Автор: Старкова Татьяна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад 407»
Населённый пункт: г Пермь
Наименование материала: НОД в старшей группе
Тема: «Зимние забавы»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 407», г. Перми.
НОД в старшей группе по развитию речи по теме:
«Зимушка – зима».
воспитатель:
Старкова Татьяна Ивановна
Пермь
НОД в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным;
составлять предложения с заданным словом; обогащать лексику
родственными словами, формировать звуковую культуру речи.
Развивающая: - упражнять в образовании существительных с
уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме
«Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую
память, зрительное внимание.
Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и
своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до
конца и давать ответ полным предложением.
Приоритетная область: речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное
развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование для педагога: письмо, снежинки с заданием, картинки -
предметы спорта, картинки пазлы «Зимние забавы»
Оборудование для детей: снежинки свисают с потолка. Картинки – пазлы.
Организационный момент. Дети входят в группу, встают в круг.
В: - В круг ребята становитесь, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь!
(Дети встают в круг и улыбаются друг другу).
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
В: - Сейчас мы с вами узнаем, от кого же это письмо. Адресовано оно детям
детского сада «Светлячок» группы «Бусинки».
(Читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница.
Угадайте кто я? Вот вам моя загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатил (зима).
Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними
справитесь, то я вас щедро награжу. Задания находятся на снежинках,
которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением
Зима.
В.: - ребята, вы готовы справиться с заданиями, которые нам приготовила
Зима?
(ответы детей)
Д.: - Да.
1 снежинка – задание. «Вопросы о Зиме»
- когда наступает
зима?
(ответы детей – сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю –
1 декабря).
- как светит солнце зимой?
(Ответы детей - зимой солнце светит ярко, оно мало греет, слабо).
- какое небо зимой?
(ответы детей – голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным,
красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).
- какие деревья зимой?
(Ответы детей - Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя
листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни
деревьев от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки
деревьев).
- что зимой происходит с реками?
(Ответы детей - Реки покрываются льдом).
- как зимой одеты люди?
(Ответы детей - люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик,
пуховик, унты, валенки и тд).
-
как ведут себя птицы, животные зимой?
(ответы детей - птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти
место потеплее, некоторые улетают, а некоторые остаются
зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая
яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по
полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет
она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в
дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).
- назовите зимние месяцы.
(ответы детей - декабрь, январь, февраль).
В.: - Молодцы, ребята, справились с заданием, переходим ко второму
заданию.
2 снежинка – задание. «Подбирай, называй, запоминай»
(К существительному нужно подобрать прилагательное, например, зима -
холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)
–зима - суровая, холодная, морозная, белоснежная;
-снег - пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий. -
снежинки – холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые, холодные.. ;
- лёд – прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный.
(Дети подбирают прилагательное)
В.: И с этим заданием справились. Следующее задание.
3 снежинка – задание. «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
-летом день длинный, а зимой - (короткий)
- летом солнце греет, а зимой - (не греет)
-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
-одни сосульки длинные, а другие - (короткие)
- снег мягкий, а лёд - (твердый).
В.: Переходим с следующему заданию.
4 снежинка – задание. «Скажи ласково».
Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок),
снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки –
саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.
В.: - ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам
отдохнуть.
Физкультминутка «Зимнее окошко»
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой).
5 снежинка – задание. Загадки о зиме
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
6 снежинка – задание. «Собери картинку» (на столах разложены пазлы с
зимней тематикой – 10 картинок, детям надо собрать картинку полностью и
сказать какое время года изображено на них).
7 снежинка – задание. «Составь предложение с заданным словом –
зимой». (дети составляют предложения опираясь на картинки - пазлы).
8 снежинка – задание «Назови предмет для зимнего развлечения»
- что можно сделать из снега и льда на улице? (ответы детей – крепость,
горка, каток, снеговика, снежную бабу, Снегурочку).
«Назови предмет для зимнего развлечения» (на доске расположены картинки
для зимнего и летнего вида спорта– коньки, велосипед, ледянка, лыжи,
коньки, ролики, скакалка, санки, мяч, теннисная ракетка, клюшка с шайбой).
дети должны назвать только те предметы, которые относятся к зиме.
В.: ребята вы справились со всеми заданиями, все снежинки закончились.
Вы молодцы!
Итог: Вас ожидает награда, зажмурьте глаза (дети закрывают глаза,
воспитатель выносит корзину с подарками).
Воспитатель выносит шоколадки с изображение Зимы.