Напоминание

"Волшебная кисточка"


Автор: Фролова Галина Дмитриевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: с.Казинка Шпаковского района, Ставропольского края
Наименование материала: программа внеурочной кружковой деятельности
Тема: "Волшебная кисточка"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа внеурочной деятельности

изостудии «Волшебная кисточка»

кружок для учащихся 3-4 класса

художественно-творческой направленности

Пояснительная записка

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания,

направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области

педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись,

музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и

развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают,

что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии

искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость

и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В

процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и

художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки

и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести

способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство

способно

уравновесить

умственную

перегруженность,

«отвести

от

агрессивных

способов

поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства

предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством

умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Программа

охватывает

теоретический

и

практический

блоки

содержания. Направленность

детского

объединения – художественная.

Цель:

Развитие личности младшего школьника

средствами искусства и получение опыта

художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными

материалами.

2.Развить

творческий

потенциал,

воображение

ребенка,

навыки

сотрудничества

в

художественной деятельности.

3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на детей от 9 до 11 лет. Занятия проводятся в

летний период в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Формы

организаций занятий :

информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

изобразительная

деятельность

индивидуально-групповая,

коллективная.

художественная коммуникация – обсуждение, высказывание,

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ,

участию в выставках, конкурсах, акциях.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

Ориентирование

в

социальных ролях

Нравственно-этическое

Соблюдение

последовательности

выполнения работы.

Диагностирование причин успеха/

неуспеха и формирование

способности действовать в

оценивание

своей

деятельности.

Развитие

наблюдательности

зрительной памяти.

Умение сравнивать и

правильно определять

пропорции предметов,их

расположение, цвет.

различных ситуациях.

Участие в коллективном

обсуждении

Сформированность мотивации

к познанию и саморазвитию.

Отражение индивидуально-

личностных позиций в

творческой деятельности.

Развитие художественного

вкуса.

Овладение художественными

терминами.

Умение изображать предметы

перспективе, понятие о линии

горизонта.

Способность анализировать

изображаемые предметы, выделять

особенности формы, положения,

цвета.

Умение строить

продуктивное

взаимодействие,

интегрироваться в

группы для

сотрудничества.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Практическое задание

Часы.

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Традиционные типы штриховки.

Цветные карандаши: красный, синий,

жёлтый. Смешение цветов.

1

2

Рисуем смешных «пушистиков».

Цветные карандаши. Смешение цветов.

1

3

Карандашная пыль. Одуванчик.

Цветные

карандаши.

Способы

растушевки.

1

4

Как спрятать зайца от волка?

Трафареты, линейка и скотч.

1

5

Осенние листья

Рисуем по рельефной поверхности.

1

6

Один из способов штриховки.

Рисуем по рельефной поверхности.

1

7

Знакомство со своими фломастерами.

Стержень сложной формы. Смешение

цветов.

1

8

Пуантилизм.

Чувство

цвета.

Рисуем

ватной

палочкой.

1

9

Трафареты.

Штриховка и тонировка фломастерами.

1

10

Узоры на окнах.

Кляксография с трубочкой.

1

11

Осенняя ветка.

Смешение

техник.

Кляксография

с

трубочкой, ватная палочка.

1

12

Штамп

(оттиск)

как

способ

нанесения изображения.

Рисование ребром картона и смятым

листом бумаги. Гуашь.

1

13

Рисуем созвездия.

Набрызгивание.

Гуашь

и

цветная

бумага.

1

14

Открытие белого. Берёзовая роща.

Набрызгивание.

1

15

Зимние узоры.

Свеча плюс акварель

1

16

Игрушки на новогоднюю ёлку.

Восковые мелки и акварель.

1

17

Китайская ваза.

Монотипия предметная.

1

18

Волшебные цветы и бабочки.

Монотипия

1

19

Вид на реку.

Монотипия пейзажная.

1

20

Сухая кисть и пушистая поверхность.

Гуашь. Кисть для клея.

1

21

Чудо ладошки.

Рисование в технике пуантилизма.

1

22

Чудо ладошки.

Портрет в моей ладошке.

1

23

Чудо ладошки.

Ладонь,

как

способ

нанесения

изображения.

1

24

Чудо пена.

Рисуем мыльными пузырями.

1

25/26

Как в технике граттаж.

Пластилиновая живопись.

2

27/28

Знакомая форма – новый образ.

Чудо ножницы.

2

29

Знакомая форма – новый образ.

Волшебные предметы вокруг нас.

1

30

Штамп

(оттиск)

как

способ

нанесения изображения.

Рисуем узор подручными средствами:

резинка, пробка, палочка…

1

31

По мокрому или по влажному.

Выдавливание рисунка.

1

32/33

Я рисую сам.

