Автор: Гайнутдинова Рамзия Мунировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Большеуськинская НШ-ДС"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Мамадыш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Доброта в нас и вокруг нас"
Раздел: начальное образование
Тема:"Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый
живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне,
шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние,
построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому,
утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена
славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего
государственного характера. Делать добро людям – это душевная
потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от
далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия,
жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие
людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно
согревает душу того, кто её сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою
нравственную базу, проводится в согласовании с гуманистической
моралью. Потому сейчас полностью оправдано обращение к таковым
извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта»,
«добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию
человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие
характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К таковым
свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность
поступиться своими интересами ради остальных, способность к
самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Ученик:
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так
дорого, как вежливость и доброта».
Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном
отношении к людям».
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую
долю этого свойства и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает
добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести
больше всех остальных».
Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к
хорошим людям».
Максим Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески,
сердечно».
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым. Давайте
вспомним некие народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:
Ученик: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре –
тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»,
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии
могилы только зло пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало.
Зла не верши, чтоб тебя не погубило зло».
Учитель:
Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется зло.
Добро постоянно противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в
людях: добра либо зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло.
Подумайте и выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны
собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же
больше в людях добра либо зла).
Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый музыкант-
органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к
величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед факультет,
прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом
врача, он совместно с юной и прилежной супругой уезжает в центральную
Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На
средства, приобретенные от собственных концертов, книг, лекций, он строит
больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль,
возвращал удовлетворенность (лишь у него в больнице прокажённые, люди,
обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали,
растили деток). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере
легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение перед
жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём
участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты
окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно
частицу собственной жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от
тебя и от событий.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Ученик:
«Сердечко чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Учитель:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас
были моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в самых различных
ситуациях. Либо вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того,
родной это был человек либо совсем незнакомый.
Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой
поступок оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели, либо
услышали о людской доброте и не запамятовали.
«Хороший поступок»:
Рассказы преподавателя и студентов.
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим,
скольких бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей могло
бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то посодействовал дойти
до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического
акта помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот
немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами,
берет на праздники малыша из детдома и радуется совместно с ним
подаркам. Другие, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал
скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя
дома и у друзей…
Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы - гласит
старинное украинское изречение. В нём крупная мудрость народной
педагогики. Нереально воспитать человечность, если в сердечко нет доброты
к самому близкому и драгоценному человеку - мамы, папе, дедушке,
бабушке.
Учитель:
Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если
вырастают недобрые, неблагодарные детки. В маленькой больнице на
окраине огромного городка лежали две мамы – Чернокосая и Белокосая. Они
родили отпрысков. Сыновья родились в один день: у Чернокосой мамы –
утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были счастливы. Они желали о
будущем собственным отпрыском. Я хочу, чтоб мой отпрыск стал
выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. – Музыкантом либо
писателем, известным всему миру. Либо скульптором, создавшим
произведение искусства, которое будет жить века. Либо инженером,
построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.…
Вот для чего хочется жить…А я хочу, чтоб мой отпрыск стал хорошим
человеком, - произнесла Чернокосая мама. – Чтоб никогда не забывал мамы и
родного дома. Чтоб обожал Родину и ненавидел противников. Каждый день к
юным матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на мелкие
личики собственных отпрысков, в очах у их сияло счастье, изумление и
умиление. Позже они посиживали у кровати собственных жен и долго-долго
о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного грезят о
будущем – естественно, лишь о счастливом. Через недельку счастливые
мужья, ставшие сейчас отцами, увезли домой жен и отпрысков.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка
пришли две дамы – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась
седина, лица были таковыми же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали
друг дружку. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад
они родили отпрысков. Они ведали о собственной жизни, они молчали о
сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила
-Кем же стал твой отпрыск?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас
дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре
нашего городка. Он пользуется большущим фуррором. Неужто ты не
знаешь моего отпрыска? – И Белокосая мама назвала имя музыканта. Да,
естественно, Чернокосая мама отлично знала это имя, оно было понятно
почти всем. Не так давно она читала о большом успехе этого музыканта за
рубежом.
-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то
есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме
приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет
землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет
землю, сеет и опять убирает… Живем мы в селе – км 100 отсюда. У
отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и девчонка не так давно
родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск
стал обычным, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом
халатике, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой.
В очах Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти
мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках
сильную, загоревшую на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с
мамой, отпрыск, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик
виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на
прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась
тишь и Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям,
Белокосая произнесла:
-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно,
пришел бы…
на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб
из далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая
мама услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь…
Расставаясь с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты,
белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и,
морщины расправились.
К Белокосой мамы никто не проходил. Вечером дамы лежали молча.
Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не услышала
соседка.
