Напоминание

"Работа на дикцией и артикуляцией"


Автор: Заболотникова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель класса эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО "Синявинская ДШИ
Населённый пункт: пгт. Синявино, Ленинградская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Работа на дикцией и артикуляцией"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект урока в классе эстрадного вокала.

Преподаватель: Заболотникова Ирина Геннадьевна

Образовательная организация: МБУ ДО «Синявинская ДШИ».

Наименование

программы:

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»

Тема

урока:

«Работа над дикцией и артикуляцией» (

раздел 1

содержания

программы:«Вокально-техническое развитие» 2 класс ).

Обучающаяся: Ольга, 10 лет, 2-й год обучения

Тип урока: Комбинированное занятие. Получение и первичное закрепление новых

знаний и умений.

Цель: Формирование и развитие дикционных навыков.

Задачи:

Обучающие

:

1)научить управлять артикуляторами;

2)отработка основных дикционных правил при пении;

3)научить работать со словесным текстом.

Развивающие:

1)формирование дикционных навыков и членораздельной речи;

2) развитие самоконтроля.

Воспитательные:

1)воспитание трудолюбия и упорства в достижения поставленной цели

2)вовлечение обучающейся в активную творческую деятельность.

Форма организации: индивидуальное занятие.

План урока

1) Вводная часть (10 мин.)

приветствие, проверка готовности к уроку

постановка цели,

проверка имеющихся знаний

обобщение знаний по теме

2) Основной этап (30 мин)

вокально-техническая работа,

работа над репертуаром.

3) Заключительный этап (5 мин)

подведение итога работы,

разъяснение домашнего задания.

Ход урока.

Этапы

урока

Вре

мя

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающейся

1.Вводная

часть

10

мин

-Приветствует учащуюся.

-Узнаёт

о

состоянии

здоровья

голосового

аппарата,

нет

ли

усталости,

вялости(

при

необходимости сделать несколько

упражнений

дыхательной

гимнастики

Стрельниковой-

(Приложение 1 на диске)

-Сообщает цель и план урока.

«У одних вокалистов ясно слышно

и понятно каждое слово, а слушая

других

приходится

здорово

напрягать своё внимание, чтобы

разобрать о чём они поют.

Такое мастерство в передаче слов

не приходит само собой. Это

результат большой работы. »

« Мы уже знаем, что в пении

гласные

звуки

пропеваются

маскимально

протяжно,

а

согласные- чётко, кратко, иногда

утрированно.»

-Задаёт вопросы:

Какие органы формируют звуки?

Как мы их называем?

Для чего нужна дикция?

Как добиться хорошей дикции?

Слушает. Реагирует.

Отвечает на вопросы,

делает выводы:

В

формировании

звуков

участвуют

губы,

язык,

челюсти, зубы,мягкое и твёрдое

нёбо. Это всё артикуляторы

.

Дикция

нужна

певцу,т.к.

понятное

и

выразительное

произнесение

текста

очень

влияет

на

восприятие

исполняемого произведения.

Хорошей

дикции

можно

добится при активной работе

артикуляторов.

Артикуляция

правильное

формирование звуков.

Артикуляция — это процесс.

Дикция — результат этого

процесса.

Основной 30 «Для хорошей дикции необходимо

этап :

вокально-

техническ

ая работа

Работа над

репертуар

ом

мин наши артикуляторы научить

работать правильно.»

Выполним несколько

тренировочных упражнений

.:

1)Гимнастика для артикуляторов

(Приложение 2 на диске)

2)Вокальные

упражнения

для

развития

артикуляции(

с

фортепиано):

В

упражнениях

используются

слоги - «дук-дек-дак» ; «даб-даб-

даб»; «би-бэ-ба- бо...» и др.

3)Особенности

артикулирования

гласных:

Гласная

«и»

формируется

при

помощи языка,

сохраняя объём

рта,

что

и

на

гласной

«а»

(

Упражнение

«А...А...ИИИИИИИИИИИИ»).

Гласные «о» и «у» формируются

губами, язык расслаблен в нижней

части

рта.

(Упражнение

«А...А...УУУУУУУУ»

и

«А...А...ОООООО»)

4) Глухие и звонкие согласные:

Именно согласные делают речь

членораздельной.

