Напоминание

Организация досуговой деятельности в кружке «Поваренок» как средство социализации подростков.


Автор: Серебрякова Наталья Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБПОУ ИСЛ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация досуговой деятельности в кружке «Поваренок» как средство социализации подростков.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация досуговой деятельности в кружке «Поваренок» как

средство социализации подростков.

Во все времена важной проблемой общественного развития является гармонизация

взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация.

Особенно актуальной для современного общества является социализация подрастающего

поколения из числа детей сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Именно в

подростковый период складываются основные структуры личности, качественные

характеристики которой, в существенной степени зависят от развития окружающей среды.

Социализация подрастающего поколения, есть сложный непрерывный процесс, при

котором, с одной стороны, потребности отдельно взятого человека адаптируются к

потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, это активный

творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю

мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе. С другой,

общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм

отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих

человека социальных средах.

Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему

социализации подрастающего поколения, по настоящее время существуют и мало

исследованные области, одна из таких проблем - досуговая деятельность как средство

социализации подростков.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как

происходят большие изменения и в организме и в сознании. Появляется большое разнообразие

отношений - дружба, вражда, любовь и другие. На подростка сильное влияние оказывают

микро и макро среды, а так же различные социальные институты. «Досуговая деятельность как

средства социализации подростков» - этому вопросу посвящена организационная работа в

кружке «Поваренок».

Актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России,

увеличением количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных

детей, положением социально - досуговых центров, нехваткой материальных средств,

квалифицированных кадров, экономикой и политикой России на данном этапе развития,

наличием различных конфликтов, вопросами по использованию бюджета и разработкой

программ по защите детства.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей

жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных

сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнить определенно жизненно важные

социальные роли. Благодаря социализации подросток приобщается к социальной жизни,

получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс,

продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до

глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его

структура, цели и задачи, ценности и нормы. С другой - в течение своей жизни многократно

меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и

роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности,

налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными

институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в

обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно. Общим для всех подходов является

рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения социального опыта в

процессе жизнедеятельности.

Организация досуговой деятельности в кружке «Поваренок» помогает социализации

детей-сирот и подростков обучающихся в СПб ГБПОУ «ИСЛ». Благодаря взаимодействию

выпускников и обучающихся СПб ГБПОУ «ИСЛ» дети, попавшие в трудную жизненную

ситуацию, имеют возможность получить навыки приготовления вкусной и полезной еды.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо

организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является

создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие,

безопасность и возможность личностного роста [28].

Это помогает ребятам, находящимся в учреждении, научиться профессионально готовить,

что очень важно в процессе социализации.

Средства социализации специфичны в зависимости от социального слоя и возраста. К ним

можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и

гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы

духовной культуры: стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания и многое

другое.

Социализация играет важную роль в развитии подростков. Любой социальный институт

будь то школа или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как

целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного

социального института.

Досуг - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей

духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности,

обеспечивающих отдых.

Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной

деятельностью по своему выбору.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающей

среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование.

Определение досуговой деятельности распадается на четыре основные группы:

- досуговая деятельность как созерцание, связанное с высоким уровнем

культуры и интеллекта

- досуговая деятельность характеризуется как деятельность не связанная с работой, она

включает в себя ценности самореализации;

- досуговая деятельность, как свободное время, время выбора.

- досуговая деятельность рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не

является его обязанностью.

Изучив теоретические аспекты проблемы досуговой деятельности как средства

социализации подростков, можно приступить к исследовательской работе.

Исследовательская работа может включать следующие методы исследования: беседа;

анкетирование. Цель: выявление интересов подростков.

В результате исследования можно прийти к выводу, что подростки заинтересованы в том,

чтобы развиваться в обществе, вести здоровый образ жизни, с пользой проводить свое

досуговое время, которое должно быть направлено на саморазвитие, самовоспитание и

самореализацию.

Так как многие подростки не любят трудности и ищут неприемлемые для общества

формы самоутверждения, задачей педагогов, психологов, родителей и всего общества в целом

является то, чтобы подвести подростков к осознанному развитию и воспитанию, успешной

социализации в обществе через свою досуговую деятельность.

