Авторы: Кибакина Надежда Валерьевна, Надежда Валерьевна Кибакина
Должность: учитель географии и химии
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Чувашская Решётка МО
Населённый пункт: . Чувашская Решётка, Барышский район, Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии 5 класс
Раздел: среднее образование
География 5 класс
(автор Алексеев А.И. «Полярная звезда» издательство «Просвещение»)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» в 5 классе:
Предметные:
1.
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видео-
и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-
ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде
1
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и
населением Земли.
Метапредметные результаты
1.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2.
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3.
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать,
структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4.
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и
действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально
оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5.
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять
общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6.
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как
инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений
рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7.
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности,
этики;
8.
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения
проблем, прогнозирования;
9.
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою
позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
10.
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
2
Личностные результаты:
1.
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего
народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства долга перед Родиной;
2.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4.
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5.
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6.
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному
статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном
самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
7.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8.
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
9.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
12.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. (1ч)
На какой Земле мы живем (5 ч)
Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие
географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие
географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки.
Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение
космических исследований для развития науки и практической деятельности людей
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей
жизни».
Тема 2. Планета Земля (4 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как
устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли.
Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс.
Экватор,
тропики,
полярные
круги.
Распределение
тепла
и
света
на
Земле.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление
схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (10 ч)
Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам.
Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной
поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки
местности.
Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на
древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.
Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота.
Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.
Практикум.
1. Ориентирование
на
местности
при
помощи
компаса.
Определение
азимута.
2. Топографический
диктант.
3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и
направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.
4
.
Тема 4. Литосфера (10 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их
свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.
Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их
образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру
поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.
Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и
равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.
Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов
размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и
гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Итоговое обобщение (5 ч)
5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Разделы, темы
Всего часов
1
Введение. На какой Земле мы живем
6
2
Планета Земля
4
3
План и карта
10
4
Литосфера
10
5
Обобщение и повторение
4
Итого:
35
6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урок
а
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Формы
организации
учебных
занятий
и
основные
виды
учебной деятельности
Домашнее
задание
Предметные
Метапредметные
Личностные
Пла
н
Фак
т
Введение (1 ч)
1
Зачем людям
география и как мы
будем ее изучать
Профессии,
связанные с
географией.
Методы
географической
науки
Овладение навыками
самостоятельного
приобретения новых
знаний. Формирование
умений ставить вопросы,
давать определение
понятиям, строить
логическое рассуждение
Формирование
познавательной и
информационной
культуры, в том
числе развитие
навыков
самостоятельной
работы с учебным
пособием
П.1
Тема 1. На какой Земле мы живем (5 ч)
2
3
Как люди открывали
Землю
Развитие
географической
науки от древности
до наших дней.
Аристотель,
Эратосфен,
Птолемей —
ученые, стоявшие
у истоков
географии.
Великие
географические
открытия:
открытия
X. Колумба,
Ф. Магеллана и их
влияние на судьбы
мира. Как были
открыты и
исследованы
Формирование и
развитие посредством
географического знания
познавательных
интересов,
интеллектуальных и
творческих
способностей учащихся
Осознание ценности
географического
знания как
важнейшего
компонента научной
картины мира
Подготовка
мини
сообщений
П.2
П.3
7
материки.
Современные
географические
открытия.
4
Российские
путешественники
Развитие
географической
науки в России.
Русские
землепроходцы и
исследователи
Формирование и
развитие посредством
географического знания
познавательных
интересов,
интеллектуальных и
творческих
способностей учащихся
Осознание ценности
географического
знания как
важнейшего
компонента научной
картины мира
П.4
5
География сегодня
Источники
географической
информации.
Географические
информационные
системы (ГИС).
Значение
космических
исследований для
развития науки и
практической
деятельности
людей
Умение на практике
пользоваться основными
логическими приемами,
извлекать информацию
из различных
источников,
формирование умений
аргументировать
собственную точку
зрения, делать
умозаключения
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки
п/р
Анализ
источников
географической
информации.
п/р
Составление
схемы
«Источники
географической
информации в нашей
жизни».
П.5
6
Обобщающий урок
по теме «На какой
Земле мы живем.»
Формирование
осознанной адекватной и
критической оценки в
учебной деятельности,
умение самостоятельно
оценивать свои действия
Формирование
ответственного
отношения к
учению, готовности
и способности к
саморазвитию и
самообразованию
Контрольная работа
20 мин
Повторить
тему
Тема 2. Планета Земля (4 ч)
7
Мы во Вселенной
Земля — одна из
планет Солнечной
системы. Влияние
космоса на Землю
и жизнь людей.
