Автор: Баюжева Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ г.Пушкино"
Населённый пункт: г. Пушкино
Наименование материала: Доклад
Тема: «Взаимодействие в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции ошибок, связанных с нарушением зрительно – пространственных представлений»
Раздел: среднее образование
Доклад
«Взаимодействие в работе учителя – логопеда и учителя начальных
классов по профилактике и коррекции ошибок, связанных с нарушением
зрительно – пространственных представлений»
Учитель – логопед Баюжева Н. А.
Учитель начальных классов Мерзлякова Т. В.
Выступление на муниципальном семинаре – практикуме
«Современные методы, инновационные подходы в коррекционно-
развивающей работе учителя-логопеда»
Дата проведения: 12 февраля 2021 г.
Место проведения: онлайн-конференция (Zoom)
На настоящий момент постепенно увеличивается число детей, не
справляющихся со школьной программой в силу многих причин.
Исследователи отмечают, что число таких учащихся достигает 30% в
младшем школьном возрасте.
Почему мы решили рассказать вам о трудностях в обучении детей, связанных
с недостатками и нарушением зрительно – пространственных
представлений? Потому, что специфика недостаточности развития
пространственных и зрительно-пространственных представлений оказывает
отрицательное влияние на психическую и учебную деятельность, что
сказывается на:
- формировании устной речи (неправильное понимание и употребление
предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения и сложных
логико-грамматических конструкций языка);
- освоении письма (неумение ориентироваться в пространстве листа:
неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении букв
и линий тетради, несоблюдение границ поля тетради; смешение оптически
сходных букв, зеркальное изображение букв);
- овладении чтением (суженный круг различимого пространства строчек, что
затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения сходных по
форме букв, неправильное направление чтения);
- освоении математических представлений (ошибочное написание цифр,
неумение расположить симметрично запись примеров в тетрадь, метрические
ошибки, трудности в понимании разрядного строения числа, в овладении
счетными операциями и отношениями сравнения);
- формировании изобразительных навыков (неумение расположить рисунок в
пространстве листа, метрические, координатные и топологические ошибки);
- организации деятельности на уроке (пространственные ошибки при
выполнении расположения учебных предметов на партах и требований
учителя, связанных с направлением движений ребенка).
Отставание в развитии выше перечисленных функций приводит к
специфическим и стойким нарушениям письма, а именно к такому
нарушению, как оптическая дисграфия.
Поэтому, такие дети, требуют к себе особого внимания учителя и
нуждаются в помощи учителя – логопеда, работающего в тесном
сотрудничестве. От взаимодействия педагогов во многом зависит, как
быстро и результативно учащиеся смогут преодолеть трудности в обучении.
Вашему вниманию мы представляем методы и приемы из нашей практики по
развитию и коррекции зрительно – пространственного восприятия.
Учитель – логопед проводит на своем занятии коррекцию недостатков, а
учитель продолжает закреплять изученный материал на уроках.
1. Мы, логопеды, рекомендуем на уроках проводить c детьми логопедические
минутки. Применение учителями начальных классов логопедических
мероприятий в своей работе дает двойную пользу: способствует устранению
имеющихся недостатков у учащихся, способствует совершенствованию
методики обучения, правильному формированию речи и мышления
учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с
определенными нарушениями, лишает их неуверенности в себе,
разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед
детьми и их родителями.
На этапе формирования пространственных и временных представлений мы
используем такие приемы:
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем
“раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую
стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно
знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что
слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под
левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем
так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная
сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее
предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая
сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги
есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним –
“левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее
предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц,
геометрические фигуры и др.
После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать
предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или
слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от
квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3
и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже
цифры 3 и др.
Если у ребенка нарушено звукопроизношение, предлагаем такое упражнение:
Автоматизация звука в прямых и обратных слогах.
Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах,
правой рукой в прямых слогах.
- «Чей звук?». Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов,
слов) звуки [Р] или [Л] и выложить фишку, соответствующую образцу
(фишки выкладываются в ряд поочерёдно, в соответствии с услышанным
звуком). Если ребёнок услышал звук [Р], нужно положить фиолетовую
фишку правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить жёлтую
фишку левой рукой.
На этапе развития ориентирования на листе бумаги, графомоторных
навыков и изучения букв хорошие результаты дает следующий прием:
Рисование разных линий, письмо букв и цифр на специально расчерченных
листах ( в линию и в клетку). Высота строчки примерно 1 – 1,5 см. По мере
развития графомоторных умений и закрепления написания букв, переходим в
тетрадь с широкой линейкой, а затем в тетрадь с узкой линейкой.
Методы и приемы профилактики и коррекции оптической дисграфии у
младших школьников.
Упражнение "Корректурная проба (или правка)". Оно принесет пользу
любому ученику. Что это такое? Ежедневно в течение 5 мин (не
больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные
буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше
согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по
одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна
зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы
должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как
показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т",
"п/р", "м/л" (сходство написания); "д/б" (в последнем случае ребенок
забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все
внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика
буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Такое
же задание предлагается на листах с рукописным текстом.
Детям очень нравятся упражнения на тренировку зрительного восприятия,
предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово,
идентичное тому, которое расположено в начале строки.
Для развития избирательного внимания используется игра «Найди слово».
Дети должны найти среди сочетаний букв слова, прочитать их.
При проведении анализа смешиваемых букв (графем) хорошие
результаты дает использование мнемонистических приемов.
Буква В заглавная похожа на верблюда с двумя горбами, а буква Д – на
верблюда с одним горбом.
Строчная буква Т. У этой буквы три палочки, а слово три тоже начинается со
звука Т, а вот у буквы П только пара палочек и слово пара начинается со
звука П.
Строчная письменная буква Р. Пишем эту букву и палочка РАСТЕТ, а
пишем букву П и палочка ПЕРЕСТАЛА расти.
Письменная буква Х .Этой букве ХОЛОДНО, она вся сжалась, а вот
букве Ж жарко, она жарится на солнышке.
Часто дети путают заглавные буквы Е и З. Здесь можно использовать
простой прием: буква Е словно ЕДЕТ по строчке вперед, а вот
буква З едет ЗАДОМ.(ключевая фраза – Едет Задом).
При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно
сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени.
Подводя итог, следует отметить, что эффективность устранения нарушений
письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую
помощь с психологической коррекцией познавательных процессов,
формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-
временных представлений.
Регулярное использование упражнений, нейроигр по развитию зрительно –
пространственного восприятия на уроках и во внеурочное время, кроме
прямого воздействия, оказывает положительное влияние на коррекционный
процесс обучения в целом, на развитие интеллекта, улучшает состояние
физического, психического, эмоционального здоровья и социальной
адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к
произвольному контролю.
Список литературы
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение
пространственно- временных представлений у детей с нарушениями речи.
( Логопед. 2005.№2)
2. Ефименкова Л.М.Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. Москва: Союз, 2003.
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. Санкт-Петербург: Союз,1998.
4. ЛеоноваС.В., Воронина С.П. Содержание и приемы коррекционной работы
при оптической дисграфии. (Логопедия.2005. №5.).
5. Мазанова Е.В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников. Москва: Владос.1995.
7. Цветкова Л.С. Нейропсихология, нарушения счета, письма и чтения.
Москва 1994.
8. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. Москва. 1998.