Автор: Кузеванова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ ДО ППМС-Центр
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: обучение дошкольников
Тема: "Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников.
Давайте разберемся, что такое звукобуквенный анализ и синтез и в чем
значимость его формирования в дошкольный период?
Звукобуквенный анализ и синтез - это разбор элементов речи: слогов, слов и
предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме
(буквы) и как при говорении (звуки).
Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно
полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу
увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако
реальность заставляет понимать, что это не так!
В дошкольном возрасте, а именно 5-6, 6-7 лет ребенку предстоит узнать, что
предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из звуков. И каждый звук
отображается на письме с помощью специальных письменных значков - букв. И
они расположены в определенной последовательности. А также, если изменить их
последовательность, то изменится и смысл слова.
Важно отметить: Звуковой анализ и синтез должны базироваться на
устойчивом фонематическом восприятии, это значит, что ребенок должен
произносить все звуки родного языка правильно. Если у ребенка нарушен звук в
речи, не берите этот звук, играйте с теми, которые он четко произносит.
Для того, чтобы правильно развить навык звукобуквенного анализа и синтеза
нужно действовать пошагово, не нагружая мозг ребенка не понятной информацией.
Учим запоминать буквы
Начать надо с самого простого, запоминать буквы. С новой буквой можно
выполнять много различных манипуляций:
лепить из пластилина, соленого теста;
выкладывать из фасоли или камушков «марблс»;
писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле,
на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.
Совет: буквы, обозначающие согласные звуки, нужно называть правильно
(к примеру: «не ЭС», а «С - С», не «МЭ», а «М»).
Учим определять позицию звука в начале слова
Игра «Придумай слова на звук» (начинайте закреплять звуки с гласных: А, О,
У, И, Э, затем переходите к согласным).
Игра «Подбирай слова на звук, используя лексические темы: фрукты (арбуз,
ананас), транспорт(автобус), животные, и т.д.
Игра «Будь внимателен» (хлопни в ладоши, или топни ногой, когда
услышишь слово, начинающее на заданный звук).
Закрепляем навык нахождения звука в конце слова
Когда навык определения звука в начале слова усвоен, учимся находить звук в
конце слова.
Игра «Цепочки слов» (придумай слово, на последний звук предыдущего
слова (лук — коса — ананас — сок)
Игра «Цепочки слов с усложнением» (усложнение заключается в том, что
слова должны быть объединены одной темой) к примеру: животные (бык-
кот-тигр-рысь и т.д).
Формируем умение находить звук в середине слова
Позиция звука в середине слова самая сложная, особенно для тех детей, у которых
фонематический слух нарушен. Данный навык нужно отрабатывать, закрепляя
вместе три позиции: начало, конец, середина.
Игра «Поезд с тремя вагончиками (к примеру, находим где прячется звук М.
Даем картинки или на слух слова: мак, ком, ромашка, в первом вагончике
поедет слово «мак», потому, что звук М в начале слова, во втором вагончике
поедет слово «ромашка», а в третий вагончик сядет слово «ком»).
Игра «Носы- хвосты».
Делим слова на слоги
Чтобы ребенку легче было делить на слоги, можно использовать определенные
техники:
1) «ладонь под подбородком» (проговариваем слово, считаем, сколько раз открыли
рот, столько и слогов).
2) можно делить на части, хлопая в ладоши.
С подготовительного возраста можно заучивать правило русского языка: «Сколько
в слове гласных, столько и слогов» (ребенок, который хорошо научился слышать
гласные, хорошо будет определять слоги. Навык деления на слоги слов
отрабатывайте, используя лексические темы. Чтобы сохранить интерес.
Составляем схему предложения
После этого знакомим ребенка с понятием предложение. Объясняем, что
предложения состоят из слов. Слово — это отдельная единица, обозначающая
явления реальной действительности (предметы, признаки, действия, состояния и
т.д). Слов в предложении может быть несколько. Предложения могут быть
распространенные и нераспространенные.
Например, «Маша моет руки» - в этом предложении 3 слова. Научить ребенка
определять сколько слов в предложении, можно используя полоски, вырезанные из
бумаги (первое слово в предложение обозначается полоской с полочкой, остальные
прямые, в конце предложения ставьте точку)
Выкладываем звуковую схему слогов, слов
Уже в старшем дошкольном возрасте (6-7лет) дети учатся обозначать звуковую
схему: под слогом, коротким словом выкладывают квадратики-звуки, разного
цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого
цвета.
Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звукобуквенного
анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок
(квадратик). Например, слово «КОТ», под словом выкладываем схему -
Предложенные задания и приемы помогут развить навык звукобуквенного
анализа и синтеза у дошкольника. Помогут ему подготовиться к правильному
письму и чтению в школе.
Используемая и рекомендуемая литература:
КНИГИ
1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно - Москва: Издательство ГНОМ и
Д, 2015.
2. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего
дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением –
Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
3. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза -
Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
4. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению –
Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2016.
5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом
дошкольника – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Материал подготовила учитель-логопед МБУ ДО г. Мурманска
ППМС-Центра Кузеванова Марина Владимировна