Солнце —
Формирование и
развитие посредством
географического знания
познавательных
интересов,
интеллектуальных и
Осознание ценности
географического
знания как
важнейшего
компонента научной
картины мира
п/р Подготовка
сообщения «Земля во
Вселенной».
п/р
Обозначение на
контурной
карте
материков и океанов
П.6
8
источник тепла и
жизни на Земле.
Как устроена наша
планета.
Уникальные
условия жизни на
Земле. Земля —
обитаемая планета.
Материки и
океаны. Формы и
размеры Земли
творческих
способностей
Земли.
8
Движения Земли
Выявлять
зависимость
продолжительност
и суток от
вращения Земли
вокруг своей оси.
Составлять и
анализировать
схему
«Географические
следствия
вращения Земли
вокруг своей оси».
Объяснять смену
времен года на
основе анализа
схемы
орбитального
движения Земли.
Умение на практике
пользоваться основными
логическими приемами,
выполнять практические
задания
Осознание ценности
географического
знания как
важнейшего
компонента научной
картины мира
П.7
9
Солнечный свет на
Земле
: Движение Земли
вокруг своей оси.
Смена дня и ночи.
Вращение Земли
вокруг Солнца.
Смена сезонов
года. Северный
полюс. Южный
полюс. Экватор,
Формирование умения
устанавливать
причинно-следственные
связи, выполнять
практические задания
Формирование
познавательной
культуры, развитие
эстетического
сознания
п/р
Составление
схемы
«Тепловые
пояса Земли».
П.8
9
тропики, полярные
круги.
Распределение
тепла и света на
Земле.
10
Обобщение знаний
по теме «На какой
Земле мы живем»
Формирование умения
устанавливать
причинно-следственные
связи, выполнять
практические задания
Проверочная работа
Повторить
тему
Тема 3. План и карта (10 ч.)
11
Ориентирование на
местности.
Ориентирование
человека в
пространстве.
Способы
ориентирования по
компасу, Солнцу,
Полярной звезде,
местным
признакам.
Определение
азимута. План
местности.
Особенности
изображения
Земли на плане
Умение
на
практике
применять
теоретические
знания,
развитие
навыков
работы
с
доступным
оборудованием
Формирование
коммуникативной
компетенции в
учебно-
исследовательской
деятельности
П.9
12
13
Земная поверхность
на плане и карте
Глобус — модель
Земли.
Географическая
карта. Древние
карты. Эратосфен,
Птолемей.
Способы
отображения
поверхности Земли
на древних картах.
Глобус и
географическая
карта —
Формирование
познавательной
культуры, развитие
навыков работы с
учебными пособиями
Развитие навыков
практического
применения
географических
знаний в различных
жизненных
ситуациях
п/р Чтение карт.
п/р Топографический
диктант.
П.10
П.11
10
достижения
человечества.
14
Учимся с «Полярной
звездой»
«Определяем
стороны горизонта
по Солнцу и звездам»
Масштаб.
Условные знаки.
Изображение
неровностей
земной
поверхности.
Горизонтали.
Абсолютная
высота.
Относительная
высота. Чтение
плана местности.
Съемки местности.
Формирование умения
организовать свою
деятельность,
определять ее цели и
задачи
Овладение
географическими
знаниями и
умениями, развитие
навыков их
практического
применения в жизни
П/р Ориентирование
на местности при
помощи компаса.
Определение азимута.
П.12
15
Географическая
карта
Свойства
географической
карты. Масштаб.
Легенда карты.
Формирование
познавательной и
информационной
культуры, способности к
самостоятельному
приобретению новых
знаний и умений
Осознание ценности
географических
знаний в
современном мире
Самостоятельная
работа
П.13
16
Градусная сетка
Градусная
сетка.
Параллели
и
меридианы.
Географическая
широта и долгота.
Определение
географических
координат,
направлений
и
расстояний
по
карте.
Современные
способы
создания
карт.
Формирование умений
давать
определения
понятиям,
классифицировать
материал,
выполнять
познавательные задачи
Овладение
географическими
знаниями и
навыками их
практического
применения
П.14
17
18
Географические
координаты
Определять
направления
и
Формирование умения
пользоваться основными
Воспитание любви и
уважения к своей
п/р
Определение по
карте
и
глобусу
с
П.15
11
расстояния между
географическими
объектами
по
планам и картам с
помощью
линейного,
именованного
и
численного
масштабов.
Определять
абсолютные
и
относительные
высоты
точек
земной
поверхности
по
топографической и
физической карте.
Составлять
описание
маршрута
по
топографической
карте.
Находить
объект на карте по
его
координатам.
Выполнять
проектное задание
в сотрудничестве.
теоретическими
знаниями, выполнять
практические задания
Родине,
формирование
целостного
мировоззрения ,
соответствующего
современному
уровню науки
помощью
приборов
географических
координат,
расстояний
и
направлений.
