5
Лемуан А. Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50
Лешгорн А. Соч.66. Этюды №№1-4
Торопова. Н. Этюд «Переменка», «Смелый этюд»
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера,
ч. 2: №№6,8,12
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.3 (по выбору)
Сборник этюдов и технических пьес из произведений русских и советских композиторов.
Тетр.2. III- IVкл. ДМШ (по выбору)
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2 (по выбору)
Школа фортепианной техники. Вып.1. Сост. Натансон, В. Дельнова (по выбору)
Этюды IV-VIIкл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон:
Балкашин Ю. Вьюга
Сироткин Е. На велосипеде
Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона (по выбору)
Пьесы
Амиров Ф. 12 миниатюр для фортепиано: Ноктюрн
Баневич С. Крыса. Солдатик и балерина
Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро Фа мажор, Менуэт Фа мажор, Виваче Ре
мажор, Маленькая пьеса Си – бемоль мажор, Анданте
Гладковский А. Детская сюита: Маленькая танцовщица
Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч.31: №3. Колыбельная,
№11.Листок из альбома; соч.34: №15. Русская песня; соч.35; №8. Арлекин; соч.43: №3.
Мазурка, №4. Утро, №7. Ариетта; соч.47: №1. Эскиз
Гнесина Е. Альбом детских пьес: №6 Марш
Гречанинов А. Соч.109. Папа и мама, Нянюшкина сказка
Соч.117. Облака плывут
Соч.158. За работой, Русская пляска
Григ Э. Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины
Гуммель И. Скерцо Ля мажор, Анданте, Жига
Даргомыжский А. Вальс («Табакерка»)
Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс ля минор
Кабалевский Д. Соч.14. Из пионерской жизни (по выбору)
Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная
сценка
Кюи Ц. Аллегретто До мажор
Майкапар С. Соч.33. Элегия
Моцарт В. Жига, Престо Си-бемоль мажор
Прейер. Трещотка
Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков
Раков Н. 24 пьесы в разных тональностях: Снежинки, Грустная мелодия.
8 пьес на тему русской народной песни: Вальс ми минор, Полька, Сказка ля минор,Из юных
дней: Увлекательная игра, Полька До мажор
Рамо Ж. Менуэт в форме рондо До мажор
Тактакишвили О. Колыбельная, Мелодия
Торопова. Н. Новогодний вальс. Чарли Чаплин
Ходош В. Сад Черномора. Зимняя дорога, Царевна-лебедь
Чайковский П.Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка,
Полька, Вальс
Чемберджи Н. Детская сюита из балета «Сон Дремович»: Снегурочка, Полька
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Деревенская песня, Народная песенка, Смелый
наездник, Песенка жнецов, Маленький романс,
Охотничья песня
Библиотека юного пианиста. Вып.2, 3, 4,5. Сост. В. Натансон – по выбору
Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов
Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон:
Витлин В. Страшилище
Современная фортепианная музыка для детей.IVкл. ДМШ
Сост. и ред. Н. Копчевского – по выбору
Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона
Бойко Р. Весенняя песенка
Глиэр Р. Соч.34, №2. Польский танец
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12
Тетр.2: №№1, 2, 3, 6
Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта
Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор
Мясковский Н. Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2.
II-IVкл. ДМШ .Сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян
Кирнбергер И. Шалун
Люлли Ж. Гавот соль минор
Моцарт В. Жига
Циполи Д. Фугетта
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2
Вебер К. Сонатина До мажор, ч.1
Гуммель И. Сонатина Домажор, ч.1; Вариации на тирольскую тему
Диабелли А. Соч.151.Сонатина Соль мажор
Дюссек И. Сонатина Соль мажор
Кабалевский Д. Соч.51. Вариации Фа мажор
Клементи М. Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа мажор,№5 Соль мажор
Кулау Ф. Соч.55,№1. Сонатина До мажор
Лукомский Л. Две сонатины: Сонатина Ре мажор
Медынь Я. Сонатина До мажор
Моцарт В. Шесть сонатин: №1 До мажор, №4 Си-бемоль мажор
Рожавская Ю. Сонатина
Чимароза Д. Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.118.Детская соната, ч.1
Библиотека юного пианиста. Вып.3, 4. Сост. В. Натансон – по выбору
Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3. Под ред. Н.
