Напоминание

Основы формирования кадрового потенциала организации


Автор: Трофимова Анастасия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Большие Колпаны
Наименование материала: статья
Тема: Основы формирования кадрового потенциала организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основы формирования кадрового потенциала организации .

Современное управление на государственном уровне сопрягается с

проведением некоторых действий по отношению к территории и ее

составляющим.

Один

из

стратегических

приоритетов

в

социально-

экономическом развитии каждого региона РФ - это эффективное и

качественное территориальное управление. На региональном уровне особую

значимость в его структуре отводят местному самоуправлению.

На основании Конституции РФ, отмечаются нижеприведенные уровни

территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный

— субъект РФ; муниципальный — муниципальное образование [1]. При

таких условиях стратегическое планирование является не только основанием

других видов планирования, которые выступают важным элементом в

территориальном

развитии,

но и

ориентирует

на комплексный учет

конкретной социально-экономической проблемы.

На данном этапе усилено внимание к анализу проблем развития

территорий внутри регионов, характеризующихся неравенством в уровнях

развития муниципальных образований, так как от эффективного развития

отдельных

территорий

находится

в

зависимости

успешность

функционирования экономики всего региона [14, c. 3].

В последнее время научные, государственные, экономические и

политические круги все больше внимания уделяют обсуждению проблем

качества жизни российского общества [20, c. 3]. Рост уровня и качества

жизни жителей в муниципальном образовании является главным целевым

направлением в отечественной и зарубежной практике по стратегическому

планированию,

выступает

в

качестве

общей

цели

документов

стратегического планирования. Придание такой целевой направленности -

это очень положительный момент с точки зрения охвата им интересов всего

населения, борьбы с бедностью и укрепления социального единства при

помощи выравнивания уровней жизни жителей.

Основная

цель

стратегического

планирования

социально-

экономического

развития

муниципального

образования

выйти

на

самодостаточный уровень развития. Это — выбор приоритета в развитии на

основании использования резерва. Большую роль отводят определению

типов стратегий при реализации процедур планирования.

Стратегическое планирование муниципальных образований будет

обеспечивать конкретизацию стратегии и достижение выбранной цели путем

использования имеющихся преимуществ и создания новых. Кроме того,

стратегическое планирование муниципальных образований представляет

собой деятельность по разработке стратегии и ее конкретизацию в виде

стратегического плана. Открытость и взвешенность плана - это гарантия его

исполнения и обеспеченности ресурсами.

Наличие стратегического плана в развитии, в качестве индикатора

систематической

и

надежной

работы

администрации

муниципального

образования,

позволит

предприятию,

осуществляющему

собственную

деятельность в муниципальном образовании, инвестору прогнозировать

перспективы развития собственной деятельности.

Стратегическое

планирование,

явившись

элементом

управления

муниципальным образованием, не только определяет для себя перспективу в

собственном развитии, но и устанавливает связи между органами управления

и жителями, проживающими здесь, акцентирует внимание на оптимальном

удовлетворении

потребностей

местного

сообщества,

содействует

достижению такой цели, как общественное согласие [20, c. 102].

Ключевая проблема, при этом, - это недостаток опыта стратегического

планирования, комплексного подхода к определению цели и приоритета в

перспективном

развитии

муниципального

образования,

недостаточная

квалификация персонала.

Природно-ресурсный,

экономико-географический,

инвестиционный,

бюджетный и демографический потенциалы - основанием, на котором

развивают

экономико-социальные

отношения.

В

условии

растущей

социальной

неоднородности,

различиях

в

обеспеченности

ресурсами,

необходимости сближения территорий с целью формирования единого

социально-экономического

пространства,

резко

встает

вопрос

об

определении

нового

подхода

в

управлении

социальным

развитием

муниципального образования и разработке стратегии повышения его

эффективности.

Политика местных властей должна направляться на максимизацию

использования природных ресурсов. Эффективное управление земельными

ресурсами в качестве объектов муниципальной собственности, в том числе

при использовании различных форм платежей позволяет существенным

образом пополнять муниципальный бюджет.