П.16
19
Учимся с «Полярной
звездой» - 2
«Работаем с
географической
картой»
Контрольная работа
20 мин
П.17
20
Решение
практических задач
по плану и карте
Работа в к/к
Тема 4. Литосфера (10ч)
21
Земная кора —
основная часть
литосферы
Литосфера —
каменная оболочка
Земли.
Значение
литосферы
для
жизни
на
Земле.
Строение
литосферы.
Формирование умений
ставить вопросы, давать
определения понятиям,
структурировать
материал
Осознание
географического
знания как
важнейшего
компонента научной
картины мира
П/р Составление
схемы описания
внутреннего строения
Земли
П.18
22
Горные породы,
минералы и
полезные
ископаемые
Горные
породы.
Минералы:
их
свойства,
происхождение.
Формирование умений
давать определения
понятиям,
классифицировать
Овладение
географическими
знаниями и
навыками их
П/р Изучение свойств
горных
пород
и
минералов.
П.19
12
Полезные
ископаемые.
Охрана
земных
недр.
материал, умение
работать в группе,
самостоятельно
оценивать свои действия
практического
применения
23
24
Движения земной
коры
Движения земной
коры:
вертикальные,
горизонтальные.
Литосферные
плиты.
Землетрясения и
их причины.
Вулканы, причины
их образования.
Строение вулкана.
Горячие
источники.
Гейзеры.
Сейсмические
районы.
Овладение навыками
самостоятельного
приобретения новых
знаний, формирование
умений ставить вопросы,
выдвигать гипотезы
Овладение
географическими
знаниями и
умениями, навыками
их применения в
жизни, усвоение
правил безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях
п/р Обозначение на
контурной карте
крупнейших гор и
равнин, районов
размещения
землетрясений и
вулканов.
п/р
Разработка
правил
безопасного
поведения во время
стихийных явлений.
П.20
П.21
25
Рельеф Земли.
Равнины
Различия
равнин
по
размерам,
характеру
поверхности,
абсолютной
высоте.
Крупнейшие
равнины
мира
и
России.
Жизнь
людей
на
равнинах.
Формирование умений
давать определения
понятиям,
классифицировать
материал, устанавливать
причинно-следственные
связи, формулировать
выводы
Формирование
познавательной и
информационной
культуры, осознание
значимости
географических
знаний
Проверочная работа
П.22
Работа в к/к
26
Рельеф Земли. Горы
Различия
гор
по
высоте,
возрасту,
размерам.
Крупнейшие
горные
системы
мира
и
России.
Жизнь человека в
горах.
Изменение
гор и равнин под
Формирование умений
давать определения
понятиям,
классифицировать
материал, устанавливать
причинно-следственные
связи, формулировать
выводы
Осознание
значимости
географических
знаний, умение
применить их на
практике
П/р Описание по
карте равнин и гор по
плану.
П.23
Работа в к/к
13
воздействием
воды, ветра, живых
организмов,
хозяйственной
деятельности
людей.
Выветривание.
Овраги,
сели.
Барханы.
Исследование
и
охрана литосферы.
27
Решение
практических задач
по карте
Находить гео.
объекты на карте в
атласе и с
помощью гео.
координат и
основных
ориентиров (рек,
озер, гор и т. д.).
находить
положение гео.
объектов на к/к и
наносить их на неё
Формирование умения
самостоятельно
оценивать свои
действия, реально
оценивать свои
возможности
достижения цели
определенной сложности
Выполнять
проектное задание в
сотрудничестве
Работа в к/к
28
Учимся с «Полярной
звездой» - 4
«Выполняем
проектное задание»
П.24
29
Литосфера и человек
Определять
значение
литосферы
для
человека.
Выявлять способы
воздействия
человека
на
литосферу
и
характер
изменения
литосферы
в
результате
его
хозяйственной
деятельности.
М: Формирование
умения
на
практике
Формирование основ
экологического сознания
на основе
необходимости
ответственного,
бережного отношения к
окружающей среде
П.25
14
пользоваться
методами
наблюдения,
моделирования,
прогнозирования
30
Обобщающий урок
«Литосфера»
Формирование
осознанной адекватной и
критической оценки в
учебной деятельности,
умения самостоятельно
оценивать свои
действия
Выявление навыков
работы с тестами.
Осознание ценности
географических
знаний в
современном мире и
их практического
применения
Контрольная работа
20 мин
Повторить
тему
Обобщение (2 ч)
31
32
Итоговое повторение
по курсу
Систематизация умений
давать определения
понятиям,
классифицировать
материал, устанавливать
причинно-следственные
связи, формулировать
выводы
Подготовитьс
я
к
тестированию
33
34
Итоговое обобщение
по курсу
Повторить
терминологи
ю
35
Итоговая
контрольная работа
Контрольная работа
15