Автор: Светлана Валентиновна Марьясова
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Использование дидактических принципов в процессе преподавания учебной дисциплины Инженерная графика для всех специальностей СПО"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
Методические рекомендации по использованию дидактических
принципов в процессе преподавания учебной дисциплины Инженерная
графика для всех специальностей среднего профессионального
образования.
Разработал: преподаватель общетехнических
дисциплин Марьясова С.В.
2021
Содержание.
Введение
3
Основная часть
4
Вывод
19
2
Введение
Важное место в процессе обучения отводится овладению трудовыми
навыками. В методических рекомендациях раскрывается теоретическая
сущность дидактических принципов и их применение при изучении
дисциплины «Инженерная графика».
Большое внимание отводится вопросу усвоения графических знаний на
уроках
инженерной
графики,
рассматриваются
методические
вопросы
организации учено – воспитательной работы по инженерной графике.
Методика инженерной графики, как и всякая другая педагогическая наука,
самым тесным образом связана с дидактикой, цель которой раскрыть общие
закономерности
успешного
обучения,
обеспечить
прочное
и
вполне
осознанное усвоение студентами системы знаний, умений и навыков.
Дидактика, являясь теорией образования и в то же время обучения должна
быть, положена в основу любой методики, в том числе и методики
инженерной графики. Методика же, опираясь на закономерности дидактики
и
руководствуясь
ее
теоретическими
положениями,
разрабатывает
и
исследует весь арсенал средств, способствующих получению студентов
глубоких и наиболее совершенных знаний в процессе обучения.
Связь
методики
с
дидактикой
обязательна
при
единстве
методологического подхода к рассмотрению процесса обучения.
3
Основная часть
В
современных
условиях
все
преподаватели
обязаны
неуклонно
повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы,
добиваться, что бы каждый урок способствовал развитию познавательных
интересах студентов и приобретению навыков самостоятельного пополнению
знанию. Для осуществления такой важной задачи нужны определенные
условия,
но
прежде
всего
строгое
и
неукоснительное
соблюдение
дидактических принципов в процессе преподавания, то есть тех принципов,
которые изучались педагогике. Вопросами организации обучения занимается
дидактика, которая не является отдельной самостоятельной наукой. Она есть
часть педагогики, излагающая теорию образования и обучения.
Научные основы обучения находят своё выражение в дидактических
принципах - руководящих положениях, определяющих ход преподавания и
учения в соответствии с целями и задачами воспитания и образования.
Конечно, при этом учитываются закономерности процесса усвоение знания,
умений и навыков студента.
Все принципы обучения тесным образом связаны между собой. Они
также включают в себя те правила, которые раскрывают в себе те стороны
того или иного принципа обучения. Рассмотрим наиболее важные стороны
некоторых принципов в обучении применительно к инженерной графике.
4
1 Принцип научного обучения.
Принцип
научного
обучения
заключаться
в
том,
что
студентам
предлагается усвоить положения курса инженерной графики, основанные на
научных методах планиметрий и начертательной геометрии. Однако усвоить
научные методы изображений можно только при правильном восприятии
предметов или явлений. Особая роль при изучении инженерной графики
принадлежит межпредметным связям. Так, например, знания основных
положений геометрии совершено необходимо в усвоении геометрической,
проекционной и технической графики. На уроках инженерной графики
знания из области геометрия закрепляются практическими примерами. Для
того что бы эти знания были усвоены, нужны такие условия, которые
обеспечивали бы правильное восприятия студентами изучаемых учебных
предметов без каких бы то ни было искажений. Такого первое требования
принципа научности обучения.
Изучить какой-нибудь учебный предмет, в том числе инженерную
графику, невозможно без познания студентами существенных признаков и
свойств реальных предметов, из взаимосвязи и взаимоотношения такого
второе требования рассматриваемых принципов.
Студенты, наблюдая окружающий мир, выделяют в нем предметы, и,
определяю форму, делаю мысленное сравнение:
Параллелепипед - шкаф комната и т.д.
Призма – гранёный карандаш
Пирамида – крыша на некоторых башнях
Цилиндр – стакан шайба
Конус – воронка, наперсток, ведро
Шар – футбольный мяч, глобус
При рассмотрении предметов (пространственных образах) у студентов на
определенном этапе обучения выделяются плоскостные геометрические
образы: линии – прямая, ломаная, крива;
Простейшая
комбинация
тех
же
линий
углы,
треугольники,
многоугольники и.т.д.
