Авторы: Громадина Алла Анатольевна, Байчукова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: ст. Тацинская
Наименование материала: ознакомление с предметным и социальным окружением
Тема: «Тацинская станица – Донской земли частица»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка детский сад первой
категории «Колокольчик»
Занятие
по ознакомление с предметным и социальным окружением
«Тацинская станица – Донской земли частица»
Средняя группа (4-5 лет)
Автор составитель: воспитатель
Громадина Алла Анатольевна
Ст. Тацинская.
«Тацинская станица – Донской земли частица»
Цель:
развивать познавательную деятельность детей среднего дошкольного
возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально
– коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- формировать представления о родной станице, её достопримечательностях,
истории, культуре, памятных местах родного края;
- закрепить и уточнить знания детей о родном крае, о своей Родине;
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
- развивать художественный вкус и интерес к традициям казачьей культуры;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогащать, активизировать словарь детей («Здорово дневали», «Любо»)
- учить детей отвечать на несложные вопросы;
- развивать эстетическое восприятие, речь и мышление.
- расширять лексический запас по теме «Моя малая Родина», стимулировать
мыслительную и речевую активность детей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками,
- создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении
вопросов в коллективе;
- обеспечение условий для формирования собственного отношения к
казачеству; воспитывать патриотические и гражданские чувства, бережное
отношение и любовь к родному посёлку;
- развивать эмоционально-ценностные, художественно-творческие
способности, речь, кругозор, детскую самостоятельность, уверенность в себе;
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развитие интереса к участию в подвижных играх;
- развитие высокой физической активности при выполнении коллективных и
индивидуальных заданий.
Предварительная работа
- наблюдения на прогулке;
- видео - экскурсии по улицам и памятным местам станицы;
- чтение, рассматривание книг о Родине, родном крае;
- беседа о своей малой Родине;
- игровая деятельность: дидактическая игра «Узнай по описанию и найди»
«словесная игра «Подбери слова – какая, наша станица?», сюжетно – ролевая
игра «На улицах станицы», творческие игры «Какой будет наша станица в
будущем»;
-рассматривание иллюстраций на тему «Родина», «Тацинская - любовь моя»,
«Достопримечательности Тацинской».
Методы и приёмы:
- Наглядный метод: приём показа предметов, приём показа способа действий.
- Словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.
- Практический метод: планирование выполнений заданий. Постановка
задания.
- Информативно – рецептивный метод: рассматривание, образец воспитателя.
- Методы проблемного обучения: знакомство с такими ценностями, как –
любовь к Малой Родине;
- Игровой метод: организация игровой ситуации, выполнение педагогом
игровых действий.
Материалы и оборудование:
Рушник для обыгрывания танца, игровые лошади, аудиозапись «С чего
начинается Родина», материал для художественно-творческой деятельности
(фломастеры, кисти, клей, пластилин, салфетки, ватман), презентация
«Памятные места Тацинской»
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, социализация, продуктивная,
восприятие художественной литературы, двигательная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие;
- личностно – ориентированные.
Ожидаемые результаты:
- проявляет любознательность и интерес к родному краю и своей станице;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе общения
- может использовать в речи новые слова и выражения,
- проявляет эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение
к природе и достопримечательностям своей малой Родины.
Ходз анятия:
Звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В.
Баснера)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день,
солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным
настроением.
Этюд приветствие.
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, матушка – Земля
Здравствуйте, мои Друзья!
Воспитатель: Ребята, давайте проверим нашу электронную почту,
посмотрите, одно не прочитанное письмо. Оно пришло из Краеведческого
музея, давайте вместе его посмотрим.
Просмотр фотографий с изображением памятных мест станицы
Тацинской.
Воспитатель: Ребята, а вам знакомы места, показанные на этих
фотографиях?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, молодцы. Эти фото нашей родной станицы
Тацинской.
Беседа на тему «С чего начинается Родина»
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое Родина? (ответы детей)
Родина — это, то место где ты родился, рос, где находится твой дом, где ты
ходишь в детский сад. Для нас с вами Родина – это наша станица.
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
-Ребята, подумайте и скажите, как называется область, в которой мы живём?
А областной город? И маленькой частицей нашей Родины, Ростовской
области является наша родная станица.
- А я знаю несколько пословиц о Родине, о родном крае и мы с вами сейчас
их выучим.
Родная станица, ты с детства нам дорога.
Родная земля, ты как мать нам мила.
-Как вы их понимаете?
(Ответы детей)
Словесная игра с мячом «Наша станица, какая?»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен
рассказать, какая наша станица? Я вам задаю вопрос: наша станица, какая?
