Напоминание

"Игровые технологии при работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Наталья Николаевна Ядринцева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 27
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии при работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




«Игровые технологии при работе с детьми с ОВЗ»

Успешный ребенок – счастье родителей, а если этот ребенок имеет

особенности здоровья, то этот вопрос стоит еще острее.

Роль родителей в воспитании таких ребят нельзя недооценить и помощь в

этом процессе оказывает школа. Каждый учитель в своей работе старается

показать значимость ученика, его индивидуальность, сильные стороны.

Использование различных педагогических технологий и приемов позволяют

добиться результатов при работе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья.

Применение игровых технологий способствует повышению самооценки

обучающихся. В процессе игры, возможно, скучное занятие обретает новые

краски.

Технология игрового обучения

Игровые технологии в педагогике помогают представить образовательный

процесс как развлекательное, интересное занятие, сохранив всю его пользу.

Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального

образования.

Технологии игрового обучения — это способы, методы и приемы, с

помощью которых преподаватель (учитель):

задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний

или практического полезного опыта;

формирует

обстоятельства,

побуждающие

учеников

к

самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы,

проработать ошибки;

предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты

решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать

свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;

создает среду для повышения мотивации с помощью активизации

воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.

Функционал метода обучения

Игра — важнейший аспект детского интерактивного обучения. Она

позволяет

личности

ребенка

развиваться

свободнее,

раскрывая

индивидуальность и реализуя природные способности, склонности. Играя,

дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации,

лучше ее усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и

эмоциями. Поэтому у игровых технологий в педагогике много функций:

Мотивация и самореализация. Ребенка не нужно заставлять играть. Он

охотно выполнит задание сам, отнесется к нему ответственно. С помощью

игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному

процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.

Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в

условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками.

Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение,

научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.

Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурная. Играя,

детям проще понять людей со взглядами и устоями, отличными от их

собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности

цивилизации.

Терапия

и

коррекция.

Используя

игровые

технологии,

можно

разрешить трудную ситуацию, проецируя ее на эмоционально комфортную и

понятную

ситуацию.

Психологическая

и

поведенческая

коррекция

происходит естественно,

помогая ученикам преодолеть асоциальное

поведение, эмоциональные травмы.

Диагностика. Игровые приемы упрощают для педагога определение

склонностей, характеристик личности ребенка. Это помогает подбирать

эффективные воспитательные, образовательные методики. Дети в игре

максимально раскрываются, не прячут истинные эмоции, что повышает

точность психологической и педагогической диагностики.

Игровые технологии используются самостоятельно и как элемент более

общей, традиционной методики обучения.

Применяя игровые технологии в действии, необходимо:

1. заранее составлять планы, цели и тщательно разрабатывать составляющие

игры

образы,

условия,

процессы,

сюжет,

коммуникацию

между

участниками;

2. ставить перед участниками дидактическую цель, но воспроизводить

правила только в игровой форме;

3. использовать в качестве средства игры учебный материал;

4. связывать результат игры с выполнением учебного задания — например,

выиграть

можно,

качественно

решив

упражнение

или

запомнив

стихотворение;

5. выстраивать урок по правилам игры — работа и поведение учеников

должно от них зависеть;

6. вносить в учебный процесс соревновательный элемент — он помогает

перевести

дидактическую

задачу

в

игровую.

Используя игровые технологии, важно решить, актуальны ли они для

конкретной темы, предмета изучения и следить за балансом развлекательной

составляющей и собственно учебы.

Виды педагогических игр

Каждая игровая технология складывается из отдельных техник — то есть

игр. Их видов очень много, что позволяет гибко выбирать инструменты

обучения, сочетать их с дидактическими методиками для более глубокого

погружения в тему. Игры классифицируют по нескольким признакам:

по задействованным в ней «ресурсам» учеников — игры могут быть

физическими,

мыслительными,

эмоционально-психологическими

или

комбинированными;

по

типу

педагогического

процесса

учебные,

коммуникативные,

познавательные, репродуктивные;

по

типажу

и

способу

организации

процесса

анкетирование

и

тестирование, соревнование и конкурс, театрализованное действо и игра-

драматизация, праздник, тренинг;

по уровню строгости правил — с заранее установленными рамками, с

условиями, определяемыми по ходу игры и импровизационные;

по построению процесса — сюжетные, ролевые, предметные, имитационные,

деловые.

В

играх

может

использоваться

спортивный

инвентарь,

предметы,

компьютерная техника или виртуальное пространство. Чаще всего строгие

правила устанавливаются для физических и интеллектуальных форм.

Свободный ход процесса присущ творческим типам — музыкальному,

театральному,

праздничному.

Педагог

определяет

специфику

и

дополнительные условия игры, ориентируясь на особенности учеников и

изучаемый материал.

Признаки игры урока

Отсутствие

материальных

результатов.

Содержание

(то,

что

игра

отображает) и сюжет игры – изучение нового учебного материала.

Воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры) – иерархия учитель –

ученик. Игровые действия – ответы на вопросы, решение задач, дискуссия и

т.д.

Внешняя

задача

игры

правильное

выполнение

игровых

действий,

получение высоких отметок

Средства игры – учитель, тетрадь, доска и т.д.

Риск. Выигрыш

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные

отклонения психического или физического плана, которые обусловливают

нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную

жизнь.

Обучение детей с ОВЗ, несомненно, представляет собой большую

сложность для учителей, изначально подготовленных для работы в

общеобразовательных классах.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны

представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,

переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность.

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Повышенная утомляемость (следствие - двигательное беспокойство);

14. Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам

раздражительности, упрямству.

Включение игровых практик в работу с детьми с ОВЗ позволяет

использовать игру как процесс повышения мотивации. Игра выступает

средством разбавления скуки учебы и превращает урок в яркое пятно в канве

учебных занятий. В процессе игровой ситуации создается мотиватор,

удерживающий ученика в игре. Сравнивая свои оценки ребенку трудно

увидеть прогресс. Прогресс виден в объективных ситуациях. Выстраиваются

личностно-значимые цели – ради чего происходит процесс учения. Через

компоненты игры у учащихся возникает чувство собственности к игровому

объекту, т.е. личностный стимул, соревнование самим с собой. Таким

образом, участие в соревновании не теряет смысла и не допускается

демотивация – отсутствует стресс проигрыша, а значит приходит осознание

того, что есть еще попытки чтоб стать еще лучше. Познавательный процесс

во время игры – получение новой информации, дает устойчивый результат,

положительным подкреплением которого служит наглядность, придающая

высокий эмоциональный окрас учебной деятельности.

Успешность учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе требует

большого разнообразия способов поддержки именно от педагога. Создание

ситуации успешности позволит ребятам доверять учителю, а это многого

стоит при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.



В раздел образования