Напоминание

"КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)"


Автор: Соснина Галина Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Соснина Галина Алексеевна, концертмейстер

ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В КЛАССЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА

(ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)

Класс постановки голоса

является творческой мастерской, где

происходит не только развитие учащимися голосовых данных, слуха,

певческого дыхания и музыкальной памяти, но и своих художественных

представлений, эстетического вкуса и общей культуры.

Посредством

знакомства

с

выдающимися

творениями

поэзии

и музыки

студенты

расширяют свой музыкальный кругозор, учатся понимать и оценивать

произведения различных эпох, пластов и стилей музыкального искусства.

В

классе постановки голоса концертмейстер - непосредственный помощник

педагога-вокалиста. Всем известно, что в процессе работы, концертмейстер –

проводник воли преподавателя вокалиста. В долговременном сотрудничестве

складывается творческий альянс, доверие, необходимое в реализации

художественных замыслов.

Концертмейстерская область музицирования предполагает владение

данным специалистом как всем арсеналом пианистического мастерства, так и

множеством дополнительных умений, в том числе: навыком организовать

партитуру,

«выстроить

вертикаль»,

выявить

индивидуальную

красоту

солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани и

многое другое.

Концертмейстер должен хорошо читать с листа, играть в

три строчки, совмещая аккомпанемент и вокальную строчку, видеть

литературный текст, обозначения автора, при этом сохранить форму, стиль

исполняемого произведения. Его игра – не формальное наигрывание, это

должно быть художественное исполнение произведения в характере, темпе, с

выразительным

интонированием,

эмоциональной

отдачей.

Умение

транспонировать – неотъемлемая часть концертмейстерской работы, оно

может быть как запланированным, так и срочным, вынужденным. Владея

навыками

транспонирования,

концертмейстер,

учитывает возможности и

задатки студентов при осуществлении

ими

различных исполнительских

задач. Что в свою очередь в дальнейшем способствует успешному

профессиональному развитию и становлению учащихся.

Работа концертмейстера заключается не только в аккомпанировании

студенту на уроках, зачетах, концертах. В процессе уроков ему приходится

помогать студенту освоить музыкальный материал, терминологию, приучить

к точному воспроизведению ритмического рисунка вокальной партии,

следить

за

интонацией,

постоянной

будет

и

работа

по

развитию

гармонического слуха. Особенно необходима эта работа с теми студентами,

которые имеют небольшую подготовку по музыкальному инструменту.

Большое значение имеет воспитание у начинающего музыканта бережного

отношения, как к своей вокальной партии, так и к партии концертмейстера,

особенно это касается вступлений, интерлюдий и постлюдий - ведь это

помогает созданию художественно полноценного образа. Естественно, что на

первых порах ауфтакт головой концертмейстера просто необходим для

своевременного

совместного

начала

исполнения.

В

дальнейшем

начинающему музыканту необходимо глубокое знание и осмысление

музыкального

материала,

что

позволит

осуществлять

вступление,

не

прибегая к помощи тактирования или подсказки: собственной или со

стороны концертмейстера. Аккомпанируя, очень важно концертмейстеру

предчувствовать намерение певца, учитывать распределение дыхания.

Нежелательно, чтобы концертмейстер во время урока прерывал студента на

полуфразе из лучших

побуждений (исправить

ритмический рисунок,

интонацию отдельного звука и т.д.). Необходимо, чтобы студент закончил

петь произведение, а затем начал работу по исправлению ошибок. Этот

недостаток

можно

заметить

и

в

работе

преподавателя:

постоянные

одергивания не дают студенту общего представления о музыке и о

выполнении задания (вносит нервозность в ход урока).

Концертмейстер

участвует

в

распевании,

чаще

это

бывает

со

студентами старших курсов, так как пение упражнений, вокализов для них

уже знакомый материал и подготовка голосового аппарата носит более

тщательный вариант детальной проработки.

В работе со студентами концертмейстер постоянно участвует в

совместной работе над аккомпанементом производственного репертуара,

повышая качество подготовки к педагогической практике.

Результатом такого сотрудничества является участие студентов в

профориентационных конкурсах, таких как «Наша школьная страна». В

номинации «Певец» концертмейстер сопровождает сольное выступление

студента.

В

номинациях

«Учитель»,

«Концертмейстер»

студент

демонстрирует освоенные в классе умения и навыки. Важным показателем

приобретенных в классе профессиональных навыков является участие в

краевом фестивале бардовской песни «Эдельвейс», где студенты поют и

аккомпанируют без помощи наставников.

Взаимоотношения педагога и концертмейстера основываются на

уважении, что является примером профессионального взаимодействия для

студента. В случае имеющихся разногласий они должны быть решены в

отсутствии студента, до начала учебного процесса. От доброжелательности,

уважения, такта обоих наставников зависит успех всей работы. Наблюдая

опыт взаимодействия между преподавателем вокала и концертмейстером,

студент,

как

непосредственный

участник

процесса,

учится

модели

взаимодействия в освоении музыкального материала и межличностному

общению с коллегами. От концертмейстера требуется ряд специфических

навыков и знаний в области смежных исполнительских искусств, а также

педагогического чутья и такта.

Идеальным будет тот концертмейстер, кто сочетает в себе данные

педагога, воспитателя, хорошего пианиста и художника-аккомпаниатора.

При

подготовке

к

концерту,

выступлению,

дата

проведения

оговариваются заранее. Это позволяет спланировать освоение материала,

настроиться

на

итоговое

выступление.

В

подготовке

к

публичной

демонстрации репертуара важно проговаривать оптимальные выходы из

возможных стрессовых ситуаций, так как сценическое выступление – это

индикатор работы.

В современной теории и практике музыкального исполнительства

работе концертмейстера уделяется недостаточно внимания. Между тем, она

не менее важна, чем работа преподавателя, а порой и значительно

ответственней: на сцене солист выступает в ансамбле с концертмейстером, и

именно от того, насколько высок уровень профессионального мастерства

концертмейстера, в значительной мере зависит успех этого выступления.

Список литературы

1.

Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Келдыш. –

2-е изд. – М., 1998.

2.

Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс : учебное пособие. – М.,

2002. – 192 с.

Радина, И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О

мастерстве ансамблиста : Сборник научных трудов. – Л., 1986. С. 73-83.



В раздел образования