(красивая, чистая, зеленая, современная, любимая, удивительная, цветущая,
великолепная, гостеприимная, многонациональная, прекрасная,
замечательная). За что вы любите её? (Я люблю станицу за то, что в ней
есть…)
Воспитатель: Мы с вами много говорили о станице, каких фото мы с вами
только не увидели! Но вот картины, которая бы отражала историю, культуру,
красивые места и достопримечательности нашей станицы нет. Поэтому
работники музея обратились к нам с просьбой: сделать такую картину.
- Вы возьмёте на себя такую ответственность?
- Но чтобы нам ничего не забыть, давайте ещё раз совершим путешествие по
родной станице, а увиденное отразим на картине и результатами своего труда
заполним ватман.
Игра - путешествие по родному посёлку.
Воспитатель: Итак, наш волшебный автобус отправляется в путь! Прошу
занять свои места.
1.Остановка «Историческая».
Станица Тацинская ведет свою историю с момента образования хутора
Талого, который находился на том месте, где сейчас стоит храм. Железная
дорога прокладывалась через земли помещика Е. С. Тацина, ему предложили
много денег за землю по которой должна была проходить железная дорога,
отказавшись от денег Е. С. Тацин, поставил одно условие: станция, должна
быть названа его именем. Условие было охотно принято и в дальнейшем
выполнено.
Мы с вами - одна большая дружная семья.
Про нас говорят - земляки.
А как ещё можно назвать жителей нашей станицы? (Ответы детей)
2. Остановка «Казачья».
Воспитатель: А как вы думаете, почему наших предков-казаков называли
«донскими»? (ответы детей) Потому что селились казаки по берегам великой
реки Дон.
Воспитатель: Отвечая на приветствие, казаки славили Бога тем самым,
желая себе и другим, чтобы на сегодня все заладилось и задуманное
свершилось. А теперь мы с вами поучимся здравствоваться с народом.
Воспитатель: Здорово дневали, земляки!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?
Дети: Донской Край
Воспитатель: А почему возникло такое название? Потому что мы живём в
Ростовской области, а наша главная река Дон.
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети:
- Река Дон – большая, широкая с красивыми берегами.
- Она тянется далеко по всей нашей области.
- По ней ходят корабли, теплоходы.
- По берегам расположены деревни, сёла, города.
Воспитатель: Ростовская область и наша станица находится на Донской
земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.
Воспитатель: А, сейчас, я вам покажу герб Тацинского района, здесь
изображены две шашки их пересечение обозначает, что наш район является
центром Ростовской области. Герб красно-сине-жёлтый. Это цвета донского
казачества. Синий цвет-это чистое небо и частая вода, жёлтый цвет степи,
красный-цвет крови, отваги и храбрости. Настоящий казак должен быть
сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и
невозможно представить казака без коня, который является ему другом
Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в
седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я
положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка
оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и
быстрый.
Игра «На коне»
3. Остановка «Памятники»
-А. сейчас я вам расскажу, какие памятники есть в нашей станице? А
поможет нам в этом Презентация «Памятники Тацинской»
4. Остановка «Забытые слова»
Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а
казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень
интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка
останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-
нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я
буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по – русски. Если ответ
правильный, то все громко мы кричим, какое слово?
Дети: «Любо!»
Игра «Забытые слова»
Слова: Командир-атаман; полотенце-рушник; дом-курень; балахон-платье;
плётка-нагайка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка –
ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк;
корец – ковш; отец – батя; котелок – казан; говорить – гутарить; горница –
комната; плетень – забор; ведмедь – медведь; цибарка – ведро.
5. Остановка «Дома и постройки»
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Что это за чудный дом?
Сто детишек в доме том.
Дом детишкам очень рад,
Что же это?..(Детский сад)
Шумят повсюду поезда,
И едут люди, кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытья поездов,
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…(Вокзал)
В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят,
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а …(Музей)
Здесь можно опустить письмо,
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это зданье …(Почта)
- А какие ещё предприятия и учреждения станицы вы знаете?
Воспитатель: Наше путешествие ещё не закончились, остальные
достопримечательности нашего посёлка мы посетим в другой раз, а теперь
добро пожаловать в художественную мастерскую.
Пальчиковая игра
-Но прежде, чем приступить к работе, разогреем пальчики.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в родном краю,
Всех я вас - благодарю!
Продуктивная деятельность детей - коллективная работа «Станица, в которой
я живу»
Воспитатель: Ну, вот и готова наша картина. Вы справились с заданием,
молодцы!
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Где мы
побывали? Что нового узнали? Чему научились? Какие вы сегодня молодцы!
Все постарались и у нас всё получилось.