Напоминание

Формирование здоровьесберегающей среды, как фактора влияния на развитие связной речи у обучающихся, с нарушением интеллекта


Автор: Бондаренко Светлана Викторовна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ РО "Азовская специальная школа № 7"
Населённый пункт: г. Азов Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здоровьесберегающей среды, как фактора влияния на развитие связной речи у обучающихся, с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа №7».
Обобщение

педагогического опыта работы
Тема.
«

Формирование здоровьесберегающей

среды, как фактора влияния на развитие

связной речи у обучающихся, воспитанников с

нарушением интеллекта».

Бондаренко Светланы Викторовны

учителя – дефектолога

I категории

ГКОУ РО «Азовской специальной школы №7».

г. Азов


Обобщение педагогического опыта
Исходя из принципов коррекционно – развивающего обучения проблема, над которой я работаю, является актуальной и востребованной в специальной школе:
« Формирование здоровьесберегающей среды, как фактора влияния на

развитие

связной

речи у

обучающихся, воспитанников

с

нарушением

интеллекта».
Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания. Н. И. Жинкин
Актуальность проблемы
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. На первый взгляд может показаться, что здоровье человека – его личное дело, но здоровье – понятие не только биологическое, но и социальное. В период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма учащихся, а обучение в школе – серьезная нагрузка для них. В моем классе обучающиеся с разной степенью готовности к обучению и различной мотивацией. Также у всех различный уровень речевого развития. Это обучающиеся и с нарушениями звукопроизношения, с фонетико-фонематическими нарушениями речи, и с общим недоразвитием речи, поэтому задача педагога - как можно раньше и точнее выявить с помощью логопеда, нарушение речи и определить соответствующую коррекцию. Языковое образование и речевое развитие – одна из центральных проблем в образовательном процессе, особенно в коррекционной школе. Речь – основа любой умственной деятельности, средство коммуникативности. Развитие речи, это и развитие мышления. Речь – основное средство общения. Речь – канал развития интеллекта. Без своевременного овладения речью, затрудняется и процесс усвоения знаний.
Практическая значимость.
Развитие связной речи – это процесс, с помощью которого осуществляется умственное, нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Это путь к развитию учащегося - как личности и в конечном результате хорошая адаптация в обществе в социальных условиях. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в построении конструкции связной монологической речи. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программного материала, в доступности получения самостоятельной информации. Осознав проблемы работы обучающихся, воспитанников со специальными потребностями, я стала изучать новые психологические и педагогические подходы, инновационные технологии, для решения данной проблемы. Апробировать различные
методические приемы на уроках русского языка, чтения и развития речи, математики, биологии, географии, на факультативах по этике и экономического практикума. Меня, как педагога коррекционной школы волнуют проблемы развития связной речи, здоровьесбережения и социализации обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Моя задача не только скорректировать речевые пробелы, учитывая возрастные особенности и индивидуальные способности, но и сохранить здоровье школьников, используя здоровьесберегающие технологии и приемы в урочной и внеурочной деятельности. Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернуто стью, произвольно стью, логично стью, н е п р е р ы ва е м о с т ь ю , программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал). Организация обучения школьников с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. При этом я обучаю учащихся распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требую от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний. Чтобы достичь этого, я предусматриваю систему специальных упражнений, с учетом развития этих умений у каждого обучающегося. Создаю ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью:  сообщаю (порой в достаточно быстром темпе) информацию, вызывающую ответную реакцию учеников;  побуждаю к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению;  добиваюсь использования усвоенного речевого материала;  направляю внимание обучающихся на содержание высказываний;  предусматриваю формирование различных видов связной речи (сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д.). Одним из начальных этапов в моей работе, является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом обучаю их соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, местоимения. Например:  тренировочные упражнения с деформированным текстом из 5 — 15 фраз, которые направленны на то, чтобы научить, обучающихся, располагать предложения в логической последовательности;  на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;  на логическое продолжение мысли /Наташа выбежала на лужок. Она .../;
