Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Корейво Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №8"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: публикация
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




Корейво Надежда Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №8» г. Новый Уренгой

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И НА ВНЕКЛАССНЫХ

МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является очень

важной задачей в современной школе, ведь именно в этом возрасте можно

привить любовь к Родине. У младших школьников должно вырабатываться

чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим

свершениям.

В

широком

смысле

понятие

«патриотизм»

обычно

означает

олицетворение любви к своей Родине, активную сопричастность к ее

истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и

проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Ожегов в своём

словаре даёт такое определение: патриотизм – преданность и любовь к

своему отечеству, к своему народу. [7]

Необходимость

формирования

патриотического

сознания

у

подрастающего

поколения

вытекает

из

сути

процесса

модернизации

образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие

нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на

патриотическое воспитание школьников. Именно поэтому вновь утверждена

программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

2011-2015 годы» [1].

На

современном

этапе

развития

нашего

общества

воспитание

патриотизма

выступает

как

одно

из

главных

условий

дальнейшего

общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача

подготовки

гражданина,

способного

самостоятельного

оценивать

происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами

окружающих его людей.

Одним из важнейших направлений в патриотическом воспитании детей

младшего школьного возраста является изучение родного (русского) языка.

Чтобы

у

ребенка

сформировать

чувство

патриотизма,

необходимо

показывать богатство и разнообразие языка, прививать любовь к родному

языку, а также выработать у обучающегося внимание к своей и чужой речи.

В рамках ФГОС НОО патриотическое воспитание младшего школьника

определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у

детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и

патриота своей страны.

Исследование проводилось в МБОУ «СШ №8» г. Новый Уренгой в 3

классе.

В

ходе

исследовательской

работы

были

проанализированы

два

комплекта учебников для 2 и 3 классов УМК «Школа России» [4, 5] и УМК

«Начальная школа XXI века» [2, 3] по следующим критериям:

разделы учебника;

подбор произведений в этих разделах;

виды работы с литературными произведениями (задания и вопросы);

иллюстративный ряд.

Главным условием решения задач патриотического воспитания на

уроках

литературного

чтения

в

разных

УМК

является

организация

полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Учащиеся с помощью предложенных вопросов анализируют, извлекают,

информацию, содержащуюся в произведении, учатся сопереживать героям.

Это достигается через следующие виды деятельности:

осмысленное чтение художественных произведений;

определение главной мысли произведения;

характеристика героев литературных произведений;

написание сочинений;

словарная работа;

соотнесение иллюстраций и репродукций с текстами;

сравнительный анализ героев двух разных произведений;

театрализация.

Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения,

имеют

широкий

спектр:

комментирование,

интерпретация,

анализ

содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений.

Привлекаются

практические

действия

учащихся:

изобразительная

деятельность, игровые приемы, различные приемы устной речи, например,

пересказ.

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе исследования

(констатирующем)

необходимо

было

провести тестирование младших

школьников на предмет определения уровня патриотической воспитанности.

Диагностика уровня патриотической воспитанности учащихся на

момент начала исследования, была проведена методом анкетирования, по

результатам которого был оценён уровень патриотизма.

Основываясь на диагностики Д.В. Григорьева «Отечество мое –

Россия», В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?», Е.В. Федотовой и

И.В. Скворцовой «Незаконченные предложения» была составлена анкета,

адаптированная под экспериментальный класс, были выбраны вопросы,

которые так или иначе затрагивались на уроках литературного чтения и во

внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, а также вопросы, которые могли

освещаться дома. Ученикам предлагалась анкета, которая включает в себя 12

вопросов:

1. Как тебя зовут?

2. Знаешь ли ты, что означает твоё имя?

3. Кто по профессии твои родители?

4. Напиши пословицу или поговорку о семье?

5. Какова твоя роль в семье?

6. Как называется город, где ты родился и вырос?

7. Какие достопримечательности нашего города ты знаешь?

8. Как называется страна, в которой ты живёшь?

9. Хотел бы ты жить в какой-нибудь другой стране?

10.

Какие достопримечательности нашей страны ты

знаешь?

11.

Какое дерево является символом России?

12.

Какие народные промыслы России ты знаешь?

Оценивание уровня патриотизма у младших школьников по результатам

анкетирования

проводилось

по

критерию

полноты

представлений

о

патриотизме у младших школьников.

1 полный ответ – 1 балл.

Полнота определяется объёмом фактического знания. Были выделены

следующие уровни:

Высокий уровень – 9-11 положительно оцененных ответов на вопросы

анкеты;

Средний уровень – 5-8 положительно оцененных ответов на вопросы

анкеты;

Низкий уровень – менее 5 положительно оцененных ответов на

вопросы анкеты.

