Напоминание

ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ


Автор: Валентина Владимировна Егорова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 3"
Населённый пункт: г.Гагарин Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАИКАНИЯ

У ДЕТЕЙ

Заикание известно человеку, так же давно, как давно

существует человеческая речь. Исследователи понимания сущности

заикания подходили и подходят к изучению этого речевого

расстройства с разных позиций. Это, прежде всего, связанно с

уровнем развития науки.

Главенствующую роль в структуре заикания представлению

заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому

самочувствию» отводил в своих исследованиях Г.Д. Неткачев.

Сущностью заикания является, по его мнению, «боязливое

ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс

угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в

прошлом, настоящем и будущем».

В настоящее время признаны следующие теоретические

взгляды на проблему заикания.

Патофизиологическая теория заикания.

В основе этой теории лежит учение И. П. Павлова о

физиологии

высшей

нервной

деятельности,

о

неврозах.

Последователи теории С.С.Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Н.И.

Жинкин рассматривают механизм заикания как функциональное

расстройство, логоневроз и определяют, что заикание является

нарушением темпа, ритма и плавности устной речи, вызванное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Патогенетическая теория заикания.

Сторонники

патогенетической

теории

(Л.И.Белякова,

Е.В.Оганесян)

рассматривают

заикание

как

физиологический

дефект или дефицит, имеющий органическую основу (нарушение

голосообразования, слогообразования, органическое поражение

центральной нервной системы).

Ученые - современники определяют заикание как нарушение

темпа

и

ритма,

также

плавности

устной

речи,

вызванное

судорогами мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства

речи совпадает с периодом интенсивного формирования речевой

функции у ребенка. В этот период речь является очень уязвимой и

ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. В связи

с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным

заиканием (Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (М. Совак) .

В большинстве существующих классификаций учитываются

общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного

возраста

Все заикающиеся разделены по этиологическому признаку, с

учетом клинической картины нарушения, на 4 группы (A. Affister):

заикание,

сопровождающееся

аномалиями

в

структуре

или

функции органов, участвующих в речи; связанное с левшеством; по

подражанию; сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью

и

эмоциональными

расстройствами:

логофобиями,

чувством

неполноценности.



В раздел образования