 на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: "Кто пришел? Куда пришел? Кого встретил?";  на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу. Далее перехожу к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Обучая повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т.д.), направляю внимание обучающихся на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этих отношений являются глаголы, то обучающихся недоформированностью связной речи нужно специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа. Постоянно напоминаю обучающимся, об использовании средств межфразовой связи: личными, указательными местоимениями. Наречиями, обозначающими место и время действия, — тут, там, тогда, текстовыми синонимами. Наиболее продуктивными обучающими приемами считаю:  пересказ  составление рассказа по серии картинок;  соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии;  составление повествования из личного опыта;  составление повествования по началу;  составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без нее;  составление повествования концу рассказа; Формируя связную речь у обучающихся, делаю упор, прежде всего на развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлять развернутые неподготовленные сообщения, рассказать о бытовой ситуации и т.д. Эта работа взаимосвязана с здоровьесбережением, так как обучающийся воспитанник, проявляет самостоятельную инициативу отвечать, а не по принуждению педагога. Практика коррекции связной речи обучающихся, с недостаточность интеллекта показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, отстаивание своей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно- следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. Изначально предлагаю обучающимся, повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил. Затем систематически упражняю их в свободных высказываниях, постоянно побуждая к этому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности обучающихся.
Внимательно отслеживаю, и привлекаю к этому обучающихся, последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Регулирую ответ и стимулирую отвечающего ученика. Постоянно привлекаю внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д. Формирую у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. Не менее эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимная оценка обучающихся собственных устных высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе над текстом. На коррекционных занятиях необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых, приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности. Помимо этого, обучающимся воспитанникам, следует как можно чаще предлагать упражнения с заданиями распространить или сократить текст, подробно или сжато воспроизвести его. Воссоздать текст по плану, развернутому или краткому. В процессе работы над планом обучающиеся, воспитанники учатся определять тему высказывания, отделять главное и второстепенное. Строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание уделяю развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала:  деления текста по смыслу на отдельные части;  выделения смысловых опорных пунктов;  составления плана пересказа;  составления плана изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить обучающихся, воспитанников с недостаточностью интеллекта и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану. Кроме учебной деятельности важную роль в уроках играет психоэмоциональный настрой класса, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе урока. При планировании и проведении уроков с классом, провожу различные задания, опираясь на здоровьесберегающие технологии. В работе применяю только вербальные физминутки и упражнения, для коррекции связной речи. Большее предпочтение отдаю здоровьесберегающей технологии «Брейн джим» - гимнастика мозга. Авторы: Пол Деннисон и Гейн Деннисон. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности. На своих уроках я создаю ситуацию успеха, и уходит излишняя тревожность в классе. Строю урок для обучающихся, с интеллектуальной недостаточностью, в соответствии с динамикой внимания учащихся, темпом урока, чередует различные виды работ.
