Напоминание

Хоровые произведения a cappella


Авторы: Волкова Татьяна Николаевна, Потапкина Ольга Викторовна
Должность: Хоровые произведения a cappella. Русские народные песни и сочинения зарубежных композиторов. Сборник для хоровых коллективов младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств.
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ №2"
Населённый пункт: Копейский городской округ
Наименование материала: Сборник хоров
Тема: Хоровые произведения a cappella
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2» Копейского городского округа

ХОРОВЫE ПРОИЗВЕДЕНИЯ

a cappella

Русские народные песни и сочинения зарубежных

композиторов

Сборник для хоровых коллективов

младших, средних и старших классов

детских музыкальных школ и школ искусств

Копейск 2021

Составители: Волкова Т.Н.,

преподаватель хоровых дисциплин высшей

квалификационной

категории

МУ

ДОД

«Детская

школа

искусств

№2»

Копейского городского округа, Заслуженный работник культуры РФ;

Потапкина

О.В.,

преподаватель

фортепиано,

концертмейстер

высшей

квалификационной

категории

МУ

ДОД

«Детская

школа

искусств

№2»

Копейского городского округа.

Хоровые произведения a cappella. Русские народные песни и сочинения

зарубежных композиторов. Сборник для хоровых коллективов младших,

средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств.

В сборнике представлены народные песни и классические хоры без

поддержки зонного строя, даны методические рекомендации по разучиванию

произведений с учащимися, предложены вокальные упражнения для подготовки

к пению многоголосия.

Все произведения данного сборника проверены в «живом» звучании

хоровым

коллективом

«Радуга

надежд»

Детской

школы

искусств

№2

Копейского городского округа.

Цель данного сборника – формирование концертного репертуара детского

хорового коллектива, способствующего решению задач по эстетическому,

нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Сборник адресован руководителям детских хоровых коллективов.

2

Содержание

Введение……………………………………………………………….....4

Вокально-хоровые упражнения………………………………………..5

Методические рекомендации…………………………………………...7

Русские народные песни

Вдоль по улице молодчик идёт………………………………………..10

Во зелёном, во бору……………………………………………………..11

Обработка Л. Сивухина

Как на дубе………………………………………………………………13

Обработка Ю. Славнитского

У нашей берёзы………………………………………………................15

Хоры зарубежных композиторов

Приходит ночь………………………………………………………….17

муз. Й. Гайдна, русский текст Э.Яблонева

Вечерняя звезда………………………………………………………….18

муз. Р. Шумана, переложение для детского или женского хора

В. Шереметьева

Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль»………………………….19

муз. Дж. Россини

Список использованной нотной литературы………………………….23

Приложение. Вокально-хоровые упражнения………………………..24

3

Введение

Интонация и строй хорового пения – краеугольный камень, на котором

базируется хоровое искусство. Никакое другое пение не способствует так

развитию этих навыков, как пение a cappella. Чтобы в полной мере понять и

оценить достоинства хорового пения, нужно слышать, как хор звучит без

поддержки зонного строя – это живые интонации текста, теплота чувств, всё то,

что свойственно человеческим голосам. Эти определения раскрывают огромное

значение пения без сопровождения для хорового воспитания.

Пение a cappella требует от певцов развитого чувства ко всем сторонам

хоровой звучности. Вот почему на первоначальном этапе развития навыка пения

a cappella следует с особой тщательностью отбирать правильный репертуар:

ясная ладовая тесситура, спокойная динамика, несложная фактура изложения и

простые средства музыкального языка.

Предложенный репертуар сборника позволяет сделать правильный выбор

произведений для работы с хоровыми коллективами разных возрастных групп,

учитывая уровень подготовки и психологические особенности участников хора.

Составители в своей работе над репертуаром делают акцент на развитие

интонирования диатонических и хроматических полутонов, мелодических и

гармонических интервалов, ступеней мажора и минора.

Предложенные вокальные упражнения, необходимые, по мнению авторов,

для

развития

ладово-гармонического

слуха,

способствуют

успешному

исполнению хоровых произведений a cappella.

4

Вокально-хоровые упражнения

Огромную роль в воспитании вокалиста играют специальные вокальные

упражнения. Естественно, имеются специальные упражнения и для хора. Эти

упражнения используются не только в целях совершенствования голоса, но и в

связи с решением задачи воспитания необходимых хоровых умений и навыков.

Большое

значение

для

полноценного

воспитания

голоса

(тембра,

интонационной

точности,

звонкости,

полётности)

имеет

правильное

формирование

гласных

звуков.

Решить

поставленную

задачу

поможет

регулярное исполнение упражнения №1 (смотри Приложение). Упражнение

исполняется на повторяющихся звуках с продвижением вверх или вниз по

полутонам. Неизменная согласная буква (возможны варианты используемых

букв) пропевается с изменяющимися гласными.

Добившись чистого унисона, уже в одноголосных упражнениях следует

начинать работу по переходу к многоголосному пению. Очень способствует

развитию гармонического слуха упражнение на исполнение мелодических

трезвучий вверх и вниз штрихом staccato так же с продвижением по полутонам

(упражнение №2).

Несомненно, полезными будут как пение больших и малых секунд вверх и

вниз от любой ступени до мажора (упражнение №3), так и исполнение

сольфеджио мажорных и минорных гамм (упражнение №4).

Если же разделить хор на 2 голоса и поручить каждому голосу

определённые звуки, то это позволит выполнить упражнения №5 и №6, где

один голос повторяет неизменный звук, а другой пропевает звукоряд в

диапазоне квинты вверх и вниз с возвращением к исходному звуку. Таким

образом, поочерёдно выстраиваются интервалы от примы до квинты.

Постепенно следует подключать в работу упражнения, связанные с

музыкальной

грамотой.

Учащимся

предлагается

пропеть

сольфеджио

разучиваемое произведение (например, русскую народную песню «Вдоль по

5

улице молодчик идёт») с одновременным показом рукой звуковысотного

положения всех нот, вследствие чего данные упражнения

оказываются

связанными с

конкретными

задачами, обусловленными разучиваемым

репертуаром.

Авторы в своей каждодневной работе с хоровым коллективом применяют

вокальные

упражнения

чаще

вне

связи

с

каким-либо

конкретным

произведением из репертуара. Но, повторяясь на каждом занятии, эти

упражнения способствуют выработке единой манеры звукообразования и

доводят до автоматизма навыки и умения, необходимые для грамотного

хорового пения (интонирование малых и больших секунд, активный вдох и

продолжительный выдох, чёткая артикуляция).

6

Методические рекомендации

1.

Русская народная песня «Вдоль по улице молодчик идёт».

Жизнерадостная, плясовая песня, которую следует разучивать с учащимися

младших классов на начальном этапе работы над двухголосием. Мелодия песни

строится на коротких повторяющихся мотивах. Следует обратить внимание на

интонационно точное исполнение мажорного трезвучия, а так же интервалов:

малой и большой секунды, чистой квинты. Данное произведение можно

рекомендовать для работы над дикцией, артикуляцией.

2.

Русская народная песня «Во зелёном, во бору», обработка

Л. Сивухина.

Шуточная, игровая песня. Определённую трудность представляют распевы

шестнадцатыми нотами на один слог. Песня с интересным ритмическим

рисунком и своеобразными мелодическими оборотами, варьирующимися от

куплета к куплету. Необходимо добиваться быстрой смены дыхания и

интонационной

устойчивости.

Добавят

большей

яркости,

зрелищности

исполнению произведения игровые движения минимальными средствами,

(главная эмоциональная нагрузка ложится на мимику лица и руки поющих

детей).

3.

Русская народная песня «Как на дубе», обработка Ю. Славнитского.

