Автор: Моргун Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №35
Населённый пункт: пгт. Дунай. Приморский край. Зато г.Фокино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы » в младшей группе.
Автор составитель: Моргун Галина Владимировна
Цели: Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период; расширять
представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц; воспитывать чувство
любви к родной природе, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; развивать
слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и
запоминать из потока информации нужное; продолжать развивать связную речь детей.
Задачи:
Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда(различные виды
гнезд).
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивать интерес к жизни птиц.
Развивать связную речь, обогащать их словарь.
Учить понимать образный смысл загадок.
Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Активизировать словарь: «гнездо», «скворечник», «грач», «чирикают», «ласточка».
Материал к занятию:
Картинки с изображением птиц.
Звуковая фонограмма явление природы.
Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
Изображение птичьих гнезд
Ход занятия.
Приветствие:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.
1 часть. Игра «Доскажи предложение».
Воспитатель: - Ре6бята, какое сейчас время года?
Дети: - Весна.
Воспитатель: - Какая погода весной?
Дети: - Теплая.
Воспитатель: - Снег что делает весной?
Дети: - Тает, нагревается от солнышка.
Воспитатель: - Во что превращается снег весной?
Дети: - В водичку, образуется ручей.
Воспитатель: - А что происходит с сосульками?
Дети: - Тают, тоже в водичку превращаются.
Воспитатель: - А что делает ручеёк весной?
Дети: - Бежит, журчит.
Воспитатель: Какое солнышко весной?
Дети: Теплое, яркое.
Воспитатель: - Весной какая травка вырастает?
Дети: - Маленькая, зеленая.
Воспитатель: Весной птицы что делают?
Дети: - Поют, чирикают, прыгают, строят гнезда, возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель: Возвращаются какие птицы?
Дети: - Перелетные.
Воспитатель: - А какие это птицы перелетные?
Дети: - Которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель:
Как приятно проснуться, встать.
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Воспитатель: - Весной все оживает, просыпается вокруг, к нам из теплых стран прилетают
наши пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это
крупная, черная птица с длинным клювом. Ходит важно, длинными носами землю
ковыряют: червяков ищут. В далекие времена говорили: «Грач зиму ломает». Есть ещё и
такая примета: «Если грач на горе, то весна во дворе». (повторяем с детьми)
2 часть. «Отгадай загадку».
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, не простая, а
волшебная. Если правильно отгадаете загадку, то из шкатулки появится птичка.
Верещунья – белобока
А зовут ее… .(сорока)
Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины… .(ласточка)
Чик- чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это? (воробей)
С грудкой желтой знаем птицу
Называется … (синица)
Грудка ярче чем заря.
У кого? (у снегиря)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
Как зовут его… .(скворец)
(после каждой названой птицы прикреплять их на магнитную доску.
3 часть. Игра «Назови кого не стало».
Воспитатель: - Сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Назови, кого не стало». Когда вы
отвернетесь, я спрячу одну из птиц, повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой
не стало.
Проводится игра «Назови, кого не стало»
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
4 часть.
Музыкальная физ. Минутка «Птички-невелички» Железнова
Вот летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали
(Дети бегают по залу и машут ручками, как крылышками.)
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю
(Присаживаются на корточки стучат пальчиком по полу.)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище!
(Обеими руками справа и слева отряхиваются.)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
Прыгают, размахивая крылышками.
А собачка прибежала
И всех пташек распугала.
Разбегаются.
5 часть. Игровое упражнение «У кого какое гнездо»
Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, куда могли полететь птички?
- Правильно в свой домик. А как называется дом птицы?
Дети: - Гнездо.
Воспитатель: - А вы знаете, что гнезда у птиц, бывают разные. Где строит гнездо сорока,
грач?
Дети: - На дереве.
Воспитатель: - А ласточка?
Дети: - Ласточка строит гнездо под крыльцом, в сарае.
Воспитатель: - Из чего строит гнездо ласточка?
Дети: - Из глины, грязи, соломинок.
Воспитатель: - А где живет скворец.
Дети: - В скворечнике, ему построили люди.
Воспитатель: - Для чего нужны гнезда птицам?
Дети: - Птицы откладывают яйца, потом из яиц выводятся маленькие птенчики.
Воспитатель: Ребята, а теперь, давайте с вами вместе смастерим домик для скворца –
скворечник.
Воспитатель: - С кем мы сегодня познакомились?
Дети:- С птицами: зимующими и перелетными.
Воспитатель: - Ребята, птицы в знак благодарности передали вам подарки эти раскраски,
в которых изображены птицы.