Автор: Ковалева Ольга Кузьминична
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ГШИ № 29
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чтение с листа, педагогический опыт"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
«
»
Чтение с листа
(
из
опыта
работы
преподавателя
)
школы искусств
:
Автор
,
Ковалева Ольга Кузьминична
преподаватель
МБУДО
№ 29
ГШИ
Новосибирск
2021
.
Введение
42
года в
…
профессии
Моя
профессия
называется
«
преподаватель
-
музыкально
,
теоретических дисциплин
общего
».
фортепиано
Оглядываясь
,
назад
,
вижу
сколько
,
,
профессий
кроме
основной
пришлось
освоить за
эти
:
годы
аккомпаниатор
классического танца и вокала
,
в театре
концертмейстер
,
,
,
академического пения скрипки домры
преподаватель фортепиано
в
.
музыкальной школе
,
Конечно
всё
это
стало
возможным
благодаря
методам
,
обучения в музыкальной школе и великолепному образованию
полученному
в
,
музыкальном училище в настоящем времени НМК
.
.
.
имени А Ф Мурова
Моим преподавателем в старших классах музыкальной школы
.
.,
,
была
Шахновская
З М
замечательная
пианистка
сейчас
я
,
!
понимаю
как
мне
повезло
Всю работу
над фортепианным
:
,
,
,
репертуаром она строила через пение звук легато фразировка
,
–
.
,
агогика баланс
всё пропевалось
Уверена в том что она была
.
«
».
,
знакома с работой Ф Вика
Фортепиано и пение
Вот что пишет о
.
:
«…
таком
методе
работы
Ф
Вик
особо
я
скажу
о
пении
!
Фортепианный
,
учитель
будь
он
учитель
начинающих
или
преподавателем
в
,
школе
высшего
мастерства
должен
.
–
представлять себе искусство пения и следовать за ним Пение
основа
,
звукообразования на инструменте пример фразировки и
музыкального
».
представления
«
.
Не надо всё время играть наизусть
Лучше смотреть в ноты и
много
читать
»
с листа
(
из
«
»
Правил
.
Ф
.)
Вика
«
–
Лучший способ научиться читать с листа
это как
можно
больше
»
читать
(
.
И
)
Гофман
,
К сожалению в музыкальной школе чтению с листа отводилось
.
очень
мало времени
Этим видом творчества я начала активно
.
заниматься
в
музыкальном училище
на
занятиях
фортепиано
Задания
давались
в
самой разнообразной форме
и в
разных
.
,
объемах
Например если мне предлагалась для разучивания пьеса
,
.
из сборника то нужно было выбрать лучшую Это были сборники
,
,
,
.
Майкапара Гедике Косенко Ляховицкой
Если же чтение с листа
,
2-3
:
,
было в классе то в течение
минут
нужно было увидеть
ноты
,
,
,
,
,
.
.
ритм темп фактуру аппликатуру оттенки педаль и т д
,
,
Если пьеса была быстрая то играть разрешалось медленнее ни в
.
коем случае не останавливаясь Иногда задания по чтению с листа в
.
классе усложнялись закрыванием тактов и даже строчек
Играя
,
,
первый такт
по нотам
смотришь
на
второй такт
как
только
,
переходишь ко второму
он закрывается
и ты играешь его по
,
.
.
памяти при этом смотришь на третий и т д
Совсем как в сказке
«
»
.
.: «
,
Дудочка и кувшинчик
Катаева В П
Одну ягодку беру на другую
,
,
,
–
смотрю третью примечаю а четвёртая мерещится
а
четвёртая
».
«
» -
,
мерещится
Двигать глаза
это упражнение
трудное и как
,
,
.
правило
пьесы выбирались лёгкие в спокойных темпах
Самое
интересное
было
читать
с
листа
в
ансамбле
с
,
преподавателем
.
:
я на второй партии Условие было очень строгое
«
!».
Ни при каких трудностях не останавливаться
Можно было
играть не
,
всё
главное
–
,
бас
,
гармония
можно
было
пропускать
,
такты
но
«
»
.
обязательно быть в метроритме и ловить
сильную долю
Это было
очень
увлекательно и
.
азартно
Навык
постепенно
,
совершенствовался
я
читала
всё
подряд
и
примерно к третьему
курсу
уже
довольно
сносно
играла
с
листа
и
стала
аккомпанировать
:
студентам
,
вокалистам
,
духовикам
.
домристам
Примерно
с
этого
времени
я
начала
заниматься
вокальным
,
аккомпанементом
в
классе
Башиной
Ольги
Степановны
,
заслуженной артистки РСФСР
благодаря которой погрузилась в
,
,
.
мир песен романсов оперных арий В
основном это были русские
,
,
,
композиторы Алябьев
Варламов
Гурилёв
,
,
,
Дюбюк Глинка Глиэр
,
.
