Автор: Логвинова Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Детский сад №45
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Тема: Дошкольное обучение
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ»
учителя-дефектолога МБДОУ д/с №45
Логвиновой Натальи Александровны
Ставрополь 2021
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж вели-
кий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес по-
губили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется
развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незна-
нию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас
ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не
все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И со-
всем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей,
на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но
плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы
и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это
как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям
машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно
использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса,
который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком
обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К
чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической все-
дозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый
лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она нака-
тана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей
в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая
и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности
личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закла-
дывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накап-
ливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю
жизнь остаются в памяти человека.
Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась.
Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов
(«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»)
До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.
2
Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему горо-
ду, селу, где человек родился и живет.
* * *
В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изу-
чая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка,
озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излу-
чина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его
надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы
рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не
только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит
водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит
деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.
Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с
особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое
дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во
время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно
гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в
него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за го-
родскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспи-
тывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть;
как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-пауч-
ки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посад-
ки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не толь-
ко должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разо-
рять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к мура-
вью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бес-
корыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не
мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.
Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чув-
ство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равно-
сильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще
вероятнее на нравственных качествах.»
А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют
затрагивать разные струнки в душах детей?
В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в
живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реали-
стическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между
ними.
3
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая по-
лезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи,
взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях жи-
вых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и
природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность эко-
логии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологиче-
ское воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три за-
дачи:
1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не на-
рушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие по-
следствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать
природу разумно и бережно;
3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе зна-
ний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих
поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание
на их связи;
II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание кон-
центрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствую-
щие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;
III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы.
Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было
бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный
предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происхо-
дят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, преж-
де всего?
Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факто-
ров. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач, как:
1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о приро-
де нашего региона.
2. Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахожде-
ние взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологиче-
ской тропы.
Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха,
на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы
по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и ука-
зателей. Объектами экологической тропы могут быть:
1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые де-
ревья, растущие на территории детского сада.
4
2. лекарственные растения, специально высаженные на участке.
3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.
4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарни-
ковых растений, цветов.
5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.
6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает
определенное содержание и методические программы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание лю-
бви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты,
ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам
и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это
жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истин-
ный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.
· Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет.
Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в
том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и
его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.
Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе на-
шего города Раменское.
После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего
региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга
нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»
Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.
Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с
детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится
метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость
животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).
В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из
природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали при-
родный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают раз-
личные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из ко-
ряги, из скорлупы грецкого ореха.
Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх:
«С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путеше-
ствие по лесу» и т.д.
На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше
узнать о родной природе. Красива она во все времена.
· И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей
к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от
дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их ли-
сточков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только
что распустившимися цветами, их яркими красками.
5
Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту
окружающей природы , но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с
чего начать?
Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у
своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом че-
ремуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче
и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на
выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участ-
вовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети зани-
мавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не
рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход
за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ре-
бят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесооб-
разность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной рабо-
ты. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились
ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по
строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов уха-
живания.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения
с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требу-
ющие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут
Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина ком-
натных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый та-
кой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные жи-
вут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений
(плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), на-
шли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого
растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.
При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с жела-
нием принимали друг у друга эстафету дежурства.
Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома,
в семье.
· С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за измене-
ниями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явле-
нии природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показы-
вала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме
облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углубля-
лись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали
детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они рань-
ше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок дет-
ского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дво-
ре. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей
улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я ор-
ганизовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые де-
ревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела
несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас
6
я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое яв-
ление можно показать детям.
Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами,
насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы
наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у
нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.
Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в ка-
лендарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети
видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д.
Параллельно велась работа с народным календарем.
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в
детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную
ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года
и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышле-
ний, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчис-
ленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями
во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнища-
ла, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепу-
тались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже пе-
чалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ
издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед
сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома
хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались соб-
ственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные зна-
ния, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
· Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети
получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с
детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Николаевой.
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических свя-
зей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие
в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи
усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологиче-
ских связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или
других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить
как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой,
о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто
невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания
об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем пита-
ется). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может
обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары –
хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и .т. д. Природные
факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в
7
другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмо-
сферы и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - че-
ловек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами.
Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям
очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность рас-
крыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты
приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению.
Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тес-
но связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространя-
лись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться
ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты
приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный
факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезно-
вения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается
они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отле-
ту.
На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления
о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети
лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы
(модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а
между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой
интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Пти-
цы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти
птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и
большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы из-
меняется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем
строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и
строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что хо-
лод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о
(взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и
температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распро-
страненное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу де-
тей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не по-
гибло от руки человека зря!
Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю
внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в
этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом,
прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров
природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия
(чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
8
А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю де-
тей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона.
Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бе-
режно.
Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению
«Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили
провести природоохранную работу среди младших товарищей.
Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят
на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя
вести людям.
Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картон-
ная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К.
Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для
него уголок.
В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать
материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет
фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами,
сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на за-
нятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного
отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение
видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отноше-
ние к ней.
А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропаган-
дистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помога-
ют такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обраще-
ние к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспи-
тателю.
Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через сло-
во, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубо-
кими.
Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выраже-
ния одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандаша-
ми. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет
их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать
интерес к игре, дать пищу для его углубления.
Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей.
Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие
видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.
Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш
стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова
знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережно-
му отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь ро-
дителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим
родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.
9
Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окру-
жающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка ху-
дожеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного ма-
териала) родителей в обсуждении доклада.
Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к озеру, рассмотреть те или иные
объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие
стихи разучить.
В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей.
Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скво-
речники.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблю-
дая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что
раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитате-
лям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растения-
ми, видят их красоту.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту,
отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к
родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.
Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются
когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобаю-
ще.
А главное – земля стала ближе.
10