Автор: Трофимова Анастасия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Большие Колпаны
Наименование материала: статья
Тема: Основы формирования кадрового потенциала организации
Раздел: дошкольное образование
Основы формирования кадрового потенциала организации .
Современное управление на государственном уровне сопрягается с
проведением некоторых действий по отношению к территории и ее
составляющим.
Один
из
стратегических
приоритетов
в
социально-
экономическом развитии каждого региона РФ - это эффективное и
качественное территориальное управление. На региональном уровне особую
значимость в его структуре отводят местному самоуправлению.
На основании Конституции РФ, отмечаются нижеприведенные уровни
территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный
— субъект РФ; муниципальный — муниципальное образование [1]. При
таких условиях стратегическое планирование является не только основанием
других видов планирования, которые выступают важным элементом в
территориальном
развитии,
но и
ориентирует
на комплексный учет
конкретной социально-экономической проблемы.
На данном этапе усилено внимание к анализу проблем развития
территорий внутри регионов, характеризующихся неравенством в уровнях
развития муниципальных образований, так как от эффективного развития
отдельных
территорий
находится
в
зависимости
успешность
функционирования экономики всего региона [14, c. 3].
В последнее время научные, государственные, экономические и
политические круги все больше внимания уделяют обсуждению проблем
качества жизни российского общества [20, c. 3]. Рост уровня и качества
жизни жителей в муниципальном образовании является главным целевым
направлением в отечественной и зарубежной практике по стратегическому
планированию,
выступает
в
качестве
общей
цели
документов
стратегического планирования. Придание такой целевой направленности -
это очень положительный момент с точки зрения охвата им интересов всего
населения, борьбы с бедностью и укрепления социального единства при
помощи выравнивания уровней жизни жителей.
Основная
цель
стратегического
планирования
социально-
экономического
развития
муниципального
образования
—
выйти
на
самодостаточный уровень развития. Это — выбор приоритета в развитии на
основании использования резерва. Большую роль отводят определению
типов стратегий при реализации процедур планирования.
Стратегическое планирование муниципальных образований будет
обеспечивать конкретизацию стратегии и достижение выбранной цели путем
использования имеющихся преимуществ и создания новых. Кроме того,
стратегическое планирование муниципальных образований представляет
собой деятельность по разработке стратегии и ее конкретизацию в виде
стратегического плана. Открытость и взвешенность плана - это гарантия его
исполнения и обеспеченности ресурсами.
Наличие стратегического плана в развитии, в качестве индикатора
систематической
и
надежной
работы
администрации
муниципального
образования,
позволит
предприятию,
осуществляющему
собственную
деятельность в муниципальном образовании, инвестору прогнозировать
перспективы развития собственной деятельности.
Стратегическое
планирование,
явившись
элементом
управления
муниципальным образованием, не только определяет для себя перспективу в
собственном развитии, но и устанавливает связи между органами управления
и жителями, проживающими здесь, акцентирует внимание на оптимальном
удовлетворении
потребностей
местного
сообщества,
содействует
достижению такой цели, как общественное согласие [20, c. 102].
Ключевая проблема, при этом, - это недостаток опыта стратегического
планирования, комплексного подхода к определению цели и приоритета в
перспективном
развитии
муниципального
образования,
недостаточная
квалификация персонала.
Природно-ресурсный,
экономико-географический,
инвестиционный,
бюджетный и демографический потенциалы - основанием, на котором
развивают
экономико-социальные
отношения.
В
условии
растущей
социальной
неоднородности,
различиях
в
обеспеченности
ресурсами,
необходимости сближения территорий с целью формирования единого
социально-экономического
пространства,
резко
встает
вопрос
об
определении
нового
подхода
в
управлении
социальным
развитием
муниципального образования и разработке стратегии повышения его
эффективности.
Политика местных властей должна направляться на максимизацию
использования природных ресурсов. Эффективное управление земельными
ресурсами в качестве объектов муниципальной собственности, в том числе
при использовании различных форм платежей позволяет существенным
образом пополнять муниципальный бюджет.
