Авторы: Квашенко Елена Викторовна, Елена Викторовна Квашенко
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ с Куриловка
Населённый пункт: Вольский район с.Куриловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Куриловка
Вольского района Саратовской области
Открытый урок по физической культуре в 11 классе
«Волейбол»
Учитель по физической культуре
Квашенко Елена Викторовна
, 1.Организационный момент
Дорогие ребята, поздравляю вас с началом учебного года. Сегодня вы перешагнули порог
старшей школы и стали учениками 5 класс. А я, перешагнув школьный порог в этом году,
стала вашим классным руководителем
. Нас ждёт много интересных дел. Но главное наше дело –
что бы наш класс был здоровым, дружным и сплочённым. Пусть школьная жизнь дарит вам только ра-
достные моменты, а дни учебы пролетают как птицы в небе – быстро и легко. Помните, дети, уже сего-
дня Вы строите свое будущее! Учитесь хорошо, старайтесь не упустить нужных знаний, что бы в буду-
щем вы смогли выбрать интересную профессию и стать успешными людьми.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не всё будет
получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один,
что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учите-
ля.
Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить неко-
торые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет она станет для вас вашим школьным домом.
Вы становитесь хозяевами этого кабинета. А настоящий хозяин должен беречь школьное имущество,
соблюдать чистоту и порядок.
Игра «Моё имя»
Сегодня у нас день знакомства и чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поигра-
ем. Игра называется «Моё имя».
Я предлагаю вам еще раз представиться. Просто называть себя не
интересно и не содержательно, поэтому предлагаю добавлять к своему имени и фамилии слово или
несколько слов, характеризующих вас. Позвольте представиться: Татьяна Борисовна - активная, твор-
ческая, неунывающая
(Дети называют своё имя и прибавляют к нему прилагательное.)
А теперь пришло время дать клятву пятиклассника и быть верным данной клятве все
годы учебы.
Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется звонок. (Дети хором – Клянемся!)
Быть на уроке активным и нужным,
Запоминать и учить все, что нужно. (Клянемся!)
Чтоб грамотным и умным стать,
Будем учиться читать и писать. (Клянемся!)
Учебники, книжки, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке. (Клянемся!)
Друзьями хорошими, верными стать,
Друг другу во всем и всегда помогать. (Клянемся!)
А лень, неопрятность, подсказки, враньё
Мы в класс не возьмем никогда, ни за что. (Клянемся!)
2.Объявление темы классного часа
Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных вещах. О чём имен-
но, вы попробуйте определить после того, как послушаете стихотворение:
Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье – это по мне,
И мир бесконечный – всей Земле!
-
Какая же тема нашего классного часа? Чему посвящено это стихотворение?
- Да, ребята, тема нашего урока “Миру мир!” и пройдет он под девизом “Мир без наси-
лия, без тревог и слез”. А что такое мир для вас?
Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:
1.МИР – Вселенная; планета; земной шар, а также население, люди
земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
Тишина; покой; соглашение о прекращении войны.
- Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. (Война)
Войны преследуют человечество на протяжении всей истории
.
И в наше время нам очень
тревожно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в дру-
гом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни
людей.
- А где сейчас произошел вооруженный конфликт? Что вы знаете об этом, как относитесь?
- Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).
-Что мешает людям мирно жить? (Часто войны возникают из-за непонимания разных
сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой стра-
ны, что совершенно недопустимо.)
- А можно ли избежать военных действий? Как? (Решать возникшие проблемы путем
переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)
В истории нашей страны, к сожалению, тоже было много войн. Неоднократно наш народ
отстаивал её от вражеских нападений.
-А вы знаете, что именно 1 сентября 1939 года – Германия напала на Польшу, что послу-
жило началом второй мировой войны, ставшей крупнейшим вооружённым конфлик-
том в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на
тот момент (80 % населения Земного шара).
-А кто напомнит мне когда Германия напала на Советский Союз?(22июня 1941г.)
В этот день началась Великая Отечественная Война, которая длилась долгих 4 года! И как
вы знаете
8 мая 1945г. наши прадеды и деды одержали победу над фашизмом. Среди сол-
дат так же были и наши земляки. И как раз в этом году 9 мая мы с вами отмечали юбилей-
70 лет Великой Победы над фашизмом. Много уроков извлекли из нее народы, но глав-
ным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.
-Как вы думаете, что помогло выстоять нашему народу в этой великой битве? (Дружба на-
родов, любовь к своей стране.)
21 сентября - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как
день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. В этот день все страны и народы
прекращают боевые действия на весь день, все люди в полдень по местному времени
соблюдают минуту молчания… Цель этого дня – укрепить идеалы мира как внутри стра-
ны, так и между нациями.
А какие пословицы про мир сочинил наш народ, вы узнаете, работая в группах и выпол-
няя задание: собери пословицу.
