Напоминание

"Доброта в нас и вокруг нас"


Автор: Гайнутдинова Рамзия Мунировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Большеуськинская НШ-ДС"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Мамадыш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Доброта в нас и вокруг нас"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:"Доброта в нас и вокруг нас"

Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый

живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне,

шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние,

построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому,

утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена

славились.

Так ли это?

Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего

государственного характера. Делать добро людям – это душевная

потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от

далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия,

жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие

людей.

И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно

согревает душу того, кто её сотворил.

«Доброта в нас и вокруг нас».

Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою

нравственную базу, проводится в согласовании с гуманистической

моралью. Потому сейчас полностью оправдано обращение к таковым

извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта»,

«добродеяние».

Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию

человека, общества в целом.

Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие

характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К таковым

свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность

поступиться своими интересами ради остальных, способность к

самоограничению, бескорыстие и т.д.

Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...

Ученик:

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так

дорого, как вежливость и доброта».

Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном

отношении к людям».

Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую

долю этого свойства и в самом себе».

Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает

добра в людях».

Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести

больше всех остальных».

Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к

хорошим людям».

Максим Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески,

сердечно».

Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым. Давайте

вспомним некие народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:

Ученик: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре –

тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного

обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»,

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии

могилы только зло пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало.

Зла не верши, чтоб тебя не погубило зло».

Учитель:

Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется зло.

Добро постоянно противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в

людях: добра либо зла?

Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло.

Подумайте и выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны

собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же

больше в людях добра либо зла).

Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый музыкант-

органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к

величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед факультет,

прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом

врача, он совместно с юной и прилежной супругой уезжает в центральную

Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На

средства, приобретенные от собственных концертов, книг, лекций, он строит

больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль,

возвращал удовлетворенность (лишь у него в больнице прокажённые, люди,

обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали,

растили деток). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере

легенды.

Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение перед

жизнью».

Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём

участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты

окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно

частицу собственной жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от

тебя и от событий.

Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:

Ученик:

«Сердечко чьё смягчил,

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?»

Учитель:

Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас

были моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в самых различных

ситуациях. Либо вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того,

родной это был человек либо совсем незнакомый.

Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой

поступок оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели, либо

услышали о людской доброте и не запамятовали.

«Хороший поступок»:

Рассказы преподавателя и студентов.

Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим,

скольких бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей могло

бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то посодействовал дойти

до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического

акта помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот

немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами,

берет на праздники малыша из детдома и радуется совместно с ним

подаркам. Другие, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал

скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя

дома и у друзей…

Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы - гласит

старинное украинское изречение. В нём крупная мудрость народной

педагогики. Нереально воспитать человечность, если в сердечко нет доброты

к самому близкому и драгоценному человеку - мамы, папе, дедушке,

бабушке.

Учитель:

Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если

вырастают недобрые, неблагодарные детки. В маленькой больнице на

окраине огромного городка лежали две мамы – Чернокосая и Белокосая. Они

родили отпрысков. Сыновья родились в один день: у Чернокосой мамы –

утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были счастливы. Они желали о

будущем собственным отпрыском. Я хочу, чтоб мой отпрыск стал

выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. – Музыкантом либо

писателем, известным всему миру. Либо скульптором, создавшим

произведение искусства, которое будет жить века. Либо инженером,

построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.…

Вот для чего хочется жить…А я хочу, чтоб мой отпрыск стал хорошим

человеком, - произнесла Чернокосая мама. – Чтоб никогда не забывал мамы и

родного дома. Чтоб обожал Родину и ненавидел противников. Каждый день к

юным матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на мелкие

личики собственных отпрысков, в очах у их сияло счастье, изумление и

умиление. Позже они посиживали у кровати собственных жен и долго-долго

о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного грезят о

будущем – естественно, лишь о счастливом. Через недельку счастливые

мужья, ставшие сейчас отцами, увезли домой жен и отпрысков.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка

пришли две дамы – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась

седина, лица были таковыми же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали

друг дружку. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад

они родили отпрысков. Они ведали о собственной жизни, они молчали о

сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила

-Кем же стал твой отпрыск?

-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас

дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре

нашего городка. Он пользуется большущим фуррором. Неужто ты не

знаешь моего отпрыска? – И Белокосая мама назвала имя музыканта. Да,

естественно, Чернокосая мама отлично знала это имя, оно было понятно

почти всем. Не так давно она читала о большом успехе этого музыканта за

рубежом.

-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.

-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то

есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме

приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет

землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет

землю, сеет и опять убирает… Живем мы в селе – км 100 отсюда. У

отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и девчонка не так давно

родилась…

-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск

стал обычным, никому не известным человеком.

Чернокосая мама ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом

халатике, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой.

В очах Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти

мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках

сильную, загоревшую на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с

мамой, отпрыск, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик

виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на

прощанье и поцеловал её.

А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась

тишь и Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям,

Белокосая произнесла:

-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно,

пришел бы…

на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб

из далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая

мама услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь…

Расставаясь с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты,

белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и,

морщины расправились.

К Белокосой мамы никто не проходил. Вечером дамы лежали молча.

Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не услышала

соседка.

