Напоминание

Технология развития критического мышления как средство развития активного словарного запаса на уроках литературного чтения во 2 классе


Автор: Мизева Алена Вячеславовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: Свердловская область, г. Ревда
Наименование материала: доклад по выпускной квалификационной работе
Тема: Технология развития критического мышления как средство развития активного словарного запаса на уроках литературного чтения во 2 классе
Раздел: начальное образование





Назад




«Технология развития критического мышления как средство развития

активного словарного запаса на уроках литературного чтения во 2

классе»

Современный ФГОС начального общего образования отражает в себе

результаты освоения образовательной программы начального образования.

Особенно

хотелось

бы

выделить

такие

результат,

как

активное

использование

речевых

средств

для

решения

коммуникативных

и

познавательных

задач,

а

также

умение

излагать

свое

мнение

и

аргументировать свою точку зрения и т.д. Чаще всего речь младших

школьников в силу их возрастных особенностей скудна, не достаточно

сформирована, не обладает большим количеством слов и оборотов.

И становится сразу понятным, что учителю необходимо выстраивать

учебную деятельность таким образом, чтобы достичь этих результатов,

добиться развития и обогащения речи и активного словарного запаса

учащихся, в том числе с применением современных образовательных

технологий.

Активным словарным запасом

можно назвать набор тех слов,

которыми человек руководствуется и употребляет в речи ежедневно.

К основным особенностям развития активного словарного запаса

младших школьников можно отнести следующие:

подражание ребенка учителю (и отсюда следует, что у учителя

должен быть развит социально-культурный уровень);

скачки количества слов в активном словарном запасе (к 3-4 годам

ребенок может знать около 1900 слов, а к 6-7 годам – до 3500-4000 слов);

детское словотворчество, т.е. употребление в речи или при

письме несуществующих слов и речевых оборотов;

рост количества в речи имен существительных и глаголов и

другие особенности.

Проведя анализ особенностей развития активного словарного запаса

младших школьников, учителю необходимо определить направления своей

работы и способы, которыми можно достичь эффекта и результата:

обогащение активного словаря (введение в лексикон новых слов,

раннее неизвестных);

уточнение

активного

словаря

(углубление

понимания

уже

известных слов на основе их соотнесения с реальной жизнью);

активизация активного словаря (перенесения слов из пассивного

словаря в активный, понимание их значений, а также умение уместно

употреблять эти слова в своей речи);

устранение нелитературных слов.

Исходя из заданных направлений работы были проанализированы

основные

средства,

приемы

и

технологии

обучения,

которые

будут

способствовать

развитию

активного

словарного

запаса

учащихся

на

различных уроках, к которым относятся работа с использованием наглядных

материалов, ведение словариков для записи новых слов, работа с терминами

и связями слов, дидактическими играми и различными ИКТ-технологиями,

технологиями сотрудничества и т.д.

Такие

технологии,

средства

и

приемы

работы

являются

востребованными и интересными в среде младших школьников, облегчают

усвоение материала. Более того, они уникальны тем, что могут применяться

практически на любом учебном предмете и при изучении любой темы урока.

Одной из популярных и рекомендуемой ФГОС НОО технологией в

работе учителя является технология развития критического мышления,

авторами которой являются американские психологи и педагоги: Чарльз

Темпл, Куртис Мередит, Джинни Стилл. Они утверждали, что критическое

мышление – это поиск здравого смысла (рассуждение с учетом своей точки

зрения и точки зрения окружающих) и умение отказаться от собственных

предубеждений. По их мнению, люди, которые умеют критически мыслить –

способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Технология критического мышления – это совокупность методов и

приемов, ориентированных на формирование навыков мыслительной работы

(планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), которые

требуются для реализации жизнедеятельности любого индивида.

Основными способностями, которые развивает в ученика данная

технология, можно выделить: открытость ума, вдумчивое отношение к

учебной деятельности, умение рассматривать и осознавать различные точки

зрения на изучаемые явления.

Технология имеет свою структуру и проходит через 3 стадии:

1.

Стадия вызова. Эта стадия предполагает включение учащихся в

самостоятельную постановку цели обучения. Кроме того, решается ряд задач

этапа: возможность учащимися проанализировать то, с чем они уже знакомы

в рамках темы.

2.

Стадия осмысления содержания. На этом этапе главное – процесс

осмысления. Школьники вступают в контакт с новой для них информацией с

учетом уже имеющихся знаний.

3.

Стадия

рефлексии.

Рефлексивный

анализ

направлен

на

прояснение и закрепление нового изученного материала.

Технология развития критического мышления на уроках в начальной

школе направлена на самое главное – создание таких условий, которые будут

помогать учащимся самостоятельно добывать себе знания на основе

имеющихся знаний и соотнесения их с новой информацией. Более подробно

с содержанием технологии можно познакомиться в работе.

Таким образом, в становлении личности младшего школьника играют

роль учителя начальных классов, обучая его умению читать, владеть и

расширять свой активный словарный запас, грамотно разговаривать и шагать

в ногу со временем, ведь современный человек – значит человек, имеющий

обширный кругозор, стремящийся делать новые открытия в различных

областях жизни общества.



В раздел образования