5
В связи с этим студенты обязательно будут составлять простейшие
логические суждения и придут к заключению, что все окружающие нас
предметы состоят из комбинации геометрических тел, а линии и точки
являются элементами всякого изображения.
Научность обучения обязывает при обучении научного материала
придерживаться точной терминологии и не допускать употребления таких
терминов, которые бытую в практике, к ним можно отнести (фронтальное
сечение, разрез на виде, четвертый разрез, нарезка и.др.).
Научность обучения кроме сказанного обязывает преподавателей знать
современные организационно технических методы конструирования, иметь
некоторые понятия прочностных требованиях, предъявляемых к деталям
машин, знакомиться с общими вопросами проектирования и элементами
художественного
конструирования,
иметь
представления
о
некоторых
технических
процессах,
то
есть
систематически
повышать
уровень
профессионального мастерства.
Для того что бы уроки инженерной графики были интересными и
запоминающимися их необходимо оживлять короткими рассказами развития
чертежа, а также проводить со студентами короткие беседы о все
возрастающей роли стандартов жизни современного общества. Умело,
проводимые беседы на различные темы будут расширять кругозор студента.
С позиции сегодняшнего дня мы обнаруживаем, что принцип научности
органично связан с требованиями других дидактических принципов и
обогащаются современным содержание этих принципов.
Например, если совсем недавно прицеп систематичности сводился к
последовательности и преемственности в изучении материалов, то теперь он
ориентирует на достижения систематичности знаний. Говоря иначе речь,
идёт об установлении самой тесной связи между элементами изучаемого, о
единстве элемента в свете особенностей целого.
6
2 Принцип наглядности обучения
Принцип наглядности обучения требует от преподавателя такого подхода
преподавания, при котором студенты получают определенные представления
или понятия. Осуществляется это путём живого общения с изучаемыми
предметами и явлениями объективного мира или их изображениями.
Принцип наглядности, обеспечивающие усвоение знаний студента был
разработан в дидактике давно и отстаивался всеми прогрессивными
педагогами до наших дней, где этот принцип приобрел новое содержание.
Правильное
применение
этого
принципа
обеспечивает
познание
объективной действительности.
В преподавание инженерной графики принцип наглядности приобретает
первоначальное значение.
Без конкретных предметов или их моделей, рисунков и чертежей у
студентов не могут возникнуть в сознании ясных представлений и понятий
об изучаемых предметах. Однако одного пассивного созерцания конкретных
предметов или их образов (чертежи и рисунки) ещё недостаточно. Надо
чтобы студенты научились рассматривать форму изучаемых предметов, и их
признаков.
Обучение инженерной графике самым тесным образом связаны с
процессом наблюдений и с последующим изображение воспринятого
предмета в виде эскиза, чертежа или наглядного изображения.
Лучшим методом, обогащающим наблюдение, является выдача студентам
изучаемых объектов (технических деталей, моделей). В данном случае
студенты могут придать предмету нужное положение в пространстве, осязать
его форму. Это в значительной степени помогает процессу познанию, так как
здесь происходит включение таких анализаторов. Как осязание и мышечный
рецепторный
аппарат.
Кроме
того,
осязание
технической
деталей
и
зрительное восприятия внешнего мира поверхности помогает студенту
определить качество обработки поверхности, величину детали, плавность
перехода и.т.д.
Принцип наглядности требует, чтобы студент имел подлинно научные и
конкретные знания. Наглядность помогает лучше усвоить знания по любому
предмету,
особенно
по
инженерной
графики.
Уроки,
на
которых
7
применяются
разъёмные
модели
детали,
учебные
таблицы,
проходят
интересней.
Применяя наглядность на уроках инженерной графики, мы невольно
заставляем дольше удерживать в памяти примеры и образы предметов. “Кто
не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной
прочностью те образы, которые мы восприняли сами по средствам
созерцания, и что в такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно
привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы
быстро:” (Ушинский К.Д Избр. Пед. соч., 1974, т.2)
Однако далеко не всегда требуется не посредственное восприятие
предмета иногда можно достигнуть хороших результатов при помощи
чертежа, схемы, рисунка, эскиза, и др., если у студентов достаточно развито
пространственное представление Методика работы с наглядными пособиями
на уроках инженерной графики весьма разнообразны, прежде всего надо
иметь в виду, что наглядные пособия являются средством обучения как при
изложение нового материала, так и при его закреплении. Наглядные пособия
должны быть тщательно подобраны; методика работы должна определяться
поставленными задачами. Так, например, если на уроке требуется показать 2-
3 таблицы, то демонстрировать их следует только по мере надобности и в
полном соответствие задачам урока.
