Напоминание

Эффективные формы внеучебной деятельности для формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов


Автор: Перминова Людмила Валерьевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы внеучебной деятельности для формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эффективные формы внеучебной деятельности для формирования

профессионально-педагогической компетентности студентов

Формирование

профессионально-педагогической

компетентности

(далее - ППК) у студентов педагогического колледжа – это сложный

многогранный процесс, который осуществляется, в основном, в ходе учебных

занятий, хотя большие возможности имеет внеучебная деятельность.

В профессиональной образовательной организации

формированию ППК

способствует

включенность

в

разнообразные

виды

внеаудиторной

деятельности в группе, на отделении, на уровне колледжа, в общежитии, вне

стен колледжа. Это такие мероприятия, как кураторские часы, коллективные

творческие дела, индивидуальные беседы, студенческие конференции,

педагогические чтения, предметные олимпиады, творческие конкурсы,

посещение выставочных залов и театров, встречи с интересными людьми,

посещение лекториев в библиотеках города, проведение традиционных

мероприятий

профессиональной

направленности

и

посвященных

календарным праздникам, участие в общеколледжных, городских, областных

и всероссийских спортивных соревнованиях, конкурсах, акциях, марафонах,

месячниках.

Приведем конкретные формы и технологии по формированию ППК

студентов.

Выработке профессиональных действий у студентов, направленных на

«включение» полученных теоретических знаний в сущность своей будущей

профессиональной деятельности способствует деловая игра «Проблемы в

современной школе и пути их решения». Она включает в себя несколько

этапов:

1 этап. Распределение участников по группам, количество которых зависит

от числа

ролей: «ученик», «учитель», «родитель», «администратор»,

«социальный педагог»

и т.д. Каждой группе выдается лист бумаги и фломастеры.

2 этап. Выявление проблем участников образовательного процесса: каждая

группа

работает самостоятельно, определяя круг проблем с позиции своей

роли

(проблемы фиксируются на половине листа бумаги).

3 этап. Нахождение путей решения выявленных проблем на предыдущем

этапе: каждая

группа работает самостоятельно, определяя несколько путей решения

по каждой

проблеме (результаты фиксируются напротив проблем).

4 этап. Изображение образа, с которым ассоциируются выявленные

проблемы и пути их

решения (каждая группа работает самостоятельно и рисует образ на

другой

стороне листа бумаги).

5 этап. Выступление: группа представляет проблемы и пути их решения с

позиции своей

роли. Члены других групп могут задать вопросы, способствующие

прояснению

ситуации.

Участие

в

деловой

игре

способствует

развитию

у

студентов

профессионально-значимых качеств и осознанию собственных будущих

профессиональных возможностей в образовательном процессе.

Осуществлению

основных

направлений

по

формированию

ППК

способствует игра «Непоследний герой», разработанная организаторами в

летней физико-математической школе «Варнавино» (ее прототипом является

телевизионное шоу «Последний герой»). Ход игры регламентируется

следующими правилами:

1.

Две команды во главе с капитанами.

2.

Компетентное жюри.

3.

Задания-конкурсы.

4.

Команда, победившая в очередном задании, выводит из игры любого

игрока противоположной команды, кроме капитана.

5.

После двух «ничьих» каждая команда выводит одного из игроков

противника.

6.

В

качестве

штрафа

жюри

может

вывести

из

игры

игрока

провинившейся команды.

7.

Побеждает команда, сохранившая к концу игры больше игроков.

8.

Каждому игроку победившей команды присваивается почетное звание

«Непоследний герой».

Необходимо сделать следующие комментарии:

во-первых, 4-ый пункт правил позволяет командам выбрать определенную

стратегию продвижения к победе (а именно, выводить из игры сильного

игрока противоположной команды);

во-вторых, если в команде постепенно выбывают «сильные» игроки, то

остаются «слабые», что способствует мобилизации резервов у оставшихся

игроков;

в-третьих, всегда «находятся» ребята, которые не входят в команду. Они

могут выполнять задания «на местах» или помогать в проведении игры

(например, следить за показаниями секундомера, быть посредником между

командами и жюри).

Игра

«Непоследний

герой»

может

быть

реализована

как

во

внеаудиторной деятельности, так и в качестве учебного занятия. Кроме этого,

студенты могут использовать данную технологию на педагогической

практике.

Таким

образом,

существуют

разнообразные

формы

организации

внеучебной деятельности студентов, способствующие реализации основных

направлений

по

формированию

профессионально-педагогической

деятельности студентов.



В раздел образования