Напоминание

"Способы организации активного обучения на занятиях в ДОУ"


Автор: Куташова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Дальнереченск,Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Способы организации активного обучения на занятиях в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по подготовке детей 5-6лет к обучению в школе

разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет

«Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой.

Программа «'Предшкольная пора»' предназначена для развития и обучения

детей шестого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки.

Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое

развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств,

необходимых для адаптации к успешному обучению.

Цель программы:

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у

будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих

способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность

адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение

к школе.

Задачи:

1.

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе

предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей

этого возраста;

2.

отбор содержания образования детей на ступени предшкольного

образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода

развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе

школы;

3.

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к

школе, желания учиться;

4.

формирование социальных черт личности будущего школьника,

необходимых для благополучной адаптации к школе.

В структуре и содержании данной рабочей программы выделяется 3 раздела,

отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате

его обучения:

1. Раздел «Познаем мир» направлен расширение знаний об окружающем

предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы

будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в

конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной),

усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач

данного раздела является подготовка к изучению предметов в начальной

школ (прежде всего, «Математика» и «Окружающий мир»). Уделяется

внимание выделению математических характеристик предметов

окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные

ориентировки).

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование

пособий из серии «Предшкольная пора»:

- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»

- Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»

- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»

- Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»

- Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие»

2. Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и

умения, являющиеся средством развития мышления и воображения.

Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных,

временных, последовательных) между предметами и объектами

окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности, как

основы для формирования наглядно-образного, а затем логического

мышления.

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование

пособий из серии "Предшкольная пора":

- Салмина Н.Г. « Учимся думать"

- Щербакова Г.И. "Знакомимся с математикой"

3. Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного

словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять

описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое

внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству.

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование

пособий из серии «Предшкольная пора»:

- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со

звуками и словами»

- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем и читаем

вместе"

- Виноградова Н.Ф. "Придумай и расскажи" (дидактические материалы).

- Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе".

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(дошкольное и начальное образование)

Раздел программы

«Предшкольная пора»

Планируемые результаты дошкольного образования

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа) в 1 классе

У ребёнка будут сформированы УУД:

Раздел "Познаем мир" направлен на расширение знаний об окружающем

предметном мире, природной и социальной среде.

Личностные

усвоение правил поведения в природе и обществе.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Регулятивные

слушать и последовательно выполнять указания взрослого,

подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения,

контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их

результаты с эталонами

выполнять задания по образцу и по указанию взрослых

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации.

Познавательные

осознание ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей

объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.),

классификация (объединение по группам)

анализ (выделение признака из целого объекта),

сравнение (выделение признака из ряда предметов),

выделение математических характеристик предметов окружающего мира

(число, последовательность, пространственные ориентировки и др.),

обобщение (выделение общего признака из ряда объектов),

синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам),

сериация (установление последовательных взаимосвязей);

умение находить и формулировать простейшие причинно-следственные

связи и закономерности

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения задач.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков;

анализ, синтез, сравнение,

сериация; классификация по заданным критериям;

установление аналогий;

установление причинно-следственных связей;

обобщение.

наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их

назначение и возможные действия, которые можно с ними производить

объединять предметы в группы по разным признакам

определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий

на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов

- ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго»,

«еще будет» и др.

Коммуникативные

понимание смысла текста и простых понятий,

накопление развёрнутых и конкретных представлений о мире,

умение использовать полученные знания в конкретной деятельности

(речевой, изобразительной, художественной и др.)

задавать вопросы,

использовать речь для регуляции своего действия;

взаимодействовать в играх и различных бытовых ситуациях.

Раздел программы

«Предшкольная пора»

Планируемые результаты дошкольного образования

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа) в 1 классе

У ребёнка будут сформированы УУД:

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и

воображения.

В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие

специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде

всего, к "Русскому языку", "Математике", а также "Окружающему миру".

Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Регулятивные

слушать и последовательно выполнять указания взрослого,

подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения,

осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее

исправления по указанию взрослого.

контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их

результаты с эталонами

- учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно

планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен

сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым

переделывать свою работу, если неправильно.

- Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы

сюжета, его продолжение, новые роли.

Познавательные

- осознавать некоторые доступные связи (причинные, временные,

последовательные) между предметами и объектами окружающего мира,

- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные

фигуры,

- использование знаково-символических средств, в том числе модели для

решения задач;

умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту;

восстанавливать сюжет рассказа по серии рисунков, заполнять пропуск в

серии рисунков для создания законченного сюжета рассказа,

- рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и отражать

увиденное в связных рассказах

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в

разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных

источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной

информации);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами).

- устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без

пересчитывания);

- сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же

(поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать

множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать

меры для измерения, сравнивать величины. -получать числа прибавлением

или вычитанием.

- устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, -1);

- подбирать множество к числу и число к множеству; использовать

различные средства изображения при выполнении арифметических и

логических операций;

- сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные

признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при

изменении их в ряду предметов (фигур);

- выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из

одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить

обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Коммуникативные

- умение строить развернутый ответ на вопрос,

- умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с

опорой на систему пошаговых вопросов

- умение пояснять, аргументировать свой ответ;

- умение работать в паре.

- умение пояснять, аргументировать свой ответ;

- умение работать в паре.

- участие в свободных играх-движениях под музыку, создавать различные

образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных

плясках, взаимодействуя с товарищами

Раздел программы

«Предшкольная пора»

Планируемые результаты дошкольного образования

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа) в 1 классе

У ребёнка будут сформированы УУД:

Раздел «Учимся родному языку»

предназначен для обучения детей родному языку – русскому.

Личностные

устойчивый интерес к русскому языку,

мотивация к творческому характеру речи, тенденции к её саморазвитию

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и

внешняя).

Регулятивные

осуществление действий по образцу,

контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их

результаты с эталонами

-самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

Познавательные

описывать непосредственную заданную ситуацию,

различать печатные буквы, узнавать их в тексте,

конструировать печатные буквы из их элементов, находить образы букв в

окружающей действительности;

правильно произносить все звуки,

различать на слух выделенные из слов звуки речи,

отчётливо и ясно произносить слова,

описывать предмет,

ориентироваться на странице тетради,

рисовать узоры, орнаменты в пределах тетрадной строки.

- описывать предметы, пользоваться словами, характеризующими их

свойства и качества;

-пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и

свойства предметов;

-использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

- составлять небольшие рассказы

-выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его

соответствующим знаком-заместителем.

-различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные,

твердые и мягкие согласные звуки.

Коммуникативные

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый,

или рассматривая репродукцию;

- выполнять инструкции взрослого;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось

сразу выполнить задание правильно;

уметь пользоваться книгой и простейшими инструментами.

использовать активный словарь, характеризующийся качествами и свойства

предметов, обобщающими словами,

составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение,

использовать фантазию, воображение для словесного творчества.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника.

использовать общие приёмы решения задач;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели.

-участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более

полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта,

декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма,

величина, материал).

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в

дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит

ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать

самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я

такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Познаем мир»

(32 часа)

Предметный мир

Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их

назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В

бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет

по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных

материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать

назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,

материалу и др.) Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать

изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений

предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные

цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму

предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар),

ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше\

меньше, один\много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и

отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада

(школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно

остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу).

Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивные залы,

медицинский кабинет и др.)*.

В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с

ориентировкой и перемещением в пространстве (направо\налево, сзади\

впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением

пространственных отношений между предметами (расположение мебели,

окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон

(например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные

геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник,

овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов –

мерки. Знать значение слов «Вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в

понятиях «время», «давно», «недавно», «долго\недолго», «еще будет» и др.

Природа

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные

для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание

водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и

последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На

основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град,

снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины,

воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается,

занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ(воды,

песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда*.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных).

Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и

различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику

некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных

(лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица,

черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы,

описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем

покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как

ест, отдыхает и т.п.). узнавать животных по издаваемым ими звукам,

называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит,

жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела,

особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных

мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни

(спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы.

Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать

убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть

некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращивании. (посев

крупных семян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые

растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к

растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке,

аппликации) результаты своих наблюдений в природе*.

Общество

Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные

достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник,

площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды,

фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных

регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их

(Кремль, Красная площадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина,

автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на

улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения

(пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора.

Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого,

спокойно сидеть и т.д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых

профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

Участвовать в различных видах отдыха и свободного времяпрепровождения

(экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр,

коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх,

обрядах и праздниках*. Различать музыку народную и авторскую.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои

представления об особенностях литературы и искусства разных народов

(сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

(32 часа)

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать

соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания);

сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же

(поровну)», «больше\меньше», «больше\меньше на столько-то», уравнивать

множества(удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать

меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением

или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, - 1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В

практической деятельности определять отношения между числами в

натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2

и 1» или «3 – это 1 и 1и 1»). Определять при счете направления движения,

ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и

называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные

средства изображения при выполнении арифметических и логических

операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные

признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при

изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд

предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в

соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из

частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из

одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить

обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния,

пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа

налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа,

накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры.

Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота,

толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя

карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учить обдумывать действия в начале своей работы, элементарно

планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен

сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым

переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые

системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-

рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур.

Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков

предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко,

ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах,

бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные

предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах,

дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

«Учимся родному языку»

(32 часа)

В процессе общения пополнять активный словарь словами,

характеризующими качества и свойства предметов (какой? Из чего сделан?

Для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и

пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению

(например: бежать – мчаться – идти; хохотать – смеяться – улыбаться;

грустно – весело; легко – тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами,

характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий,

глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира,

описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко

и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого

общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие

эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный,

усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более

полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта,

декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма,

величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные

представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые

занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о

родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий

обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с

нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям

темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической

схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу»,

«Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории

по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем

рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я –

бабочка», «Я – муравей», «Я – лисичка» и т.п.). Придумывать

фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что

натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью

взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в

коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение,

составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить

модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его

соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно

выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по

определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по

твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить

звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные,

твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами

менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком,

заданной звуковой структурой слова и т.п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно

сравнивать результаты своей работы с образцом.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Познаем мир» (32 часа)

Тема

Основные виды деятельности

Мир людей.

Профессии.

Правила поведения.

Правила гигиены.

Правила личной безопасности.

Должны знать:

- своё имя, фамилию, имена людей своего близкого окружения.

Части тела и лица, их количество. Знать основные трудовые действия людей

разных профессий.

Должны иметь представление:

-о правилах поведения в общественных местах.

-о строении своего тела.

Времена года.

Природные изменения, признаки. Сезонные работы, забавы.

Имеют представление:

- обо всех временах года и их характерных особенностях,

-о сезонных явлениях

- пользоваться календарём погоды

Наши друзья животные.

Растительный и животный мир природных зон. Звери зимой и летом.

Обитатели воздуха- птицы. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам.

Должны знать:

- название детёнышей домашних и диких животных.

- различать деревья и кустарники. Должны уметь:

- различать зверей и птиц

- ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения. Имеют

представление:

- о погоде в разных частях света в разное время года.

- о растительном и животном мире

разных частей света

Растения и плоды.

Деревья, кустарники, травянистые растения в разное время года. Условия

роста растений. Овощи и фрукты.

Должны знать:

- название деревьев (2-3), травянистых растений (2-3)

Должны уметь:

-различать по вкусу, цвету, форме, величине овощи и фрукты.

Широка страна моя родная.

Главный город Москва. Изучение народных промыслов (Городенская

роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.)

Должны знать:

-свой адрес, название страны, столицы,

-атрибуты России Достопримечательности столицы. Должны иметь

представление

- об образе жизни людей в других городах.

- о народных промыслах.

Всему своё время

Утро, день, вечер, ночь. Действие людей в разное время суток.

Дни недели. Название месяцев.

Должны знать:

- части суток,

- название дней недели,

- название месяцев.

Имеют представление:

-о действиях детей и взрослых в разное время суток, года.

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

(32 часа)

Тема

Основные виды деятельности

Общие понятия

-свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по

цвету, форме, размеру, материалу;

-совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком.

Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части

совокупности.

-сравнение двух совокупностей предметов. Образование отношений

равенства и неравенства;

-установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью

составления пар (равно - не равно, больше на… - меньше на…)

-формирование общих представлений о сложении как объединении групп

предметов в одно целое;

-формирование общих представлений о вычитании как удалении части

предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью;

-начальные представление я величинах: длина, масса предметов, объём

жидких и сыпучих веществ. Измерение величины с помощью условных мер

(отрезок, клеточка, стакан…)

-натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок;

-составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

-работа с таблицами.

Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных

предметов и совокупностей.

Умеют объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать

взаимосвязь между частью и целым.

Умеют находить части целого и целое по известным частям.

Умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления

пар, устанавливать их двумя способами.

Умеют продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися

признаками, найти нарушение закономерности.

умеют самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую

закономерность.

Числа и операции над ними

-прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

-образование следующего числа путём прибавления единицы. Название,

последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на

отрезке прямой. Состав числа первого десятка;

-равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе;

-формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10

(с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и

вычитанием чисел;

-число 0 и его свойства;

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с

использованием наглядного материала.

Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно

пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Умеют называть предыдущее и последующее число в пределах 10.

Умеют соотносить цифру с количеством предметов.

Умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в

пределах 10.

Умеют сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и

устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.

Умеют использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

Умеют определять состав чисел первого десятка на основе предметных

действий.

Умеют выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.

Умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания

одной ли нескольких единиц.

