Авторы: Никитина Светлана Вадимовна, Апросина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Великий Новгород Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой речевой активности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Апросина Людмила Николаевна,
Никитина Светлана Вадимовна
воспитатели МАДОУ «Детский
сад № 62 общеразвивающего вида»
г. В. Новгород, Россия
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА»
В детском возрасте идет интенсивный процесс освоения речи. Дети
активно используют речь как средство общения. Мы заметили, что дети любят
заниматься словотворчеством, т.е. экспериментировать со словом, изменяя его,
придумывая новые, но на что-то большее у них не хватает фантазии, творческая
активность слабая, рассказы бедны по содержанию, мало используются
образные выражения, рассказы не эмоциональны. Дети не склонны к
творческой речевой активности. Наблюдения показывают, что в речи детей
присутствуют шаблонные выражения, слова «сорняки». Ведь дети как губка
впитывают
в
себя
речь
взрослых,
копируют
героев
современных
мультфильмов, рекламные ролики. Все это ведет к потере индивидуальности,
эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании. А ведь, чем
богаче речь ребенка, тем сильнее стремление к общению с окружающим
миром. Поэтому работе по развитию у детей творческой речевой активности,
мышления, воображения, языкового чутья, умения сочинять сказки, рассказы,
небылицы мы уделяем особое внимание. Но ведь, чтобы что-то придумать,
сочинить, нужно увеличить и обогатить познавательный и литературный опыт
детей. Чем больше информации получает ребенок, тем сильнее его потребность
поделиться со сверстником, с взрослым, тем активнее становится речь.
Весь накопленный материал, помогающий реализовать наши планы,
находится в литературной зоне (мы ее называем литературная гостиная).
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту,
принцип
образования
которого
строится
на
основе
индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок выбирает вид
деятельности, стараюсь обеспечить равные возможности для полноценного
развития
каждого
ребенка.
Для
этого
мы
используем
разные
виды
деятельности, включаясь в которые, ребенок не может быть пассивным.
Принимая за основу необходимость максимально использовать активную
поисково-практическую деятельность, необходимость видеть соотношение
достигнутого ребенком и открывшейся перспективы, чтобы у ребенка
появилось желание что-либо познать самостоятельно. Для того чтобы у ребенка
возникло желание узнать что-то новое, для этого мы постоянно пополняем
литературную зону новым материалом, при этом учитываем индивидуальные
особенности, интересы, склонности, потребности детей (это может быть новая
книга, красивая иллюстрация, картина, поделка, новая игра). В центре есть
всегда предметы для ручного труда, а также полочка с детскими работами:
книжки с детскими рисунками и рассказами, кроссворды, ребусы, коллажи из
сказок, поделки – дети очень любят их рассматривать, перечитывать, делиться
впечатлениями друг с другом. В результате полученной информации у детей
появляется устойчивый интерес к различным видам деятельности. А если у
ребенка есть интерес, то он идет на контакт, что способствует речевому
общению и обогащению словаря. В литературной гостиной представлен
разнообразный игровой и занимательный материал, разный по степени
сложности.
Первый раздел «МАСТЕРСКАЯ СЛОВА».
Здесь дети открывают для себя удивительный мир слов. Материал
помогает расширить речевую, творческую активность детей, обогатить их
литературный опыт, пополнить словарный запас. В картотеку «Мастерской
слова» входят дидактические и словесные игры, которые способствуют
формированию образной речи, а также творческие задания, которые помогают
узнать значения новых слов, понимать некоторые многозначные слова,
подбирать синонимы и антонимы, составлять предложения и короткие связные
тексты, а также помогают объяснять эмоциональное состояние человека,
подбирая соответствующие слова и выражения, осмысливать и объяснять
происхождение некоторых слов, самостоятельно образовывать новые слова с
помощью суффиксов и приставок. Предлагаются игры, в которых дети
попадают в различные проблемные ситуации, которые дети решают, что
позволяет им оценивать и применять знания в действии.
Второй раздел «КРУГЛЫЙ ГОД».
В старшем дошкольном возрасте важным средством развития творческой
активности становится художественная литература (особенно поэтическое
творчество). Язык его точен, образен, поэтичен. Читая стихи, фольклорные
тексты мы показываем детям красоту и меткость русского языка, стараемся
объяснить значения старинных слов, их смысл. Здесь ребенок может
поупражняться в стихосложении, в рифмовке. Работа со стихами помогает
детям освоить доступные средства языковой выразительности, употреблять в
речи образные сравнения (метафору) для создания своих творческих образцов.
Третий раздел «В ГОСТИ К СКАЗКЕ».
Русские народные сказки очень актуальны для детей и они являются
прекрасным материалом для обучения детей пересказу. Персонажи сказок
хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков
понятны, язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет
несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную
работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие
способности.
В этот раздел входят литературные произведения на сказочную тематику.
Как мы работаем над сказкой? С целью уточнения содержания сказки
привлекаем внимание детей к языку произведения. В ходе беседы объясняем
значения новых непонятных слов, выборочно зачитываем диалоги, повторы,
усиливая внимание на речь разных персонажей, привлекаем внимание к
определенным словосочетаниям, оборотам речи, ритмическим особенностям
текста.
В
беседе
обязательно
придумываем
вопросы,
которые
будут
способствовать проявлению творческой активности детей (вопросы не должны
быть конкретными, от этого дети теряют интерес). Учим детей подбирать к
сказкам или рассказу ту или иную пословицу или поговорку. Ребенок учится
соотносить их с основным смыслом повествования. Подбирая их смысл,
ребенок запоминает, учится применять в жизни и к месту. Когда ясен смысл
пословицы ребенком, его легче увлечь игрой придумывания таких ситуаций,
для которых бы годилась данная пословица. Работая над сказкой, учим детей
задумываться о значении использованных в тексте слов и выражений,
заостряем внимание на языковом материале. Это способствует обогащению
речи, формированию ее образности.
