Напоминание

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности младших школьников "Брянский край"


Автор: Усатая Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Меркульевская начальная школа-детский сад"
Населённый пункт: Брянская область, Брянский район, д. Меркульево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по организации внеурочной деятельности младших школьников "Брянский край"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «МЕРКУЛЬЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Брянский край»
УЧИТЕЛЬ: УСАТАЯ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

Пояснительная записка.
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». В базисный учебный план нашей школы включён предмет регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года. На внеурочную работу отводится 1 час в неделю из регионального компонента. Итого: 34 часа в год (34 недели).
Цель данного курса
– расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.  Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.  Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.  Воспитывать любовь к своей малой родине.  Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.  Пробудить познавательный интерес к истории родного края.  Знакомство учащихся с историческим наследием региона. Цель факультативного курса конкретизируют следующие
задачи:

-
воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; - формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.  воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;  о б о г а щ е н и е з н а н и я м и , р а с к р ы в а ю щ и м и п р о ш л о е , и с т о р и ю , способствующими присвоению ребёнком социальных ценно стей, определённых норм морали, нравственности;  изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс состоит из 4 частей:
1. Азбука Родного края (1 класс) 2. Природа родного края (2 класс) 3. История родного края (3 класс) 4.Культура родного края (4 класс) Программа ориентирована на использование разнообразных видов деятельности: экскурсии, походы, , викторины, занимательные игры, , проектная деятельность. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, культурные учреждения , памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Планируемые результаты
.
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
Понимание роли Брянской области в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Развитие навыков устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование.

1 класс « Азбука по родному краю»



п\п

Тема занятия

Форма

проведения

Кол-во

часов

Часы

внеаудито

рных

занятий

Примеч

ания
1 Земля Пересвета беседа 1 - 2 Родной наш Брянск презентация 1 3 Лесная сказка. беседа 1 4 Герб Брянской области презентация 1 5 Десна беседа 1 6 Лесная сказка. беседа 1 7 Новогодняя елка 1 8 Лесная сказка. беседа 1 9 Жуковский район. беседа 1 10 Злынка. беседа 1 11 Ипуть-река. беседа 1 12 Лесная сказка. беседа 1 13 Клинцы. беседа 1 14 Локоть и Брасово. беседа 1 15 Мглин.Навля. Новозыбков. беседа 1 16 Овстуг. презентация 1 17 Папоротник. беседа 1 18 Рогнедино беседа 1 19 Брянский Сусанин беседа 1 20 Трубчевск. беседа 1 21 Лесная сказка. беседа 1 22 Фокино. беседа 1 23 Дядьковский хрусталь. презентация 1 24 Село Чернь беседа 1 25 Шеломы. беседа 1 26 Сещинское подполье. беседа 1 27 Стихи поэтов Брянского края. беседа 1
28 Лесная сказка. беседа 1 29 Юрасово. Юдиново беседа 1 30 Язь. беседа 1 31 Экскурсия в краеведческий музей. экскурсия 1 1 32 КВН-викторина по Брянскому краю викторина 1
2 класс « Природа родного края»

