Отечественная война 1812 года. Недаром помнит вся Россия про день Бородина. Окружающий мир 4 класс.
Автор: Коршакова Людмила Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 Населённый пункт: город Вышний Волочёк Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Отечественная война 1812 года. Недаром помнит вся Россия про день Бородина. Окружающий мир 4 класс. Раздел: начальное образование
Цель: сформировать представления о войне 1812 года
развивать познавательный интерес к истории, умение делать выводы.
Оборудование : карта, карточки, презентации
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Поздоровайтесь с нашими гостями, садитесь, посмотрите, всё ли готово у вас к
уроку.
2.
Проверка домашнего задания.
На карточке выполняете задание, записываете самые главные моменты по
домашнему заданию, а класс в это время будет играть в «Домино»( Класс
делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех собравшая верную
цепочку из карточек «Домино») Разрезать на прямоугольники по жирным
линиям.
Карточка №1
Какие перемены произошли в России за время царствования Екатерины
Великой?
Карточка №2
Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?
Карточка №3
Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?
Карточка №4
Что можно было увидеть в Санкт –Петербурге?
Игра «Домино» ( Заранее заготовить 3 комплекта карточек.)
Екатерина
Великая
царствование
Екатерины II
34 года
на Сенатской
площади
Медный
всадник
на Дворцовой
площади в
середине ХVIII в.
возводится
Зимний дворец
предводитель
крестьян
Емельян
Пугачев
Отечественная
война 1812 года
А.В.Суворов
командующий
Черноморским
флотом
Ф.Ф.Ушаков
знаменитая
победа Суворова
крепость Измаил
книга Суворова
«Наука
побеждать»
один из
крупнейших
музеев мира
Эрмитаж
Прозвище
Екатерины II
1
Подведение итогов игры . Перечислить основные моменты .
Карточка №1
Какие перемены произошли в России за время царствования
Екатерины II ?
1.
Правление длилось 34 года
2.
Её называли Великой за умение управлять государством
3.
Появились народные училища, воспитательные дома для сирот и бедняков,
началось строительство Университета.
Карточка №2
Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?
1.
Федор Федорович Ушаков - великий флотоводец, командующий
Черноморским флотом, разгромил турецкий флот
2.
Александр Васильевич Суворов – имел звание генералиссимуса за его
великие победы, одна из его побед – взятие крепости Измаил, в его книге
«Наука побеждать» он учил солдат и офицеров вести правильную тактику
боя.
Карточка №3
Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?
1.
Екатерина награждала помещиков усадьбами и крепостными крестьянами
2.
Крепостных крестьян могли продать, подарить, проиграть, обменять на
породистую собаку.
3.
Емельян Пугачев поднял крестьян на борьбу, но восстание было проиграно.
Карточка №4
Что можно было увидеть в Санкт – Петербурге?
1.
На Сенатской площади – Медный всадник.
2.
Каменные набережные на Неве, каменные и чугунные мосты через реки и
каналы.
3.
На Дворцовой площади возводится Зимний Дворец, в нем находится один из
красивейших музеев мира - Эрмитаж.
Почему не закрашен один прямоугольник?
(варианты ответов) тема урока ???
У меня в руках грамоты, скажите , почему я их держу?
Кто получил эти грамоты?
По какому поводу?
Вспомните и прочтите несколько строк
3.
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о событиях Отечественной войны 1812
года.
Между какими странами была война? (Франция и Россия)
Какова причина войны вы мне ответите сами , прочитав на с. 112-ой 1 абзац
(покорить весь мир)
2
Причины военного конфликта между Францией и Россией в ХIХ веке.
Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна.
Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В
этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с
Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией.
Англия была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на
российской экономике. Нарушение Тильзитского договора Россией и стало
основной причиной войны 1812 года
Наполеон мечтал покорить весь мир.
— Рассмотрите портрет Наполеона. (Слайд )
— Какие у вас сложились впечатления о человеке?
Доклад 1.
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно
воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь
мир.
«Через
3
года
я буду
господином
всего
мира
...Остается
Россия,
но
я
раздавлю
ее»,- заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. « Я иду в
Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на
коленях будет просить у меня мира!»
На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил,
гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона
распространяло какой-то таинственный страх.
в) Работа с картой красным цветом обозначены страны, которые покорил Наполеон,
что вы об этом скажете?.
(У.) Рассмотрите карту
— Что скажете?
(У.) Наполеону подчинялась практически вся Европа.
Во главе русского войска указом царя Александра был поставлен Михаил
Илларионович Кутузов.
Доклад 2.
Кутузов стал известен еще при Екатерине 2. Не раз его жизнь находилась в опасности,
от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба
хранила героя.
«Видно,
говорил
доктор,-
Бог
бережет
голову
Кутузова
на
что-нибудь
необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран».
