Автор: Заболотникова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель класса эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО "Синявинская ДШИ
Населённый пункт: пгт. Синявино, Ленинградская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Работа на дикцией и артикуляцией"
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока в классе эстрадного вокала.
Преподаватель: Заболотникова Ирина Геннадьевна
Образовательная организация: МБУ ДО «Синявинская ДШИ».
Наименование
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
Тема
урока:
«Работа над дикцией и артикуляцией» (
раздел 1
содержания
программы:«Вокально-техническое развитие» 2 класс ).
Обучающаяся: Ольга, 10 лет, 2-й год обучения
Тип урока: Комбинированное занятие. Получение и первичное закрепление новых
знаний и умений.
Цель: Формирование и развитие дикционных навыков.
Задачи:
Обучающие
:
1)научить управлять артикуляторами;
2)отработка основных дикционных правил при пении;
3)научить работать со словесным текстом.
Развивающие:
1)формирование дикционных навыков и членораздельной речи;
2) развитие самоконтроля.
Воспитательные:
1)воспитание трудолюбия и упорства в достижения поставленной цели
2)вовлечение обучающейся в активную творческую деятельность.
Форма организации: индивидуальное занятие.
План урока
1) Вводная часть (10 мин.)
приветствие, проверка готовности к уроку
постановка цели,
проверка имеющихся знаний
обобщение знаний по теме
2) Основной этап (30 мин)
вокально-техническая работа,
работа над репертуаром.
3) Заключительный этап (5 мин)
подведение итога работы,
разъяснение домашнего задания.
Ход урока.
Этапы
урока
Вре
мя
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающейся
1.Вводная
часть
10
мин
-Приветствует учащуюся.
-Узнаёт
о
состоянии
здоровья
голосового
аппарата,
нет
ли
усталости,
вялости(
при
необходимости сделать несколько
упражнений
дыхательной
гимнастики
Стрельниковой-
(Приложение 1 на диске)
-Сообщает цель и план урока.
«У одних вокалистов ясно слышно
и понятно каждое слово, а слушая
других
приходится
здорово
напрягать своё внимание, чтобы
разобрать о чём они поют.
Такое мастерство в передаче слов
не приходит само собой. Это
результат большой работы. »
« Мы уже знаем, что в пении
гласные
звуки
пропеваются
маскимально
протяжно,
а
согласные- чётко, кратко, иногда
утрированно.»
-Задаёт вопросы:
Какие органы формируют звуки?
Как мы их называем?
Для чего нужна дикция?
Как добиться хорошей дикции?
Слушает. Реагирует.
Отвечает на вопросы,
делает выводы:
В
формировании
звуков
участвуют
губы,
язык,
челюсти, зубы,мягкое и твёрдое
нёбо. Это всё артикуляторы
.
Дикция
нужна
певцу,т.к.
понятное
и
выразительное
произнесение
текста
очень
влияет
на
восприятие
исполняемого произведения.
Хорошей
дикции
можно
добится при активной работе
артикуляторов.
Артикуляция
—
правильное
формирование звуков.
Артикуляция — это процесс.
Дикция — результат этого
процесса.
Основной 30 «Для хорошей дикции необходимо
этап :
вокально-
техническ
ая работа
Работа над
репертуар
ом
мин наши артикуляторы научить
работать правильно.»
Выполним несколько
тренировочных упражнений
.:
1)Гимнастика для артикуляторов
(Приложение 2 на диске)
2)Вокальные
упражнения
для
развития
артикуляции(
с
фортепиано):
В
упражнениях
используются
слоги - «дук-дек-дак» ; «даб-даб-
даб»; «би-бэ-ба- бо...» и др.
3)Особенности
артикулирования
гласных:
Гласная
«и»
формируется
при
помощи языка,
сохраняя объём
рта,
что
и
на
гласной
«а»
(
Упражнение
«А...А...ИИИИИИИИИИИИ»).
Гласные «о» и «у» формируются
губами, язык расслаблен в нижней
части
рта.
(Упражнение
«А...А...УУУУУУУУ»
и
«А...А...ОООООО»)
4) Глухие и звонкие согласные:
Именно согласные делают речь
членораздельной.