№ п/п

Название тем
1 В гостях у Осени. Краски осени. экскурсия 1 2 В царстве растений. викторина 1 3 Осенние прогулки по брянскому лесу. экскурсии 1 4 Загадки. Пословицы, поговорки об осени. беседа 1 5 Для самых любознательных. Соображалки. викторина 1 6 В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. беседа 1 7 В царстве рыб. презентация 1 8 Народные приметы осени. виктори на 1 9 Происхождение названий месяцев. беседа 1 10 В гости к Зиме. Зимние месяцы. беседа 1 11 Народный зимний календарь. беседа 1 12 Для самых любознательных. Новый год. викторина 1 13 Зимние слова. Февраль в народном календаре. беседа 1 14 Жизнь животных зимой. презентация 1 15 Для самых любознательных. Белая книга. беседа 1 16 Растения зимой. беседа 1 17 Зимние мотивы – стихи, песни, забавы. викторина 1 18 Как относятся к деревьям разные народы. беседа 1 19 В гости к Весне. К истокам беседа 1
слова. 20 Растения весной. экскурси я 1 1 21 Первоцветы Брянского края. презентация 1 22 Берёза – символ России. утренник 1 23 Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! беседа 1 24 Верные друзья. беседа 1 25 Звери весной. беседа 1 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. беседа 1 27 Первые насекомые. беседа 1 28 В гостях у Лета. К истокам слова. беседа 1 29 Признаки хорошей погоды. Ненастье. беседа 1 30 Как образуется дождь? презентация 1 31 Почему бывают грозы? беседа 1 32 Отчего бывает радуга? беседа 1 33 В лес по ягоды пойдём. экскурсия 1 1 34 Охраняемые природные территории и объекты. презентация 1
3 класс « История родного края»
№ п/п Тема урока 1 1 О чём рассказывает наука история. беседа 1 2 История времени беседа 1 3 Календарь Древней Руси беседа 1 4 Исторические источники беседа 1 5 Археология – наука древностей Археологические памятники Брянской области беседа 1 6 Как жили древние люди Виды археологических памятников беседа 1 7 Славянская письменность Брянские города в русских летописях беседа 1 8 Берестяные грамоты Буквы славянского алфавита беседа 1 9 Слово о полку Игореве беседа 1 10 Геральдика беседа 1 11 Символы Брянского края презента ция 1 12 Как написан гимн Брянской области беседа 1 13 Моя родословная Как составить генеалогическое древо беседа 1 14 Краткая родословная князей Трубецких беседа 1 15 Моё имя беседа 1
16 Что означают наши имена беседа 1 17 Имена на карте беседа 1 18 Как люди выбирали названия беседа 1 19 Откуда мы родом беседа 1 20 Славяне на территории Брянского края беседа 1 21 Древние славяне презента ция 1 22 Соседи древних славян беседа 1 23 Откуда пошла Русь беседа 1 24 Первые русские князья беседа 1 25 Брянское княжество беседа 1 26 Древний город беседа 1 27 Древние города Брянской области беседа 1 28 Не посрамим русской земли беседа 1 29 Куликовская битва беседа 1 30 Брянский край при Петре Первом беседа 1 31 Брянский край и Отечественная война 1812 ода беседа 1 32 Брянский край в годы Великой Отечественной войны презента ция 1 33 Юные герои Брянского края презента ция 1 34 Брянская область сегодня презента ция 1
4 класс «Культура родного края»



Тема занятий

Форма проведения

Кол-во

часов
Часы внеауди торных занятий 1 Как жили славяне 2 Занятия славян. беседа 1 3 Язычество древних славян. беседа 1 4-5 Принятие христианства на Руси. беседа 2 6 Храмы Брянского края. Свенский Успенский монастырь. беседа 1 7 Крестьянский дом. презентация 1 8 Мастера Злынки. проект 1 9 Занятия крестьян. беседа 1 10 Занятия крестьян. 1 11 Не боги горшки обжигают. 1 12 Не боги горшки обжигают. 1 13 По одежке встречают. беседа 1 14 Мир крестьянской семьи 1 15 Мир крестьянской семьи. беседа презентация 1 16 Делу время, потехе час. беседа 1 17 Делу время, потехе час. 1
18 Народные игрушки. беседа 1 19 Жители России. беседа 1 20 Что мой край дает стране. беседа 1 21 Что мой край дает стране. 22 Памятные места Брянского края презентация 1 23 Музеи Брянского края. Экскурсия в краеведческий музей 1 1 24 Музеи Брянского края. презентация 1 25 Брянск театральный. экскурсия 1 1 26 Брянск театральный. беседа 1 27 Дворец детского и юношеского творчества имени Юрия Алексеевича Гагарина. беседа 1 28 Писатели и поэты родного края. беседа 1 29 Брянск сегодня. презентация 1 30 Прогулка-экскурсия по улицам Брянска. экскурсия 1 1 31 Славные наши земляки презентация 1 32 Образование, спорт, искусство, литература сегодня беседа 1 33 Подготовка к КВНу 1 34 Итоговое занятие . КВН игра 1
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Азбука Родного края . Учебное пособие для учащихся 1-х кл. общеобразовательных школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012. 2. Природа родного края. Учебное пособие для учащихся 2-х кл. общеобразовательных школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012. 3. История родного края. Учебное пособие для учащихся 3-х кл. общеобразовательных школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012. 4.Культура родного края. Учебное пособие для учащихся 4-х кл. общеобразовательных школ. Авт. – сост. В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2012.


В раздел образования