Автор: Волкова Марина Петровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Коррекционно-развивающая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей
Тема: "Специфика работы учителя-дефектолога по развитию лексико-грамматических категорий у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Специфика работы учителя-дефектолога по развитию лексико-
грамматических категорий у детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, школьного возраста
Волкова Марина Петровна,
учитель-дефектолог ЦССВ «Наш дом»
ГБУ ДТСЗН г. Москвы
В нашей стране пристальное внимание специалистов социальной
защиты, здравоохранения и образования обращено к детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в условиях
Центров содействия семейному воспитанию (далее ЦССВ), их особым
образовательным потребностям и возможностям реабилитации.
Развитие ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения
родителей, имеющего ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ),
идет по особому пути, отражающему влияние процесса депривации,
неблагоприятных социально-психологических факторов среды.
Характерным
признаком
клинической
картины
нарушений
у
большинства
детей,
воспитывающихся
в
условиях
ЦССВ,
является
сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений,
сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи
связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с
особенностями протекания речевой деятельности в целом.
У большинства детей процесс усвоения различных сторон языка
намного сложнее, прослеживаются нарушения как импрессивной, так и
экспрессивной
речи,
неполноценность
не
только
спонтанной,
но
и
отраженной речи. В дальнейшем такие дети испытывают трудности при
освоении школьной программы: понимание обращенной к ним речи учителя;
трудности формулирования развернутых ответов на сложные вопросы
школьной программы; неспособность последовательно, грамотно и логично
излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из
учебников.
У воспитанников ЦССВ с речевой патологией речемыслительный
процесс
имеет
качественные
отличия,
влечет
за
собой
задержку
формирования
психических
функций,
что
усугубляется
в
условиях
материнской депривации и сильно затягивается, отличается особенностями в
нарушении лексико-грамматических конструкций. Мы имеем ввиду:
- затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для
выражения мыслей, так и в их комбинировании;
-
нарушения
лексико-грамматического
строя
речи
при
общем
недоразвитии
речи
обусловлены
несформированностью
тех
языковых
операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование;
- у детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-
грамматических
конструкций:
смешение
падежных
форм,
частое
употребление
существительных
в
именительном
падеже,
вместо
необходимых падежей;
неправильное употребление числа, рода и времени
глаголов, неумение согласовывать существительные с числительными («два
карандаш» - два карандаша), отсутствие согласования прилагательных с
существительными («небо голубая», «солнце оранжевая»);
-
воспитанники
неправильно
соотносят
существительные
и
местоимения («солнце низко, он греет плохо»), допускают ошибки в
беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»).
- формирование грамматического строя происходит гораздо труднее,
чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения
абстрактны, а грамматика организована на основе большого количества
правил, которые запоминать и применять воспитанникам ЦССВ крайне
непросто.
В этой связи формирование лексико-грамматических конструкций у
воспитанников с речевыми нарушениями представляется нам актуальной
проблемой в работе учителя-дефектолога на сегодняшний день.
Работа по развитию речи строится на подборе лексического материала
по
тематическому
принципу,
так
как
это
способствует:
систематизированному
усвоению
и
запоминанию;
неоднократному
повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности
словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема
разрабатывается по следующим направлениям:
- развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме;
описание частей предметов, особенностей строения; название действий с
данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметра
(форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);
-
формирование
грамматических
представлений:
упражнения
на
словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование
(уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы;
относительные,
притяжательные,
качественные
прилагательные);
употребление предлогов; составление предложений различной структуры с
постепенным усложнением.
Эффективность работы дефектолога определяется ее системным
воздействием
с
учетом
возрастных
и
индивидуально-типологических
особенностей познавательной и речевой деятельности воспитанников ЦССВ
школьного возраста. Опыт работы показывает, что наиболее продуктивными
в реализации выступают следующие задачи коррекционной работы по
формированию лексико-грамматических категорий:
I. Формирование навыков общения – как основного источника
развития языка.
Реализуя
поставленную
задачу,
учитель-дефектолог
учит
воспитанников соотносить предметы, действия, признаки с их словесным
обозначением:
- понимать обобщающие слова;
- понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
- понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
- понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные
отношения;
- понимать количественные числительные.
При этом учитель-дефектолог обучает понимать простые предложения
и короткие тексты, а также различать предметы, действия и признаки по
числам, родам и падежам:
- дифференцировать формы единственного и множественного числа
имён существительных мужского и женского рода;
- понимать падежные окончания имен существительных мужского и
женского рода единственного и множественного числа в именительном,
винительном и родительном падежах;
- понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
- понимать формы единственного и множественного числа глаголов:
прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
II. Формирование понятия слова – как основного источника
общения.
