Рабочая программа по организации внеурочной деятельности младших школьников "Брянский край"
Автор: Усатая Ирина Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Меркульевская начальная школа-детский сад" Населённый пункт: Брянская область, Брянский район, д. Меркульево Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по организации внеурочной деятельности младших школьников "Брянский край" Раздел: начальное образование
МБОУ «МЕРКУЛЬЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Брянский край»
УЧИТЕЛЬ: УСАТАЯ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и
профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального
компонента «Брянский край».
В базисный учебный план нашей школы включён предмет регионального компонента
«Брянский край». Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года.
На внеурочную работу отводится 1 час в неделю из регионального компонента. Итого: 34
часа в год (34 недели).
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания
об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости
изучения краеведения, заботы о крае.
Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
Воспитывать любовь к своей малой родине.
Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
-
воспитание
патриотических
чувств:
любви
к
своему
городу
(селу),
к
своей
Родине, её историческому прошлому и традициям;
-
формирование
обоснованного
поведения
в
социальной
среде
и
потребности
участвовать
в
разнообразной
поисковой,
творческой
созидательной
деятельности
в
социуме.
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории
своего села, района, края;
о б о г а щ е н и е
з н а н и я м и ,
р а с к р ы в а ю щ и м и
п р о ш л о е ,
и с т о р и ю ,
способствующими
присвоению
ребёнком
социальных
ценно стей,
определённых норм морали, нравственности;
изучение
природы
родного
края,
её
ресурсов,
воспитание
экологически
грамотного поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс состоит из 4 частей:
1. Азбука Родного края (1 класс)
2. Природа родного края (2 класс)
3. История родного края (3 класс)
4.Культура родного края (4 класс)
Программа ориентирована на использование разнообразных видов деятельности:
экскурсии, походы, , викторины, занимательные игры, , проектная деятельность. Широко
используются
местные
ресурсы:
краеведческий
музей,
культурные
учреждения
,
памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать
материал в деятельности.
Планируемые результаты
.
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поисков средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи,
интерпретации информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные:
Понимание роли Брянской области в истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье
сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества.
Развитие навыков устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Тематическое планирование.
Название тем
1
В гостях у Осени. Краски
осени.
экскурсия
1
2
В царстве растений.
викторина
1
3
Осенние прогулки по
брянскому лесу.
экскурсии
1
4
Загадки. Пословицы,
поговорки об осени.
беседа
1
5
Для самых любознательных.
Соображалки.
викторина
1
6
В царстве животных. Кто и как
готовится к зиме.
беседа
1
7
В царстве рыб.
презентация
1
8
Народные приметы осени.
виктори
на
1
9
Происхождение названий
месяцев.
беседа
1
10
В гости к Зиме. Зимние
месяцы.
беседа
1
11
Народный зимний календарь.
беседа
1
12
Для самых любознательных.
Новый год.
викторина
1
13
Зимние слова. Февраль в
народном календаре.
беседа
1
14
Жизнь животных зимой.
презентация
1
15
Для самых любознательных.
Белая книга.
беседа
1
16
Растения зимой.
беседа
1
17
Зимние мотивы – стихи, песни,
забавы.
викторина
1
18
Как относятся к деревьям
разные народы.
беседа
1
19
В гости к Весне. К истокам
беседа
1
слова.
20
Растения весной.
экскурси
я
1
1
21
Первоцветы Брянского края.
презентация
1
22
Берёза – символ России.
утренник
1
23
Жизнь животных.
Здравствуйте, пернатые
друзья!
беседа
1
24
Верные друзья.
беседа
1
25
Звери весной.
беседа
1
26
Проснулись ящерицы, змеи,
лягушки.
беседа
1
27
Первые насекомые.
беседа
1
28
В гостях у Лета. К истокам
слова.
беседа
1
29
Признаки хорошей погоды.
Ненастье.
беседа
1
30
Как образуется дождь?
презентация
1
31
Почему бывают грозы?
беседа
1
32
Отчего бывает радуга?
беседа
1
33
В лес по ягоды пойдём.
