Автор: Перминова Людмила Валерьевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы внеучебной деятельности для формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов
Раздел: среднее профессиональное
Эффективные формы внеучебной деятельности для формирования
профессионально-педагогической компетентности студентов
Формирование
профессионально-педагогической
компетентности
(далее - ППК) у студентов педагогического колледжа – это сложный
многогранный процесс, который осуществляется, в основном, в ходе учебных
занятий, хотя большие возможности имеет внеучебная деятельность.
В профессиональной образовательной организации
формированию ППК
способствует
включенность
в
разнообразные
виды
внеаудиторной
деятельности в группе, на отделении, на уровне колледжа, в общежитии, вне
стен колледжа. Это такие мероприятия, как кураторские часы, коллективные
творческие дела, индивидуальные беседы, студенческие конференции,
педагогические чтения, предметные олимпиады, творческие конкурсы,
посещение выставочных залов и театров, встречи с интересными людьми,
посещение лекториев в библиотеках города, проведение традиционных
мероприятий
профессиональной
направленности
и
посвященных
календарным праздникам, участие в общеколледжных, городских, областных
и всероссийских спортивных соревнованиях, конкурсах, акциях, марафонах,
месячниках.
Приведем конкретные формы и технологии по формированию ППК
студентов.
Выработке профессиональных действий у студентов, направленных на
«включение» полученных теоретических знаний в сущность своей будущей
профессиональной деятельности способствует деловая игра «Проблемы в
современной школе и пути их решения». Она включает в себя несколько
этапов:
1 этап. Распределение участников по группам, количество которых зависит
от числа
ролей: «ученик», «учитель», «родитель», «администратор»,
«социальный педагог»
и т.д. Каждой группе выдается лист бумаги и фломастеры.
2 этап. Выявление проблем участников образовательного процесса: каждая
группа
работает самостоятельно, определяя круг проблем с позиции своей
роли
(проблемы фиксируются на половине листа бумаги).
3 этап. Нахождение путей решения выявленных проблем на предыдущем
этапе: каждая
группа работает самостоятельно, определяя несколько путей решения
по каждой
проблеме (результаты фиксируются напротив проблем).
4 этап. Изображение образа, с которым ассоциируются выявленные
проблемы и пути их
решения (каждая группа работает самостоятельно и рисует образ на
другой
стороне листа бумаги).
5 этап. Выступление: группа представляет проблемы и пути их решения с
позиции своей
роли. Члены других групп могут задать вопросы, способствующие
прояснению
ситуации.
Участие
в
деловой
игре
способствует
развитию
у
студентов
профессионально-значимых качеств и осознанию собственных будущих
профессиональных возможностей в образовательном процессе.
Осуществлению
основных
направлений
по
формированию
ППК
способствует игра «Непоследний герой», разработанная организаторами в
летней физико-математической школе «Варнавино» (ее прототипом является
телевизионное шоу «Последний герой»). Ход игры регламентируется
следующими правилами:
1.
Две команды во главе с капитанами.
2.
Компетентное жюри.
3.
Задания-конкурсы.
4.
Команда, победившая в очередном задании, выводит из игры любого
игрока противоположной команды, кроме капитана.
5.
После двух «ничьих» каждая команда выводит одного из игроков
противника.
6.
В
качестве
штрафа
жюри
может
вывести
из
игры
игрока
провинившейся команды.
7.
Побеждает команда, сохранившая к концу игры больше игроков.
8.
Каждому игроку победившей команды присваивается почетное звание
«Непоследний герой».
Необходимо сделать следующие комментарии:
во-первых, 4-ый пункт правил позволяет командам выбрать определенную
стратегию продвижения к победе (а именно, выводить из игры сильного
игрока противоположной команды);
во-вторых, если в команде постепенно выбывают «сильные» игроки, то
остаются «слабые», что способствует мобилизации резервов у оставшихся
игроков;
в-третьих, всегда «находятся» ребята, которые не входят в команду. Они
могут выполнять задания «на местах» или помогать в проведении игры
(например, следить за показаниями секундомера, быть посредником между
командами и жюри).
Игра
«Непоследний
герой»
может
быть
реализована
как
во
внеаудиторной деятельности, так и в качестве учебного занятия. Кроме этого,
студенты могут использовать данную технологию на педагогической
практике.
Таким
образом,
существуют
разнообразные
формы
организации
внеучебной деятельности студентов, способствующие реализации основных
направлений
по
формированию
профессионально-педагогической
деятельности студентов.