Первый вопрос не оценивается.

На основе полученных данных построена диаграмма, для оценки

уровеня патриотической воспитанности.

Основной

Основной

Основной

Уровень патриотической воспитанности на

констатирующем этапе исследования

Низкий

уровень

Средний

уровень

Рис. 1. Уровень патриотической воспитанности на констатирующем этапе

исследования.

Анализ результатов исследования на констатирующем этапе показал,

что

основная

часть

класса

имеет

средний

уровень

патриотического

воспитания, а значит, у них есть какое-то представление о патриотизме.

На втором (формирующем) этапе исследования составлена программа

воспитания патриотизма в начальной школе в рамках исследования.

Таблица 1. Программа формирующего этапа исследования

Форма

организации

обучения

Мероприятие

Формируемые

патриотические

качества

Комбинированный урок

-

Ф.И.

Тютчев

«Весенняя гроза»

- И.З. Суриков «Зима»

-

А.С.

Пушкин

«Зимний вечер»

-

М.Ю.

Лермонтов

«Горные

вершины»,

«На севере диком»

- И.А. Бунин «Полевые

цветы»

- Народные традиции и

обычаи.

Чайные

традиции

- Любовь к природе, к

родному краю

-

Знакомство

с

народными традициями

и обычаями

-

Знакомство

с

биографией

великих

русских писателей и их

произведениями

Беседа

- Россия, устремленная

в будущее

- Наши бабушки, наши

дедушки

- Россия – Родина моя.

Классный час

-

Любовь

и

уважительное

отношение к старшему

поколению

- Любовь к природе

-

Знакомство

с

географией страны

Экскурсия

- экскурсия на «Эко-

берег»

г.

Новый

Уренгой

- экскурсия на фабрику

ёлочных

игрушек

г.

Новый Уренгой

-

знакомство

с

природой родного края

-

знакомство

с

творчеством

родного

края

Рисунок

- Лучший город Земли

– Новый Уренгой

-

День

Бородинского

сражения.

Конкурс

рисунков

-

Куликовская

битва.

Конкурс

рисунков.

- знакомство историей

страны, родного города

Классный час

Просмотр фильма

-

Куликовская

битва.

Конкурс

рисунков.

Классный час

- Акция «Я-патриот»

- знакомство с историей

страны

Музыкальное

мероприятие

Внеклассное

мероприятие

«Музыкальная

сказка

«12 месяцев на новый

лад»

-

знакомство

с

произведениями

великих

русских

писателей

Комплекс уроков литературного чтения и внеклассных мероприятий по

формированию патриотической воспитанности состоял из трёх этапов.

Первый – формирование знаний о России, о великих русских поэтах и

писателях, о русской художественной литературе. Второй – пробуждение

эмоционально-чувственного отношения к Родине. Третий – организация

творческой деятельности младших школьников на этих уроках.

Первый этап на уроках литературного чтения заключался в том, что

необходимо расширить и закрепить знания о России, о русских писателях и

поэтах, русской художественной литературе.

Основной метод, который

применялся на данном этапе, - объяснительно – иллюстративный. Сообщение

информации осуществлялось с помощью устного рассказа с помощью

учебника, наглядных средств.

Работа над формирующим этапом началась с раздела «Поэтическая

тетрадь 1». Первый урок по патриотическому воспитанию был на тему: «И.З.

Суриков. Зима».

Урок

начинается

с

беседы

учителя

с

детьми

о

зиме.

Дети

рассматривают

изображения

природы

зимой.

Далее

учитель

читает

стихотворение «Зима» наизусть. Дети рассказывают о впечатлении от

прослушанного произведения. После этого они самостоятельно читают

стихотворение в учебнике и стараются определить, подходит ли иллюстрация

к нему. К каким именно строкам она подходит. Далее учитель предлагает

пофантазировать и придумать самостоятельно иллюстрацию для этого

стихотворения. Дети устно рисуют картины. Урок завершился рефлексией и

ответами на вопросы по теме урока.

Второй этап направлен на формирование эмоционально-чувственного

отношения к Родине. На этом этапе необходимо вызвать эмоциональную

отзывчивость на тему любви к Родине. Работа на этом этапе должна

проходить в форме игр, выполнения занимательных заданий, экскурсий.

Работа над этим этапом началась с самого первого классного часа в

этом учебном году: «Россия, устремленная в будущее».

Классный час начался с разгадывания кроссворда, в результате

которого учащие узнали очень важное слово – Родина. Дети рассказали, что

каждый из них считает Родиной. Учитель подытоживает, сообщая, что

Родина – это дом, в котором мы живём, где ты родился, берёзка у родного

порога, место, где жили предки. Далее детям предложена викторина, где они

отвечают на такие вопросы: Как называется наша Родина? Назовите слова,

близкие по значению к слову Родина. Какой самый главный город нашей

страны? И прочее.

