Автор: Мизева Алена Вячеславовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: Свердловская область, г. Ревда
Наименование материала: доклад по выпускной квалификационной работе
Тема: Технология развития критического мышления как средство развития активного словарного запаса на уроках литературного чтения во 2 классе
Раздел: начальное образование
«Технология развития критического мышления как средство развития
активного словарного запаса на уроках литературного чтения во 2
классе»
Современный ФГОС начального общего образования отражает в себе
результаты освоения образовательной программы начального образования.
Особенно
хотелось
бы
выделить
такие
результат,
как
активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных
и
познавательных
задач,
а
также
умение
излагать
свое
мнение
и
аргументировать свою точку зрения и т.д. Чаще всего речь младших
школьников в силу их возрастных особенностей скудна, не достаточно
сформирована, не обладает большим количеством слов и оборотов.
И становится сразу понятным, что учителю необходимо выстраивать
учебную деятельность таким образом, чтобы достичь этих результатов,
добиться развития и обогащения речи и активного словарного запаса
учащихся, в том числе с применением современных образовательных
технологий.
Активным словарным запасом
можно назвать набор тех слов,
которыми человек руководствуется и употребляет в речи ежедневно.
К основным особенностям развития активного словарного запаса
младших школьников можно отнести следующие:
подражание ребенка учителю (и отсюда следует, что у учителя
должен быть развит социально-культурный уровень);
скачки количества слов в активном словарном запасе (к 3-4 годам
ребенок может знать около 1900 слов, а к 6-7 годам – до 3500-4000 слов);
детское словотворчество, т.е. употребление в речи или при
письме несуществующих слов и речевых оборотов;
рост количества в речи имен существительных и глаголов и
другие особенности.
Проведя анализ особенностей развития активного словарного запаса
младших школьников, учителю необходимо определить направления своей
работы и способы, которыми можно достичь эффекта и результата:
обогащение активного словаря (введение в лексикон новых слов,
раннее неизвестных);
уточнение
активного
словаря
(углубление
понимания
уже
известных слов на основе их соотнесения с реальной жизнью);
активизация активного словаря (перенесения слов из пассивного
словаря в активный, понимание их значений, а также умение уместно
употреблять эти слова в своей речи);
устранение нелитературных слов.
Исходя из заданных направлений работы были проанализированы
основные
средства,
приемы
и
технологии
обучения,
которые
будут
способствовать
развитию
активного
словарного
запаса
учащихся
на
различных уроках, к которым относятся работа с использованием наглядных
материалов, ведение словариков для записи новых слов, работа с терминами
и связями слов, дидактическими играми и различными ИКТ-технологиями,
технологиями сотрудничества и т.д.
Такие
технологии,
средства
и
приемы
работы
являются
востребованными и интересными в среде младших школьников, облегчают
усвоение материала. Более того, они уникальны тем, что могут применяться
практически на любом учебном предмете и при изучении любой темы урока.
Одной из популярных и рекомендуемой ФГОС НОО технологией в
работе учителя является технология развития критического мышления,
авторами которой являются американские психологи и педагоги: Чарльз
Темпл, Куртис Мередит, Джинни Стилл. Они утверждали, что критическое
мышление – это поиск здравого смысла (рассуждение с учетом своей точки
зрения и точки зрения окружающих) и умение отказаться от собственных
предубеждений. По их мнению, люди, которые умеют критически мыслить –
способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Технология критического мышления – это совокупность методов и
приемов, ориентированных на формирование навыков мыслительной работы
(планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), которые
требуются для реализации жизнедеятельности любого индивида.
Основными способностями, которые развивает в ученика данная
технология, можно выделить: открытость ума, вдумчивое отношение к
учебной деятельности, умение рассматривать и осознавать различные точки
зрения на изучаемые явления.
Технология имеет свою структуру и проходит через 3 стадии:
1.
Стадия вызова. Эта стадия предполагает включение учащихся в
самостоятельную постановку цели обучения. Кроме того, решается ряд задач
этапа: возможность учащимися проанализировать то, с чем они уже знакомы
в рамках темы.
2.
Стадия осмысления содержания. На этом этапе главное – процесс
осмысления. Школьники вступают в контакт с новой для них информацией с
учетом уже имеющихся знаний.
3.
Стадия
рефлексии.
Рефлексивный
анализ
направлен
на
прояснение и закрепление нового изученного материала.
Технология развития критического мышления на уроках в начальной
школе направлена на самое главное – создание таких условий, которые будут
помогать учащимся самостоятельно добывать себе знания на основе
имеющихся знаний и соотнесения их с новой информацией. Более подробно
с содержанием технологии можно познакомиться в работе.
Таким образом, в становлении личности младшего школьника играют
роль учителя начальных классов, обучая его умению читать, владеть и
расширять свой активный словарный запас, грамотно разговаривать и шагать
в ногу со временем, ведь современный человек – значит человек, имеющий
обширный кругозор, стремящийся делать новые открытия в различных
областях жизни общества.