Кувшинникова
Бах Ф.Э. Соната Соль мажор
Сонатины (БЮП). Сост. В. Натансон:
Лиците П. Сонатина, ч.1
Майкапар С. Соч. 36.Сонатина, ч.1
Щуровский Ю. Украинская сонатина
Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред . Л. Ройзмана и В. Натансона
6 класс
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч.61 и 88: №№4-9,12,16,18-20,
23,25,30
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 42: №№1,6,7,10,13,14,17
Геллер С. 25 мелодических этюдов: №№6,7,8,11,14-16,18
Кабалевский Д. Соч.27.Избранные пьесы: Этюды Ля мажор, Фа мажор, ля минор
Лак Т. 20 избранных этюдов из соч.75 и 95: №№1,3,5,11-19,20
Лешгорн А. Соч.66. Этюды: №№6,7,12,18,19,20
Соч.136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по выбору)
Торопова Н. Этюд «Коррида»
Хачатурян А. Этюд ля минор
Черни К. Избранные фортепианные этюды, ч.2.Под ред. Г. Гермера:№№9-12, 15-21, 24-32
Соч.299. Школа беглости: №№1-4, 6, 7-11
Соч.337.40 ежедневных упражнений (по выбору)
Соч.718. 24 этюда для левой руки:№№1, 2, 4, 6
Шитте Л. Соч.68. 25 этюдов: №№18, 19
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано. Вып.5 (по выбору)
Этюды IV-VIIкл. ДМШ. Сост. В. Натансон (по выбору)
Пьесы
Амиров. 12 миниатюр для фортепиано. На охоте. Марш
Бах Ф.Э. Сольфеджио
Бетховен Л. Семь народных танцев (по выбору)
Багатель ля минор
Бизе Ж. Колыбельная
Гедике А. Соч.8. Десять миниатюр: №6 ми минор, №7 Соль мажор
Гесслер И. Токката До мажор, Скерцо Си-бемоль мажор, Рондо До мажор
Глинка М. Прощальный вальс Соль мажор, Мазурка до минор
Глиэр Р. Соч.26. Шесть пьес (по выбору)
Грибоедов А. Вальсы: Ми мажор, Ля-бемоль мажор
Григ Э. Соч.12. «Лирические пьесы»: Ариетта, Народный напев, Листок из альбомаСоч.17.
Песня о героеСоч.38. Лирические пьесы: Народная песня, Странник
Гурилев А. Прелюдии: фа - диез минор, до-диез минор, Полька- мазурка Ля мажор
Дебюсси К. Маленький негритенок
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Новелла, Драматический фрагментСоч.61. Токката,
Песня
Куперен Ф. Мелодия
Майкапар С. Соч.8. Маленькие новеллетты: Романс, Итальянская серенада, Токкатина
Мендельсон Ф. Соч.72. Шесть детских пьес: Ми- бемоль мажор, Ре мажор
Моцарт В. Шесть вальсов (по выбору)
Пахульский Г. Соч.8. Прелюдия до минор
Раков Н. Акварели (24 пьесы в разных тональностях): Белая лилия, Ласточка, Светлячки,
Скерцино, Из юных дней: Бабочка, Веселая забава, Рожь колосистая
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката
Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Охота, Шотландский народный танец
Ходош. В, Вечерняя сказка
Чайковский П. Соч.39.Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина сказка, Сладкая греза,
Игра в лошадки
Ходош В. Богатырский марш
Шостакович Д. Сюита «Танцы кукол»: Полька
Шуберт Ф. Соч.50. Вальс Соль мажор
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Северная песня, Песня матросов
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Пьесы зарубежных композиторов. V
класс ДМШ.Сости ред. В. Дельновой – по выбору
Гайдн И. Менуэт Ре мажор
Шуберт Ф. Вальс си минор. Утренняя серенада
Майкапар С. Этюд «Бурный поток»
Самонов А. Этюд-картина «Метель»
Полифонические произведения
Бах И.С. Двухголосные инвенции: До мажор, Си-бемоль мажор; Французские сюиты: №2 до
минор - Сарабанда, Ария, Менуэт
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр .I: Домажор, Фа мажор; Тетр. 2: Ре мажор
Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
Избранные произведения для фортепиано. Сост. и ред.
Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)
Майкапар С. Соч.8. Фугетта соль-диез минор
Соч.37. Прелюдия и фугетта ля минор
Мясковский Н. Соч.43. В старинном стиле (фуга)
Павлюченко С. Фугетта Ми-бемоль мажор
Фрид Г. Инвенции: Домажор, фа минор, ля минор
Сборник полифонических пьес: ч.2. Сост. С.Ляховицкая
Лядов А. Соч.34. Канон
Эйслер Г.Соч.32,№4. Чакона До мажор
Циполи Д. Сарабанда сольминор
Произведения крупной формы
Бортянский Д. Соната До мажор: Рондо
Вебер К. Соч.3. Анданте с вариациями
Гендель Г. Соната До мажор (Фантазия)
Грациоли Г. Соната Соль мажор
Дварионас Б. Вариации Фа мажор
Дюссек Я. Соч.20. Сонатина Ми-бемоль мажор
Кабалевский Д. Соч.40, №1. Вариации Ре мажор
Соч.51.Легкие вариации на тему словацкой народной песни: №3
Клементи М. Соч.36. Сонатина Ре мажор, ч.1Соч.37.Сонатины: Ми-бемоль Мажор, Ре
мажорСоч.38. Сонатины: Соль мажор, ч.1, Си-бемоль мажор
Лукомский Л. ч.1., Вариации фа минор
Моцарт В. Сонатины: Ля мажор, До мажор
Рейнеке К. Соч.47.Сонатина №2, ч.1
Рожавская Ю. Рондо (Сборник педагогических пьес украинских советских композиторов)
Скултэ А. Сонатина До мажор
Шуман Р. Соч.118. Сонатина Соль мажор для юношества, ч. 3,4
Сонаты, сонатины, рондо, вариации. Вып.2. Сост. С. Ляховицкая
Чимароза Д. Сонатины: ля минор, Си-бемоль мажор
Кулау Ф. Сонатина ор.20 №1, ор.55 №3,5
7 класс.
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч.61 и 68: №№13-15, 26-29
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32: №№ 15-18,20,22-25
Крамер И. Соч.60. Избранные этюды: №№1, 3, 9
Лак Т. 20 избранных этюдов из соч.75 и 95 (по выбору). Лешгорн А.
Соч.66. Этюды: №31,15,17-19,23,25,28
Соч.136. Школа беглости (по выбору)
Майкапар С. Соч. 31 Стаккато- прелюдия
Мошковский М. Соч.18. Этюды: №№3,8,10,11
Черни К. Соч.299. Школа беглости: №3,5,8,9,12,13,15,17-20,28-30
Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору)
Шитте Л. Соч.68. 25 этюдов: №321,23,25
Щедрин Р. Этюд ля минор
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано
Вып.5 (по выбору)
Сборник этюдов и технических пьес русских и советских композиторов. Тетр. 3, 5 (по
выбору)
Пьесы
Алябьев А. Мазурка Ми-бемоль мажор
Амиров Ф. 12 миниатюр для фортепиано: Токката
Беркович. И. Прелюдия
Бетховен Л. Соч.33. Багатели: №3 Фа мажор, №6 Ре мажор
Соч.119. Багатели: №3 Ре мажор, №5 до минор
Гайдн И. Аллегро Ля мажор
Гедике А. Альбом фортепианных пьес (по выбору)
Глинка М. Мазурки: доминор, ля минор
Глиэр Р. Соч.1. №1 Мазурка Соч.16, №1. Прелюдия
Соч.31, №4. Грезы, №5. Народная песня, №6. Вальс
Соч.34, №1. Маленькая поэма,
Григ Э. Соч.17: №5. Танец из Йольстера, №6. Песня невесты, №16. «Я знаю маленькую
девочку»
Калинников В. Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо
Купревич В. Фонтаны Цвингера. Элегическая серенада
Лядов А. Соч.26. Маленький вальс
Мендельсон Ф. Соч.72. Шесть детских пьес для фортепиано: №№1-5
Песни без слов: №4 Ля мажор, №6 соль минор, №9 Ми мажор, №48 До мажор, фа-диез
минор.
