Автор: Панюкова Наталья Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКУ СО
Населённый пункт: Свердловская область. г. Первоуральск
Наименование материала: Педагогический опыт. Идеи. Инновации.
Тема: Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности.
Раздел: дополнительное образование
Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности.
Педагог дополнительного образования Панюкова Наталья Васильевна.
Государственное казенное учреждение Социального Обслуживания Свердловской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Первоуральска»
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в нашем учреждении
театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей,
она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с
окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру
речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок
раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности,
что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои
внутренние конфликты.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии,
связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
-развитием коммуникативных качеств;
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,
решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру,
совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию
новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей
- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила
речевого общения.
Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие
произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться
впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна
широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно
и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие
необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в
необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает
максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное
участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями,
ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность,
самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию
духовной жизни народа.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о
его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного
искусства.
Очень важно заинтересовать всех сотрудников нашего центра, особенно воспитателей групп, где
проживают дети, перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь
центра, сделать их союзниками в своей работе.
Концептуальность.
Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в
образовательном процессе центра для несовершеннолетних в нетрадиционных занятиях, а не
только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей.
Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет
возможности обучения наших воспитанников, позволяет надолго удерживать внимание ребенка.
Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация образовательного процесса,
- оптимизация развития (активная стимуляция)
- эмоциональный подъем,
- добровольное участие (свобода выбора,
- погружение в проблему,
- свободное пространство, гармонизация развития.
Накапливая творческий опыт, наши воспитанники при поддержке взрослых, могут стать авторами
исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что
обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень
любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы
удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и
заинтересовывая воспитателей групп. Использование современных информационных технологий
повышает качество воспитательного - образовательного процесса, делает обучение ярким,
запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально
положительное отношение.
Наличие теоретической базы опыта.
Картотека для работы по театрализованной деятельности:
1.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду».
2.»Волшебный праздник». Сост. М. Дергачева.
3.Гончарова О.В. «Театральная палитра»
4.Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет»
5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии»
6.Иванова Г.П. «Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у
дошкольников»
7.Калинина Г. «Давайте устроим театр!».
8.Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам».
9.Карпов А.В. «Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки».
10.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций».
11.Лаптева Е.В. «1000 русских скороговорок для развития речи».
12.Лебедев Ю.А. «Сказка как источник творчества детей».
13.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду»
14.Минаева В.М. «Развитие эмоций у детей. Занятия, игры».
15.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры».
16.Рахно М.О. «Домашний кукольный театр»
17.Рымалов Э. «Бумажный кукольный театр».
18.Скурат Г.Г. «Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками».
19.Татаринцева А.Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда».
20.Ткач Р.М.» Сказкотерапия детских проблем».
21.Толченов О.А. «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного
возраста».
22.Федорова Г.П. «На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей
дошкольного возраста».
23.Чистякова М.И. «Психогимнастика».
24.Шорыгина Т.А. «Беседы о характере и чувствах».
25.Шорыгина Т.А. «Праздники в школе».
26.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду».
27.Ирина Феофанова «Актерский тренинг для детей»
Ведущая педагогическая идея.
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых
эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой
наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не
ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку,
а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных
высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с
другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить.
Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные
в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность
позволяет решать такие педагогические задачи, как:
способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию воспитанниками
изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную
самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих
оригинальных находок;
позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение
кругозора ребенка;
дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития воспитанников,
способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и
делать выводы;
воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
через игровые действия;
совершенствовать у детей приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой
активности.
Оптимальность и эффективность средств.
Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей
среды. В нашем центре для несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, созданы все условия для развития театрализованной деятельности: это и творческое
оформление комнаты досуга и актового зала, компьютер с доступом к сети интернет, телевизор,
видеотека, аудиотека, музыкальный центр, микрофоны; оборудована костюмерная, где хранятся
маски, грим, парики, костюмы и атрибуты к спектаклям, методическое обеспечение. Оформлен
театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: кукольный,
настольный, пальчиковый. Подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых
естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается позиция
ребёнка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение,
активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все
разновидности непосредственно-организованной деятельности, в самостоятельную деятельность,
деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников.
Формы организации театрализованной деятельности:
1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и воспитанников центра.
2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в
повседневной жизни.
3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.
4. Посещение театров: «Три апельсина», «Вариант», г. Первоуральск; театр оперы и балета, г.
Екатеринбург.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие:
просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы,
коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый
игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников у нас в центре, куда каждый
участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных
масок, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.
Результативность опыта.
Содержание данной системы позволило развить у детей разного возраста такие индивидуально –
личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим, развитие детской
фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и
регулировать эмоции, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
После цикла проведённых занятий у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых
возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех
психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого
потенциала, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей
театрализованной деятельности.
Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, ребенок развивает
свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает
детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.
Использование вышеприведённых инновационных технологий и методических форм на практике
позволило добиться высоких результатов в Конкурсах разного уровня.
2018 год
- Участие во Всероссийском фестивале «Созвездие» (муниципальный уровень)
Приняли участие 12 воспитанник 7-15 лет.
- Участие во Всероссийском фестивале «Добрая волна» Приняли участие 2 воспитанника.
1 воспитанник – победитель в номинации «Сценическое искусство»
- Участие во Всероссийском фестивале «Мои крылья»
Приняли участие 2 воспитанника.
- Участие в областном фестивале «Большой Полет»
Приняли участие 2 воспитанника в номинации «Сценическое искусство»
- Участие в областном фестивале «Созвездие добра» Принял участие 1 воспитанник.
1 воспитанник – победитель в номинации «Сценическое искусство»
2019 год
- Конкурс «Большой полет» имени Александра Новикова. Место проведения:
г. Екатеринбург, театр эстрады
Участники номинации «Театральное искусство» 6 человек. Произведение С. Михалкова «Дело
было вечером»:
Диплом участника Конкурса «Большой полет»
Участник номинации «Театральное искусство» 1 человек. Произведение Э. Асадова «Пеликан»:
Диплом участника Конкурса «Большой полет»
Участник номинации «Театральное искусство» 1 человек. Произведение Э. Асадова «Россия
начиналась не с меча»:
Диплом участника Конкурса «Большой полет»
2020 год
- Участие во Всероссийском Конкурсе «Созвездие». Номинация Театральная – 2 воспитанника.
Достижение: Победители областного Конкурса «Созвездие» два воспитанника.
- Участие во Всероссийском конкурсе-фестивале искусств АРТ-ПРЕМЬЕР (осенний этап)
Достижение: два Диплома: Дипломант II степени один воспитанник.
2021 год
-Участие в Международном конкурсе - фестивале искусств АРТ-ПРЕМЬЕР (зимний этап)
9
участников:
1.Драматический спектакль/Дуэт/Ювеналы/Первая лига
Диплом Лауреат I степени один диплом.
2. Поэзия/Соло/Ювеналы/Начинающие
Диплом Дипломант I степени. Два диплома.
3.Поэтический спектакль/Соло/Ювеналы/Начинающие
Диплом Лауреат III степени. Один диплом.
За подготовку номинантов оргкомитет Конкурса - фестиваля искусств АРТ-ПРЕМЬЕР прислал
благодарность на мое имя.
С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, выступая на семинарах-
практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах,
консультациях.