Упражнение

на

чередование

звонких и глухих согласных « Дуу-

Туу-Дуу-Туу»;

«Заа-Саа-Заа-

Саа»;«Вээн -Фээн-Вээн-Фээн»)

Звуковой разбор текста «Песенки

о снежинке» Е. Крылатова.

«А теперь попробуем добиться

хорошей дикции на музыкальном

материале.

Кроме

правильного

формирования звуков для хорошей

дикции важно уметь определять

сложные

для

произнесения

Повторяет упражнения для

снятия зажатости и развития

активности

губ,

языка,

челюсти, мягкого нёба.

Для выработки самоконтроля

упражнения выполняются

перед зеркалом.

- Читает текст песни,

совместно

с

преподавателем

сочетания звуков. Над этим лучше

работать с

отпечатанным

текстом песни.»

Контролирует, подсказывает.

Контролирует,

ободряет,

побуждает

к

самоконтролю

и

самоанализу

Работа над исполнением песни

А. Бабаджаняна « Лучший город

земли».

-запись исполнения на

видео-камеру,

- просмотр записи,

-ободрение

определяет

возможные

дикционные сложности.

- Подчеркивает в тексте:

а 1)сложные комбинации

согласных

(«в дом входит»,

«Уходит вдаль и др.)

2)согласные в конце фраз, без

укорачивания предшествующей

гласной («что вот-вот

настанет», «пока часы

двенадцать бьют»);

в) 3)внимание на пропевание

гласной после глухой

согласной

(«старый уходит..»)

- Читает сложные места текста

как скороговорки, контролируя

чёткость произношения.

- -Исполнение песни ,

- совместный анализ,

- исправление ошибок.

Исполняет песню под

минусовую фонограмму.

- просмотр видеозаписи,

- самостоятельно анализирует

дикционные ошибки,

- повторное исполнение и анализ.

Заключит

ельный

этап:

1)подведе

ние итогов

работы

2)

5

мин.

Предлагает ответить на вопросы:

Зачем нужна дикция?

Что такое артикуляция?

Какие звуки( гласные или

согласные) отвечают за

членораздельность речи?

Отвечает на вопросы,

делает вывод:

Артикуляция и дикция

-

важные и необходимые

компоненты вокальной

техники.

разьяснен

ие

домашнего

задания

Предлагает подобрать 2-3

скороговорки ( использовать

Интернет- рессурс), научиться

чисто проговаривать их в

медленном

темпе,

постепенно

увеличивать

скорость

проговаривания.

«Ты сегодня хорошо поработала.

Молодец. На этом наше занятие

закончено.»

Слушает, записывает в

дневник задание.

Планируемые результаты урока:

предметные:

Обучающаяся должна научиться

активизировать работу артикуляторов;

осмысленно относиться к тексту песен;

метапредметные:

научиться следить за своей дикцией в разговорной речи;

снятие мышечного напряжения при работе артикуляторов;

личностные:

научиться быть внимательной, самостоятельной, целеустремлённой, активной

в достижении поставленной задачи.

Методы обучения:

1.объяснительно-иллюстративный(объяснение

новых

знаний,

вопросы,

стимулирующие

мыслительную

деятельность,

вокальная

иллюстрация

преподавателем, словесные оценки);

2. репродуктивный;

3. частично-поисковый (метод побуждения к самоконтролю и самооценке в процессе

исполнения;

4. исследовательский ( учащаяся слушает видеозапись исполнения, самостоятельно

находит проблемы, ищет пути решения)

Материально-техническое оснащение

учебная аудитория,

фортепиано,

ноты,

музыкальные минусовые фонограммы песен,

музыкальный центр,

микрофон,

зеркало,

видео-камера.

Список литературы

1.Морозов В.П.Искусство резонаторного пения.Основа резонаторной теории и

техники.М.,2002

2.Емельянов В.В. Развитие голоса.Координация и тренинг. Спб.,2004

3.Юшманов В.И..Вокальная техника и её парадоксы.СПб.,2002

4.Элизабет Ховард,Ховард Остин.Техника пения.Вокал для всех.М.,2009



В раздел образования