В

сложнейших

современных

условиях

с

целью

дальнейшего

социально-экономического развития каждого муниципального образования

требуется поиск внутреннего резерва, базирующегося на конкурентных

преимуществах их территорий [20, c. 112]. Кроме того, действия органа

местного

самоуправления

должны

направляться

не

столько

на

перераспределение средств вышестоящих бюджетов, сколько на получение

дохода на своей территории через освоение организационно-экономического

механизма

по

формированию

условий

саморазвития

муниципального

образования

и

хозяйствующего

субъекта.

Орган

самоуправления

в

муниципальном образовании должен создавать хозяйствующему субъекту на

данной территории условия с целью вовлечения местных ресурсов в процесс

социально-экономического развития, обеспечить на этом основании рост

доходной части местного бюджета.

Конкурентоспособность

муниципального

образования

включает

нижеприведенные моменты: способность достижения высокого уровня

жизни

жителей

и

эффективность

функционирования

хозяйственного

механизма муниципального образования. Заметим, что в обеспечении

увеличения конкурентоспособности особое значение имеют разработка и

реализация стратегий развития в муниципальном образовании.

Анализируя совокупность факторов по развитию муниципального

образования, в процессе стратегического планирования целесообразно

выявлять

факторы

конкурентоспособности.

Это

-

развитая

рыночная

инфраструктура; коммуникационные линии; безопасность; совокупность

институтов, которые поддерживают бизнес; квалифицированные кадры;

благоприятные условия для инвестиций.

Муниципальные

образования

конкурируют

друг

с

другом

за

привлечение

инвестиций,

за

привлечение

образованных

и

квалифицированных кадров. Кроме того, они оказываются в принципиально

новой, динамичной, политической, культурной, социальной и экономической

ситуации, особенности которой определяются глобальным процессом,

изменением на уровне региона и государства в целом.

С

целью

выработки

стратегии

формирования

конкурентных

преимуществ в муниципальном образовании орган местного самоуправления

должен оценивать:

— качественное состояние и перспективу по использованию основных

факторов производства и природных ресурсов;

состояние

производственной,

в

том

числе

технической

инфраструктуры;

обеспеченность

объектами

образования,

здравоохранения,

культурного и бытового обслуживания;

текущее

состояние

информационного

обслуживания

хозяйствующего субъекта и жителей [8, c. 67].

Усовершенствование

стратегического

планирования

социально-

экономического развития в муниципальном образовании обуславливается

необходимостью решения на данном этапе острейших социальных проблем.

Требуется активным образом искать метод интенсификации развития данных

территорий, в том числе, повышать их инвестиционную привлекательность.

Создание условий по поддержке инвестиционной деятельности будет

способствовать созданию нового производственного фонда, новых рабочих

мест.

Инвестиционную

привлекательность

муниципального

образования

оценивают по возможностям вложения средств в основные и оборотные

фонды предприятий, персонал, приобретение имущества в аренду и в

собственность. Неосвоенные ресурсы смогут заинтересовать инвестора тогда,

когда

государственные

органы

возьмут

на

себя

инфраструктурное

обустройство территории.

На данном этапе, переход на инновационный путь развития – это

необходимое

условие

с

целью

социально-экономического

развития

муниципального образования так же, как и региона в целом и всего

государства.

Стимулирование

инновационной

активности

предприятия,

концентрация ресурсов — все это дает возможности качественным образом

изменять масштабы программ и проектов, направленных на удачное решение

задачи социально-экономического развития, повышение качества жизни

жителей в муниципальном образовании [14, c. 51].

Основные приоритетные направления в инновационном развитии

экономики муниципальных образований представлены ниже:

— применять новые технологии в сфере энерго- и ресурсосбережения;

— применять биотехнологии и новые технологии в агропромышленном

комплексе;

обеспечивать

защиту

окружающей

среды

и

рациональное

природопользование;

— применять новые информационные и телекоммуникационные

технологии;

— применять новые технологии с целью модернизации отраслей

промышленности;

— применять нанометрические технологии.