В работе над сказкой используем прием вхождения в образ, для этого
задаем вопросы: Правильно ли поступил герой сказки?, Как вы думаете, о чем
он думал в это время?, А как бы вы поступили на его месте?, Что бы вы ему
посоветовали?. Пересказ текста оказывает заметное влияние на речевую
деятельность, приобщает ребенка к подлинно художественной речи. В процессе
овладения
пересказом
активизируется
образное
мышление
ребенка,
стимулируется творческое воображение, ребенок учится находить точные
слова, словосочетания, правильно строить предложения. Таким образом,
совершенствуются
все
стороны
речи:
лексическая,
грамматическая,
фонетическая,
формируется
процесс
овладения
языковыми
средствами,
углубляются
нравственные
представления
и
чувства
ребенка,
его
эмоциональные и эстетические переживания. Вместе с этим идет активное
пополнение и расширение словарного запаса. Для работы над сказкой мы
используем дидактические игры: из какой сказки (один из героев расскажет о
себе кто он), исправь ошибку (на наборном полотне сказочные персонажи, но
нарушена последовательность сюжета, ребенок должен заметить неточность в
повествовании), будь внимательным (что где находится - на развитие
зрительного
внимания,
навыка
ориентировки
в
пространстве,
совершенствование грамматического строя речи в употреблении предлогов),
сказка гуси-лебеди (кто? что? где находится?), не зевай, по порядку называй (на
развитие зрительного внимания) и т.д. Мы считаем, если ребенок научится
пересказывать, то что-то сочинить ему будет интересно. Детей можно обучить
сочинению сказок, так как большое место среди познавательных процессов
ребенка занимает воображение, которое заключается в создании новых образов
на основе тех, которые были восприняты ранее. А также во вновь полученных
знаниях, что и является основой для творческой активности ребенка. Дети
любят придумывать не только сказки, но и истории про какие-то предметы. Это
может быть палочка, носовой платок, камушек и т.д. Здесь важно продумывать
вопросы, которые будут побуждать детей выдумывать, фантазировать (а что
если этот предмет станет волшебным?). Для рассказа очень полезны
наблюдения из окна, на прогулке (например, увидели кота - охотится за птицей
или птица куда-то пристально смотрит - чем не повод сочинить о ней рассказ),
а также любят сочинять сказки про самого себя. В своей работе используем
творческие
задания,
которые
способствуют
формированию
у
детей
любознательности, чуткости к слову и в повседневном общении дети иногда
начинают использовать лексическое богатство родного языка.
1. Прием личного опыта + художественная литература;
2. Рассказ или сказка по аналогии (в основе лежит литературное
произведение, но меняются герои, а значит и сам сюжет);
3. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок;
4. Использование моделей, схем, пиктографии (говорящие рисунки);
5. Рассказывание на основе кляксографии;
6. "Салат" из сказок;
7. Рассказ сказки по скороговорке, по пословице. Составление рассказов по
стихотворению, составление загадок о каком-то предмете и т.д.
8. Режиссерские игры (рассказ от имени героя);
9. Психокоррекционные игры (на мимику и жесты);
10. Задания на развитие образной речи ("бежит как угорелый");
11. Моделирование (дети придумываю свою символику - три кружочка это
три поросенка, три разных кружочка - сказка три медведя и т.д.)
12. За основу берется старая сказка, но в ней положительные герои
наделяются отрицательными качествами (например, семеро козлят становятся
злыми, капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе). Для того,
чтобы выяснить, как дети переживают в том или ином эпизоде, как они
оценивают героев сказки, мы используем символы (кружки разного цвета:
красный - радуюсь, синий - жалко героя, желтый - хочу помочь, коричневый -
несправедливость). Например, сказка "Морозко", хочу помочь бабе и дочке,
мне
кажется
Морозко
поступил
с
ними
жестоко,
и
дальше
ребенок
придумывает, как помочь, как поступил бы на месте Морозко и т.д. Так и
закручивается новый сюжет.
Также дети любят изменять какие-либо ситуации в знакомых сказках,
например, сделай так чтобы Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку,
а что-то другое, таким образом, мы побуждаем детей что-нибудь придумать,
путем рассуждений, ошибок и постепенно сами дети научились менять
ситуации в сказках. При рассказывании, при разыгрывании сказок, используем
пословицы,
поговорки,
фразеологизмы
(есть
картотека).
Любят
дети
разыгрывать
сказки
-
выбирается
режиссер,
помощник
режиссера,
проговаривается
сюжет
(это
может
быть
новая
придуманная
сказка,
выбираются роли, костюмы). В ходе репетиции дети используют диалог, учатся
сочетать движения с речью, используют жесты, мимику, стараются показать
эмоциональное состояние героя. Далее идет показ зрителям, после спектакля
идет обсуждение, выступают "критики", они стараются высказать свое мнение
по поводу поступков героев, используют речь-доказательство, стараясь найти
более яркое, более точное выражение замысла спектакля. В работе стараемся
поддерживать
детей
в
их
начинаниях,
повышаю
самооценку
ребенка,
уверенность в собственных способностях. В этом помогают проведение
творческих конкурсов, литературных викторин, выставок и т.д.
Весь подобранный материал систематизирован и позволяет реализовать
поставленные задачи.
Вывод:
творческая
речевая
деятельность
формирует
у
детей
любознательность, чуткость к слову и в повседневном общении дети начинают
использовать лексическое богатство родного языка. В процессе совместной
творческой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать,
заинтересовывать
слушателей,
а
это
помогает
им
стать
общительнее,
преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах.