Напоминание

"Чтение с листа, педагогический опыт"


Автор: Ковалева Ольга Кузьминична
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ГШИ № 29
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чтение с листа, педагогический опыт"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

«

»

Чтение с листа

(

из

опыта

работы

преподавателя

)

школы искусств

:

Автор

,

Ковалева Ольга Кузьминична

преподаватель

МБУДО

№ 29

ГШИ

Новосибирск

2021

.

Введение

42

года в

профессии

Моя

профессия

называется

«

преподаватель

-

музыкально

,

теоретических дисциплин

общего

».

фортепиано

Оглядываясь

,

назад

,

вижу

сколько

,

,

профессий

кроме

основной

пришлось

освоить за

эти

:

годы

аккомпаниатор

классического танца и вокала

,

в театре

концертмейстер

,

,

,

академического пения скрипки домры

преподаватель фортепиано

в

.

музыкальной школе

,

Конечно

всё

это

стало

возможным

благодаря

методам

,

обучения в музыкальной школе и великолепному образованию

полученному

в

,

музыкальном училище в настоящем времени НМК

.

.

.

имени А Ф Мурова

Моим преподавателем в старших классах музыкальной школы

.

.,

,

была

Шахновская

З М

замечательная

пианистка

сейчас

я

,

!

понимаю

как

мне

повезло

Всю работу

над фортепианным

:

,

,

,

репертуаром она строила через пение звук легато фразировка

,

.

,

агогика баланс

всё пропевалось

Уверена в том что она была

.

«

».

,

знакома с работой Ф Вика

Фортепиано и пение

Вот что пишет о

.

:

«…

таком

методе

работы

Ф

Вик

особо

я

скажу

о

пении

!

Фортепианный

,

учитель

будь

он

учитель

начинающих

или

преподавателем

в

,

школе

высшего

мастерства

должен

.

представлять себе искусство пения и следовать за ним Пение

основа

,

звукообразования на инструменте пример фразировки и

музыкального

».

представления

«

.

Не надо всё время играть наизусть

Лучше смотреть в ноты и

много

читать

»

с листа

(

из

«

»

Правил

.

Ф

.)

Вика

«

Лучший способ научиться читать с листа

это как

можно

больше

»

читать

(

.

И

)

Гофман

,

К сожалению в музыкальной школе чтению с листа отводилось

.

очень

мало времени

Этим видом творчества я начала активно

.

заниматься

в

музыкальном училище

на

занятиях

фортепиано

Задания

давались

в

самой разнообразной форме

и в

разных

.

,

объемах

Например если мне предлагалась для разучивания пьеса

,

.

из сборника то нужно было выбрать лучшую Это были сборники

,

,

,

.

Майкапара Гедике Косенко Ляховицкой

Если же чтение с листа

,

2-3

:

,

было в классе то в течение

минут

нужно было увидеть

ноты

,

,

,

,

,

.

.

ритм темп фактуру аппликатуру оттенки педаль и т д

,

,

Если пьеса была быстрая то играть разрешалось медленнее ни в

.

коем случае не останавливаясь Иногда задания по чтению с листа в

.

классе усложнялись закрыванием тактов и даже строчек

Играя

,

,

первый такт

по нотам

смотришь

на

второй такт

как

только

,

переходишь ко второму

он закрывается

и ты играешь его по

,

.

.

памяти при этом смотришь на третий и т д

Совсем как в сказке

«

»

.

.: «

,

Дудочка и кувшинчик

Катаева В П

Одну ягодку беру на другую

,

,

,

смотрю третью примечаю а четвёртая мерещится

а

четвёртая

».

«

» -

,

мерещится

Двигать глаза

это упражнение

трудное и как

,

,

.

правило

пьесы выбирались лёгкие в спокойных темпах

Самое

интересное

было

читать

с

листа

в

ансамбле

с

,

преподавателем

.

:

я на второй партии Условие было очень строгое

«

!».

Ни при каких трудностях не останавливаться

Можно было

играть не

,

всё

главное

,

бас

,

гармония

можно

было

пропускать

,

такты

но

«

»

.

обязательно быть в метроритме и ловить

сильную долю

Это было

очень

увлекательно и

.

азартно

Навык

постепенно

,

совершенствовался

я

читала

всё

подряд

и

примерно к третьему

курсу

уже

довольно

сносно

играла

с

листа

и

стала

аккомпанировать

:

студентам

,

вокалистам

,

духовикам

.

домристам

Примерно

с

этого

времени

я

начала

заниматься

вокальным

,

аккомпанементом

в

классе

Башиной

Ольги

Степановны

,

заслуженной артистки РСФСР

благодаря которой погрузилась в

,

,

.

мир песен романсов оперных арий В

основном это были русские

,

,

,

композиторы Алябьев

Варламов

Гурилёв

,

,

,

Дюбюк Глинка Глиэр

,

.

