Автор: Наталья Николаевна Ядринцева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 27
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии при работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
«Игровые технологии при работе с детьми с ОВЗ»
Успешный ребенок – счастье родителей, а если этот ребенок имеет
особенности здоровья, то этот вопрос стоит еще острее.
Роль родителей в воспитании таких ребят нельзя недооценить и помощь в
этом процессе оказывает школа. Каждый учитель в своей работе старается
показать значимость ученика, его индивидуальность, сильные стороны.
Использование различных педагогических технологий и приемов позволяют
добиться результатов при работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Применение игровых технологий способствует повышению самооценки
обучающихся. В процессе игры, возможно, скучное занятие обретает новые
краски.
Технология игрового обучения
Игровые технологии в педагогике помогают представить образовательный
процесс как развлекательное, интересное занятие, сохранив всю его пользу.
Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального
образования.
Технологии игрового обучения — это способы, методы и приемы, с
помощью которых преподаватель (учитель):
задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний
или практического полезного опыта;
формирует
обстоятельства,
побуждающие
учеников
к
самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы,
проработать ошибки;
предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты
решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать
свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;
создает среду для повышения мотивации с помощью активизации
воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.
Функционал метода обучения
Игра — важнейший аспект детского интерактивного обучения. Она
позволяет
личности
ребенка
развиваться
свободнее,
раскрывая
индивидуальность и реализуя природные способности, склонности. Играя,
дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации,
лучше ее усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и
эмоциями. Поэтому у игровых технологий в педагогике много функций:
Мотивация и самореализация. Ребенка не нужно заставлять играть. Он
охотно выполнит задание сам, отнесется к нему ответственно. С помощью
игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному
процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.
Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в
условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками.
Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение,
научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.
Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурная. Играя,
детям проще понять людей со взглядами и устоями, отличными от их
собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности
цивилизации.
Терапия
и
коррекция.
Используя
игровые
технологии,
можно
разрешить трудную ситуацию, проецируя ее на эмоционально комфортную и
понятную
ситуацию.
Психологическая
и
поведенческая
коррекция
происходит естественно,
помогая ученикам преодолеть асоциальное
поведение, эмоциональные травмы.
Диагностика. Игровые приемы упрощают для педагога определение
склонностей, характеристик личности ребенка. Это помогает подбирать
эффективные воспитательные, образовательные методики. Дети в игре
максимально раскрываются, не прячут истинные эмоции, что повышает
точность психологической и педагогической диагностики.
Игровые технологии используются самостоятельно и как элемент более
общей, традиционной методики обучения.
Применяя игровые технологии в действии, необходимо:
1. заранее составлять планы, цели и тщательно разрабатывать составляющие
игры
—
образы,
условия,
процессы,
сюжет,
коммуникацию
между
участниками;
2. ставить перед участниками дидактическую цель, но воспроизводить
правила только в игровой форме;
3. использовать в качестве средства игры учебный материал;
4. связывать результат игры с выполнением учебного задания — например,
выиграть
можно,
качественно
решив
упражнение
или
запомнив
стихотворение;
5. выстраивать урок по правилам игры — работа и поведение учеников
должно от них зависеть;
6. вносить в учебный процесс соревновательный элемент — он помогает
перевести
дидактическую
задачу
в
игровую.
Используя игровые технологии, важно решить, актуальны ли они для
конкретной темы, предмета изучения и следить за балансом развлекательной
составляющей и собственно учебы.
Виды педагогических игр
Каждая игровая технология складывается из отдельных техник — то есть
игр. Их видов очень много, что позволяет гибко выбирать инструменты
обучения, сочетать их с дидактическими методиками для более глубокого
погружения в тему. Игры классифицируют по нескольким признакам:
по задействованным в ней «ресурсам» учеников — игры могут быть
физическими,
мыслительными,
эмоционально-психологическими
или
комбинированными;
по
типу
педагогического
процесса
—
учебные,
коммуникативные,
познавательные, репродуктивные;
по
типажу
и
способу
организации
процесса
—
анкетирование
и
тестирование, соревнование и конкурс, театрализованное действо и игра-
драматизация, праздник, тренинг;
по уровню строгости правил — с заранее установленными рамками, с
условиями, определяемыми по ходу игры и импровизационные;
по построению процесса — сюжетные, ролевые, предметные, имитационные,
деловые.
В
играх
может
использоваться
спортивный
инвентарь,
предметы,
компьютерная техника или виртуальное пространство. Чаще всего строгие
правила устанавливаются для физических и интеллектуальных форм.
Свободный ход процесса присущ творческим типам — музыкальному,
театральному,
праздничному.
Педагог
определяет
специфику
и
дополнительные условия игры, ориентируясь на особенности учеников и
изучаемый материал.
Признаки игры урока
Отсутствие
материальных
результатов.
Содержание
(то,
что
игра
отображает) и сюжет игры – изучение нового учебного материала.
Воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры) – иерархия учитель –
ученик. Игровые действия – ответы на вопросы, решение задач, дискуссия и
т.д.
Внешняя
задача
игры
–
правильное
выполнение
игровых
действий,
получение высоких отметок
Средства игры – учитель, тетрадь, доска и т.д.
Риск. Выигрыш
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь.
Обучение детей с ОВЗ, несомненно, представляет собой большую
сложность для учителей, изначально подготовленных для работы в
общеобразовательных классах.
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны
представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность.
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Повышенная утомляемость (следствие - двигательное беспокойство);
14. Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
раздражительности, упрямству.
Включение игровых практик в работу с детьми с ОВЗ позволяет
использовать игру как процесс повышения мотивации. Игра выступает
средством разбавления скуки учебы и превращает урок в яркое пятно в канве
учебных занятий. В процессе игровой ситуации создается мотиватор,
удерживающий ученика в игре. Сравнивая свои оценки ребенку трудно
увидеть прогресс. Прогресс виден в объективных ситуациях. Выстраиваются
личностно-значимые цели – ради чего происходит процесс учения. Через
компоненты игры у учащихся возникает чувство собственности к игровому
объекту, т.е. личностный стимул, соревнование самим с собой. Таким
образом, участие в соревновании не теряет смысла и не допускается
демотивация – отсутствует стресс проигрыша, а значит приходит осознание
того, что есть еще попытки чтоб стать еще лучше. Познавательный процесс
во время игры – получение новой информации, дает устойчивый результат,
положительным подкреплением которого служит наглядность, придающая
высокий эмоциональный окрас учебной деятельности.
Успешность учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе требует
большого разнообразия способов поддержки именно от педагога. Создание
ситуации успешности позволит ребятам доверять учителю, а это многого
стоит при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.