Автор: Пигина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Населённый пункт: города Торжка Тверской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Система обучения сжатому изложению текста"
Раздел: среднее образование
Урок № 1. .
Тема урока: Вводный урок. Литература как искусство слова. Возникновения письменности и литературы
на Руси. Древнерусская литература.
Тип урока: урок знакомства с новым материлом (лекция с элементами беседы и исследования)
Деятельностная цель: совершенствование целенаправленной работы с информацией, исследовательской
деятельности.
Содержательная цель: углубление представлений о литературе как искусстве, формирование собственного
запроса на становление себя как читателя, культурного человека;
УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
Ресурсы урока: учебник, ч.1 и 2; рабочая тетрадь, (возможно: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска).
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Слово учителя: тема урока, цели и задачи урока
III. Новый материал: 1) учебный предмет литература, его содержание (история русской литературы, изучение
творчества русских писателей и поэтов, анализ отдельных, наиболее значимых произведенией русской
литературы, изучение теории литературы, знакомство с отдельными произведениями зарубежной литературы)
1)
высказывание о книгах и чтении из
«Повести временных лет»:
«...Велика ведь бывает польза от учения книжного...Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники
мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина;ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания.
Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе
своей...»
2) Беседа о смысле высказывания:
как вы понимаете эти сточки? Каково значение книг в жизни человека?
3) Рассказ учителя и презентация: из истории возникновения книг на Руси
История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в
Новгороде. В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для
выполнения великой миссии просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев:
Константина и Мефодия. К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе.
По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл изобрел алфавит, состоящий из 38 букв, из которых 24
практически соответствовали буквам греческого алфавита. Так возникла первая азбука.
Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой,
написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, созданная с октября
1056 по май 1057 г. Написано евангелие было для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием
всего за 8 месяцев. На сегодняшний день это подлинный шедевр книжного дела Древней Руси! Поэтому имя
Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и создателей рукописных книг - великих
произведений, являющихся шедеврами мировой культуры.
Второй точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава 1073 года. Над этой книгой
начали работать еще при Великом русском князе Изяславе Ярославиче, а после книгу переадресовали его брату
Святославу Ярославичу, который в 1073 г. стал Великим князем. Это одна из самых больших по объему
древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Оригиналом Изборника Святослава
считается болгарский сборник, переведенный с греческого при болгарском царе Симеоне. Изборник Святослава –
это древнерусская энциклопедия: в нем обсуждаются вопросы христианского богословия, разъясняются
некоторые положения Священного Писания применительно к событиям жизни, содержатся различные сведения
по астрономии, математике, зоологии, ботанике, философии, истории, грамматике и логике. Книга была написана
двумя писцами, но лишь одно имя известно: дьяк Иоанн.
Третья точно датированная древнерусская рукопись - Изборник 1076 г, также составленная Иоанном. По своему
внешнему виду Изборник 1076 г. разительно отличается от двух предыдущих книг: это обиходная книга
небольшого размера, в ней нет цветных иллюстраций. В этом Изборнике содержатся сведения, отражающие
древнерусский быт.
Первые русские рукописные книги, написанные в XI веке, свидетельствуют о том, что в это время на Руси была
чрезвычайно развита деятельность книгописных мастерских и работали в них очень искусные писцы и
художники.
На самом деле история возникновения книг началась еще раньше. Найденная запись новгородского священника
Упыря Лихого о том, что в 1047 г. он переписал глаголическую рукопись, убедительно свидетельствует о том,
что рукописные кожаные книги на Руси появились задолго до Кирилла и Мефодия. Правда, к сожалению, до
наших дней они не сохранились.
Старинные книги были инструментом не только религиозной пропаганды – это был еще важнейший источник
духовно-нравственного воспитания, а вместе с тем – основной, достоверный поистине бесценный источник
изучения отечественной культуры.
В 1440 году немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатания. На Руси книгопечатание появляется в 50-е годы
16 века. Первая государственная типография начинает работать в 1563 году, считается, что первый русский
книгопечатник - Иван Федоров, первая датированная печатная книга «Апостол».
4) Беседа:
Какие книгввы любите читать? Какие книги вы прочитали за лето? (Д/з: принести на следующий урок
дневники чтения) Репродукция картины
5) Литература - искусство слова. Беседа
Прежде всего, подумаем, почему литературу называют одним из видов искусства.
- Какие виды искусства вы знаете?
- С помощью каких средств каждый вид искусства себя выражает?
- Что является результатом творения эти видов искусства?
- Литература это делает словом, поэтому-то писателей, поэтов называют иногда творцами слова, мастерами
слова, художниками слова.