Чайковский Рахманинов и др При

чтении

вокальных

сочинений

надо

было

уметь

дублировать

вокальную

партию

на

,

фортепиано

показать

,

вступление

следить

за

,

оттенками

,

дыханием

,

«

»

,

фразировкой чувствовать куда

идёт

певец предугадывать его

,

,

.

намерения

транспонировать

выбирая

удобную тональность

,

Прибавилась

работа

над

словом

над

историей

создания

.

произведений В

моей

памяти

до

сих

пор

,

потрясение

которое

я

,

испытала

разучивая

романс

.

.

С С

Рахманинова

«

»,

Здесь хорошо

где

слова

и

музыка

сливались в

.

единое целое

Приобретенные навыки чтения с

листа на фортепиано я стала

использовать на уроках сольфеджио и общего инструмента во время

.

преподавательской работы в музыкальной школе

В процессе

педагогической деятельности у меня

постепенно

сложились

принципы

формирования

этого

навыка

и

.

последовательность его развития

,

,

Подготовительная работа перед чтением с листа

на мой взгляд

.

выглядит следующим образом

В работе над чтением с листа нужно

использовать разные

,

приёмы

и

формы

работы

поскольку

индивидуальные

:

особенности ученика создают для каждого свои трудности

,

один

трудно воспроизводит

ритм другой не чувствует

,

ладовой

организованности

звуков

мелодии

третий

не

.

.

,

управляет

голосом и т д Но в первую очередь нужно научить

.

учащихся

медленному

связному

пению

Этот

навык

,

.

вырабатывается на медленных кантиленных песнях

,

Развивая

чистоту

интонации

учащихся

необходимо

,

.

.

формировать

внутренние музыкальные представления

т е

,

насколько он ясно представляет себе мелодию насколько ясны

,

представления которые вызывают у него незнакомый нотный

.

,

,

текст

Поэтому

начиная

с

первого

класса

необходимо

,

включать

в

урок

пение

знакомой

песни

частично

вслух

«

», «

».

частично про себя

по цепочке

Когда ученики научатся разграничивать на слух музыкальные

,

фразы им можно предложить чередовать таким же образом

.

"

",

2-3

.

пение фраз Пение цепочкой

по группам или по

человека

,

Смена групп должна проводиться

по фразам не нарушая

.

,

,

формы мелодии Не поющие в данный момент

ученики все

,

равно мысленно воспроизводят мелодию что активизирует

,

.

работу класса активизирует их внимание

Задания

должны усложняться

по мере

развития

слуховых

.

навыков

С помощью внутреннего слуха переключаться

с

,

.

мажора на минор и наоборот В одноименных и параллельных

тональностях спеть

мелодию пройдённого интервала

или

,

,

аккорда не называя звуков после выучить по нотам мелодию и

,

.

спеть её не называя звуков

Спеть выученную по внутреннему

.

представлению песню со словами

Перед каждым заданием даётся соответственная установка и

,

.

время

на

обдумывание

и внутреннее

слушание

Пение

с

гармонической поддержкой или с аккомпанементом помогает

.

детям сохранять ладотональную перспективу при пении Этот

,

приём хорошо развивает творческую инициативу организует

.

процесс

пения

во времени

Творческое

воображение

при

чтении

с

листа

воспитывает

способность

предслышать

.

развитие мелодии

,

Прежде чем начать петь с листа ученики должны бегло знать ноты в

,

,

пределах

первой

октавы

ощущать

разницу

длительностей

-

.

пульсацию долю в исполняемых номерах и песнях В исполняемых

,

или прослушанных инструментальных пьесах слышать тонику и

.

уметь завершить тоникой незнакомую мелодию

.

Подготовительные формы работы для выполнения чтения с листа

o

.

Чтение нот в ритме Этот приём помогает овладеть техникой

,

называния нот

отсутствие которой часто тормозит чтение с

.

,

.

листа

Полезно читать ноты меняя темп с дирижированием

,

Необходимо обратить

внимание на непрерывность движения

.

без остановок на исправление ошибок

o

.

Исполнение

ритма

мелодии хлопками

Этот

приём лучше

,

использовать

исполняя мелодию с

отстукиванием метра и

.

,

ритма Чётко фиксировать и обращать внимание на то сколько

(

)

,

,

в одной доле

если доля равна четверти четвертей восьмых

(

)

шестнадцатых и сколько долей ударов в половинной и целой

.

ноте

o

,

.

Разучивание отдельных оборотов

попевок С первых уроков

,

,

вводить короткие мотивы попевки каждая попевка должна

.

заканчиваться

тоникой

Полезно разучивать

эти обороты с

.

соответствующей гармонической поддержкой В распевании и

настройке можно давать

непривычные обороты и трудные

,

.

места которые встретятся в мелодии для чтения

o

.

Сольмизация

Точное

интонирование

названных

нот

в

.