Чайковский Рахманинов и др При
чтении
вокальных
сочинений
надо
было
уметь
дублировать
вокальную
партию
на
,
фортепиано
показать
,
вступление
следить
за
,
оттенками
,
дыханием
,
«
»
,
фразировкой чувствовать куда
идёт
певец предугадывать его
,
,
.
намерения
транспонировать
выбирая
удобную тональность
,
Прибавилась
работа
над
словом
над
историей
создания
.
произведений В
моей
памяти
до
сих
пор
,
потрясение
которое
я
,
испытала
разучивая
романс
.
.
С С
Рахманинова
«
»,
Здесь хорошо
где
слова
и
музыка
сливались в
.
единое целое
Приобретенные навыки чтения с
листа на фортепиано я стала
использовать на уроках сольфеджио и общего инструмента во время
.
преподавательской работы в музыкальной школе
В процессе
педагогической деятельности у меня
постепенно
сложились
принципы
формирования
этого
навыка
и
.
последовательность его развития
,
,
Подготовительная работа перед чтением с листа
на мой взгляд
.
выглядит следующим образом
В работе над чтением с листа нужно
использовать разные
,
приёмы
и
формы
работы
поскольку
индивидуальные
:
особенности ученика создают для каждого свои трудности
,
один
трудно воспроизводит
ритм другой не чувствует
,
ладовой
организованности
звуков
мелодии
третий
не
.
.
,
управляет
голосом и т д Но в первую очередь нужно научить
.
учащихся
медленному
связному
пению
Этот
навык
,
.
вырабатывается на медленных кантиленных песнях
,
Развивая
чистоту
интонации
учащихся
необходимо
,
.
.
формировать
внутренние музыкальные представления
т е
,
насколько он ясно представляет себе мелодию насколько ясны
,
представления которые вызывают у него незнакомый нотный
.
,
,
текст
Поэтому
начиная
с
первого
класса
необходимо
,
включать
в
урок
пение
знакомой
песни
частично
вслух
«
», «
».
частично про себя
по цепочке
Когда ученики научатся разграничивать на слух музыкальные
,
фразы им можно предложить чередовать таким же образом
.
"
",
2-3
.
пение фраз Пение цепочкой
по группам или по
человека
,
Смена групп должна проводиться
по фразам не нарушая
.
,
,
формы мелодии Не поющие в данный момент
ученики все
,
равно мысленно воспроизводят мелодию что активизирует
,
.
работу класса активизирует их внимание
Задания
должны усложняться
по мере
развития
слуховых
.
навыков
С помощью внутреннего слуха переключаться
с
,
.
мажора на минор и наоборот В одноименных и параллельных
тональностях спеть
мелодию пройдённого интервала
или
,
,
аккорда не называя звуков после выучить по нотам мелодию и
,
.
спеть её не называя звуков
Спеть выученную по внутреннему
.
представлению песню со словами
Перед каждым заданием даётся соответственная установка и
,
.
время
на
обдумывание
и внутреннее
слушание
Пение
с
гармонической поддержкой или с аккомпанементом помогает
.
детям сохранять ладотональную перспективу при пении Этот
,
приём хорошо развивает творческую инициативу организует
.
процесс
пения
во времени
Творческое
воображение
при
чтении
с
листа
воспитывает
способность
предслышать
.
развитие мелодии
,
Прежде чем начать петь с листа ученики должны бегло знать ноты в
,
,
пределах
первой
октавы
ощущать
разницу
длительностей
-
.
пульсацию долю в исполняемых номерах и песнях В исполняемых
,
или прослушанных инструментальных пьесах слышать тонику и
.
уметь завершить тоникой незнакомую мелодию
.
Подготовительные формы работы для выполнения чтения с листа
o
.
Чтение нот в ритме Этот приём помогает овладеть техникой
,
называния нот
отсутствие которой часто тормозит чтение с
.
,
.
листа
Полезно читать ноты меняя темп с дирижированием
,
Необходимо обратить
внимание на непрерывность движения
.
без остановок на исправление ошибок
o
.
Исполнение
ритма
мелодии хлопками
Этот
приём лучше
,
использовать
исполняя мелодию с
отстукиванием метра и
.
,
ритма Чётко фиксировать и обращать внимание на то сколько
(
)
,
,
в одной доле
если доля равна четверти четвертей восьмых
(
)
шестнадцатых и сколько долей ударов в половинной и целой
.
ноте
o
,
.
Разучивание отдельных оборотов
попевок С первых уроков
,
,
вводить короткие мотивы попевки каждая попевка должна
.
заканчиваться
тоникой
Полезно разучивать
эти обороты с
.
соответствующей гармонической поддержкой В распевании и
настройке можно давать
непривычные обороты и трудные
,
.
места которые встретятся в мелодии для чтения
o
.
Сольмизация
Точное
интонирование
названных
нот
в
.