Мусоргский М. Слеза
Пахульский Г. Соч.23. №8 Скерцино
Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс
Фортепианные пьесы для юношества; Скерцо, Менуэт, Вальс
Раков Н. Новеллетты, Акварели
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Марш на тему Глинки, Музыкальный момент, Грустная
песенка
Хачатурян А. Детский альбом: Музыкальная картина, Подражание народному
Чайковский П. Соч.37. Времена года: Песня жаворонка, Подснежник
Соч.40: №2. Грустная песня, №6. Песня без слов
Соч.54: №10. Колыбельная песня в бурю, №16, Мой Лизочек так уж мал,Детский альбом:
Баба Яга
Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс
Детская тетрадь: Заводная кукла
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Незнакомец, Зима, Воспоминание, Отзвуки театра
Произведения французских композиторов XIX века. Под ред. Н. Кувшинникова
Бизе Ж. Волчок
Гуно Ш. Гавот
Дюбуа Т. Скерцетто
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, Двухголосные и Трехголосные инвенции по выбору.
Французские сюиты: №3 си минор - Аллеманда, Сарабанда, Менуэт;
№5 Ми-бемоль мажор - Сарабанда, Ария, Менуэт
Избранные произведения. Вып.1.Сост и ред. Л. Ройзмана: Прелюдия ми минор, Гавот в форме
рондо соль минор, Ларго ре минор (А. Вивальди), Фуга Соль мажор, Анданте соль минор,
Скерцо ре минор, Жига Ля мажор, Сюита (Антрэ, Менуэт, Бурре, Жига), Сицилиана (перелож.
для фортепиано Н. Немеровского)
Гендель Г. Сюита Соль мажор (польское издание)
Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)
Лядов А. Соч.34. №2. Канон до минор
Пахульский Г, Канон ля минор (Сборник полифонических пьес, ч.2.Сост. С.Ляховицкая)
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Соч.49. Соната соль минор, ч.1
Легкая соната №2 фа минор, ч.1
Сонатина Ми-бемоль мажор, ч.1
Шесть вариаций на тему из оп. Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха»
Бортнянский Д.Соната До мажор
Гайдн И. Сонаты: №2 ми минор,ч.2,3; №5 До мажор; №7 Ре мажор,ч.2,3; №12 Соль мажор;
№18 Ми мажор,ч.2,3; №21 Фа мажор,ч.1; №28 Ля мажор, ч. 2,3; №29, Ми мажор, ч.3; №30
Си-бемоль мажор
Гесслер И. Соната ля минор
Глинка М. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»
Гречанинов Соч.110. Сонатина Фа мажор
Кабалевский Д. Соч.13. Сонатина До мажор
Соч.40. Легкие вариации: №1 Ре мажор, №2 ля минор
Клементи М. Соч. 26. Соната Ре мажор
Мегюль Э. Соч.1. Соната Ля мажор, ч.1
Моцарт В. Сонаты: №2 Фа мажор, ч.2,3; №4 Ми-бемоль мажор,
ч.2,3; №15 До мажор; №19 Фа мажор, ч.1
Рондо Ре мажор
Анданте с вариациями Фа мажор
Раков Н. Сонатина №3 («Юношеская»)
Сейсс И. Рондо Соль мажор
Чимароза Д. Сонаты: до минор, Си-бемоль мажор