В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб

из далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Совместно

с отпрыском приехал 3-х летний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго

посиживали у постели Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она

помолодела. Белокосая мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил

бабушке: совместно с отцом он вчера полдня ездил на «капитанском

мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - произнёс мальчик, и

бабушка поцеловала его.… Белокосая мама в эти мгновения припомнила, что

её отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в долгие поездки, сдавал,

как говорили в семье, маленького отпрыска в какой-то интернат…

Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы

сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось,

мама лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что,

когда к её соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось,

чтоб мама сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так

никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы:

«Сейчас вы совсем здоровы. В сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А

Белокосой мамы врач произнёс: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы

тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела

почему-то в сторону.

За Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько огромных

букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице

улыбались.

Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней на

несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мама со

слезами на очах спросила:

-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы

родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.

-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая,

потому что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения.

Потому я скажу тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот

счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не

кровный отпрыск мой, однако родной! Я усыновила его 3-х летним

мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.… Однако я для него –

родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный

человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в

эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд

моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из

больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против

него. Как он относится к маме, так и его детки будут относиться к нему.

Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным отпрыском

собственного Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и отца.

Учитель:

Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека:

погибель, старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель -

неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери

собственного дома. А от нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.

И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток.

Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите

тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была

отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и

заболевание нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные

волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердечко, за вас

детки, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы

заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако

глубочайший след оставляет.Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью

до самой старости.Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её

очах мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и беспокойство,

смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы её душу,

ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.

Ученик:

Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей.

Нужно уметь ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас

одноклассников, уметь желать добра.

Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы собственной

души иным людям. Настоящая доброта выражается в желании созидать

наилучшим человека. Настоящая доброта выражается в желании созидать

наилучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе

зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ ужаснее тебя

означает тебе нужно ещё много, совсем много учить, воспитывать самого

себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.

Учитель:Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте читать его душу,

узреть в его очах его духовный мир – удовлетворенность, беду, несчастье,

горе.

Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела

большой золотой круг - солнце - и вокруг него много маленьких головок

расцветшего подсолнуха.

А где же школа? - спросили ее.

Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла девчонка.

Вот это - учительница (девчонка показала на солнце), а вокруг, мы ученики.

Это и есть школа.

Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.

Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе малыша.

Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная

голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а

глаза сами собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ Снова

ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и

мужественно подал ежедневник, где учительница сделала третью на данной

недельке запись: «Спал на уроке». Мать, посмотрев дома ежедневник,

придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже зарыдал, потому что и мать,

оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра опять

пойду в детский сад. Там можно спать, играться, бегать. А в классе

совершенно ничего нельзя, лишь смирно сиди за партой и стой у стены на

переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я

пойду на работу!» На следующий день мама пошла в школу совместно с

отпрыском. На уроке арифметики учительница несколько раз делала

замечание Саше, который всё время отвлекался на посторонние дела: что-то

находил в столе, ранце, демонстрировал другу. Наконец учительнице это

надоело: она скоро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками (это с

ними он возился) и, пройдя к столу, произнесла: «Чем растрачивать время на

марки, да ещё на уроке, лучше бы арифметикой занялся, ведь у тебя одни

двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел на учительницу и до конца урока

ничем не занимался.

Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения,

совсем частенько зависят от человечности учителя, от его умения глубоко

понимать ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.

10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те

тропинки, которые ведут к человеческому сердечку, это важное условие

дружбы, товарищества учителя и учащихся.

Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой

забывается, что преподаватель - управляющий и наставник, если учитель

стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством, добротой в

сердечко ребёнка никогда не покажется зло, а учительская душа не умрёт без

взаимной любви.

Учитель

Это было в последний год войны. Ученика 4-ого класса Володю обидела

одноклассница Нина. Она произнесла ему на перемене: Пять платьев с

заплатами. Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать частенько

болеет, отец умер на фронте, не на что приобрести новейшие платья, потому

у сестренок платья с заплатами… Володя не сумел стерпеть обиды. Он не

пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась

слезами. Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув,

произнесла: Сегодня я приду к вам домой, Володя.

Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад. До

нее нас учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к

кому приходила домой – без ремешка не обходилось.Мы приуныли. На

Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сейчас, Володя…На

последующий день Володя пришел в школу веселый. Он несколько раз

повторил: К нам приходила Мария Петровна… позже он поведал: Мария

Петровна ни слова не произнесла о том, что он ударил Нину. Она принесла

сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила,

тихонько, совсем тихонько произнесла Володе:

-А драться нельзя…

-Я никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому что это

больно Марии Петровне…

И помните постоянно:

Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.

Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому

нельзя научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем сильно. Нужно

много и напряженно мыслить. Нужно слушать свое сердечко. А самое

основное – нужно смотреться в глаза малыша. Конкретно смотреться – как в

зеркало. И в их черпать любовь, удовлетворенность и веру в себя.

Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что лично я

могу сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да, обычный человек,

не владеющий ни властью, ни большими средствами, не может

воздействовать на изменение политической, экономической, экологической

ситуации в стране. Но он может конкретно сейчас, сейчас, когда так нашлась

борьба между хорошем и злом, встать на сторону добра. И для этого

необходимо сделать одно – полюбить близкого собственного. Ближний – это

не только родной, знакомый, друг, однако и совсем незнакомый человек, и

ему, может быть, живется сейчас ужаснее, чем тебе. Если представить себе,

что каждый так поступит, то возникает возрастающий с каждым днем круг

людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, однако и

творящих добро.

Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Нужно

стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на

себе, не пускать его далее по кругу.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

давайте воевать за доброту!

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живём на Земле.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.



В раздел образования