С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. «Старый лис
Севера»- сказал о Кутузове Наполеон.
В грозном 1812 году он принял командование на себя. Кутузову было 67 лет, но он
был бодр и активен.
-Кто же такой Михаил Илларионович Кутузов?
- Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском?
3
Какой город был его целью?
Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за
голову, если же войду в Москву – поражу Россию в самое сердце».
Почему он так говорил?
Учитель . Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812 года на широком и
просторном поле у села Бородино, в 125 км западнее Москвы.
(Ученики прослушивают объяснение хода Бородинского сражения. Объяснение
сопровождается показом клипа.)
Бородинская битва ( видео)
Ответьте на вопрос – какое главное сражение войны 1812 года?
Работа по учебнику .
Откройте учебник с.116-ая , прочитайте текст.
Задайте вопросы друг другу по тексту.
Комментарий к слайду - Французские отряды вступили в опустевшую Москву.
Но все складывалось не так, как ожидал Наполеон. Никто не поднес ему ключи от
Москвы, как было в других странах Европы.
Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин. (Слайд )
«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
В опустевшем городе стали хозяйничать наполеоновские солдаты.
Из воспоминаний Наполеона о московском пожаре: «Я был готов ко всему, кроме
этого. Одно это было не предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою
столицу?»
Пожар Москвы (слайд )
Партизанское движение (слайды )
Кроме русской армии в борьбу вступили партизаны.
Кто это? Найти в учебнике.
Это простые люди – народные мстители, которые боролись за Родину. Они то там, то
тут устраивали засады французам. Так эта война вошла в историю как Отечественная.
Почему же война названа Отечественной?
Откройте учебник и прочитайте на с.116-ой 3 абзац сверху.
Изгнание французской армии (слайд ).
25 декабря в городе Вильно царь Александр 1 издал Манифест об изгнании врага из
России и окончании Отечественной войны.
Как народ почтил память героев в войне 1812 года?
Прочитайте на с.117-ой.
4
В честь победы в Отечественной войне 1812 года построили в Москве церковь во имя
Спасителя Христа. Храм Христа Спасителя был построен в конце 19 века на народные
деньги, собранные по всей России. (слайд ).
Рассказ учителя. За героизм и мужество воины были награждены медалями: « Медаль
1812г», «За любовь к Отечеству 1812», «За веру и Отечество земскому войску».
В
Великую
Отечественную
войну
1941-45г
орден
Кутузова
стал
наградой
военачальников , которые по-кутузовски били врага.
В честь этого величайшего исторического события воздвигнуто много памятников.
И золото ордена, и бронза памятников, и каждый камень Триумфальной арки без слов
говорят тебе: помни! (слайд)
V. Закрепление изученного материала
Тест «Отечественная война 1812 года»
1. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец …
1)Багратион 2)де Толли 3)Наполеон
2. Французская армия вторглась в Россию …
1)1821 году 2) 1812 году 3) 1818 году
3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен …
1)М. И. Кутузов 2)А. В. Суворов 3)Ф. Ф. Ушаков
4. Бородинская битва произошла
…
1)26 января 1812 года 2) 26 августа 1821 года 3) 26 августа 1812 года
5. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
1) оставить Москву;
2) дать под стенами Москвы еще одно сражение;
3)признать Наполеона победителем.
6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …
1)главное сражение произошло под Москвой;
2) на войну поднялся весь народ;
3)вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.
Фронтальная проверка: 3 2 1 3 1 2
V. Итог урока.
- Почему война 1812 года называется Отечественной?
- Чем прославился полководец М. И. Кутузов?
5
Причины войны
Покорение всего мира
Наполеон
Император Франции
Кутузов
Главнокомандующий русских войск
Главное сражение
Бородино
Отечественная война
На защиту поднялся весь народ
Память о героях
храм Христа Спасителя
-Кто и по какому поводу сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет»?
-Можем ли мы отнести эти слова к теме нашего урока?
- Почему же так дорог и памятен нам этот день?
VII. Подведение итогов урока .
26 августа (8 сентября) - это День воинской славы. Им стал день Бородинского
сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией
Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.
В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время
вкусный ржаной хлеб - бородинский.
В столовой мы попробуем этот хлеб и
вспомним добрым словом русских воинов,
защитивших Отечество от армии Наполеона.
Домашнее задание :с.112-117
Задания1-2
По желанию рассказать о герое Отечественной войны (по одному герою): составить
презентацию, нарисовать рисунок, придумать кроссворд.
Написать от имени солдата или партизана, почему ты принял бы участие в военных
действия 1812 года. Для получения дополнительных знаний по данной теме вы
можете воспользоваться выставкой книг, Интернет - сведениями.
УРОК ОКОНЧЕН.
6