8, 9 классы
Этюды
Беренс Г. Соч.61.Этюды.Тетр. 1-4 (по выбору)
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№25-28
Клементи М. - Таузиг К. Этюды: №№1, 2, 9, 11, 13 (для поступающих в училище)
Кобылянский А. Семь октавных этюдов: №№1, 2, 4, 7
Крамер И. Соч.60.Этюды №№4, 5, 10, 12, 18-20, 22, 23
Лешгорн А. Соч.66. Этюды: №№27, 29, 32
Соч.136 .Школа беглости (по выбору)
Мак - Доуэлл Э. Соч.46. Этюд «Вечное движение» №2
Мошелес М. Соч.70. Избранные этюды: №№2, 3, 6, 10, 12
Мошковский М. Соч.72. 15 виртуозных этюдов: №№1, 2, 4, 5, 6, 9 (для поступающих в
училище)
Телеман Г.Ф. Фантазия
Черни К. Соч.299. Школа беглости: №№9, 17, 20- 21,23-25, 28, 29, 32, 33, 34, 37-40
Соч.718. 24 этюда для левой руки: №№16, 17, 19, 24
Соч.740. Искусство беглости пальцев: №№1-6, 10-13,17, 18, 21,23, 24 (для
поступающих в училище)
Пьесы
Аренский А. Соч.25, №1. Экспромт Си мажор
Соч.36: 10. Незабудка, №24. В поле
Соч.42, №2. Романс Ля-бемоль мажор
Соч.46 №1. У фонтана
Соч.53, №3. Романс Фа мажор
Соч.63,№1. Прелюдия
БабаджанянА.Прелюдия
Балакирев М. Полька
Бетховен Л. Соч.33. Багатели: Ми-бемоль мажор, Ля мажор. Экоссезы
Бородин А. Маленькая сюита: Ноктюрн, В монастыре, Грезы, Интремеццо
Гаврилин Н. «Ехал Тит по дрова», Полька, Вальс, Прелюдия, Токката
Гайдн И. Адажио
Глазунов А. Соч.3. Вальс
Соч.25. Прелюдия №1
Соч.42. Пастораль №1
Соч.49. Гавот №3
Глинка М. Мелодический вальс, Тарантелла, Андалузский танец, Ноктюрн («Разлука»), Детская
полька
Глинка М.- Балакирев М. Жаворонок
Глиэр Р. Соч.16. Прелюдия до минор №1
Соч.19. Мелодия №1
Соч.43. Прелюдия Ре-бемоль мажор
Гречанинов А. Соч.37: №1. Экспромт, №2. Прелюдия си минор
Григ Э. Соч.3. Поэтические картинки (по выбору)
Соч.6. Юморески: соль минор, до минор
Соч.19. Из карнавала
Соч.28. Скерцино
Соч.38. Лирические пьесы: Мелодия, Элегия, Колыбельная
Соч.41. Колыбельная
Соч.43. Бабочка, Птичка, Весной
Соч.52. Горе матери, Первая встреча, Сердце поэта
Соч.54. Скерцо, Ноктюрн
Соч.57.Гаде, Тоска по родине
Соч.62. Ручеек
Соч.65.Свадебный день в Трольхаугене, Баллада до минор
Соч.68. К твоим ногам
Соч.71. Кобольд
Дакен К. Кукушка
Дворжак А. Соч.101.Юморекска №7
Кабалевский Д. Соч.38. Прелюдии: №1 До мажор, №2 до минор, №6 Ре мажор, №8 фа-диез
минор
Калинников В. Ноктюрн фа-диез минор, Элегия
Караев К. Две прелюдии
Кюи Ц. Соч.8. Три пьесы: Ноктюрн
Соч.20..Кантабиле №5
Лист Ф. Утешение Ре-бемоль мажор, Вальс-каприс, Экспромт Фа-диез мажор
Лядов А. Соч.10. Прелюдия Ре-бемоль мажор
Соч.11. Прелюдия си минор
Соч.15. №1. Мазурка Ля мажор
Соч.17.№2. Пастораль
Соч.52. №2. Балетная пьеса
Мак-Доуэлл Э. На месте старого свидания