Пространственно – временные отношения

-примеры отношений: на- над, слева – справа – посередине, спереди – сзади,

сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше,

раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль,

через… установление последовательности событий. Последовательность

дней недели. Последовательность месяцев в году.

-ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с

помощью плана.

Умеют выражать словами местонахождение предметов, ориентироваться на

листе клетчатой бумаги.

Знают и называют части суток, последовательность дней недели,

последовательность месяцев в году.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов

одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,

треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус,

пирамида, параллелепипед, куб

-составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование

фигур из палочек.

-формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной

линии, многоугольнике,

Умеют узнавать и называть: квадрат, круг, треугольник, четырёхугольник,

прямоугольник.

Умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и

составлять целые фигуры из частей.

Умеют по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из

простых.

Умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки,

располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их

длины, ширины,

углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях

-сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и

опосредованное с помощью различных мерок).

-установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.

Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных

величин

высоты.

Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, массе,

объёму, площади.

Умеют практически измерять длину, объём различными мерками. Имеют

представление об общепринятых единицах измерения величин.

«Учимся родному языку»

(32 часа)

Тема

Основные виды деятельности

Развитие связной речи

-обучение диалогической речи;

-обучение подробному пересказу с помощью зрительной опоры и без неё;

-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке,

по серии картинок по опорным словам и без них;

-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых

обозначений

Умеют составлять диалог. Свободно ведут и поддерживают диалог.

Пересказываю небольшие рассказы по зрительной опоре и без неё.

Умеют составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке и по

серии картинок по опорным словам и без них.

Умеют «читать» слова с помощью условных звуковых обозначений.

Развитие звуковой культуры речи

-знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные, твёрдые и

мягкие, звонкие и глухие согласные.

Классифицируют звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие;

согласные звонкие и глухие.

Развитие фонематического слуха

-развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие,

звонкие и глухие согласные;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких,

глухих согласных;

-выделять звуки в начале, середине, конце слова.

Умеют различать звуки на слух.

Умеют выделять в слове звуки.

Умеют находить звук в начале, середине и конце слова.

Обучение звуко - слоговому анализу

-звуковой анализ состава слогов и слов;

-дифференциация понятий «звук» и «буква»;

-соотнесение букв и звуков

Умеют проводить звуковой анализ слова.

Соотносят букву и звук.

Обучение грамоте

-чтение слов;

-написание слов печатными буквами

Знают буквы. Умеют читать слова.

Могут написать слова печатными буквами.

Развитие мелкой моторики

-умение штриховать;

-обводить по контуру;

-печать буквы по образцу и без.

Штрихуют предмет.

Свободно обводят предмет по контуру.

Печатают буквы по образцу и без.

Знакомы с правилами работы в тетради в клеточку и линейку.

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Знают 2-3 авторов. Называют их произведения.

Могут передать содержание рассказов.

Знакомство с малыми фольклорными жанрами – русские народные сказки,

считалки, загадки.

Могут предать сюжет сказки. Отгадывать загадки. Умеют использовать

считалки в игре.

Пересказ рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры.

Умеют пересказывать рассказ с помощью опорных сигналов и без опоры.

Приложение1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Познаем мир»

№ занятия

Кол-во занятий

Тема занятия

Дата

1

1

Будем знакомы.

2

1

Время года. Осень.

3

1

Дни недели

4

1

Сезонные изменения в природе.

5

1

Животный мир осенью.

6

1

Планета Земля. Знакомство с глобусом.

7

1

С чего все началось?

8

1

Кто придумал колесо?

9

1

Времена года. Зима.

10

1

Сезонные изменения в природе.

11

1

Зимние хлопоты.

12

1

Почему зимой медведь спит?

13

1

Куда спряталась вода?

14

1

Разноцветные льдинки. Опыты с водой.

15

1

Деревья и кустарники зимой.

16

1

История деревянной ложки.

17

1

23 февраля - день Российской армии.

18

1

Времена года. Весна.

19

1

Мамин день 8 марта.

20

1

Птицы вернулись домой.

21

1

Весенние хлопоты

22

1

Что растет на подоконнике.

23

1

Что изменилось? Урок - наблюдение.

24

1

Кто порядок охраняет и здоровье бережет. Правила безопасного поведения.

25

1

Воздушный транспорт. Профессия летчик.

26

1

Городской транспорт. Профессия водитель.

27

1

Стройка и строительные профессии.

28

1

Дом, где живут книги. Профессия - библиотекарь.

29

1

Я бы во врачи пошел. Правила оказания первой помощи.

30

1

Все работы хороши. Обобщение.

31

1

Времена года. Лето.

32

1

Повторим, что учили.