.
медленном темпе Петь необходимо только вокально Особое
внимание
необходимо
уделять
фразам
и
правильному
.
использованию дыхания
o
Большое значение для чтения с листа имеет предварительный
.
,
:
,
анализ
Анализ
должен быть простым общим тональность
,
.
-
размер темп Обязательно определяется структура мелодии
,
,
,
членение
на
предложения
фразы
наличие
повторности
,
.
варьирования секвенции
o
:
Важно научить учащихся настраиваться в тональности
петь
,
,
,
гамму
трезвучие
отдельные
ступени
интонации
из
.
,
последующей мелодии
Полезно мелодию прочитанную с
,
,
листа в классе дать ученикам выучить дома чтобы добиться
.
хорошего выразительного исполнения
Разученные примеры
,
«
», «
»,
полезно петь не только нотами но и на слоги
ле
та
и
,
,
,
другие с текстом в другой тональности это помогает быстро
.
ориентироваться в данной настройке
o
Для
чтения
с
листа
необходимо
формировать
навык
.
мысленного пения На доске пишется фраза или предложение
,
.
знакомой мелодии но записанной в новой тональности Задача
.
.
учеников узнать её и пропеть
Или другой способ На доске
,
.
записана
короткая
мелодия
незнакомая
ученикам
Видя
,
;
нотный текст они должны мысленно представить её звучание
,
затем нужно сыграть записанное для проверки представления
,
.
умышленно сделав ошибки которые нужно исправить
Важно в чтении с листа научить детей слушать себя и все время
.
,
смотреть вперёд Трудность чтения с листа в том что ученики
:
должны выполнить одновременно несколько задач
интонировать
,
,
,
мелодию соблюдать ритмический рисунок сохранять темп слушать
.
своё пение и
при этом все время смотреть вперёд
Необходимо
,
обращать
особое
внимание
на
равномерность
пульсации
на
.
соблюдение начального темпа На ошибки при пении можно указать
,
,
после исполнения мелодии так как частые остановки поправки
,
приводят к искажению темпа
нарушению цельности исполнения
.
мелодии
Не
следует
слишком много
заниматься
индивидуальным
.
,
чтением с листа Очень полезно беглое чтение проводить хором
.
группой Пение в разных темпах необходимо для развития техники
.
,
сольфеджирования Конечно для чтения с листа в быстром темпе
.
следует использовать более легкие примеры
,
Работая над чтением с листа
необходимо увлечь учеников
.
,
,
этой интересной формой работы Показать учащимся как глядя в
,
,
ноты озвучить и услышать написанную мелодию или песню не
.
20-25
прибегая к инструменту На каждом уроке следует отводить
,
минут работе над чтением с листа
используя разные приёмы и
.
формы В оценке музыкальных данных и успеваемости ученика
уровень чтения с листа должен быть одним из основных критериев
.
освоения образовательной программы
В
наше
время
музыкальная
школа
выполняет
двуединую
:
задачу
воспитание
-
музыканта слушателя
и
-
музыканта
.
исполнителя
И
тем
и
другим
совершенно
необходимо
,
аккомпанировать
хорошо
читать
с
,
листа
играть
по слуху
и
.
транспонировать Именно благодаря этим навыкам формируются
,
,
коммуникативные свойства личности
метапредметные умения
которые
могут
быть
использованы
как
в
образовательной
,
деятельности так и при решении проблем в реальных жизненных
.
ситуациях
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
. «
Брянская
Ф
Формирование и развитие
навыка игры с
листа в
первые
».
годы обучения пианиста
,
Москва
2007
2.
. «
Вахромеев В
Вопросы методики преподавания сольфеджио
».
, 1978
в ДМШ Москва
3.
. «
Верхолаз
Р
Вопросы
».
методики чтения нот с листа
Москва
,
1960
4.
Готлиб
.
А
«
Основы
ансамблевой
».
техники
,
Москва
1971
5.
Гофман
.
И
«
Фортепианная
»
игра
.
,
Москва
1961
6.
.
«
Гринштейн
С
Великие
фортепианные
педагоги
».
прошлого
-
,
Санкт Петербург
2004
7.
. «
Подольская В
Развитие
».
навыков аккомпанемента с листа
. «
».
,
Сб
О работе концертмейстера
Москва
1974
8.
.
«
Серединская
В
Развитие
внутреннего
слуха
в
классах
».
, 1962
сольфеджио
Москва
9.
. «
».
.
, 2015
Тетерина Г
Подбор по слуху
Москва Владос
10.
. «
,
Фридкин Г
Чтение с листа на уроках сольфеджио Москва
1982
11.
. «
».
, 1966
Шендерович Е
В концертмейстерском классе
Москва
12.
. «
Ядова И
Пособие для развития навыка подбора по слуху в
».
-
, 2006
классе
фортепиано
Санкт Петербург