Реализация этой задачи в работе учителя-дефектолога связана:
- с совершенствованием в речи детей обобщения своих знаний и
представлений об окружающем:
расширение представлений о предметах
ближайшего окружения; развитие способности общаться со взрослыми;
развитие умения оперировать словарём;
-
с совершенствованием грамматического строя речи приёмами
обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные
по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном,
дательном, творительном;
активизировать в речи образование и использование существительных
с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в
повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем
времени);
продолжать
развивать
умения
согласовывать
числительные
с
существительными мужского и женского рода.
- с совершенствованием способности употреблять в речи простейшие
виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
развитие
умения
составлять
предложения
из
нескольких
слов
по
вопросам,
демонстрации действия, картинке;
развитие умения дополнять предложения
недостающими словами.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные
средства
общения
–
словесные,
мимические
и
пантомимические.
Указанная задача реализуется за счет тренировки активно использовать в
речи слова в точном соответствии со смыслом:
- расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления
предметов и явлений окружающей действительности;
-
развивать
умения
группировать
предметы
по
признакам
соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие
понятия;
-
расширять
глагольный
словарь,
где
действия
выражены
приставочными, личными и возвратными глаголами;
- развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия
признаков предметов: по назначению и по вопросам;
- расширять активный словарь относительными прилагательными;
-
развивать
умения
использовать
в
речи
слова
–
синонимами,
антонимами;
- расширять и активизировать в речи использование значений простых
предлогов
притяжательными
определительными
местоимениями,
указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
Формирование умения использовать в речи разнообразные средства
общения осуществляется и за счет активизации использования в речи форм
словоизменения и словообразования:
- развивать умения образовывать однокоренные слова;
-
расширять
практическое
усвоение
в
речи
использования
существительных
и
прилагательных
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами, глаголов с различными приставками;
-
развивать
умения
пользоваться
в
речи
несклоняемыми
существительными;
- развивать умения образовывать относительные и притяжательные
прилагательные;
- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных
в роде, числе и падеже.
А также за счет обучения строить предложения разной структуры и
употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
- развивать умения составлять простые предложения, распространяя их
однородными членами;
- совершенствовать умения составлять простые предложения с
противительными союзами;
- развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-
3-х слов (без предлога);
- совершенствовать навыки и составление простых распространённых
предложений с однородными членами (по вопросам, демонстрации действия,
по картине);
-
совершенствовать
навыки
составления
и
использования
сложносочинённых
предложений
с
противопоставительными
и
сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
-
совершенствовать навыки анализа предложений с простыми
предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых
знаний происходит с помощью закрепления понятия слово и умение
оперировать им:
активизации словаря на основе систематизации и обобщения
знаний об окружающем; расширения эмоционально-оценочной лексики
детей; совершенствования умения использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания.
Инициатива речевого высказывания с целью общения и получения
новых знаний происходит в ходе закрепления навыков осознанного и
уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания:
Например, в таких упражнениях как:
- продолжить упражнять в согласовании слов в предложении;
- совершенствовать умения образовывать по образцу;
- подобрать однокоренные слова;
- использовать в речи только существительные с суффиксами;
- не использовать в обращении глаголы с приставками;
- описывать ситуацию с использованием прилагательных в
сравнительной и превосходной степени и т.п.
Дефектологическое
воздействие
в
работе
с
воспитанниками
осуществляется
с
использованием
различных
методов:
практических,
наглядных, словесных. Каждый метод опосредован предметно-практической,
учебной или игровой деятельностью. Выбор и использование методов
определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и
задачами коррекционного воздействия, а также этапом работы, возрастными
и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Коррекционно-развивающая
работа
учителя-дефектолога
является
важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической
реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ
и
дополнительно обеспечивает:
развитие мелкой и крупной моторики, в том числе и речевой;
коррекцию и развитие высших психических функций, прежде всего
восприятия, мышления, памяти, воображения; большое значение здесь
придается формированию тесной связи между личным практическим опытом
и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную
деятельность;
формирование
личности
ребенка
с
одновременной
регуляцией
социальных отношений.
Последовательность
работы
над
формированием
лексико-
грамматических категорий становится более эффективной, если опирается на
следующие педагогические принципы: от конкретного к абстрактному, от
семантически
простых
форм
к
более
сложным,
от
простых
по
грамматическому оформлению к более сложным, принцип опоры на
внешнюю схематизацию структуры слова и предложения.
Список используемой литературы:
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение. Формирование грамматического
строя речи/ А.Г. Арушанова – М., Мозайка-Синтез, 2005.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. – М.,
Просвещение, 2004.
3. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, М., 2005.
4. «Логопедия в школе» под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону,
«Март», 2005.
5.
Мишина
Г.А.,
Моргачева
Е.Н.
«Коррекционная
и
специальная
педагогика», Москва, «Форум-Инфра-М», 2007.
6. Шипицына Н.И. «Необучаемый ребенок в семье и обществе», Санкт-
Петербург, «Речь», 2005.