И в заключении, организуется просмотр видеоролика «Профессии», и

учащиеся с учителем играют в игру, в которой необходимо продолжить

фразу «Когда я вырасту, я стану». Результатом стал плакат, который

учащиеся оформили на уроке, нарисовав, кем бы они хотели стать.

Третий этап заключался в организации творческой деятельности,

направленной на патриотическое воспитание. Учащимся предлагалось

выполнять различные творческие задания.

В

сентябре

в

школе

прошёл

конкурс

рисунков,

фоторабот

и

видеороликов «Лучший горд Земли – Новый Уренгой». В рамках этого

конкурса дети совместно с родителями подготовили рисунки, плакаты,

видео, посвященные городу, который является их малой Родиной – Химкам.

В работе над этим конкурсом учащиеся больше узнали об истории своего

родного города, рассказали о необычных местах в Химках, которые

интересно посетить было бы всем классом, что мы и сделали (экскурсия на

Эко-берег).

После проведения всех уроков и мероприятий, направленных на

повышение

уровня

патриотической

воспитанности,

было

проведено

повторное анкетирование, направленное на выявление итогового уровня

сформированности патриотических чувств у младших школьников.

Для выявления итогового уровня сформированности патриотических

чувств использовалась аналогичная диагностика, что и на констатирующем

этапе исследования, а также диагностика И.Д. Лушникова.

Основной

Основной

Уровень патриотической воспитанности на

контрольном этапе исследования

Рис 2. Уровень патриотической воспитанности на контрольном этапе

исследования.

Удалось выявить, что большая часть класса имеет средний уровень

патриотической воспитанности, но при этом значительное число учеников

также имеют высокий уровень патриотической воспитанности.

При анализе анкет удалось выяснить, что практически все верно

ответили

на

вопросы,

в

каком

городе

они

родились,

какие

достопримечательности находятся в городе, в котором они живут, а также

какое дерево является символом России.

Нет

детей

(из

опрошенных),

кто

имел

бы

низкий

уровень

патриотической

воспитанности.

Поэтому

можно

сделать

вывод,

что

проведённые уроки и мероприятия оказали благотворное действие на

уровень патриотической воспитанности.

Для того чтобы нагляднее увидеть общую картину итогового уровня

сформированности патриотических чувств, основываясь на этот опрос,

сравним результаты на констатирующем и контрольном этапах.

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

Средний

Низкий

Рис 3. Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и

контрольного этапов.

Основываясь

на

эти

результаты,

можно

сделать

вывод,

что

разработанный нами комплекс уроков литературного чтения и внеклассных

мероприятий, направленный на патриотической воспитание, показал свою

эффективность.

Но

также

было

решено

провести

дополнительный

опрос,

предложенный

И.Д.

Лушниковым,

который

направлен

на

выявление

ценностно-патриотических ориентаций личности [6]. Этот опрос включает в

себя следующие сферы социального общения и ценности:

Семья (семья как основа общества, родословная семьи, семейные

традиции, обязанности членов семьи и др.);

Народ (родной язык, уклад жизни народа, народные герои, празд-

ники, культура, фольклор и др.);

Родной край (природа родного края, исторические события, зна-

менитые люди и др.);

Родина (летописи и былины, история России, литература России

и др.);

Общество (общественно-полезные дела);

Государство (символы государства, конституция);

Народы мира (сказки народов мира, обычаи и традиции народов

мира, общечеловеческие ценности).

Конкретные социальные ценности можно соотнести с возрастом

учащихся. Тогда для 3 класса можно составить следующий опросник:

Вопрос 1. Выбери и отметь один, наиболее правильный, на твой взгляд, ответ

на вопрос о том, что такое родословная:

А. Это описание состава семьи, включая старшие поколения.

Б. Установление корней семьи, истории моего рода, моей фамилии.

В. Это установление значения слова, обозначающего мою фамилию.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 2. Если народ имеет своих героев, когда-то совершивших подвиги во

имя Родины, то надо ли хранить память о них вечно? Выберите один из

ответов:

А. Нет, так как будут новые герои.

Б. Да, в знак благодарности героям и гордости за героические страницы

истории Родины.

В. Затрудняюсь ответить.

Г. Надо хранить память о тех героях, о которых я узнаю.

Вопрос 3. Выбери один из ответов, который тебе больше нравится. Знания о

природе родного края нужны для того, чтобы:

А. Использовать в своей жизни все богатства природы, сколько нужно

человеку.

Б. Понять, как изменилась и продолжает изменяться природа родного края.