экскурсия
1
1
34
Охраняемые природные
территории и объекты.
презентация
1
3 класс « История родного края»
№
п/п
Тема урока
1
1
О чём рассказывает наука история.
беседа
1
2
История времени
беседа
1
3
Календарь Древней Руси
беседа
1
4
Исторические источники
беседа
1
5
Археология – наука древностей
Археологические памятники Брянской
области
беседа
1
6
Как жили древние люди
Виды археологических памятников
беседа
1
7
Славянская письменность
Брянские города в русских летописях
беседа
1
8
Берестяные грамоты
Буквы славянского алфавита
беседа
1
9
Слово о полку Игореве
беседа
1
10
Геральдика
беседа
1
11
Символы Брянского края
презента
ция
1
12
Как написан гимн Брянской области
беседа
1
13
Моя родословная
Как составить генеалогическое древо
беседа
1
14
Краткая родословная князей Трубецких
беседа
1
15
Моё имя
беседа
1
16
Что означают наши имена
беседа
1
17
Имена на карте
беседа
1
18
Как люди выбирали названия
беседа
1
19
Откуда мы родом
беседа
1
20
Славяне на территории Брянского края
беседа
1
21
Древние славяне
презента
ция
1
22
Соседи древних славян
беседа
1
23
Откуда пошла Русь
беседа
1
24
Первые русские князья
беседа
1
25
Брянское княжество
беседа
1
26
Древний город
беседа
1
27
Древние города Брянской области
беседа
1
28
Не посрамим русской земли
беседа
1
29
Куликовская битва
беседа
1
30
Брянский край при Петре Первом
беседа
1
31
Брянский край и Отечественная война
1812 ода
беседа
1
32
Брянский край в годы Великой
Отечественной войны
презента
ция
1
33
Юные герои Брянского края
презента
ция
1
34
Брянская область сегодня
презента
ция
1
4 класс «Культура родного края»
№
Тема занятий
Форма проведения
Кол-во
часов
Часы
внеауди
торных
занятий
1
Как жили славяне
2
Занятия славян.
беседа
1
3
Язычество древних славян.
беседа
1
4-5
Принятие христианства на
Руси.
беседа
2
6
Храмы Брянского края.
Свенский Успенский
монастырь.
беседа
1
7
Крестьянский дом.
презентация
1
8
Мастера Злынки.
проект
1
9
Занятия крестьян.
беседа
1
10
Занятия крестьян.
1
11
Не боги горшки обжигают.
1
12
Не боги горшки обжигают.
1
13
По одежке встречают.
беседа
1
14
Мир крестьянской семьи
1
15
Мир крестьянской семьи.
беседа презентация
1
16
Делу время, потехе час.
беседа
1
17
Делу время, потехе час.
1
18
Народные игрушки.
беседа
1
19
Жители России.
беседа
1
20
Что мой край дает стране.
беседа
1
21
Что мой край дает стране.
22
Памятные места Брянского
края
презентация
1
23
Музеи Брянского края.
Экскурсия в
краеведческий музей
1
1
24
Музеи Брянского края.
презентация
1
25
Брянск театральный.
экскурсия
1
1
26
Брянск театральный.
беседа
1
27
Дворец детского и
юношеского творчества
имени Юрия Алексеевича
Гагарина.
беседа
1
28
Писатели и поэты родного
края.
беседа
1
29
Брянск сегодня.
презентация
1
30
Прогулка-экскурсия по
улицам Брянска.
экскурсия
1
1
31
Славные наши земляки
презентация
1
32
Образование, спорт,
искусство, литература
сегодня
беседа
1
33
Подготовка к КВНу
1
34
Итоговое занятие . КВН
игра
1
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Азбука Родного края . Учебное пособие для учащихся 1-х кл. общеобразовательных
школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012.
2. Природа родного края. Учебное пособие для учащихся 2-х кл. общеобразовательных
школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012.
3. История родного края. Учебное пособие для учащихся 3-х кл. общеобразовательных
школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012.
4.Культура родного края. Учебное пособие для учащихся 4-х кл. общеобразовательных
школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012.