Различные картинные, зрительные, слуховые диктанты, тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок, различные дидактические игры / «Составь слова», «Найди лишнее предложение», работа в парах, по группам позволяет избежать монотонности на уроке. Для создания хорошего психологического настроя класса применяю методику М. И. Чистяковой «Психогимнастика». На снятие эмоционального напряжения методика «Брейн джим» - гимнастика мозга. Авторы: Пол Деннисон и Гейн Деннисон Одним из важнейших моментов на уроках развития речи, является коррекция правильного речевого дыхания. В е д ь , ч т о б ы п р а в и л ь н о и хорошо говорить, надо правильно дышать. Научив, обучающихся воспитанников, правильно распределять дыхание во время речи, я снимаю негативные моменты: волнение, запинки речи. Для коррекции речевого дыхания применяю методику А. Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика». При различных видах деятельности: опрос, письмо, чтение; слушание, рассказ, работа с наглядностью ответы на вопросы, выполнение заданий, индивидуальная работа, происходит смена положения позы по методике В. Ф. Базарного, для коррекции основных нарушений опорно – двигательного аппарата Работая над коррекцией звукопроизношения, использую специальные артикуляционные упражнения. Эти направлены упражнения на выработку правильного артикуляционного уклада, развивают те мышцы речевого аппарата, которые помогут правильно произносить в речи нарушенные звуки. А р т и к ул я ц и о н н а я г и м н а с т и к а , артикуляционного упражнения, в сочетании с динамиче скими движениями, дают эмоциональную р а з г р у з к у, о б р а зуя н е б о л ь ш у ю динамическую разрядка. Развитие мелкой моторики рук, профилактика нарушений письма
Письмо - неотъемлемая часть школьного обучения. Глазодвигительные и движения руки еще не у всех обучающихся скоординированы. Надо уметь видеть строку, клетку. Надо контролировать движение и правильность записи, быть внимательным и сосредоточенным. Помогает мне в этом на уроках применение методики «Развитие общей и мелкой моторики», авторов Е.А. Солнцевой, Т.В. Беловой. Замечательные упражнения, которые развивают мелкую моторику, координацию движений мелких мышц руки, умение повторить за педагогом точность движения. Двигательный режим имеет важное значение для обучающихся. Они начинают утомляться, отвлекаться, снижает ся работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза. В работе применяю только вербально - двигательные физминутки и упражнения, для коррекции связной речи. Физминутки могут перекликаться с темой занятия, ненавязчиво закрепляя ее в игровой форме, в то же время обучающиеся, воспитанники выполняют физические упражнения. Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии обучающихся.
При коррекции связной речи я, провожу работу над дикцией, опираясь на сформированности основных психических процессов (внимание, память, мышление, а также на речевое внимание, словарный запас). Используя здоровьесберегающие технологии, сохраняя положительный настрой, исключая негативизм к учебе в целом, разочарования, я, развивая речевое внимание, расширяя словарный запас, используя для отработки дикции прием «рисование чистоговорок». Работаем над чистоговоркой поэтапно: читаю, произношу, выясняем о ком или о чем в ней говорится. Находим яркие детали и обговариваем, как можно с помощью рисунка нарисовать чистоговорку и запомнить ее. Обучающиеся выполняют задание /можно сделать в форме соревнования/. Перед выполнением письменных заданий и во время физпауз применяю методику «Брейн джим» - гимнастика мозга. Авторы: Пол Деннисон и Гейн Деннисон, для коррекции функционирования мозга, межполушарного взаимодействия и повышения продуктивности протекания психических процессов. Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше. Например: упражнение “Двойной рисунок”. Каждую четверть меняю положение столов в классе Постоянно проводим гимнастику для сосудов головного мозга
Утреннюю гимнастику проводим с музыкальным сопровождением. Тихая и спокойная музыка успокаивает человека, снимает стресс, нервозность, настраивает на хорошую работу. Быстрая задорная музыка п ом о г а е т учащимся быстро включаться в р а б о т у, а к т и в и з и р у ю т с я у м с т в е н н ы е п р о ц е с с ы в организме. Учащиеся всегда очень активно участвуют в городских и школьных конкурсах. Многие обучающиеся, имеют грамоты по итогам этих мероприятий. Это также повышает интерес к предмету, качеству обучения, сохраняет доброжелательное отношение к учебе, сохраняет здоровье обучающихся. Чтобы достичь результата реализации здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести оценку этих направлений. Личностно - ориентированные технологии, где центром образовательной системы ставлю личность обучаемого. Стараюсь обеспечить комфортное обучение, развитие и реализацию природных возможностей. Личность обучающегося, воспитанника превращается, в приоритетный субъект становится целью образовательной системы. Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Из опыта работы моей педагогической деятельности можно сделать вывод: что формирование здоровьесберегающей среды, как фактора влияния на развитие связной речи у обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта обладает хорошим эффектом в достижении цели по коррекционной работе над связной речью обучающихся. Повысился уровень мотивации к обучению:  появился интерес к знаниям;  стремление больше узнать;  радость от активности;  интерес к изучаемому материалу;  появился интерес к постоянному диалогу. Формируя здоровьесберегающую среду, как фактор влияния на развитие связной речи у обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта, по типу и целям, добилась определенных результатов.

