Автор: Бахорь Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ№5 Населённый пункт: Тайшет Наименование материала: Статья Тема: Коммуникативная компетенция Раздел: среднее образование
Педагогическая концепция.
Формирование коммуникативной компетенции как создание осознанного и развитого
интеллекта.
Коммуникативная компетенция – это умение общаться и быть осведомленным, быть в курсе
событий.
Школа – это очень просто.
Школа – это очень сложно.
Для тех. Кто учился в школе, и для тех. Кто в ней работает – это целая жизнь. Школа – это и здание,
которое становится родным и близким, это и люди, которые учатся и учат.
Чтобы знать, чему учить детей, я должна знать чего они хотят, и с этой целью я провела среди
ребят анкетирование.
Вот, что я выяснила. Позвольте мне, уважаемые коллеги, зачитать выдержки из ученических
ответов:
«Говоря серьезно, мне нравится в школе, - пишет один ученик. Ощущение некой
опасности, напряжение, ожидание удара в спину и постоянные проверки, способен ли ты
на подлость?»
«Я хочу назвать причины, по которым следует ходить в школу, - читаю в ответе другого.
Под влиянием различных мнений и по мере накопления знаний, создается собственное
мировоззрение, развиваются собственные черты характера, и становятся понятными
некоторые общественные ценности и законы. Школа – это маленькая жизнь. »
«Школа – это хорошо, - читаю откровения еще одного. Нам повезло, что в нашем веке есть
возможность получить образование относительно малой ценой»
Среди ответов я увидела и совершенно противоположные мнения. Школа – это сложно.
Ведь невозможно выполнить весь объем домашних заданий, заняться любимым делом,
пообщаться с друзьями, и просто отдохнуть. Порой приходиться выбирать или учеба или
общение. Мы учимся потому, что так надо, надо поступать в техникум, институт, надо для
будущей жизни. Но ведь человек рожден не для того, чтобы жить по принципу «надо».
Хочется делать то, что хочется, получая от своих занятий удовольствие.
Поэтому система образования должна быть такой, чтобы получая знания, человек
испытывал положительные эмоции.
Не жизнь для учебы, а учеба для жизни.
А вот еще более неожиданно: « Почему я живу от понедельника до пятницы, грезя о
выходных, как о манне небесной?» и далее читаю «хотя учителей тоже жалко, но им хотя
бы платят»
Да, за каждым таким откровением, я вижу детскую душу, его желание понять и во всем
разобраться.
Школа – это особый мир, дети хотят быть признанными, успешными, они хотят любить
школу и они любят ее.
Остается дело за нами, за взрослыми, за педагогами»
Как поддерживать у ребят интерес к предмету и желание изучить то, что кажется им
хорошо знакомым?
Как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность, научить общаться между
собой?
Ведь многие из детей говорят, что не всегда могут общаться со сверстниками. Как
поступить в этом случае? Тогда приходится общаться вне школы, по интернету. Если я
нахожу что-то полезное для того или иного ученика, я ему пишу, а ему достаточно открыть
сайт, где для него есть вся информация.
Дети подчас нас удивляют, а иногда и просто шокируют. Феноменальная память,
экстроординарное мышление, выдающиеся логические способности иногда сочетаются
все в одном. Истинно утверждение, что талантливый человек талантлив во всем: главное
найти ключик и тогда ребенок начинает самовыражаться, и в этом мне помогает
педагогика, технология, методы и средства обучения, форма организации деятельности
учащихся. Удачной технологией для меня является парно-групповая работа и
коллективный способ обучения. И это не случайно, именно при таком комплексном
сочетании дети способны к самовыражению, к самоутверждению, к самореализации. В
конечном итоге они становятся успешными. Сама школьная практика вызвала к жизни
такой тип урока, как урок – коммуникация, урок – фантазирования, урок – творчества, урок
– открытых мыслей, урок – исследование. Такой нестандартный тип урока – исследования
был проведен мною в 7 классе по теме: «правописание НЕ с причастиями», где ученики
сами определяли и формулировали тему и цель урока, сами говорили и проводили
исследование, отыскивали нужный материал, а я выступала в роли консультанта,
помощника.одним из эффективных средств нестандартного урока коммуникативных
умения является ролевая игра, цель которой – развитие умений войти в контакт, умение
завязывать, поддерживать разговор, быть умелым аппонентом, быть толерантным в
процессе коммуникативной компетенции. Внеклассное мероприятие по творчеству
Александра Вампилова потребовало колоссальной предварительной подготовке ребят в
сборе материала, хронологических дат и фактов биографии драматурга. Через развитие
коммуникативной компетенции, через урок ролевой игры дети учатся любить историю
народа, свое Отечество.
Большое внимание я отвожу работе с опорными конспектами (может быть это покажется
методически старым, несовременным) но я убеждена, что в этом один из секретов
развития коммуникативных умений.
При изучении романа «Преступление и наказание» Достоевского дети по готовым
опорным схемам учатся читать текст, а потом по своим составляют свои, аналогические
схемы, защищая и отстаивая их. И тогда получаются урока – диспуты.
Но порой часто бывает так, что многие ученики не всегда грамотно могут оформить свою
мысль, поэтому один из эффективных средств коммуникативных умений, на мой взгляд,
является рисунок ученика. Я хотела бы опереться на мысль Л Выготского о том, что рисунок
есть графический рассказ ребенка. Пока он рисует, он думает о предмете своего
изображения так, как если бы он о нем рассказывал.
Действительно, собственный рисунок способствует наблюдательности, создается эффект
новизны, поскольку что-либо изображая, ученик выбирает форму, цвет и вместе с тем, к
его сознании закрепляется слова, обозначающие предмет изображения. С помощью
рисунка ребенку легче воссоздать облик действительности, ведь он в процессе рисования
учится видеть, наблюдать, анализировать и говорить. Мир ребенка его глазами – это
языковая картина мира, его творческое мышление, его умение общения.
Для развития коммуникативной компетенции я на уроках использую проблемно-
поисковый метод, метод мозгового штурма, метод – я – диалоговый учитель, пользуюсь и
обучаю детей работе со справочной литературой, различными публикациями, привлекаю
учебные статьи, газетную прессу, мультимедио. Чтобы мои учащиеся были творческими,
успешными использую и внеурочную деятельность, пример тому
- участие в научно-исследовательской работе,
- написание литературно-критической статьи в соавторстве с моей ученицей по творчеству
известного нашего поэт-земляка Михаила Новицкого. Исследовательская работа заняла 2
место в научно-практической конференции.
Мы живем в удивительное время, можно сказать в эпоху революционных перемен.
Нравятся они нам или нет, перемены не остановить, они были и будут. Мы привыкли, что
электрический свет озаряет наши дома, но не свет ламп и свечей, и даже не звезд, а
воспринимающий свет знаний и информации. Еще древние говорили, кто владеет
информацией, тот владеет всем миром. Именно информация и направляет поезд
перемен, происходящих в обществе и бизнесе. Ученик, примеривающий на себя костюм
реально – существующего персонажа, оставит в себе ощущение от пережитого, возможно,
навсегда, что, конечно, позволит ему понять, как надо, или как не надо поступать в
дальнейшем.
« Школе нужно поучиться у современных корпораций, - читаю я в «Учительской газете», -
выигрывает не та компания, где больше нефти или газа, а та, где человек из плоти и крови»
Педагогическое поле деятельности огромно, и я уверена, что и мое зернышко интеллекта
попадет на благодатную почву, ведь нельзя учить и учиться, не общаясь.
Без общения нет учения!
Муниципальное общеобразовательное учреждение