Пословицы: Мир строит, война разрушает.
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Худой мир лучше любой ссоры.
Прочитайте и объясните смысл пословицы.
3. Практическая работа
-А что является символом мира?
Загадка:
Это птичка-невеличка,
В городах живет.
Крошек ей насыплешь -
Воркует и клюет. (Голубь)
-И не просто голубь, а белый голубь. Почему?
Изображение голубя, несущего в клюве оливковую ветвь- послужило эмблемой первого
Всемирного конгресса сторонников мира, который проходил в 1949 году в Париже и
Праге. Нарисовал её Пабло Пикассо.
Давайте и мы внесём свою частичку в борьбу за мир!
Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений. Я предла-
гаю вам прикрепить наших бумажных голубей к воздушным шарикам, выйти в школьный
двор и отпустить их в синее небо.
Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в Рос-
сии и других странах не хотят войн.(пока дети крепят голубей к шарам звучит песня «Солнечный
круг»).
Подведение итогов классного часа:
Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет за-
висеть. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни
занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения:
защищать мир».
Основная часть 25 -30 мин.
1. Передача мяча сверху над собой
на месте.
2. Прыжки через скакалку
3. Упражнения в парах с
волейбольным мячом :
а) И.п.- руки вверх, броски мяча
кистями в пол под сеткой.
б) Удары по мячу вперед – вниз (в
пол) с собственного набрасывания
в) Передача мяча из рук в руки над
сеткой в прыжке.
г) Броски мяча двумя руками через
сетку в прыжке.
Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа от пола (юн); от
стены с хлопком перед собой (д)
Совершенствование навыков
группового блокирования
1. В парах: Занимающиеся
располагаются с противоположных
сторон сетки. Один, стоя на полу,
набрасывает мяч на верхний трос
сетки; другой, выпрыгивает вверх,
подставляет ладони и отталкивает
мяч на противоположную сторону.
2. В тройках: Два игрока стоят на
расстоянии 2 м друг от друга с
одной стороны сетки, с другой-
партнер с мячом. Нападающий
старается бросить мяч обеими
руками сверху (обмануть
защитников) – не далее линии
5-6 раз
20``-30``
5-6 раз
5-6 раз
5-6 раз
5-6 раз
15 раз.
4-5 раз
4-5 раз
1-2 – 50-60 см, на 3 – повыше.
Согласованная работа рук и ног.
Прыжки на двух ногах, темп средний
Резкие движения кистями вниз
Рука прямая, правой – левой по очереди.
Выпрыгивать одновременно, мяч не
бросать.
Обратить внимание на работу кистей,
осуществляющих движение вниз. Бросок
выполнять ближе к сетке.
Менять положение кистей через 5 раз.
Измерение ЧСС за 10``
Не дать мячу перелететь на свою сторону.
Согласованно перемещаться к месту
постановки блока, одновременно прыгать
и отбивать мяч на партнера
нападения и не перебрасывая мяч
через блок.
3. Нападающие стоят за линией
нападения, перед зоной 4. В зоне 3
– разводящий. На
противоположной стороне
площадки двое учеников готовятся
к блокированию и 1 выделен для
подбора мячей и перекатывает их
нападающим. Первый ученик из
зоны 4 выполняет передачу
разводящему, который выводит его
на нападающий удар. Ученик с
другой стороны площадки ставит
одиночный или двойной блок,
после чего нападающий удар
выполняет следующий ученик .
4. То же, но нападающий удар
выполняется из зоны 2.
И.п.- упор присев, выпад
правой. Смена ног.
Учебная игра 3 х 3 на
уменьшенной площадке: подача,
игра в три касания.
Защита «углом вперед»
Защита со страховкой
центральным игроком; при блоке в
любой зоне (2,3,4) страховку
осуществляет центральный игрок
зоны 6
Учебная игра 5 х 5
Использовать технико-тактические
навыки изученные на уроках.
4-5 раз
4-5 раз
10``х 2 раза
3-4 мин.
2 мин.
5-8 мин.
Затем меняются местами. Рассчитывать
свои действия в соответствии с высотой и
направлением полета мяча и произвести
удар по мячу в высшей точке прыжка.
При выполнении двойного блока
синхронизировать свои действия с
действиями партнера.
Кто больше выполнит движений ногами?
Измерение ЧСС за 10``
«Силобол» - юноши
«Фитобол»- девушки
Найти правильную схему защиты «углом
вперед»
Имитация передвижения игроков при
защите.
Жеребьевка (распределение обязанностей
судей), судейство, заполнение
технического протокола.
Находить собственное решение при
выполнении индивидуальных и
командных действий в зависимости от
возникшей ситуации.
Заключительная часть 3-5 мин.
Разбор игры. Подведение итогов,
выставление оценок. Домашнее
задание. Рефлексия.