Соч.46. №2. Вечное движение
Мачавариани А. Экспромт
Мендельсон Ф. Песня без слов: №1 Ми мажор, №2 ля минор, №7 Ми-бемоль мажор, №12 фа-
диез минор, №16 Ля мажор, №20 Ми-бемоль мажор, №22 Фа мажор, №29 Ля мажор, №35 си
минор, №37 Фа мажор
Мусоргский М. Избранные пьесы: В деревне, Детское скерцо
Мясковский Н. Соч.25. Причуды (по выбору)
Соч.31.Пожелтевшие страницы: №№1, 3
Пахульский Г. Соч.7. Гармонии вечера
Соч.12. Фантастические сказки: №№1, 7, 8
Прокофьев С. Соч.65.Детская музыка: Тарантелла, Игра в пятнашки
Соч.12. №7. Прелюдия До мажор
Соч.22. Мимолетности: №№1, 2, 4, 10, 11, 12, 17
Соч.25. Гавот из Классической симфонии
Соч.31.Сказки старой бабушки: №2 фа-диез минор, №3 ми минор
Соч.32.№3. Гавот фа-диез минор
Соч.38. Прелюдии: №1 До мажор, №2 до минор, №6 Ре мажор, №8 фа-диез
минор
Соч.22. Мимолетности: №№1, 2, 4, 10, 11, 12, 17
Соч.25. Гавот из Классической симфонии
Соч.31.Сказки старой бабушки: №2 фа-диез минор, №3 ми минор
Соч.32.№3. Гавот фа-диез минор
Соч.75. «Ромео и Джульетта» (10 пьес): Сцена, Патер, Лоренцо, Танец девушек
с лилиями
Соч.102. Вальс из балета «Золушка»
Пуленк Ф. Вечное движение Си-бемоль мажор
Ноктюрн Ля мажор
Раков Н. Русская песня (обр. Г. Гинзбурга)
Рахманинов С. Соч.3: №1.Элегия, №3. Мелодия
Рубинштейн А. Соч.30, №1. Баркарола
Соч.44, №1. Романс
Соч.69, №2. Ноктюрн
Сибелиус Я. Соч.76. Арабеска
Скрябин А. Соч.2: №2. Прелюдия Си мажор, №3. Экспромт в виде мазурки
Соч.№3, №6. Мазурка до-диез минор
Соч.11.Прелюдии: Ре мажор, Ми мажор, ми минор, си минор,
до-диез минор
Фильд Дж. Ноктюрны: №2 Си-бемоль мажор, №3 ре минор
Хренников Т. Соч.5, №1. Портрет
Чайковский П. Соч.5. Романс фа минор
Соч.19, №4. Ноктюрн Фа мажор
Соч.10. Юмореска
Соч.37. Времена года: Белые ночи, Баркарола, Песня косаря, Вальс, Жатва,
Осенняя песня
Соч.40.Вальс, Русская пляска
Соч.7.Вальс - скерцо Ля мажор
Соч.2.Скерцо Фа мажор
Шопен Ф.Листки из альбома: Автограф, Ларго, Контрданс, Экоссезы, Ноктюрн до-диез минор
Шопен Ф. - Лист Ф. Польские песни: Желание, Колечко, Пирушка
Шостакович Д. Соч.34. Прелюдии: №№10, 14, 16, 17, 19, 24
Шуберт Ф. Соч.90. Экспромт Ми-бемоль мажор
Соч.142.Экспромт Ля-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.99. Пестрые страницы.Три пьесы: №1 Ля мажор, №3 Ми мажор. Листки из
альбома: №4 фа-диез минор, №6 Ля-бемоль мажор
Соч.124. Листки из альбома : Маленькое скерцо Фа мажор,
Фантастический танец ми минор, Эльф фа минор, Романс Си-бемоль мажор, Фантастический
отрывок до-диез минор
Эйгес К. Соч.44.Две пьесы: Бабочка
Полифонические произведения
Бах И.С. Двухголосные инвенции: Си-бемоль мажор, ми минор, ля минор
