Напоминание

Дошкольное обучение


Автор: Логвинова Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Детский сад №45
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Тема: Дошкольное обучение
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ»

учителя-дефектолога МБДОУ д/с №45

Логвиновой Натальи Александровны

Ставрополь 2021

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж вели-

кий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес по-

губили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется

развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незна-

нию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас

ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не

все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И со-

всем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей,

на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но

плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы

и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это

как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям

машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно

использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса,

который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком

обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К

чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической все-

дозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый

лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она нака-

тана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей

в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая

и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности

личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закла-

дывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накап-

ливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю

жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась.

Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов

(«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнут легли….

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши….»)

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

2

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему горо-

ду, селу, где человек родился и живет.

* * *

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изу-

чая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка,

озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излу-

чина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его

надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы

рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не

только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит

водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит

деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с

особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое

дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во

время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно

гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в

него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за го-

родскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспи-

тывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть;

как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-пауч-

ки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посад-

ки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не толь-

ко должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разо-

рять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к мура-

вью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бес-

корыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не

мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.

Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чув-

ство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равно-

сильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще

вероятнее на нравственных качествах.»

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют

затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в

живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реали-

стическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между

ними.

3

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая по-

лезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи,

взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях жи-

вых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и

природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность эко-

логии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологиче-

ское воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три за-

дачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не на-

рушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие по-

следствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать

природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе зна-

ний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих

поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание

на их связи;

II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание кон-

центрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствую-

щие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;

III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы.

Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было

бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный

предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происхо-

дят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, преж-

де всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факто-

ров. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о приро-

де нашего региона.

2. Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахожде-

ние взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.

3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологиче-

ской тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха,

на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы

по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и ука-

зателей. Объектами экологической тропы могут быть:

1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые де-

ревья, растущие на территории детского сада.

4

2. лекарственные растения, специально высаженные на участке.

3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарни-

ковых растений, цветов.

5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.

6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает

определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание лю-

бви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты,

ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам

и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это

жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истин-

ный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

· Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет.

Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в

том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и

его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе на-

шего города Раменское.

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего

региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга

нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с

детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится

метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость

животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из

природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали при-

родный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают раз-

личные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из ко-

ряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх:

«С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путеше-

ствие по лесу» и т.д.

На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше

узнать о родной природе. Красива она во все времена.

· И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей

к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от

дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их ли-

сточков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только

что распустившимися цветами, их яркими красками.

5

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту

окружающей природы , но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с

чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у

своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом че-

ремуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче

и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на

выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участ-

вовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети зани-

мавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не

рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход

за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ре-

бят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесооб-

разность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной рабо-

ты. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились

ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по

строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов уха-

живания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения

с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требу-

ющие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут

Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина ком-

натных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый та-

кой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные жи-

вут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений

(плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), на-

шли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого

растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с жела-

нием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома,

в семье.

· С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за измене-

ниями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явле-

нии природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показы-

вала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме

облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углубля-

лись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали

детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они рань-

ше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок дет-

ского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дво-

ре. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей

улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я ор-

ганизовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые де-

ревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела

несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас

6

я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое яв-

ление можно показать детям.

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами,

насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы

наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у

нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в ка-

лендарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети

видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д.

Параллельно велась работа с народным календарем.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в

детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную

ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года

и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышле-

ний, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчис-

ленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями

во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнища-

ла, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепу-

тались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже пе-

чалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ

издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед

сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома

хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались соб-

ственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные зна-

ния, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

· Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети

получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с

детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Николаевой.

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических свя-

зей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие

в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи

усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологиче-

ских связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или

других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить

как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой,

о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто

невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания

об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем пита-

ется). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может

обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары –

хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и .т. д. Природные

факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в

7

другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмо-

сферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - че-

ловек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами.

Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям

очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность рас-

крыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты

приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению.

Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тес-

но связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространя-

лись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться

ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты

приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный

факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезно-

вения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается

они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отле-

ту.

На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления

о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети

лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы

(модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а

между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой

интерес.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Пти-

цы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти

птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и

большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы из-

меняется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем

строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и

строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что хо-

лод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о

(взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и

температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распро-

страненное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу де-

тей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не по-

гибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю

внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в

этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом,

прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров

природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия

(чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).

8

А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю де-

тей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона.

Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бе-

режно.

Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению

«Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили

провести природоохранную работу среди младших товарищей.

Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят

на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя

вести людям.

Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картон-

ная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К.

Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для

него уголок.

В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать

материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет

фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами,

сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на за-

нятиях.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного

отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение

видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отноше-

ние к ней.

А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропаган-

дистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помога-

ют такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обраще-

ние к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспи-

тателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через сло-

во, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубо-

кими.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выраже-

ния одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандаша-

ми. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет

их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать

интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей.

Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие

видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш

стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова

знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережно-

му отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь ро-

дителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим

родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.

9

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окру-

жающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка ху-

дожеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного ма-

териала) родителей в обсуждении доклада.

Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к озеру, рассмотреть те или иные

объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие

стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей.

Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скво-

речники.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблю-

дая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что

раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитате-

лям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растения-

ми, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту,

отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к

родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются

когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобаю-

ще.

А главное – земля стала ближе.

10



В раздел образования