Научить детей-сирот правильно готовить вкусные и полезные блюда — такую задачу

поставили перед собой при организации кружка «Поваренок». Занятия проводятся 3 раза. После

инструктажа по

технике безопасности на кухне ребята с удовольствием готовят обеды,

завтраки и ужины. При этом в доступной и интересной форме они получают знания о

принципах правильного питания.

Проект «Поваренок» входит в цикл занятий, которые проводятся в рамках социализации

детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для них важно получить социальные

навыки бытового поведения и умение вступать в позитивную коммуникацию, в том числе с

молодёжью.

Для человечества проблема социализации подрастающего поколения существовала во все

времена. Проблема досуговой деятельности как средства социализации подростков является

многократной социальной проблемой, которая на протяжении многих лет носит ярко

выраженный характер. Социализация - это сложный непрерывный процесс усвоения индивидом

образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,

навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. И эту сложную проблему

можно частично решить организация кружка «Поваренок».

Во время досуговой деятельности подростки более открыты для влияния и воздействия на

них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью

воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Благодаря коллективной досуговой

деятельности происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой

активности, выработка жизненной позиции, на учение нормам поведения в обществе. К

сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на подростков бывает случайным, мало

организованным в целостную систему, что дает меньше эффективности в данной проблеме,

поэтому необходимо больше внимания уделять социализации подростков в этом столь

переломном возрасте, когда ребенок пересматривает свои жизненные ценности и нормы.

Таким образом, необходимо больше внимания уделять подросткам в их свободное время,

занимать их полезной досуговой деятельностью, что будет служить средством их социализации

и развитием дальнейших перспектив в жизни.

Библиографический список

1.

Алексеева, Е.В. Наш проблемный подросток: учеб.пос. С-П,2009

2.

Андреева, Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект пресс,2005

3.

Веденцева Л.Н., Рыбакова М.Г. Педагогика. - М.: 2006

4.

Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. - М.: Академия., 2007. 345с

5.

Волков, Б.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов. - М.:

Гуманитарный издательский центр,2005

6.

Воспитание трудного подростка/под ред. М.И. Рожкова, Б.: Приамурье.,2008

7.

Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М.:2004

8.

Гамаузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателя и

студентов - М.:2005

9.

Дебес, М. Подросток. СПб.: Питер, 2007

10.

11. Демченко, А. Возможности российского досуга// клуб. - М.: 2008

11.

Ерошенков, И.Н. Культурно - досуговая деятельность в современных условиях. -

М.: НГИК,2004

12.

Ж. Воспитание школьника № 8,9 - 2005

13.

Ж. Классный руководитель № 7,8,11 - 2006

14.

Ильина Т.А. Формирование мировоззрения и социализация личности.-

Школа,2009,№5 ,с.З 8-40

15.

Ищук Г.И. Дополнительное образование детей как фактор социализации

современной профильной школы,- Образование в современной школе,2007,№10,сЗ-8

16.

Классные часы в лицее и колледже/Н.Ф. Дик - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс,

2007.-314 с

17.

Классные часы: 9 класс (Авт - сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2008.-С.208-211

18.

Мудрик, А.В. Социальная педагогика. М.: Академия. 2006

19.

Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.: 2006

20.

Мишуринская Е.В. Методика изучения социализированное™ воспитанника//

Работа соц. Педагога в школе и микрорайоне.- 2010. - №2.-С. 112-113

21.

Немов Р.С. Возрастные особенности детей: (Вопросы теории). - М.: психология,

2005

22.

Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе

принципа минимального универсума // Личность, творчество и современность. 2008 . Вып. 3. -

С. 3-11.

23.

Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2005.

24.

Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах

отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2006.

25.

Титова Г.П. Современный справочник необходимых знаний. - М.: Славянский

дом книги, 2008

26.

Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб,

2005

27.

Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - СПб 2008г. -

28.

Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы

психологии. - 2009. - №6. - С.54-58.



В раздел образования