Бах И.С. Французские сюиты: Ми мажор, Соль мажор
Английские сюиты: №2 ля минор - Прелюдия, Бурре, №3 соль минор -
Гавот, Аллеманда, №5 ми минор - Сарабанда (для поступающих в училище)
Маленькие прелюдии и фуги: Прелюдия с фугеттой №7
ми минор, Прелюдия и фуга №8 ля минор
Трехголосные инвенции: №3 Ре мажор: №4 ре минор, №5 Ми-бемоль мажор, №8 Фа
мажор, №9 фа минор, №11 соль-минор, №12 Ля мажор, №13 ля минор, №14 Си-бемоль мажор
Хорошо темперированный клавир. Прелюдии и фуги. Т.1:
ре минор, соль минор, до минор, Фа-диез мажор, Си-бемоль, мажор, Ля-бемоль мажор; Т.2: фа
минор, ре минор, до минор (для поступающих в училище)
Избранные произведения. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана:
№11 Фуга ля минор, №12 Сюита Си-бемоль мажор,
№19 Сюита ля минор
Бах И.С.- Кабалевский Д. Органные прелюдии и фуги (по выбору)
Гендель Г. Фугетта Ре мажор, Чакона Фа мажор, Сюита Соль мажор
Глинка М. Фуга ля минор
Кабалевский Д. Соч.61. Прелюдии и фуги (по выбору)
Купревич В. Фуга ми минор
Лядов А. Соч.34, №2. Канон до минор
Соч.41, №2. Фуга ре минор ( для поступающих в училище)
Мясковский Н. Соч.78. Фуга №4 си минор
Шостакович Д. Соч.87. Прелюдия и фуга №1 До мажор (для поступающих в училище)
Произведения крупной формы
Бах Ф.Э. Сонаты: доминор - Престо, фа минор, ля минор
Беркович И. Вариации на тему Паганини
Бетховен Л. Соч.2,№1.Соната №1 фа минор
Соч.10: №1. Соната №5 до минор,ч.1; №2 Соната №6
Соч.13 Соната №8 до минор ч.3
Соч.14 №1 Соната №9 Ми мажор; №2. Соната №10 Соль мажор, ч.1
Соч.51.Рондо: Домажор, Соль мажор
Соч.79. Соната №25 Соль мажор, ч.1. Девять вариаций Ля мажор. Шесть легких
вариаций Соль мажор (2/4)
Бортнянский Д. Соната Фа мажор, ч.1
Гайдн И. Сонаты: №2 ми минор, ч.1.; №3 Ми-бемоль мажор; №4 Соль минор, ч.1; №6 до-диез
минор,ч.1.; №7 Ре мажор, ч.1.; №9 Ре мажор, ч.1.; №13 Ми-бемоль мажор; №17 Соль мажор, ч.
1, 3; №20 Ре мажор; №26 Си-бемоль мажор; №37 Ре мажор, ч.1; №41 Ля мажор
Гендель Г. Соната - фантазия До мажор, ч. 1, 3
Вариации: Ми мажор, Соль мажор
Кабалевский Д. Соч.13.Сонатина №2 соль минор, соната №3 Фа мажор, ч. 2, 3,
Клементи М. Соч.1. Соната Ми-бемоль мажор
Соч.26.Соната фа-диез минор
Соч.28. Соната Ре мажор
Моцарт В. Сонаты: №5 Соль мажор, ч.1; №7 До мажор, ч.1; №9 Ре мажор, ч.1; №12 Фа
мажор, ч.1; №13 Си-бемоль мажор, ч.1; №16 Си-бемоль мажор, ч.1., Фантазия ре минор
Прокофьев С. Пасторальная соната
Раков Н. Вариации на тему белорусской народной песни ля минор
Лирическая сонатина №4 ля минор
Сибелиус Я. Сонатина Ми мажор, ч.2, 3
Скарлатти Д. 60 сонат: №32 Домажор, №33 Ре мажор
Хачатурян А. Сонатина До мажор
9.