В
сложнейших
современных
условиях
с
целью
дальнейшего
социально-экономического развития каждого муниципального образования
требуется поиск внутреннего резерва, базирующегося на конкурентных
преимуществах их территорий [20, c. 112]. Кроме того, действия органа
местного
самоуправления
должны
направляться
не
столько
на
перераспределение средств вышестоящих бюджетов, сколько на получение
дохода на своей территории через освоение организационно-экономического
механизма
по
формированию
условий
саморазвития
муниципального
образования
и
хозяйствующего
субъекта.
Орган
самоуправления
в
муниципальном образовании должен создавать хозяйствующему субъекту на
данной территории условия с целью вовлечения местных ресурсов в процесс
социально-экономического развития, обеспечить на этом основании рост
доходной части местного бюджета.
Конкурентоспособность
муниципального
образования
включает
нижеприведенные моменты: способность достижения высокого уровня
жизни
жителей
и
эффективность
функционирования
хозяйственного
механизма муниципального образования. Заметим, что в обеспечении
увеличения конкурентоспособности особое значение имеют разработка и
реализация стратегий развития в муниципальном образовании.
Анализируя совокупность факторов по развитию муниципального
образования, в процессе стратегического планирования целесообразно
выявлять
факторы
конкурентоспособности.
Это
-
развитая
рыночная
инфраструктура; коммуникационные линии; безопасность; совокупность
институтов, которые поддерживают бизнес; квалифицированные кадры;
благоприятные условия для инвестиций.
Муниципальные
образования
конкурируют
друг
с
другом
за
привлечение
инвестиций,
за
привлечение
образованных
и
квалифицированных кадров. Кроме того, они оказываются в принципиально
новой, динамичной, политической, культурной, социальной и экономической
ситуации, особенности которой определяются глобальным процессом,
изменением на уровне региона и государства в целом.
С
целью
выработки
стратегии
формирования
конкурентных
преимуществ в муниципальном образовании орган местного самоуправления
должен оценивать:
— качественное состояние и перспективу по использованию основных
факторов производства и природных ресурсов;
—
состояние
производственной,
в
том
числе
технической
инфраструктуры;
—
обеспеченность
объектами
образования,
здравоохранения,
культурного и бытового обслуживания;
—
текущее
состояние
информационного
обслуживания
хозяйствующего субъекта и жителей [8, c. 67].
Усовершенствование
стратегического
планирования
социально-
экономического развития в муниципальном образовании обуславливается
необходимостью решения на данном этапе острейших социальных проблем.
Требуется активным образом искать метод интенсификации развития данных
территорий, в том числе, повышать их инвестиционную привлекательность.
Создание условий по поддержке инвестиционной деятельности будет
способствовать созданию нового производственного фонда, новых рабочих
мест.
Инвестиционную
привлекательность
муниципального
образования
оценивают по возможностям вложения средств в основные и оборотные
фонды предприятий, персонал, приобретение имущества в аренду и в
собственность. Неосвоенные ресурсы смогут заинтересовать инвестора тогда,
когда
государственные
органы
возьмут
на
себя
инфраструктурное
обустройство территории.
На данном этапе, переход на инновационный путь развития – это
необходимое
условие
с
целью
социально-экономического
развития
муниципального образования так же, как и региона в целом и всего
государства.
Стимулирование
инновационной
активности
предприятия,
концентрация ресурсов — все это дает возможности качественным образом
изменять масштабы программ и проектов, направленных на удачное решение
задачи социально-экономического развития, повышение качества жизни
жителей в муниципальном образовании [14, c. 51].
Основные приоритетные направления в инновационном развитии
экономики муниципальных образований представлены ниже:
— применять новые технологии в сфере энерго- и ресурсосбережения;
— применять биотехнологии и новые технологии в агропромышленном
комплексе;
—
обеспечивать
защиту
окружающей
среды
и
рациональное
природопользование;
— применять новые информационные и телекоммуникационные
технологии;
— применять новые технологии с целью модернизации отраслей
промышленности;
— применять нанометрические технологии.