- Настоящие хорошие писатели всегда очень трепетно и ответственно относились к своему труду. Они прекрасно
понимали, какое сильное воздействие оказывают на хорошего читателя книги. Давайте запишем некоторые их
высказывания и поразмышляем над ними.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
А.Ахматова
Произведение истинного поэта - бессмертно; доказательством тому служат творения Гомера, которые
сохранились в течение слишком 2500 лет; из них не утратилось ни одной буквы, ни одного слова; тогда как в
течение того же времени разрушилось или было стерто с лица земли бесчисленное множество дворцов, храмов,
замков и даже целых городов... - Фрэнсис Бэкон (англ.философ)
М.Горький: «...цель литературы – помогать, человеку понимать самого себя. Поднять его веру в себя и развить в
нем стремление к истине. Бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах
стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою
жизнь святым духом красоты...».
Литература – это сокращенная вселенная. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
Цель художника – заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
(Л.Н.Толстой)
- Давайте обобщим все, о чем мы только что с вами говорили.
Литература: бессмертна
воспитывает веру в человека, борется с пороками
сокращенная вселенная
правда жизни, выстраданная художником слова
учит любить жизнь
Дарит эстетическое наслаждение
- Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература?
(на чувства, эмоции, внутренний мир человека).
- Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?
- Все мы хотим, чтоб наши чувства были добрыми, эмоции приятными, а на душе царил покой. Эмоциональное
наслаждение, помимо всего прочего, нам может давать и хорошая книга. Почему же в таком случае есть люди,
которые не могут получать наслаждение от чтения, которые не любят читать? Оказывается, все дело в том, как
человек читает. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Представьте, что одну и ту же историю прочитают
2 человека: тот, кто не любит читать, и большой любитель чтения.
— Учитель, дай мне перья и бумагу! Я хочу написать книгу, — попросил однажды ученик у мастера.
— А что это будет за книга? — поинтересовался тот.
— Я пока ещё не придумал, но чувствую, что нужно что-то написать. Я ведь уже достаточно пожил, чтобы
накопить мыслей на целую книгу. Да и люди ждут — я пообещал. Не могу же я теперь ударить в грязь лицом!
— Иди, не отнимай моего и своего времени, — покачал головой мастер.
В следующий раз ученик пришёл в отличном расположении духа и воскликнул прямо с порога:
— Учитель! В этот раз ты обязательно дашь мне перья и бумагу! Я придумал сюжет для своей книги! Она будет
чрезвычайно увлекательной, по-настоящему грандиозной, а главное — прославит нас: меня, как твоего ученика,
и тебя — как моего учителя!
— Ты ещё не готов написать свою книгу, — вздохнул мастер.
В третий раз пришёл ученик к мастеру и сел у двери, не произнося ни слова.
— Что же ты не просишь того, зачем пришёл? Неужели передумал писать? — удивился мастер.
— Нет, не передумал. Я уже написал её, — ответил ученик.
— Где же она?
— Везде. Я писал её полётами птиц в небе, каплями росы на листьях, лучами солнца в тумане, потоками вод под
землёй… Я писал её везде, потому что не мог не писать. Слова рвались из меня, мне нужно было сказать, я знал
— мои знания помогут людям. Я делал это для них и только для них.
Мастер улыбнулся, вынул перья с бумагой и положил их перед своим учеником.
- Что после чтения притчи поймет тот, кто не любит читать? (только сюжет)
- Что поймет любитель чтения? (он будет пытаться понять суть притчи, задаст себе разные вопросы, попытается
найти на них ответы, сделает выводы, т.е. получит жизненный урок)
- Как вы думаете, что нужно, чтобы научиться получать от хорошей книги удовольствие?
Работают в группе, конструируют ответы на вопросы, заполняют свою сторону таблицы.
Заполнение таблицы
Страна "Литературия"
(жители любят читать)
Страна "Нечитайка" (жители не читают)
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Несколько советов:
Прежде чем получать удовольствие от чтения, нужно всё-таки научиться читать: темп от 120 до 150 слов в
минуту при чтении вслух.
Читайте каждый день.
Начните с чтения тех книг, которые вам интересны. Для этого можно прочитать аннотацию к книге.
Остановитесь на самом интересном месте. Попробуйте представить, что произойдет дальше.
Обязательно читайте вслух 20-30 минут в день.
Читайте вдумчиво.
IV. Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.
Автор учебника – В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин
Беседа
- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы
уже знаете?
- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
V. Подведение итогов урока.
- Продолжите фразу «Хорошая книга дает человеку очень многое: ….., поэтому нужно……»
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника «В дорогу зовущие» (с.3-4). Подготовить устное выступление по вопросу №4 из
рубрики «Проверьте себя» (с.5).
2. Подготовить статью из рубрики «Творческое задание»
3. Принести дневник чтения
4