Автор: Коровина Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №3
Населённый пункт: Амурская область ,г Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: " Психолого-педагогическая основа формирования навыков безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Охрана жизни ребенка является приоритетной задачей
системы дошкольного образования, реализация которого способствует
сохранению и укреплению здоровья детей, дает толчок к его формированию
и восстановлению. Именно в этом возрасте у ребенка формируются основы
здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
Безопасность жизнедеятельности ребенка - это формирование у него
сознательного отношения к сохранению личной жизни, здоровья путем
предоставления теоретических знаний, практических умений, упражнений в
практических ситуациях.
Итак, образовательный процесс в ДОУ должен быть ориентирован
на формирование безопасного поведения дошкольников в досуге, среди
людей, предметов природы, что на современном этапе является очень
актуальным.
Согласно исследованиям психолого-педагогической науки, познание
ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметной среды.
Малыш тянется к предметам, вещам, окружающих его, но в этом может
скрываться опасность для его здоровья и даже жизни. Исходя из того, что с
каждым годом увеличивается количество травмированных детей вследствие
несостоявшихся навыков пользования предметами, вещами, поведения с
незнакомыми людьми, в естественной окружающей среде и в различных
ситуациях, возникла необходимость в системной работе с дошкольниками,
чтобы выработать в их сознании стереотипы безопасности в жизненной
среде.
Безопасность для старшего дошкольного возраста – это не заучивание
правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно
существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не
провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства
ребёнок грамотно обучался безопасности. Подготовку человека к
безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех
этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста.
Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р.
Б. Стеркиной состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка,
но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а
порой опасными жизненными ситуациями
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования подчеркивает, что задача взрослых
научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или
иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и
ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли
адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не
начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить нужное
решение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ряд ученых, Б.
А. Мишин, В. Н. Сапронов, А. Е. Смирнов и др., акцентируют внимание на
то, что существует необходимость поиска новых методов и приемов
педагогической работы по формированию у подрастающего поколения
сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности
и безопасности окружающих. Необходимость формирования ценностей
здорового образа жизни продиктована современной экологической
ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно
находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно
и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.
Составляя характеристику ребёнка старшего дошкольного возраста по
безопасности жизнедеятельности можно выделить следующие его
особенности:
• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения. Выделяет элементарные
социальные нормы, как правила своего поведения, в том числе в
соответствии с гендерными эталонами.
Замечает и негативно относится к их несоблюдению. Соблюдает
элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных
ситуациях: дорожного движения (переходит улицу в указанном месте в
соответствии с сигналами светофора, не ходит по проезжей части дороги,
знает некоторые дорожные знаки и их назначение); не играет с огнем, в
отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами, не трогает
без разрешения острые, колющие и режущие предметы.
Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер
службы спасения. Владеет некоторыми способами безопасного поведения в
современной информационной среде (включает телевизор для просмотра
конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра
согласовывает с взрослым; включает компьютер для конкретного занятия,
содержание и продолжительность которого согласовывает с взрослым).
Соблюдает предусмотрительность и осторожность в незнакомых и сложных
ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми.
Правильно (безопасно) организует собственную двигательную активность и
совместные движения и игры со сверстниками в группе и на улице. Имеет
широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и
правилах поведения, отражающих противоположные моральные
понятия (четыре-пять). В большинстве случаев правильно раскрывает их
содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи
слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя
вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-
оценочную лексику
(например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). В
большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения
моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более
трех) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино,
литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и
прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает
положительный нравственный выбор (воображаемый). Совершает реальный
положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей,
друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве
случаев соблюдает нормы и правила поведения с взрослыми и сверстниками,
совершает нравственно-направленные действия (принес стул и предложил
сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал няне выроненную из рук
вещь, утешил обиженного сверстника и т. д.). Соблюдает правила
культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке,
коллективного чтения книг.
• Физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими
навыками. Освоил правила поведения в быту, природе, на улице и в
транспорте, которые раскрывают безопасность жизнедеятельности.
Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические навыки и соблюдает
правила здорового образа жизни (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде;
оберегать глаза от травм, яркого солнца, попадания пыли, песка и др.). Имеет
представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них.
• Любознателен, активен. Задает вопросы морального содержания.
• Эмоционально отзывчивый. Радуется или огорчается по поводу
состояния своего здоровья, здоровья других.
• Овладел средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми
и сверстниками. Оказывает помощь другому (взрослому, ребенку, в том
числе обучающую.
• Имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем
социуме, государстве (стране, мире и природе. Имеет представление о
некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе, способах
поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях,
современной информационной среде, оказания самопомощи и помощи
другому человеку. Сформированы предпосылки экологического сознания в
виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира
природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира
природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к
окружающему миру природы. Называет в типичных и нетипичных ситуациях
свое имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес. Имеет
представление о различных видах труда взрослых, связанных с обеспечением
безопасности и охраны жизни и здоровья людей.
• Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,
адекватные возрасту. При напоминании взрослого проявляет осторожность и
предусмотрительность в незнакомой (потенциально опасной) ситуации.
Ситуативно выполняет правила безопасного для окружающего мира природы
поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки
деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не
оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого). Требует
от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в
стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в
стандартной опасной ситуации.
• Овладел необходимыми умениями и навыками. Обслуживать себя (мыть
руки, чистить зубы, умываться, обтираться (с помощью взрослого, мыть уши,
причесывать волосы, правильно пользоваться столовыми приборами,
салфеткой и др.); определять состояние своего здоровья (здоров или болен, а
также состояние здоровья окружающих, называть и показывать, что именно
болит (какая часть тела, орган); различать полезные и вредные для здоровья
продукты питания, разумно употреблять их; соблюдать правила безопасного
поведения в подвижных играх спортивном зале; выбирать одежду и обувь,
соответствующую погоде. Самостоятельно поддерживать порядок в группе и
на участке.
• Овладел универсальными предпосылками учебной деятельности.
Действует по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.
В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются
в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью,
возникают достаточно устойчивые познавательные интересы. Но не стоит
забывать о том, что от дошкольников еще нельзя ожидать самостоятельных
правильных решений в том или ином случае. Безопасному поведению
должны обучить.
Что же должен учитывать педагог?
Вся работа по обучению детей безопасному поведению должна вестись с
учетом следующих основных факторов:
• Она не должна ограничиваться только обучением детей нормам и
правилам поведения. Их надо также обучать осмотрительности, умению
ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.
• Максимальный эффект достигается, если учебно-воспитательная работа
ведется одновременно в трех направлениях: детсад - дети - родители.
• Следует учитывать особенности детской психики, ее повышенную
уязвимость. Поэтому недопустимо применение так
называемой «шоковой» терапии с акцентом на страшные последствия
пожаров, наводнений и т. Такой подход может травмировать психику
ребенка, привести к стрессам, тревогам, фобиям, страхам и даже устойчивым
неврозам.
Важное значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию
соответствующей информации об опасности и практических действиях в
чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно учитывать
присущие им «возрастные» страхи, вызванные высокой эмоциональностью,
малым жизненным опытом и богатым воображением детей. Углубляя
знания детей об окружающем, мы будем формировать в них готовность к
ситуациям, в которых они могут оказаться. Если жизненная ситуация не
содержит в себе элементов неожиданности и понятна малышу,
безосновательные страхи не возникнут.
Принципы организации образовательно-воспитательной работы с детьми:
• Принцип систематичности. Работа по безопасности жизнедеятельности
должна проводиться систематически в течение учебного года по гибкому
распределению содержания в соответствии с возрастом и возможностью
детей.
• Принцип учета условий проживания. Известно, что городские и сельские
дети имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у
маленьких горожан меньше сформированы навыки поведения в лесу, на
водоемах и тому подобное. И, наоборот, сельские жители хуже
ориентируются в правилах поведения в городском транспорте, на улице
• Принцип интеграции. Безопасность - это не просто сумма усвоенных
детьми знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях,
выбирать «здоровую» пищу, не создавать конфликты, в общем,
взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому тему безопасности стоит
интегрировать с другими, предлагать детям применять свои знания правил
безопасности в различных видах деятельности: изобразительной,
театрализованной, игровой, физической, трудовой.
• Принцип взаимодействия детского сада и семьи. Формирование у
ребенка дошкольного возраста сознательной позиции безопасного поведения
в окружающей среде базируется на положительных примерах взрослых.
Больше внимания нужно уделять организации различных видов
деятельности, направленных на приобретение определенных навыков
поведения, опыта, самостоятельного поиска выходов из сложных ситуаций,
обучению принимать взвешенные, продуманные решения. Ведь все, чему
учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Работа по формированию основ безопасности у детей старшего
дошкольного возраста будет эффективна при реализации следующих
педагогических условий:
использовании разнообразных форм, методов и средств, направленных
на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающих успешное
решение задач образовательного процесса; при
взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи; при
создании предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей
современным требованиям и задачам формирования безопасного
поведения детей, обеспечивающим эффективность образовательного
процесса.