В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб
из далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Совместно
с отпрыском приехал 3-х летний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго
посиживали у постели Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она
помолодела. Белокосая мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил
бабушке: совместно с отцом он вчера полдня ездил на «капитанском
мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - произнёс мальчик, и
бабушка поцеловала его.… Белокосая мама в эти мгновения припомнила, что
её отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в долгие поездки, сдавал,
как говорили в семье, маленького отпрыска в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы
сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось,
мама лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что,
когда к её соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось,
чтоб мама сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так
никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы:
«Сейчас вы совсем здоровы. В сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А
Белокосой мамы врач произнёс: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы
тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела
почему-то в сторону.
За Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько огромных
букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице
улыбались.
Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней на
несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мама со
слезами на очах спросила:
-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы
родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая,
потому что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения.
Потому я скажу тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот
счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не
кровный отпрыск мой, однако родной! Я усыновила его 3-х летним
мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.… Однако я для него –
родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный
человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в
эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд
моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из
больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против
него. Как он относится к маме, так и его детки будут относиться к нему.
Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным отпрыском
собственного Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и отца.
Учитель:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека:
погибель, старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель -
неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери
собственного дома. А от нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток.
Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите
тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была
отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и
заболевание нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные
волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердечко, за вас
детки, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы
заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако
глубочайший след оставляет.Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью
до самой старости.Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её
очах мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и беспокойство,
смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы её душу,
ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Ученик:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей.
Нужно уметь ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас
одноклассников, уметь желать добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы собственной
души иным людям. Настоящая доброта выражается в желании созидать
наилучшим человека. Настоящая доброта выражается в желании созидать
наилучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе
зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ ужаснее тебя
означает тебе нужно ещё много, совсем много учить, воспитывать самого
себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Учитель:Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте читать его душу,
узреть в его очах его духовный мир – удовлетворенность, беду, несчастье,
горе.
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела
большой золотой круг - солнце - и вокруг него много маленьких головок
расцветшего подсолнуха.
А где же школа? - спросили ее.
Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла девчонка.
Вот это - учительница (девчонка показала на солнце), а вокруг, мы ученики.
Это и есть школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.
Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе малыша.
Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная
голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а
глаза сами собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ Снова
ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и
мужественно подал ежедневник, где учительница сделала третью на данной
недельке запись: «Спал на уроке». Мать, посмотрев дома ежедневник,
придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже зарыдал, потому что и мать,
оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра опять
пойду в детский сад. Там можно спать, играться, бегать. А в классе
совершенно ничего нельзя, лишь смирно сиди за партой и стой у стены на
переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я
пойду на работу!» На следующий день мама пошла в школу совместно с
отпрыском. На уроке арифметики учительница несколько раз делала
замечание Саше, который всё время отвлекался на посторонние дела: что-то
находил в столе, ранце, демонстрировал другу. Наконец учительнице это
надоело: она скоро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками (это с
ними он возился) и, пройдя к столу, произнесла: «Чем растрачивать время на
марки, да ещё на уроке, лучше бы арифметикой занялся, ведь у тебя одни
двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел на учительницу и до конца урока
ничем не занимался.
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения,
совсем частенько зависят от человечности учителя, от его умения глубоко
понимать ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.
10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те
тропинки, которые ведут к человеческому сердечку, это важное условие
дружбы, товарищества учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой
забывается, что преподаватель - управляющий и наставник, если учитель
стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством, добротой в
сердечко ребёнка никогда не покажется зло, а учительская душа не умрёт без
взаимной любви.
Учитель
Это было в последний год войны. Ученика 4-ого класса Володю обидела
одноклассница Нина. Она произнесла ему на перемене: Пять платьев с
заплатами. Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать частенько
болеет, отец умер на фронте, не на что приобрести новейшие платья, потому
у сестренок платья с заплатами… Володя не сумел стерпеть обиды. Он не
пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась
слезами. Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув,
произнесла: Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад. До
нее нас учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к
кому приходила домой – без ремешка не обходилось.Мы приуныли. На
Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сейчас, Володя…На
последующий день Володя пришел в школу веселый. Он несколько раз
повторил: К нам приходила Мария Петровна… позже он поведал: Мария
Петровна ни слова не произнесла о том, что он ударил Нину. Она принесла
сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила,
тихонько, совсем тихонько произнесла Володе:
-А драться нельзя…
-Я никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому что это
больно Марии Петровне…
И помните постоянно:
Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.
Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому
нельзя научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем сильно. Нужно
много и напряженно мыслить. Нужно слушать свое сердечко. А самое
основное – нужно смотреться в глаза малыша. Конкретно смотреться – как в
зеркало. И в их черпать любовь, удовлетворенность и веру в себя.
Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что лично я
могу сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да, обычный человек,
не владеющий ни властью, ни большими средствами, не может
воздействовать на изменение политической, экономической, экологической
ситуации в стране. Но он может конкретно сейчас, сейчас, когда так нашлась
борьба между хорошем и злом, встать на сторону добра. И для этого
необходимо сделать одно – полюбить близкого собственного. Ближний – это
не только родной, знакомый, друг, однако и совсем незнакомый человек, и
ему, может быть, живется сейчас ужаснее, чем тебе. Если представить себе,
что каждый так поступит, то возникает возрастающий с каждым днем круг
людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, однако и
творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Нужно
стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на
себе, не пускать его далее по кругу.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.