Упражнение
на
чередование
звонких и глухих согласных « Дуу-
Туу-Дуу-Туу»;
«Заа-Саа-Заа-
Саа»;«Вээн -Фээн-Вээн-Фээн»)
Звуковой разбор текста «Песенки
о снежинке» Е. Крылатова.
«А теперь попробуем добиться
хорошей дикции на музыкальном
материале.
Кроме
правильного
формирования звуков для хорошей
дикции важно уметь определять
сложные
для
произнесения
Повторяет упражнения для
снятия зажатости и развития
активности
губ,
языка,
челюсти, мягкого нёба.
Для выработки самоконтроля
упражнения выполняются
перед зеркалом.
- Читает текст песни,
совместно
с
преподавателем
сочетания звуков. Над этим лучше
работать с
отпечатанным
текстом песни.»
Контролирует, подсказывает.
Контролирует,
ободряет,
побуждает
к
самоконтролю
и
самоанализу
Работа над исполнением песни
А. Бабаджаняна « Лучший город
земли».
-запись исполнения на
видео-камеру,
- просмотр записи,
-ободрение
определяет
возможные
дикционные сложности.
- Подчеркивает в тексте:
а 1)сложные комбинации
согласных
(«в дом входит»,
«Уходит вдаль и др.)
2)согласные в конце фраз, без
укорачивания предшествующей
гласной («что вот-вот
настанет», «пока часы
двенадцать бьют»);
в) 3)внимание на пропевание
гласной после глухой
согласной
(«старый уходит..»)
- Читает сложные места текста
как скороговорки, контролируя
чёткость произношения.
- -Исполнение песни ,
- совместный анализ,
- исправление ошибок.
Исполняет песню под
минусовую фонограмму.
- просмотр видеозаписи,
- самостоятельно анализирует
дикционные ошибки,
- повторное исполнение и анализ.
Заключит
ельный
этап:
1)подведе
ние итогов
работы
2)
5
мин.
Предлагает ответить на вопросы:
Зачем нужна дикция?
Что такое артикуляция?
Какие звуки( гласные или
согласные) отвечают за
членораздельность речи?
Отвечает на вопросы,
делает вывод:
Артикуляция и дикция
-
важные и необходимые
компоненты вокальной
техники.
разьяснен
ие
домашнего
задания
Предлагает подобрать 2-3
скороговорки ( использовать
Интернет- рессурс), научиться
чисто проговаривать их в
медленном
темпе,
постепенно
увеличивать
скорость
проговаривания.
«Ты сегодня хорошо поработала.
Молодец. На этом наше занятие
закончено.»
Слушает, записывает в
дневник задание.
Планируемые результаты урока:
предметные:
Обучающаяся должна научиться
активизировать работу артикуляторов;
осмысленно относиться к тексту песен;
метапредметные:
научиться следить за своей дикцией в разговорной речи;
снятие мышечного напряжения при работе артикуляторов;
личностные:
научиться быть внимательной, самостоятельной, целеустремлённой, активной
в достижении поставленной задачи.
Методы обучения:
1.объяснительно-иллюстративный(объяснение
новых
знаний,
вопросы,
стимулирующие
мыслительную
деятельность,
вокальная
иллюстрация
преподавателем, словесные оценки);
2. репродуктивный;
3. частично-поисковый (метод побуждения к самоконтролю и самооценке в процессе
исполнения;
4. исследовательский ( учащаяся слушает видеозапись исполнения, самостоятельно
находит проблемы, ищет пути решения)
Материально-техническое оснащение
учебная аудитория,
фортепиано,
ноты,
музыкальные минусовые фонограммы песен,
музыкальный центр,
микрофон,
зеркало,
видео-камера.
Список литературы
1.Морозов В.П.Искусство резонаторного пения.Основа резонаторной теории и
техники.М.,2002
2.Емельянов В.В. Развитие голоса.Координация и тренинг. Спб.,2004
3.Юшманов В.И..Вокальная техника и её парадоксы.СПб.,2002
4.Элизабет Ховард,Ховард Остин.Техника пения.Вокал для всех.М.,2009