В
современном
мире
образование
–
важнейший
фактор,
обеспечивающий социальную стабильность и инновационное развитие в
государстве. Качество образования - основа качества жизни. На сегодняшний
день
проходит
становление
региональной
системы
оценки
качества
образования. Требуется усиливать внимание к проведению оценки качества
образования в органах
местного самоуправления, которые осуществляют
управление в сфере образования. Так, к недостающему звену технологии
стратегического
планирования
социально-экономического
развития
муниципального образования относят и оценку качества образования. Это
позволяет
выстраивать
новые
отношения
между
образованием
и
потребителем образовательных услуг, адекватно и своевременно реагировать
на запрос граждан и государства [14, c. 53].
Особую
значимость
в
социальном
управлении
должны
занять
программы
развития
муниципального
образования.
Опыт
развития
экономики муниципального образования указывает на диспропорции в
территориальном развитии инфраструктуры, в особенности в жилищном
строительстве, здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве. Каждая
вышеприведенная
сфера
влияет
на
благосостояние
населения
муниципального образования, на защиту их интересов и обеспечение
социального положения. Человеческий потенциал находится на первом месте
в характеристике муниципального образования. Таким образом, социальное
развитие
каждого
муниципального
образования
должно
явиться
стратегической целью в местном самоуправлении.
Еще один фактор в социальном развитии территорий - это малый
бизнес. Местные власти должны разработать системы поддержки малого
бизнеса, а также включать отдельный ряд проектов в государственную и
муниципальную программы развития.
При
помощи
взаимозависимости
социальной
и
инвестиционной
политики
создается
определенный
социальный
климат,
понижаются
социальные риски. Проблема заключена в том, что на деле инвестиционная и
социальная программы слабо взаимосвязаны. Социальная программа имеет
слабо выраженную и методически слабо проработанную инвестиционную
компоненту.
Инвестиционная
же
программа
недостаточно
социально
ориентирована. Их наиболее слабое место - нет мониторинга социального
риска и специально разработанной меры по его понижению.
Социальная направленность инвестиционной политики — единство
экономического и социального аспектов в инвестиционной политике. Любая
инвестиционная
программа
должна
обеспечивать
решение
назревшей
социальной проблемы, а специальная инвестиционная программа должна
поспособствовать повышению экономической активности жителей.
Таким образом, социально направленная инвестиционная политика на
местном уровне должна включить сумму конкретных мер и мероприятий,
которые будут направлены на жизнеобеспечение жителей с помощью
повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов [14, c.
55].
В современных финансово-экономических условиях, активная позиция
органов местного самоуправления должна направляться на поиск методов
интенсификации развития территорий, в том числе, на рост уровня
инвестиционной привлекательности с целью повышения доходов на своей
территории и формированию условий социально-экономического развития.
Важнейшая динамическая характеристика в деятельности организации,
одновременно
отображающая
ее
состояние
относительно
требований
внешней и внутренней среды и используемая для оценки ее работы – это
кадровый потенциал. Подходы к трактовке данной категории можно увидеть
разные, одни понимают здесь только возможности персонала (О. В.
Беспалова); другие добавляют совокупность способностей (Л. Т. Снитко, Ю.
А. Чужикова); третьи акцентировали внимание на физическом и духовном
качествах (К. Г. Кречетников), определяющих возможности и способности; у
четвертых (Н. Р. Былинская, Н. В. Кузнецова, О. Н. Синицына) кадровый
потенциал является обобщающей характеристикой кадров. Кроме того,
каждый ученый-экономист акцентирует внимание на связи кадрового
потенциала с достижением цели в развитии организации, которая чаще всего
выражается в определенном результате ее деятельности
С целью уточнения содержания термина «кадровый потенциал»
организации выделяют его существенные признаки (рис. 1).