Применение наглядности в обучение имеет теоретическое обоснование.
Принцип
наглядности
в
инженерной
графике
требуется
правильного
соотношения между конкретным и абстрактным, а поэтому должен всегда
осуществляться переход от чувственно – конкретному (естественная и
изобразительная).
Здесь
существенная
роль
играет
символика,
схематичность, которые имеют место в курсе инженерной графике
Очень
важен
и
противоположный
переход
от
абстрактного
к
конкретному. Это означает, что перегрузка урока наглядными пособиями
может оказать обратное действие. Очевидно, будет верно утверждать, что
наглядность есть первое высшее, но не последнее и не единственное
условное в преподавании инженерной графике.
8
3 Принцип развивающегося обучения
Принцип
развивающегося
обучения
включает
в
себя
не
только
вооружение студентов научными знаниями, умением и навыками, но
развитие познавательной деятельности, логического мышление и творческих
сил.
Этот принцип
имеет
большое
значение
в
обучение
студентов
инженерной
графики
развитее
студентов
и
обучение
их
владению
графическими
знаниями
-
понятие
очень
близкие,
но,
однако
не
тождественны если знания являются материальной теорий развития, то
развитее- источник успешного обалдения знаниями
Развитие - целостное и вместе с тем и многостороннее понятие. Можно
говорить об эстетическом, умственном, физическом, техническим развитием
т.д. Но нас будет интересовать, прежде всего, развитее познавательных
способностей и творческих студентов. Совершено, очевидно, что в процессе
обучения инженерной графики мы должны развивать у студентов эти
качества, готовить их к разнообразной деятельности.
Вообще развитее познавательных способностей и творческих сил мы
наблюдаем посуду в любой сфере человеческой деятельности. Но в обучение
этот процесс протекает более планомерно. В любой современной программе,
в том числе их программе инженерной графике, закладывается идея развития
и подготовки студентов к различным формулам самостоятельности, будь то в
решении разноплановых проекционных задач или чтении технических
чертежей.
Много внимания уделяется на современном уроке инженерной графике
вопросам анализа, обобщения изучаемого материала, сравнению.
Следует
приучить
студентов
самим
приходить
к
определенным
умозаключениям,
выделять
в
изучаемом
объекте
основное,
главное.
Особенно это необходимо, когда урок носит проблемный характер. Именно
здесь у учащихся возрастают наблюдательность, пытливость, стремление
самим познать еще не осознанное, до конца не понятное.
9
4 Принцип доступности обучения
Принцип доступности требует, чтобы содержание и методы обучения
соответствовали возрастным особенностям студентов и уровню их развития.
Следует учитывать, что в практике работы преподавателя нередки случаи,
когда возраст студентов не является единственным критерием при отборе
проекционных и других задач. Многочисленные факты показывают, что
некоторые практические задачи студенты усваивают в разных мерах, кто-то
легко, а кто с большим трудом. Вероятно, здесь дело не только в возрасте
студентов, но главным образом в развитии пространственных представлений,
в умении видеть форму предмета. В практике встречались студенты, которые
могли прочитать с относительной легкостью чертеж, представленный на
рис.1-3 и ответить на ряд трудных вопросов. Однако при подборе учебного
материала мы не имеем права ориентироваться на таких учеников.
Конечно, под доступностью в обучении не следует понимать нечто
легкое, не требующее никакого умственного напряжения. В этом случае
познавательные способности студентов, как в чтении, так и в выполнении
чертежей развивались бы чрезвычайно слабо. Но и весьма сложные задачи,
как и легкие, всегда порождают на уроке безделье студентов, потерю всякого
интереса к уроку, недисциплинированность, и т.д. Надо всесторонне изучать
каждого
студента,
выявить
его
способности
к
пространственному
мышлению, пространственным представлениям, умение расчленять предмет
на составляющие его геометрические тела и т.д. Наконец надо знать студента
как личность. Только в этом случае преподаватель может вести обучение на
оптимальном уровне.