Организованный уход.
Измерение ЧСС за 10``
1.
Понравился ли вам урок?
2.
Что понравилось больше всего в
уроке?
3.
С какими чувствами вы уходите с
урока?
Домашнее задание:
Самоанализ открытого урока по волейболу.
Данный урок относиться к разделу «Спортивные игры»- волейбол.
По типу урок комбинированный. Он включает в себя закрепление и совершенствование
учебного материала. Данный урок опирается на то, что учащиеся уже владеют навыками
одиночного блокирования, нападающего удара, верхней передачи мяча и приёма мяча
снизу двумя руками.
Проводился в 11 классе, в котором 6 человек из них 2 юноши и 4 девушки. 2 человека
данного класса на протяжение 2 лет занимаются в спортивной секции волейбол. Учащиеся
хорошо подготовлены физически, психологически в соответствии с возрастными
особенностями и интересами благодаря использованию всех педагогических принципов.
При планирование данного урока и подбора упражнений были учтены медицинские
группы
учеников
(основная
и
специальная).
Нагрузка
и
подбор
упражнений
варьировались с учетом индивидуальных способностей групп учеников и каждого ребенка
в отдельности.
Целью данного урока являлось укрепление здоровья, поддержание физических качеств
и подготовка учащихся к внутри-школьным и районным
соревнованиям.
Образовательные задачи:
1.
Совершенствовать навык группового блокирования.
2.
Закрепить тактические действия игроков в защите «углом вперед»
3.
Организовать
судейство
самими
занимающимися
(ведение
технического
протокола, обязанности первого судьи и т.д.)
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу.
2.
Содействовать развитию психических процессов (внимания и игрового мышления)
в ходе двигательной деятельности.
Образовательные задачи:
1.
Обучать детей методам самоконтроля и регулирования нагрузки.
2.
Развивать координационные способности (согласование движений).
Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный
материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития
и обученности учащихся.
Подготовительная часть включала в себя построение, измерение ЧСС, выполнение
специальных упражнений в движении, которые выполнялись поточным, фронтальным и
групповым методами. Для поддержания двигательных качеств (скоростно-силовых) и на
формирование специальных умений и навыков использовался непрерывный метод с
переменной интенсивностью.
Упражнения подготовительного этапа применялись для того, чтобы разогреть
организм, как средство общей подготовки и подводящие к основной части урока.
Подводящие и специальные упражнения выполнялись фронтальным и групповым
методами (в парах, тройках).
Коррекционный блок – работа в парах, прыжки через скакалку, передача мяча над
собой………
Упражнение (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) направлено на развитие силовых
качеств, учитывались половые различия и физическая подготовленность учащихся.
Специальный
блок- направлен на совершенствование навыков группового
блокирования ( броски через сетку с постановкой группового блокирования, выполнение
нападающего удара) и закрепления тактических действий игроков в защите «углом
вперед» (имитация передвижение игроков в защите по площадке).
Для укрепления мышц ног было использовано упражнение смена ног в упоре присев.
Блок эмоциональной разгрузки –представлен в виде игры у юношей –«Силобол»,
девушек-«Фитобол», здесь используется метод противоположных ощущений. В учебной
игре 5*5 , учитывалось желание и мнение учащихся, при распределение обязанностей в
судействе.
Основная часть урока плавно перешла посредством проведения учебной игры в
заключительную часть, интенсивность нагрузки игроков постепенно снижается, тем
самым уменьшается ЧСС. Здесь был проведен разбор игры, отмечены учащиеся лучше
всех показавшие технико-тактические навыки в защите и указаны ошибки допущенные
ребятами. Выставлены оценки за судейство и правильность заполнения технического
протокола . Учащиеся получили домашнее задание. Проведена рефлексия.
Мобильность перемещения спортивного инвентаря и дополнительные сетки позволили
полностью использовать спортивный зал.
Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации
деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности урока. Активный отдых
присутствовал чаще, чем пассивным. Нагрузка регулировалась при помощи измерения
пульса- в диапазоне 100-160 уд/мин.
Контроль за выполнением заданий на протяжении всего урока осуществлялся в основном
путем поощрений. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено
рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Благодаря
преемственности
учебных
занятий
удалось
приучить
детей
к
дисциплине
и
организованности, привить навыки взаимопомощи и коллективизма; толерантного
отношения друг к другу. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне. Учащимся
урок понравился. Это показала рефлексия в конце урока.
Мой самоанализ урока сделан на основе примерной памятки для самоанализа урока
физической культуры, предложенной кабинетом физического воспитания КРИПК и ПРО
под руководством Коровиной Л.А.(2000) и методического пособия под руководством
авторов Залетаева и Муравьева «Анализ проведения и планирования уроков физической
культуры» (2005)