Это произведение может исполняться коллективом, достигшим достаточно

высокого уровня исполнительского мастерства. Особое внимание при работе над

произведением следует уделять развитию следующих вокальных и технических

навыков:

- широкого дыхания;

- округлости звучания гласных звуков;

- чётким произношением согласных;

- подвижностью голосов;

7

- яркой динамикой.

Очень важно добиться спокойного, неторопливого движения при пении, а так

же постепенного динамического нарастания перед кульминацией в средней

части.

4.

Русская народная песня «У нашей берёзы».

Это произведение так же, как и предыдущее, можно рекомендовать уже

опытному хоровому коллективу. В работе над песней необходимо добиваться

широкой напевности, легкого, без нажима, исполнения сопрановой партии.

Для большей выразительности исполнения хор полезно петь на цепном

дыхании. Особое внимание при разучивании следует обратить на достижение

уравновешенного ансамбля в четырёхголосном звучании. При этом подголоски

должны звучать мягко, не заглушая основную мелодическую линию.

5.

Й. Гайдн, русский текст Э. Яблонева «Приходит ночь» (канон).

Наиболее трудным в каноне бывает момент вступления второго голоса,

поэтому полезным в подготовительный период работы над произведением

может быть постоянное возвращение к началу канона (с 3 или 5 тактов на 1

такт). Можно воспользоваться в работе над каноном следующим приёмом:

вторые голоса начинают петь вместе с первыми в унисон, а после исполнения

первой фразы возвращаются на начало канона и поют дальше

уже

непосредственно свою партию.

Очень интересен и любим детьми приём распределения участников хора для

пения по всему классу (по партиям или вперемешку). Положительный результат

даёт так же исполнение партий разными динамическими оттенками.

Предлагается использовать перестановку голосов – альты поют только одно

первое предложение все три проведения, а первые и вторые сопрано исполняют

двухголосие. Так как тесситура для первых сопрано низкая, то альты окажут им

своей поддержкой необходимую помощь.

8

6. Р. Шуман, переложение для детского или женского хора

В. Шереметьева «Вечерняя звезда».

Нежная, проникновенная лирическая мелодия песни требует при исполнении

мягкого, напевного звука. Особое внимание следует обратить на выстроенный

динамический

ансамбль

между

партиями,

цепное

дыхание

и

чистое

интонирование голосов. Необходима кропотливая работа отдельно по партиям

для достижения уравновешенного звучания голосов и усвоения интонационного

строя мелодии.

7.

Дж. Россини «Хор тирольцев» из оперы «Вильгельм Телль».

Изящное, лирическое произведение, исполнение которого предполагает

серьёзную вокально-хоровую подготовку коллектива. В произведении много

трудностей интонационного порядка, связанных с тональными отклонениями.

Следует добиваться точного исполнения ритма у аккомпанирующих голосов

(вторые сопрано и альты), отрабатывать внезапную смену динамики, стремиться

к достижению хорошего метроритмического ансамбля между партиями. Крайние

части хора должны исполняться лёгким, чистым, нежным звуком, в средней же

части предполагается более насыщенное и напевное звучание.

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Список использованной нотной литературы

1.

Поёт «Мечта». Сборник переложений для детских хоров младшего,

среднего и старшего возраста /Автор переложений и составитель сборника

Заслуженный работник культуры России В. Шереметьев. – Челябинск,1999

2.

Песни звучат над Невой. Пение в сопровождении фортепиано и без

сопровождения / Сост. Ю.Славнитский. – М.: музыка,1967

3.

Поют «Жаворонки». Музыка зарубежных композиторов XIII-XX веков /

Хрестоматия для детских хоров средних и старших классов ДМШ и ДШИ.

– Челябинск, 2004. – Вып.2

4.

Хрестоматия русских народных песен для учащихся 1 – 7 классов / Сост.

Л. Меканина. – М.: Музыка, 1991

23

24



В раздел образования