Ранее отмечалось, что принципы обучения включают в себя и правила
обучения.
Такими
элементарными
дидактическими
правилами
в
рассматриваемом принципе являются:
-от легкого к трудному - требует, чтобы студенты вначале решали
простые графические задачи, а затем переходили к более сложным;
-от известного к неизвестному – требует, чтобы преподаватель при
изложении нового материала опирался на изученную тему;
-от простого к сложному – требует, чтобы студент сначала усваивал
простой, а затем более сложный материал, требующий глубокого раскрытия
изучаемого вопроса. Нельзя, например, заниматься чтением сборочного
10
чертежа и его деталированием без достаточно твердых знаний основ
проекционного черчения.
В процессе обучения надо следить за тем, как воспринимают студенты
новый материал, продумать какие следует избирать пути и методы,
улучшающие усвоение нового материала и закрепление старого материала.
Нарушение единства всех принципов обучения в методах преподавания и
в учебной работе студентов отрицательно сказывается на всем процессе
обучения и ведет к серьезным пробелам в знаниях и умениях студента.
11
Рис.1
12
Рис.2
13
14
Рис.3
15
5 Принцип связи обучения с жизнью.
Этот принцип предусматривает обеспечение органического сочетания
знаний, умений и навыков, связь обучения с общественно полезным и
производительным трудом студентов. Это означает, что преподаватель
любого предмета, в том числе инженерной графики, должен осуществлять на
практике задачи по выработке у студентов активную жизненную позицию,
сознательное
отношение
к
общественному
долгу.
Применительно
к
инженерной графике это означает, что надо обучать студентов так, чтобы
приобретенные ими знания использовались в разнообразной трудовой и
общественной деятельности. Этой цели служат различные практические
работы в учебных мастерских, занятия в различных кружках и т.д. все то, что
может способствовать прочному и сознательному овладению знаниями,
умениями и навыками. Таким образом, мы приобщаем студентов к
практической деятельности и учим увязывать теорию с практикой, науку с
жизнью. Однако при этом нельзя забывать, что конечная цель курса
инженерной
графики
заключается
в
обучении
студентов
чтению
и
выполнению чертежей, показу роли и значения чертежа в производстве.
16
6 Принцип сознательности и активности обучения.
Этот
принцип
нацеливает
студентов
на
сознательное
усвоение
графических знаний, т.е. они должны научиться разбираться в фактах,
вникать в их сущность, выяснять между ними связи и отношения, вскрывать
внутренние
закономерности.
Принцип
сознательности
и
активности
выражает вместе с тем необходимость постановки обучения, при которой
студенты активны и целеустремленны.
Преподаватель должен стремиться организовать занятия таким образом,
чтобы студенты активно воспринимали изучаемый материал, анализировали
его и обобщали. Необходимо предлагать решение разноплановых задач.
Нельзя удовлетворяться только одной традиционной задачей на построение
третьей проекции по двум заданным.
Очень важно научить студентов при самостоятельной работе ставить
вопросы. Так, например, выполняя эскиз технической детали, они должны
интересоваться, откуда эта деталь, на каких станках она изготовлена и т. д.
Это
обязывает
преподавателя
инженерной
графики
быть
хорошо
подготовленным не только в области предмета, но и иметь широкий
технический кругозор.
Особенно надо бояться требования от студентов механического усвоения
и простого запоминания материала. Примером такого обучения может
служить механическое копирование студентами чертежей с доски. Основная
ошибка преподавателя в данном случае состоит в том, что он заменяет
действительное познание формальным изучением способов построения
чертежа без должного анализа, без активного участия в этом процессе самих
студентов. Преодолеть эти недостатки в обучении можно, только проводя в
жизнь принцип сознательного усвоения знаний студентов.
17
7 Принцип систематичности и последовательности.
Овладеть знаниями по любой учебной дисциплине можно только при
систематическом и последовательном его изучении в соответствии с его
строем и логикой. Педагогической наукой установлено, что каждое звено
знаний прочно усваивается студентами лишь тогда, когда оно основывается
на хорошо усвоенных ранее знаниях.