Требования для технических зачётов
Технический зачет проводится 1 раз в полугодие для учащихся 2-7 классов.
В одном из полугодий на зачет выносится мажорная гамма, во втором – минорная. Кроме
гаммы в каждом полугодии исполняется этюд и проходит зачёт по чтению с листа.
Следует учесть,
что формат дистанционного обучения представляет определённые
трудности для технического развития учащегося, и поэтому весь комплекс для зачёта подбирается
исходя из установленных требований, но с учетом индивидуальных возможностей учащегося.
2 класс
I полугодие:
1.
1 гамма в 1-2 октавы в прямом движении каждой рукой отдельно (расходящаяся - по
желанию, в зависимости от способностей)
2.
Тонические трезвучия по 3 звука каждой рукой отдельно с переносами в разные октавы
II полугодие:
1.
1 гамма в 1-2 октавы в прямом движении каждой рукой отдельно (расходящаяся - по
желанию, в зависимости от способностей)
2.
Тонические трезвучия по 3 звука каждой рукой отдельно с переносами в разные октавы
3 класс
I полугодие:
1.
В каждом полугодии исполняется 1 гамма в 2 октавы в прямом движении двумя руками или
каждой рукой отдельно. В противоположном – на усмотрение преподавателя
2.
Тонические трезвучия с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно или двумя
руками.
3.
Арпеджио по 3 звука каждой рукой отдельно.
4.
Хроматическая гамма в 2 октавы каждой рукой отдельно или двумя руками в прямом
движении.
4 класс
1.
Гамма в 2 - 4 октавы в прямом движении двумя руками вместе. ( В
противоположном движении только мажорные гаммы с симметричной аппликатурой).
2.
Аккорды по 3 – 4 звука двумя руками вместе.
3.
Арпеджио: короткие – по 4 звука каждой рукой отдельно.
длинные – каждой рукой отдельно.
4.
Хроматическая гамма 2-4 октавы каждой рукой отдельно или двумя руками вместе в
прямом движении.
5 класс
1.
Гамма в прямом и противоположном движении в 4 октавы. Минорные гаммы только в
прямом движении.
2.
Гамма в терцию (для мажорной гаммы.Если основная гамма выбрана минорная, то в
терциюсыграть только один из 3-х видов минора).
3.
Аккорды по 3 – 4 звука двумя руками вместе.
4.
Арпеджио: короткие – двумя руками вместе.
ломаные, длинные - каждой рукой отдельно.
5.
Хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении.
6.
D 7, ум.VII 7 - построение и разрешение.
6 класс
1.
Гамма в прямом и противоположном движении. Минор в противоположном на усмотрение
преподавателя.
2.
Гамма в терцию и дециму (см. соответствующий пункт требований к 5 классу).
3.
Аккорды по 4 звука двумя руками вместе.
4.
Арпеджио: короткие, ломаные – двумя руками вместе.
длинные -двумя руками вместе или каждой рукой отдельно.
5. D 7, ум. VII 7 в виде аккордов с обращениями или длинных арпеджио каждой рукой
отдельно.
6. Хроматическая гамма в 4 октавы в прямом движении двумя руками вместе.
7 класс
1.
Вариант первый: любая гамма на выбор преподавателя в 4 октавы по требованиям 6 класса.
2.
Вариант второй: 11 видов арпеджио.
10.
Список рекомендуемой используемой литературы.
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.
2.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
3.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
4.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
5.
Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973
6.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
7.
Булатова. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной
8.
Гольденвейзер Б. О музыкальном искусстве.
9.
Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе
10. Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
11. Кременштейн
Б.
Воспитание
самостоятельности
учащихся в классе
специального
фортепиано. М., 1965.
12. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
13. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
14. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
15. Попова Т. Моцарт.
16. Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в
классе фортепиано. Центр. Метод.кабинет по детскому музыкальному и художественному
образованию. – М., 1970.
17. Якушина И. Вселенная Моцарта.