Напоминание

"Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников"


Автор: Кузеванова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ ДО ППМС-Центр
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: обучение дошкольников
Тема: "Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников.

Давайте разберемся, что такое звукобуквенный анализ и синтез и в чем

значимость его формирования в дошкольный период?

Звукобуквенный анализ и синтез - это разбор элементов речи: слогов, слов и

предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме

(буквы) и как при говорении (звуки).

Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно

полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу

увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако

реальность заставляет понимать, что это не так!

В дошкольном возрасте, а именно 5-6, 6-7 лет ребенку предстоит узнать, что

предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из звуков. И каждый звук

отображается на письме с помощью специальных письменных значков - букв. И

они расположены в определенной последовательности. А также, если изменить их

последовательность, то изменится и смысл слова.

Важно отметить: Звуковой анализ и синтез должны базироваться на

устойчивом фонематическом восприятии, это значит, что ребенок должен

произносить все звуки родного языка правильно. Если у ребенка нарушен звук в

речи, не берите этот звук, играйте с теми, которые он четко произносит.

Для того, чтобы правильно развить навык звукобуквенного анализа и синтеза

нужно действовать пошагово, не нагружая мозг ребенка не понятной информацией.

Учим запоминать буквы

Начать надо с самого простого, запоминать буквы. С новой буквой можно

выполнять много различных манипуляций:

лепить из пластилина, соленого теста;

выкладывать из фасоли или камушков «марблс»;

писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле,

на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.

Совет: буквы, обозначающие согласные звуки, нужно называть правильно

(к примеру: «не ЭС», а «С - С», не «МЭ», а «М»).

Учим определять позицию звука в начале слова

Игра «Придумай слова на звук» (начинайте закреплять звуки с гласных: А, О,

У, И, Э, затем переходите к согласным).

Игра «Подбирай слова на звук, используя лексические темы: фрукты (арбуз,

ананас), транспорт(автобус), животные, и т.д.

Игра «Будь внимателен» (хлопни в ладоши, или топни ногой, когда

услышишь слово, начинающее на заданный звук).

Закрепляем навык нахождения звука в конце слова

Когда навык определения звука в начале слова усвоен, учимся находить звук в

конце слова.

Игра «Цепочки слов» (придумай слово, на последний звук предыдущего

слова (лук — коса — ананас — сок)

Игра «Цепочки слов с усложнением» (усложнение заключается в том, что

слова должны быть объединены одной темой) к примеру: животные (бык-

кот-тигр-рысь и т.д).

Формируем умение находить звук в середине слова

Позиция звука в середине слова самая сложная, особенно для тех детей, у которых

фонематический слух нарушен. Данный навык нужно отрабатывать, закрепляя

вместе три позиции: начало, конец, середина.

Игра «Поезд с тремя вагончиками (к примеру, находим где прячется звук М.

Даем картинки или на слух слова: мак, ком, ромашка, в первом вагончике

поедет слово «мак», потому, что звук М в начале слова, во втором вагончике

поедет слово «ромашка», а в третий вагончик сядет слово «ком»).

Игра «Носы- хвосты».

Делим слова на слоги

Чтобы ребенку легче было делить на слоги, можно использовать определенные

техники:

1) «ладонь под подбородком» (проговариваем слово, считаем, сколько раз открыли

рот, столько и слогов).

2) можно делить на части, хлопая в ладоши.

С подготовительного возраста можно заучивать правило русского языка: «Сколько

в слове гласных, столько и слогов» (ребенок, который хорошо научился слышать

гласные, хорошо будет определять слоги. Навык деления на слоги слов

отрабатывайте, используя лексические темы. Чтобы сохранить интерес.

Составляем схему предложения

После этого знакомим ребенка с понятием предложение. Объясняем, что

предложения состоят из слов. Слово — это отдельная единица, обозначающая

явления реальной действительности (предметы, признаки, действия, состояния и

т.д). Слов в предложении может быть несколько. Предложения могут быть

распространенные и нераспространенные.

Например, «Маша моет руки» - в этом предложении 3 слова. Научить ребенка

определять сколько слов в предложении, можно используя полоски, вырезанные из

бумаги (первое слово в предложение обозначается полоской с полочкой, остальные

прямые, в конце предложения ставьте точку)

Выкладываем звуковую схему слогов, слов

Уже в старшем дошкольном возрасте (6-7лет) дети учатся обозначать звуковую

схему: под слогом, коротким словом выкладывают квадратики-звуки, разного

цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого

цвета.

Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звукобуквенного

анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок

(квадратик). Например, слово «КОТ», под словом выкладываем схему -

Предложенные задания и приемы помогут развить навык звукобуквенного

анализа и синтеза у дошкольника. Помогут ему подготовиться к правильному

письму и чтению в школе.

Используемая и рекомендуемая литература:

КНИГИ

1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно - Москва: Издательство ГНОМ и

Д, 2015.

2. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего

дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением –

Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза -

Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

4. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению –

Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2016.

5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом

дошкольника – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Материал подготовила учитель-логопед МБУ ДО г. Мурманска

ППМС-Центра Кузеванова Марина Владимировна



В раздел образования