Результативность при применении здоровьесберегающих технологий

№ Технология

Тип технологии

Цель технологии

Результативность

1
Технология В.Ф. Базарного Физиологический Коррекции основных зрительных функций и опорно – двигательного аппарата Усилилась концентрация внимания, зрительная память, общая моторика.
2
Технология «Брейн джим», гимнастика мозга. Авторы: Пол Деннисон и Гейл Деннисон Психофизиологический Коррекция функционировани е мозга, межполушарного взаимодействия. Повышение продуктивности протекания психических процессов. Повышение мотивации к изучению предметов. Преодоление трудностей в обучении. Улучшилась работа мыслительной деятельности
3
«Психогимнастика» . Автор: М. И. Чистякова Психокоррекционный Сохранение психического здоровья. Коррекция эмоционально волевых расстройств обучающихся. Повышение уровня саморегуляции, эмоционально – волевой и поведенческой сферы. Уровень общения. Уровень самооценки. Кроме этого, исходя из наблюдений, составила и реализовала собственную программу логопедической коррекции, которую применила в работе над развитием связной речи. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная комплексная работа по формированию и коррекции связной речи обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта, позволила развить коммуникативные компетенции, повысить процент качества знаний по предметам. Расширить представления учащихся об окружающей действительности, о людях и их взаимоотношениях, что дает положительные результаты и в социализации обучающихся данного класса. В результате комплексной работы по развитию коммуникативных способностей у обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта, за истекший период получены следующие результаты:
Целевая группа учащихся с общим нарушением речи разного уровня

№ Виды задания Фамилия имя Пересказ Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ из личного опыта Рассказ по данному началу Общее количество баллов 1 Ануфриенко Елена 1 2 2 1 6 2 Живаго Виктория 0 1 3 0 4 3 Дорошенко Василий 2 3 2 1 8 4 Коверов Константин 2 4 3 2 11 5 Бойко Семен 4 3 4 2 10 6 Акулова Виктория 3 2 1 1 7 7 Вершинин Евгений 2 2 2 2 8 8 Евдокимов Александр 0 1 3 0 4 9 Харагай Данил 2 1 2 1 7
4 - 0 - низкий уровень 8 - 5 - ниже среднего

12 – 9 - средний уровень 15 – 13 - высокий уровень

Результаты констатирующего исследования 6 класс
№ Виды задания Фамилия имя Пересказ Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ из личного опыта Рассказ по данному началу Общее количество баллов 1 Ануфриенко Елена 2 3 2 1 9 2 Живаго Виктория 0 2 3 1 5 3 Дорошенко Василий 3 3 2 2 11


Фамилия имя учащегося

Речевое нарушение

1
Ануфриенко Елена ОНР 3 степени дислексия
2
Живаго Виктория ОНР 2 степени дизартрия
3
Дорошенко Василий ОНР 3 степени дислексия дисграфия
4
Коверов Константин ОНР 3 степени дислексия
5
Бойко Семен ОНР 3 степени дислексия
6
Акулова Виктория ОНР 3 степени дизорфография
7
Вершинин Евгений ОНР 3 степени дисграфия
8
Евдокимов Александр ОНР 3 степени дислексия
9
Харагай Данил ОНР 3 степени дислексия
4 Коверов Константин 3 4 3 3 14 5 Бойко Семен 4 3 4 2 13 6 Акулова Виктория 3 2 2 3 10 7 Вершинин Евгений 3 3 2 1 9 8 Евдокимов Александр 1 4 3 2 10 9 Харагай Данил 2 1 2 1 7
4 - 0 - низкий уровень 8 - 5 - ниже среднего