.

медленном темпе Петь необходимо только вокально Особое

внимание

необходимо

уделять

фразам

и

правильному

.

использованию дыхания

o

Большое значение для чтения с листа имеет предварительный

.

,

:

,

анализ

Анализ

должен быть простым общим тональность

,

.

-

размер темп Обязательно определяется структура мелодии

,

,

,

членение

на

предложения

фразы

наличие

повторности

,

.

варьирования секвенции

o

:

Важно научить учащихся настраиваться в тональности

петь

,

,

,

гамму

трезвучие

отдельные

ступени

интонации

из

.

,

последующей мелодии

Полезно мелодию прочитанную с

,

,

листа в классе дать ученикам выучить дома чтобы добиться

.

хорошего выразительного исполнения

Разученные примеры

,

«

», «

»,

полезно петь не только нотами но и на слоги

ле

та

и

,

,

,

другие с текстом в другой тональности это помогает быстро

.

ориентироваться в данной настройке

o

Для

чтения

с

листа

необходимо

формировать

навык

.

мысленного пения На доске пишется фраза или предложение

,

.

знакомой мелодии но записанной в новой тональности Задача

.

.

учеников узнать её и пропеть

Или другой способ На доске

,

.

записана

короткая

мелодия

незнакомая

ученикам

Видя

,

;

нотный текст они должны мысленно представить её звучание

,

затем нужно сыграть записанное для проверки представления

,

.

умышленно сделав ошибки которые нужно исправить

Важно в чтении с листа научить детей слушать себя и все время

.

,

смотреть вперёд Трудность чтения с листа в том что ученики

:

должны выполнить одновременно несколько задач

интонировать

,

,

,

мелодию соблюдать ритмический рисунок сохранять темп слушать

.

своё пение и

при этом все время смотреть вперёд

Необходимо

,

обращать

особое

внимание

на

равномерность

пульсации

на

.

соблюдение начального темпа На ошибки при пении можно указать

,

,

после исполнения мелодии так как частые остановки поправки

,

приводят к искажению темпа

нарушению цельности исполнения

.

мелодии

Не

следует

слишком много

заниматься

индивидуальным

.

,

чтением с листа Очень полезно беглое чтение проводить хором

.

группой Пение в разных темпах необходимо для развития техники

.

,

сольфеджирования Конечно для чтения с листа в быстром темпе

.

следует использовать более легкие примеры

,

Работая над чтением с листа

необходимо увлечь учеников

.

,

,

этой интересной формой работы Показать учащимся как глядя в

,

,

ноты озвучить и услышать написанную мелодию или песню не

.

20-25

прибегая к инструменту На каждом уроке следует отводить

,

минут работе над чтением с листа

используя разные приёмы и

.

формы В оценке музыкальных данных и успеваемости ученика

уровень чтения с листа должен быть одним из основных критериев

.

освоения образовательной программы

В

наше

время

музыкальная

школа

выполняет

двуединую

:

задачу

воспитание

-

музыканта слушателя

и

-

музыканта

.

исполнителя

И

тем

и

другим

совершенно

необходимо

,

аккомпанировать

хорошо

читать

с

,

листа

играть

по слуху

и

.

транспонировать Именно благодаря этим навыкам формируются

,

,

коммуникативные свойства личности

метапредметные умения

которые

могут

быть

использованы

как

в

образовательной

,

деятельности так и при решении проблем в реальных жизненных

.

ситуациях

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

. «

Брянская

Ф

Формирование и развитие

навыка игры с

листа в

первые

».

годы обучения пианиста

,

Москва

2007

2.

. «

Вахромеев В

Вопросы методики преподавания сольфеджио

».

, 1978

в ДМШ Москва

3.

. «

Верхолаз

Р

Вопросы

».

методики чтения нот с листа

Москва

,

1960

4.

Готлиб

.

А

«

Основы

ансамблевой

».

техники

,

Москва

1971

5.

Гофман

.

И

«

Фортепианная

»

игра

.

,

Москва

1961

6.

.

«

Гринштейн

С

Великие

фортепианные

педагоги

».

прошлого

-

,

Санкт Петербург

2004

7.

. «

Подольская В

Развитие

».

навыков аккомпанемента с листа

. «

».

,

Сб

О работе концертмейстера

Москва

1974

8.

.

«

Серединская

В

Развитие

внутреннего

слуха

в

классах

».

, 1962

сольфеджио

Москва

9.

. «

».

.

, 2015

Тетерина Г

Подбор по слуху

Москва Владос

10.

. «

,

Фридкин Г

Чтение с листа на уроках сольфеджио Москва

1982

11.

. «

».

, 1966

Шендерович Е

В концертмейстерском классе

Москва

12.

. «

Ядова И

Пособие для развития навыка подбора по слуху в

».

-

, 2006

классе

фортепиано

Санкт Петербург



В раздел образования