В

современном

мире

образование

важнейший

фактор,

обеспечивающий социальную стабильность и инновационное развитие в

государстве. Качество образования - основа качества жизни. На сегодняшний

день

проходит

становление

региональной

системы

оценки

качества

образования. Требуется усиливать внимание к проведению оценки качества

образования в органах

местного самоуправления, которые осуществляют

управление в сфере образования. Так, к недостающему звену технологии

стратегического

планирования

социально-экономического

развития

муниципального образования относят и оценку качества образования. Это

позволяет

выстраивать

новые

отношения

между

образованием

и

потребителем образовательных услуг, адекватно и своевременно реагировать

на запрос граждан и государства [14, c. 53].

Особую

значимость

в

социальном

управлении

должны

занять

программы

развития

муниципального

образования.

Опыт

развития

экономики муниципального образования указывает на диспропорции в

территориальном развитии инфраструктуры, в особенности в жилищном

строительстве, здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве. Каждая

вышеприведенная

сфера

влияет

на

благосостояние

населения

муниципального образования, на защиту их интересов и обеспечение

социального положения. Человеческий потенциал находится на первом месте

в характеристике муниципального образования. Таким образом, социальное

развитие

каждого

муниципального

образования

должно

явиться

стратегической целью в местном самоуправлении.

Еще один фактор в социальном развитии территорий - это малый

бизнес. Местные власти должны разработать системы поддержки малого

бизнеса, а также включать отдельный ряд проектов в государственную и

муниципальную программы развития.

При

помощи

взаимозависимости

социальной

и

инвестиционной

политики

создается

определенный

социальный

климат,

понижаются

социальные риски. Проблема заключена в том, что на деле инвестиционная и

социальная программы слабо взаимосвязаны. Социальная программа имеет

слабо выраженную и методически слабо проработанную инвестиционную

компоненту.

Инвестиционная

же

программа

недостаточно

социально

ориентирована. Их наиболее слабое место - нет мониторинга социального

риска и специально разработанной меры по его понижению.

Социальная направленность инвестиционной политики — единство

экономического и социального аспектов в инвестиционной политике. Любая

инвестиционная

программа

должна

обеспечивать

решение

назревшей

социальной проблемы, а специальная инвестиционная программа должна

поспособствовать повышению экономической активности жителей.

Таким образом, социально направленная инвестиционная политика на

местном уровне должна включить сумму конкретных мер и мероприятий,

которые будут направлены на жизнеобеспечение жителей с помощью

повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов [14, c.

55].

В современных финансово-экономических условиях, активная позиция

органов местного самоуправления должна направляться на поиск методов

интенсификации развития территорий, в том числе, на рост уровня

инвестиционной привлекательности с целью повышения доходов на своей

территории и формированию условий социально-экономического развития.

Важнейшая динамическая характеристика в деятельности организации,

одновременно

отображающая

ее

состояние

относительно

требований

внешней и внутренней среды и используемая для оценки ее работы – это

кадровый потенциал. Подходы к трактовке данной категории можно увидеть

разные, одни понимают здесь только возможности персонала (О. В.

Беспалова); другие добавляют совокупность способностей (Л. Т. Снитко, Ю.

А. Чужикова); третьи акцентировали внимание на физическом и духовном

качествах (К. Г. Кречетников), определяющих возможности и способности; у

четвертых (Н. Р. Былинская, Н. В. Кузнецова, О. Н. Синицына) кадровый

потенциал является обобщающей характеристикой кадров. Кроме того,

каждый ученый-экономист акцентирует внимание на связи кадрового

потенциала с достижением цели в развитии организации, которая чаще всего

выражается в определенном результате ее деятельности

С целью уточнения содержания термина «кадровый потенциал»

организации выделяют его существенные признаки (рис. 1).