Рисунок 1. Существенные признаки термина «кадровый потенциал» [6,
c. 31]
Заметим, что понятие «кадровый потенциал» не всегда корректно
употребляется, причем, как в повседневной практике, так и в экономических
источниках. Часто его отождествляют с терминами «трудовые ресурсы»,
«трудовой потенциал» и «человеческий потенциал». Для устранения такого
несоответствия приведем их исходные определения:
- трудовые ресурсы представляют собой часть населения в стране
(занятые и потенциальные работники), которая по своему физическому
интеллектуальному
состоянию,
полученному
образованию
и
профессионально-квалификационному
уровню
обладает
способностями
осуществить общественно полезную деятельность;
- трудовой потенциал – трудовые возможности организации, которые
есть на данном этапе в наличии и/или прогнозируются в будущем. Трудовой
потенциал определен численностью трудоспособных граждан;
- человеческий потенциал – запас нравственного и физического
здоровья,
накопленный
населением,
а
также
отраженный
в
профессиональной и общекультурной компетентности,
гражданской и
творческой
активности,
и
который
реализуют
в
социальной,
производственной, культурной и иных сферах деятельности, а также в
установленном уровне и структуре социальной потребности.
Решающий фактор успешной конкуренции на рынке – это повышение
использования кадрового потенциала, так как сотрудники определяют
конкурентные преимущества и будущее организации [21, c. 3].
При рассмотрении вопроса, который касается кадрового потенциала,
необходимо уточнить также содержание терминов «кадры», «персонал».
Здесь
они
будут
употребляться
как
синонимы,
понимая
под
ними
постоянный коллектив работников, которые заняты трудовой деятельностью,
а также выполнением некоторых функций с целью достижения поставленной
цели и задач.
Являясь целостной системой, кадровый потенциал имеет собственную
структуру,
которая
представляет
соотношение
характеристик
групп
работников и отношений между ними. Отмечается совокупность вариантов
структурирования кадрового потенциала, в частности, выделяется структура
потенциала и структура.
Основные элементы в структуре потенциала - это физические,
интеллектуальные,
социальные
и
технологические
составляющие.
Физическая
составляющая
в
кадровом
потенциале
ограничивается
физическими
способностями
сотрудников,
востребованными
при
функционировании организации. Интеллектуальная составляющая может
определяться в качестве «коллективного интеллекта», функционирование
которого направляется на решение задачи и достижение цели,
которая
находится перед организацией. Социальная составляющая связана со
сложившейся
в
организации
системой
отношений
и
связей
между
работниками, привычными нормами их взаимодействия. Технологическая
составляющая связана со способностями кадров обеспечить технологическое
развитие организации.
Структура кадрового потенциала может рассматриваться с позиции ее
социально-демографических
характеристик,
а
именно:
гендерная
и
возрастная составляющие, образовательный уровень, семейная структура,
состояние здоровья и др.
Если анализировать кадровый потенциал с точки зрения собственно
кадрового показателя, то здесь отметим руководителей, специалистов
разного уровня и профиля, рабочих или непосредственных исполнителей.
По другому основанию выделяются термины «долгосрочный кадровый
потенциал» и «текущий кадровый потенциал». В первый входят работники,
которые смогут решить стратегические задачи развития производства, как на
данном этапе, так и в перспективе; второй - это кадры, изначально
рассматриваемые администрацией исключительно с целью выполнения
основной операции производства в настоящее время [19, c. 67].
Поэтому, обобщая подходы аналитиков к трактовке термина «кадровый
потенциал», мы предложили под ним понимать сумму способность кадров к
выполнению возложенных на них функций и возможность достижения целей
в перспективном развитии организации. Содержание искомого термина
раскрывают
его
существенные
признаки:
применяется
на
уровне
организации; характеризуется постоянством и квалификацией работников;
обеспечивает синергетический эффект при помощи взаимосвязей членов
коллектива
и
их
кадровых
потенциалов;
направленность
реализации
кадрового потенциала на достижение стратегических целей в организации.
Есть ряд подходов к структуризации кадрового потенциала. Так, выделяется
структура
непосредственно
потенциала
и
структуру
кадров,
также
социально-демографическая структура и структура на основании уровня
управления.