Самостоятельный

выбор

техник

рисования для создания рисунка

.

2

34

Коллективная работа.

1

35

Творческий отчёт. Подведение итогов.

Выставка работ.

1

Второй год обучения.

п\п

Тема занятия

Количество

часов

1.

Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я»

5

2.

Изображение предметов способом «печатания» «Цветы в вазе»

5

3.

Пальчиковое рисование. «Красивые бабочки»

5

4.

Нетрадиционная техника рисования. Набрызг.

5

5.

Ниткография.

5

6.

Иллюстрации к литературным произведениям. Рисуем сказку.

5

7.

Рисование мелом на асфальте. «Мои каникулы!»

5

Пусть всегда буду Я

Почти на каждом рисунке - солнышко, много ярких цветов: зеленого, голубого, красного...

среди представленных рисунков есть самые разные: исполненные цветными карандашами,

фломастерами и даже акварельными красками, что потруднее будет. Но дети рисуют от всей души,

рисуют солнце, природу, детей, таких же, как они сами... А есть верная примета: если дети рисуют

солнце, то они счастливы... Если маленьким художникам вдруг становится грустно, то они скорее

нарисуют дождь, а не солнце, не правда ли?

Рисование способом «печатания»

Детям очень нравится рисовать с помощью различных печатей и штампов. Это хороший способ

разнообразить занятия рисованием. В продаже есть много различных печатей: пластиковые,

деревянные. Не обязательно их покупать. Легко такие печати можно сделать своими руками из

обычной картошки.

Что нужно для поделки: ровные удлиненные клубни картофеля, железные формочки для печенья,

нож.

Как сделать:

1. Картофель разрежьте пополам или на две неравные части. Возьмите ту, которая побольше.

2. Вдавите на срезе формочку для печенья.

3. Ножом аккуратно срежьте лишнее и удалите формочку.

Печать готова. Можно вставить какую-нибудь палочку, чтобы удобнее было держать.

Как рисовать:

Налейте краску в блюдце или крышку, обмакните в нее печать и наносите рисунок на лист бумаги.

Пальчиковое рисование

Польза рисования пальчиками для детей младшего возраста очевидна. Рисование таким способом

прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память

ребенка. Также во время таких занятий происходит и развитие нервной системы, которая отвечает за

уверенное управление телом: хорошо сидеть, уверенно ходить, бегать. Пальчиковое рисование

обостряет восприятие цвета, границ изображения. Ребенок начинает творить исходя из своего

возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при

создании более взрослых и осознанных шедевров.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.

Сегодня на земном шаре насчитывается около 165 000 видов бабочек, и ежегодно энтомологи

совершают новые открытия.

Бабочки пробуют пищу, стоя на ней. Это потому, что их датчики вкуса находятся в ногах.

Скорость полета бабочки иногда превышает 60 км/ч. Самый быстрый полет у бабочек семейства

бражников.

Ученые установили, что первые ночные бабочки появились где-то 250 млн. лет назад, а дневным

бабочкам насчитывается только 40 млн. лет. Много этих крылатых насекомых, похожих на

современных, обитало уже 30-40 млн. лет назад на нашей планете.

Самая крупная ночная бабочка в мире — Attacus Atlas. При размахе крыльев в 30 см ее часто

ошибочно принимают за птицу.

Наука о бабочках называется лепидоптерология.

Нетрадиционная техника рисования. Набрызг.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты

требуют фона. Путём набрызга мы создаём некий фон для нашего дальнейшего рисунка. И, надо

сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон

кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ!

Способ получения изображения с помощью набрызга заключается в следующих действиях:

набираем краску на зубную щётку, поворачиваем её щетинками вниз и, держа над бумагой,

проводим по щетинкам любым плоским предметом по направлению к себе. Краска разбрызгивается

на бумагу. Если предварительно положить силуэт, а после выполнения набрызга его снять, то

оставшийся чистым силуэт на бумаге можно дорисовать по усмотрению ребёнка.

Ниткография

Опустите нитку в краску. Выложите изображение на листе бумаги, оставляя один конец свободным.

Сверху положите другой лист прижмите рукой и вытяните нитку за кончик. Что это? Морозные

узоры, букет цветов, мотыльки или волшебный сон?

Тематическое рисование.

Рисование мелом на асфальте. Мои каникулы!

«Это правда, ну чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать на бумаге, на асфальте,

на стене...» Кто из нас не рисовал в детстве мелом на асфальте? Такие удивительные следы

появлялись на серой неровной поверхности. И так волшебно исчезал мелок, оставляя в руке лишь

маленький цветной «огрызок». И асфальт расцветал удивительными красками, и желтое солнце

светило неровными лучами, а в синем небе парил воздушный шар с какими-то непонятными

существами на борту..



В раздел образования