Рисунок 1. Существенные признаки термина «кадровый потенциал» [6,

c. 31]

Заметим, что понятие «кадровый потенциал» не всегда корректно

употребляется, причем, как в повседневной практике, так и в экономических

источниках. Часто его отождествляют с терминами «трудовые ресурсы»,

«трудовой потенциал» и «человеческий потенциал». Для устранения такого

несоответствия приведем их исходные определения:

- трудовые ресурсы представляют собой часть населения в стране

(занятые и потенциальные работники), которая по своему физическому

интеллектуальному

состоянию,

полученному

образованию

и

профессионально-квалификационному

уровню

обладает

способностями

осуществить общественно полезную деятельность;

- трудовой потенциал – трудовые возможности организации, которые

есть на данном этапе в наличии и/или прогнозируются в будущем. Трудовой

потенциал определен численностью трудоспособных граждан;

- человеческий потенциал – запас нравственного и физического

здоровья,

накопленный

населением,

а

также

отраженный

в

профессиональной и общекультурной компетентности,

гражданской и

творческой

активности,

и

который

реализуют

в

социальной,

производственной, культурной и иных сферах деятельности, а также в

установленном уровне и структуре социальной потребности.

Решающий фактор успешной конкуренции на рынке – это повышение

использования кадрового потенциала, так как сотрудники определяют

конкурентные преимущества и будущее организации [21, c. 3].

При рассмотрении вопроса, который касается кадрового потенциала,

необходимо уточнить также содержание терминов «кадры», «персонал».

Здесь

они

будут

употребляться

как

синонимы,

понимая

под

ними

постоянный коллектив работников, которые заняты трудовой деятельностью,

а также выполнением некоторых функций с целью достижения поставленной

цели и задач.

Являясь целостной системой, кадровый потенциал имеет собственную

структуру,

которая

представляет

соотношение

характеристик

групп

работников и отношений между ними. Отмечается совокупность вариантов

структурирования кадрового потенциала, в частности, выделяется структура

потенциала и структура.

Основные элементы в структуре потенциала - это физические,

интеллектуальные,

социальные

и

технологические

составляющие.

Физическая

составляющая

в

кадровом

потенциале

ограничивается

физическими

способностями

сотрудников,

востребованными

при

функционировании организации. Интеллектуальная составляющая может

определяться в качестве «коллективного интеллекта», функционирование

которого направляется на решение задачи и достижение цели,

которая

находится перед организацией. Социальная составляющая связана со

сложившейся

в

организации

системой

отношений

и

связей

между

работниками, привычными нормами их взаимодействия. Технологическая

составляющая связана со способностями кадров обеспечить технологическое

развитие организации.

Структура кадрового потенциала может рассматриваться с позиции ее

социально-демографических

характеристик,

а

именно:

гендерная

и

возрастная составляющие, образовательный уровень, семейная структура,

состояние здоровья и др.

Если анализировать кадровый потенциал с точки зрения собственно

кадрового показателя, то здесь отметим руководителей, специалистов

разного уровня и профиля, рабочих или непосредственных исполнителей.

По другому основанию выделяются термины «долгосрочный кадровый

потенциал» и «текущий кадровый потенциал». В первый входят работники,

которые смогут решить стратегические задачи развития производства, как на

данном этапе, так и в перспективе; второй - это кадры, изначально

рассматриваемые администрацией исключительно с целью выполнения

основной операции производства в настоящее время [19, c. 67].

Поэтому, обобщая подходы аналитиков к трактовке термина «кадровый

потенциал», мы предложили под ним понимать сумму способность кадров к

выполнению возложенных на них функций и возможность достижения целей

в перспективном развитии организации. Содержание искомого термина

раскрывают

его

существенные

признаки:

применяется

на

уровне

организации; характеризуется постоянством и квалификацией работников;

обеспечивает синергетический эффект при помощи взаимосвязей членов

коллектива

и

их

кадровых

потенциалов;

направленность

реализации

кадрового потенциала на достижение стратегических целей в организации.

Есть ряд подходов к структуризации кадрового потенциала. Так, выделяется

структура

непосредственно

потенциала

и

структуру

кадров,

также

социально-демографическая структура и структура на основании уровня

управления.



В раздел образования