В. Не наносить природе вреда неразумными действиями: если это

произошло, то уметь исправить ошибки, восстановить нарушенное в

природе.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 4. Наш народ с уважением относится к защитникам Родины. Кого ты

можешь считать защитником России? Выбери один, наиболее точный ответ:

А. Того, кто служит сегодня в армии.

Б. Того, кто стоит на защите Родины, своего народа как в военное, так и в

мирное время (служащие в армии и органах государственной безопасности).

В. Того, кто ведет радиопередачи на военные темы.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 5. Как ты думаешь, почему наши юноши и девушки служат в армии,

несмотря на то, что быть защитником страны нелегко? Выбери один из

ответов:

А. Их посылают служить.

Б. Им это нравится.

В. Они понимают, что защита Отечества является долгом и

обязанностью гражданина Российской Федерации.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 6. Что ты считаешь общественно полезным делом (делом, полезным

обществу)? Выбери один из ответов:

А. Выполнение домашних заданий.

Б. Покупка продуктов для своей семьи и для пожилых соседей (по их

просьбе).

В. Посадка и выращивание зеленых насаждений вдоль улицы города, села,

деревни.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 7. Что тебе кажется правильным? Выбери один из ответов:

А. Общественно полезными делами надо заниматься тогда, когда взрослые

будут просить об этом.

Б. Надо самому находить общественно полезные дела.

В. Детям общественно полезными делами заниматься не надо, потому что

надо учиться.

Г.

Затрудняюсь

ответить.

Вопрос 8. 9 мая – государственный праздник России: День Победы над

фашистской Германией. Кто внес главный вклад в победу над фашистской

Германией? Выбери один из ответов:

А. Главный вклад в победу внесла наша страна.

Б. Главный вклад в победу внесли наши союзники: Соединенные Штаты

Америки и Англия.

В. Многие народы мира ненавидели фашистов, и они (народы) внесли свой

вклад в победу над фашистской Германией.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 9. Победа над сильным противником далась нашему народу нелегко:

много жертв, разрушений, трагедий. Какие чувства, по-твоему, возникают у

граждан нашей страны в День Победы? Выбери один из ответов:

А. Радость.

Б. Радость и скорбь.

В. Гордость, радость и скорбь.

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 10. В нашей стране много библиотек. И в любой библиотеке имеются

сказки. Выбери один из ответов:

А. Сказки есть только у русского народа.

Б. Сказки есть у всех народов, проживающих в России (у русских, украинцев,

белорусов, казахов, татар, башкир, якутов, …).

В. Сказки есть у всех народов мира (у русских, датчан, таджиков, иранцев,

китайцев, …)

Г. Затрудняюсь ответить.

Вопрос 11. В русских сказках много добра, они заканчиваются победой

добра над злом. Читая или слушая сказки о добре и зле разных народов, к

какому выводу ты приходишь? Выбери один из ответов:

А. Не могу сказать, потому что сказки других народов не читал и не слышал.

Б. Только в русских сказках есть добро.

В. Добро и зло, борьба добра со злом есть в сказках всех народов мира.

Г. Добро и зло, борьба добра со злом есть только в сказках народов,

проживающих в России.

Согласно предложенному критерию оценивания, ответы на вопросы

определяют

позитивно-высокую,

позитивно-среднюю,

нейтральную

и

негативную ценностные ориентации.

Конечно, не все дети ответили на все вопросы так, чтобы мы смогли

расценить этот ответ с точки зрения позитивно-высокой ценностной

ориентации. Но в любом случае, абсолютно все учащиеся имеют средний или

высокий уровень патриотической воспитанности.

Таким

образом,

по

итогам

результатов

исследования

можно

утверждать, что разработанный комплекс уроков литературного чтения и

внеклассных

мероприятий,

направленный

на

повышение

уровня

патриотической воспитанности, показал свою эффективность. Дети осознают

всё богатство природы, знакомятся с народными традициями и обычаями,

узнают больше об истории своей страны, тем самым чувство любви к Родине

и к своим родным и близким у них становятся сильнее.

Список литературы

1.Болдина К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? // Воспитание

школьников. – 2000. – №3. – С. 23-25.

2. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 2 класс. –

Вентана-Граф. – 2014.

3. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 2 класс. –

Вентана-Граф. – 2014.

4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2

ч. 2 класс. – Просвещение. – 2015.

5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2

ч. 3 класс. – Просвещение. – 2015.

6.

Лушников

И.Д.

Системная

методика

изучения

патриотического

воспитания. – Вологда. – 2014. – 64 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000

слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт

русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е издание, дополненное. – М.:

Азбуковник. – 2003. – 944 с.



В раздел образования