12 – 9 - средний уровень 15 – 13 - высокий уровень

Результаты констатирующего исследования 7 класс
№ Виды задания Фамилия имя Пересказ Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ из личного опыта Рассказ по данному началу Общее количест во баллов 1 Ануфриенко Елена 4 4 3 4 15 2 Живаго Виктория 1 2 3 1 6 3 Дорошенко Василий 4 4 3 3 13 4 Коверов Константин 4 4 4 3 15 5 Бойко Семен 4 4 4 2 14 6 Акулова Виктория 3 4 3 3 13 7 Вершинин Евгений 4 4 2 1 11 8 Е в д о к и м о в Александр 2 4 3 2 11 9 Харагай Данил 3 2 2 1 8
4 - 0 - низкий уровень 8 - 5 - ниже среднего

12 – 9 - средний уровень 15 – 13 - высокий уровень
Уровень констатирующего исследования
2012 -2013 год

Уровень

Пересказ

Рассказ

по

серии

сюжетных

картин

Рассказ

из

личного

опыта

Рассказ

по

данному

началу

высокий

0%

0%

0%

0%

средний

20%

20%

20%

20%

н

/

среднег

о

70%

70%

70%

70%


низкий

10%

10%

10%

10%
Уровень констатирующего исследования
2013 -2014 гг.

Уровень

Пересказ

Рассказ по серии

сюжетных картин

Рассказ из личного

опыта

Рассказ по

данному началу

высокий

20%

20%

20%

20%

средний

50%

50%

50%

50%

н/среднего

20%

20%

20%

20%

низкий

0%

0%

0%

0%
Уровень констатирующего исследования
2014 -2015 гг.

Уровень

Пересказ

Рассказ по серии

сюжетных картин

Рассказ из личного

опыта

Рассказ по

данному началу

высокий

50%

50%

50%

50%

средний

30%

30%

30%

30%

н/среднего

20%

20%

20%

20%

низкий

0%

0%

0%

0%

Динамика

констатирующего исследования коррекции связной речи обучающихся,

воспитанников с особыми образовательными потребностями

2012- 2015 учебный год
70%_______________________________________________________________________ 60%_______________________________________________________________________ 50%_______________________________________________________________________ 40%_______________________________________________________________________ 30%_______________________________________________________________________ 20%_______________________________________________________________________ 10%_______________________________________________________________________ 0%_______________________________________________________________________
2012-2013гг. 2013-2014 гг. 2014-2015 гг.
Уровни : - низкий - ниже среднего - средний - высокий
Приоритетные потребности развития и предложения по своей работе

Сроки

обобщения

Форма обобщения

Уровень

обобщения

Результат
2012г. – изучение литературы по проблеме имеющегося опыта школа доклад

2012 – 2015
2012г. – разработка системы, направленной на решение проблемы и прогнозирование результатов школа программа 2013 г – отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов школа анализа деятельности 2014г – подведение итогов и предоставление материала город – район - область открытый урок 2015 г. - Методический семинар город методпособия статьи Итог работы. При коррекции связной речи для обучающихся с недостаточностью интеллекта, основное назначение здоровьесберегающих технологий - это комплексное воздействие, которое направленно на подготовку овладения устной и письменной речью. В конечном итоге – к успешному обучению в школе. Главной целью коррекционной работы обучающихся, является не только коррекция речевых нарушений, но и умение педагога вселить в обучающегося воспитанника, веру в свои силы и возможности. Свести к минимуму школьные неудачи и тем самым предотвратить негативизм к обучению, повысить самооценку, успешно адаптироваться в социуме, получить профессию. Используя разнообразные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии, развиваем, обучаем учащихся, сохраняя их здоровье. Ребенок - будущий взрослый, чем благоприятнее будет среда обучения и взаимодействия с социумом, тем более положительным будет прогноз успехов в будущей взрослой жизни, тем благоприятнее будет становление социализированной личности, здоровой психологически и физически.


В раздел образования