Так,
например,
студенты,
не
усвоив
в
достаточной
мере
основ
проекционного черчения,
не смогут правильно прочитать чертеж,
в
частности, произвести анализ формы изображенного предмета. Излагать
знания последовательно по любой дисциплине, в том числе по инженерной
графике - значит хорошо связывать новое с пройденным, изучать материал
по частям, выделяя в нем главные моменты и четко показывая общую идею,
приобщать студентов к анализу и обобщению изучаемых фактов.
Нарушение систематичности и последовательности в обучении ставит
студентов в весьма трудное положение. Часто это наблюдается при
использовании разных геометрических построений на уроках инженерной
графике. На уроках инженерной графики усилия преподавателя должны быть
направлены на то, чтобы научить студентов видеть в каждом предмете его
геометрическую форму каждой части элемента. Только при соблюдении этих
условий у студентов в процессе обучения будет развиваться способность
анализировать и синтезировать виденное. Это умение чрезвычайно важно в
курсе
инженерной
графики,
особенно
при
чтении
чертежей.
Рассматриваемый принцип требует от преподавателя инженерной графики
умелого и педагогически оправданного подбора чертежей для чтения и
деталей для эскизирования. Всякая программа разрабатывается на основе
принципа систематичности и последовательности изучения материала и это
необходимо рассматривать как предпосылку к достижению систематических
знаний у студентов.
18
8 Принцип прочности усвоения знаний.
Этот принцип выражается в необходимости такой постановки обучения,
при которой студенты всегда могут воспроизвести в своей памяти изученный
ранее материал и использовать его как в учебных, так и в практических
целях.
Этот принцип нельзя рассматривать изолированно от принципов,
рассмотренных ранее, так как знания студентов будут тем прочнее, чем
сознательнее работает студент над чертежом, чем богаче и разнообразнее
запас наглядных образов. Связанных с этими чертежами, чем больше связей
было установлено между рассмотренными графическими изображениями и
изучаемыми правилами. Надо помнить. Что прочность усвоения знаний во
многом зависит от следующих факторов:
-от методики изложения учебного материала;
-от активности самих студентов;
-от желания преодолеть возникающие трудности в процессе обучения;
Известно,
что знания студентов
становятся прочными, если
они
опираются на ранее изученный материал. В памяти студентов надо
восстанавливать главным образом тот материал, те разделы из курса
инженерной графики, которые будут служить опорой для усвоения нового
материала. Излагать же новый материал не следует поспешно, так как он
должен хорошо устояться и войти в прочную связь с ранее изученным
материалом.
Методика повторения учебного материала по инженерной графике не
должна быть однообразной, иначе повторение перейдет в торможение.
Правильное повторение требует от преподавателя такого построения
урока, чтобы студенты не только припоминали, но и размышляли. Важно,
чтобы студенты при этом осмысливали факты. Для этого в повторение надо
включать чаще элементы новизны.
19
Вывод.
В процессе преподавания дисциплины «Инженерная графика» сочетание
дидактических
принципов
способствует
получению
студентами
более
глубоких и системных знаний, развитию познавательного интереса к
изучаемой дисциплине.
Чувственное восприятие играет большую роль в процессе обучения, но
представляет лишь начальную ступень познания.
Следующий его этап - абстрактное мышление. Восприятие должно
сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит
познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.
Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом
определяется методикой и техникой его использования на занятиях. Здесь всё
важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности
в кабинете, его видимость во всех точках кабинета, умелое сочетание
преподавателем
словом
демонстрации,
время
демонстрации,
степень
подготовленности
студентов
к
восприятию
средства
наглядности,
педагогическая квалификация преподавателя.
Чувственное восприятие играет большую роль в обучение,
но
представляет лишь начальную ступень познания. Восприятие должно
сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит
познавательные задачи, дает план наблюдения, сообщает его результаты. Для
усиления восприятия применяются наглядные пособия: показ изделий и
макетов; изображение предметов; процессов и зарисовка на доске; условия
изображения.
В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные
методы преподавания и обучения, разумно привлекать средства обучения.
Повышение эффективности обучения инженерной графики от использования
на уроках современных технических средств обучения и компьютерных
технологий. Поэтому процесс информатизации современного общества
требует от каждого человека также умение пользоваться персональным
компьютером. Компьютерные технологии, как наглядные пособия, помогают
преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и
анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение студентами
знаний, повышают интерес к предмету.
20