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

№ занятия

Кол-во занятий

Тема занятия

Дата

1

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

2

1

Сравнение групп предметов. Равенство - неравенство. Больше - меньше..

3

1

Пространственные отношения: на, над, под.

4

1

Пространственные отношения: слева, справа.

5

1

Пространственные отношения: между, посередине; внутри, снаружи;

впереди, сзади.

6

1

Пространственные отношения: раньше, позже.

7

1

Страна Фигурия.

8

1

Много и один. Число и цифра 1.

9

1

Числа от 1 до 10. Количественные отношения: столько же, сколько.

10

1

Понятие "большой - маленький". Образование числа 2.

11

1

Цифра и число 2. Количество предметов в пределах 10.

12

1

Анализ и сравнение совокупностей предметов. Образование числа 3.Цифра и

число 3.

13

1

Количество и счет. Образование числа 4. Цифра и число 4.

14

1

Образование числа 5. Цифра и число 5. Количество и счет.

15

1

Количество и счет. Образование числа 6. Цифра и число 6.

16

1

Количество и счет. Образование числа 7. Цифра и число 7.

17

1

Количество и счет. Образование числа 8. Цифра и число 8.

18

1

Количество и счет. Образование числа 9. Цифра и число 9.

19

1

Количество и счет. Образование числа 10.

20

1

Повторение пройденного материала. Счет до 10.

21

1

Числовой отрезок.

22

1

Измерение длины. Длиннее, короче.

23

1

Повторение. Числовой отрезок.

24

1

Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник.

25

1

Арифметическая задача. Условие задачи. Вопрос задачи.

26

1

Решение логических задач.

27

1

Решение конструктивных задач.

28

1

Решение задач на сложение.

29

1

Решение задач на вычитание.

30

1

Решение логических задач.

31

1

Решение задач на сложение и вычитание.

32

1

Повторение. Путешествие в страну Математика.

«Учимся родному языку»

№ занятия

Кол-во занятий

Тема занятия

Дата

1

1

Помещение школы. Экскурсия. Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?

Звуки и буквы.

2

1

Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. Гласный звук [а]. Буква

А, а.Подготовка руки к письму.

3

1

Гласный звук [у]. Буква У, у. Подготовка руки к письму. Написание простых

элементов.

4

1

Гласный звук [о]. Буква О, о. Подготовка руки к письму.

5

1

Гласный звук [и]. Буква И, и. Подготовка руки к письму.

6

1

Гласный звук [ы]. Буква ы. Подготовка руки к письму.

7

1

Гласный звук [э]. Буква Э, э. Подготовка руки к письму.

8

1

Согласный звук [н], [н’]. Буква Н, н. Подготовка руки к письму.

9

1

Согласный звук [м], [м’]. Буква М, м. Подготовка руки к письму.

10

1

Согласный звук [л], [л’]. Буква Л, л. Подготовка руки к письму.

11

1

Согласный звук [р], [р’]. Буква Р, р. Подготовка руки к письму.

12

1

Согласный звук [й’]. Буква Й, й. Подготовка руки к письму.

13

1

Согласный звук [б], [б’]. Буквы Б, б. Подготовка руки к письму.

14

1

Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В, в. Подготовка руки к письму.

15

1

Согласный звук [г], [г’]. Буква Г, г. Подготовка руки к письму.

16

1

Согласный звук [д ], [д’] Буква Д, д. Подготовка руки к письму.

17

1

Согласный звук [ж]. Буква Ж, ж. Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш.

Подготовка руки к письму.

18

1

Согласный звук [з], [з’]. . Буква З, з. Подготовка руки к письму.

19

1

Согласный звук [т], [т’]. Буква Т, т. Подготовка руки к письму.

20

1

Согласный звук [к], [к’]. Буква К, к. Подготовка руки к письму.

21

1

Согласный звук [с], [с’]. Буквы С, с. Подготовка руки к письму.

22

1

Буква Ё, ё. Подготовка руки к письму.

23

1

Буква Е, е. Подготовка руки к письму.

24

1

Согласный звук [п], [п’]. Буква П, п. Подготовка руки к письму.

25

1

Согласный звук [ф], [ф’]. Буква Ф, ф. Подготовка руки к письму.

26

1

Буква Я, Я. Подготовка руки к письму.

27

1

Буква Ю., Ю. Подготовка руки к письму.

28

1

Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч. Согласный звук [щ’]. Буква Щ,

щ. Подготовка руки к письму.

29

1

Согласный звук [ц]. Буква Ц, ц. Согласный звук [х], [х’]. Буква Х,

х. Подготовка руки к письму.

30

1

Согласный звук [х], [х’]. Буква Х, х. Подготовка руки к письму.

31

1

Ь и Ъ знаки

32

1

Путешествие в АБВГДейку.



В раздел образования