Автор: Баюжева Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ г.Пушкино"
Населённый пункт: г. Пушкино
Наименование материала: Конспект открытого логопедического занятия
Тема: «Корень слова.Однокоренные (родственные слова).»
Раздел: среднее образование
МБОУ Пушкинская школа - интернат VIII вида
Конспект открытого логопедического занятия
в 5 «а» классе
Тема: «Корень слова.
Однокоренные (родственные слова).»
15.03.2017 г.
Учитель - логопед: Баюжева Н.А.
Конспект открытого логопедического занятия
Тема: «"Корень слова". Однокоренные (родственные слова).
Форма
Групповое занятие
Состав
группы
Учащиеся 5 «А»
класса
Цель: Закреплять умения правильно определять корень в словах, подбирать
однокоренные (родственные ) слова.
Задачи:
Коррекционно-развивающие
- обогащать словарный запас путём формирования семантических полей:
подбора родственных слов (парадигматические связи),
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические
связи),
- развивать высшие психические процессы: слуховое и зрительное
внимание; аналитико- синтетическую деятельность мышления;
- повышать уровень речевой культуры;
Образовательные
- закрепить представления учащихся о родственных словах;
- обучить умению вычленять общую часть родственных слов;
- научить подбирать однокоренные, родственные слова;
- закрепить понятие «корень слова».
Воспитательные
- воспитание у учащихся положительных взаимоотношений в группе (на
занятии) - умения выслушивать друг друга, уступать, дополнять и оценивать
ответы сверстников;
Тип урока: «закрепление» знаний».
Форма обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный, наглядный,
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки, тетради,
ручки, цветные карандаши.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Ход занятия
I.Организационный момент
СЛАЙД № 1
Логопед приглашает детей на занятие: Здравствуйте ребята! Я рада встрече
с вами! Вижу, у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли.
Начинаем наше логопедическое занятие. Чтобы оно было успешным, нам
надо включиться в работу.
А для этого нам нужно провести артикуляционную и дыхательную
гимнастику.
II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
А) Артикуляционная гимнастика.
Б) Дыхательные упражнения( свечку задуваем)
СЛАЙД № 2
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
III. Введение в тему.
Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач
Логопед:
- Ребята, какое слово написано на экране?
- Я буду задавать вам вопросы. Если вы правильно ответите, на экране
появится отгаданное слово.
- Как называют человека, который ухаживает за садом?
(на экране появляется слово «САДОВНИК»).
- Скажите ласково слово «САД».
(на экране появляется слово «САДИК»).
- Как называются молодые растения, выращенные для пересадки на грядки?
(на экране появляется слово «РАССАДА»).
- как называются цветы, растущие в саду?
( на экране появляется слово « САДОВЫЕ») СЛАЙД №3
- Что общего в этих словах? Назовите повторяющуюся общую часть в этих
словах?
Ответы детей
- Правильно. Это корень слова.
- Что такое корень слова?
Корень – это общая часть слов, в которой заключено их основное значение.
Слова с одинаковыми корнями и с одинаковым смыслом – называют
однокоренными или родственными СЛАЙД №4
- Правильно.– Кто поможет мне назвать тему занятия?
"Корень слова".
Однокоренные (родственные слова). СЛАЙД №5
IV. Работа по теме занятия.
– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и
подбирать к ним однокоренные слова.
- У нас – необычное занятие. Мы отправимся путешествовать в город
Однокоренных слов. Как и в любом городе, в нем много необычного и
интересного. Итак, в путь!
СЛАЙД№ 6
Ребята, посмотрите, мы попали в парк однокоренных слов. СЛАЙД № 7
Задание № 1.
Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.
– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет
группа слов? Подберите слова-родственники. Запишите их в тетрадь и
выделите корень.
ИК
ИШКО
БЕЗ
Ы
Й
АШНИЙ
ОВОЙ
ОК
ОЧЕК
НОЙ
НИК
НИЦА
Проверка выполнения задания
Задание № 2
Задача: группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой
из представленных групп слов на 2 разные родственные “семьи”.
Посмотрите, ребята , какие необычные деревья! Прочитайте слова. Что
здесь не так? СЛАЙД № 8
- Слова перепутались! В них один корень, но значение слов разное
Определите корень.
– Распределите слова на две группы. Запишите в тетрадях.
Носить
носишко
носильщик
нос
носатая
длинноносый
носилки
носовой
поднос
переносить
Читаем правильные ответы и сверяем ваши записи, выделите корень.
СЛАЙД№ 9
Объясните значение слов 1 столбика , 2 столбика. Делаем вывод: слова с
одинаковым корнем, но разные по значению не могут называться
однокоренными.
Задание № 3.
Задача: подбор однокоренных слов с уменьшительно – ласкательным
суффиксом.
( словоизменение).
Мы погуляли по парку, а рядом с ним - домик гнома. СЛАЙД № 10
Посмотрите – здесь все предметы маленькие! Поиграем в игру с мячом. Я
называю слово и кидаю мяч, вы представляете предмет маленьким, называете
слово и кидаете мяч обратно.
Кружка – кружечка, скамейка – скамеечка, пень - пенек, хлеб – хлебушек,
чайник – чайничек, замок – замочек.
V. Физминутка
Идем дальше по городу и перед нами Дворец спорта. Давайте проведем
здесь физминутку. СЛАЙД № 11
- Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
- Вы, наверное устали? Давайте отдохнем на берегу речки СЛАЙД № 12
Задание № 4.
Задача: исключить лишнее слово
Расскажу вам сказку.
Собрались у Воды родственники. Водичка по камушкам играет. Водолаз на
солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной
пожаловал. Водопад с водицей беседу завел. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему
прочь идти в свою семью.
Словарная работа:
Водолаз- — специалист, умеющий выполнять работы под водой в
водолазном снаряжении .
СЛАЙД № 13
Водопад- - это поток воды,падающий с высоты
СЛАЙД № 14
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды? (Водитель)
- Почему гости не сразу приметили чужака? (Похожий корень )
Нам осталось перейти мостик и мы уже дома. Но мостик тоже не
простой, чтобы пройти по нему, нужно выполнить задание.
СЛАЙД № 15
Задание № 5.
Игра «Найди лишнее слово»
- Прочитайте слова по карточкам, в каждой строчке найдите лишнее
слово.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Водитель, водолаз, водит, поводок.
- Проверим, теперь с одним из лишних слов составьте предложение.
Запишите его.
- Прочитайте предложения.
VI. Итог
Что мы проходили сегодня на занятии?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными родственными?
VII. Рефлексия
Выяснить впечатления обучающихся от урока; подведение итогов;
воспитание адекватной самооценки у детей-логопатов; анализ
эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной)
деятельности и влияние его на настроение детей
- Подумайте, что нового вы узнали? Как вы сегодня работали? Дайте оценку
своей работе на занятии. (Дети на полях тетради рисуют кружочки):
- отлично;
- хорошо, но мог бы работать лучше;
- я старался, но у меня не получилось.
Молодцы, вы правильно и точно выполняли все задания. Спасибо вам за
работу на занятии.