Автор: Андреева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с№2 "Планета детства".
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование нравственных ситуаций в дидактической игре как средство воспитания экологической этики у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
«Использование нравственных ситуаций в дидактической игре как
средство воспитания экологической этики у дошкольников».
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
« Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Планета детства»
г. Альметьевска Республики Татарстан
Татарстан Республикасы Әлмәт шәһәре “Баланың сәләтен үстерү үзәге 2 – нче
“Планета детства” балалар бакчасы муниципаль бюджет мәктәпкәче белем бирү
учреждениясе”
Подготовила:
Воспитатель
Андреева Н.В.
г. Альметьевск,2021г
В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим
нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых
существ, основу современных отношений человека природы должен
составлять глубоко нравственный принцип устойчивого развития, которое
удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу
способность будущих поколений удовлетворять свои собственные
потребности.
В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация
морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана
такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные
элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности
в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.
Проблемой воспитания экологической этики у детей дошкольного возраста и
младших школьников занимались: В.И. Баранова, Ганди, С.Д. Дерябо, П.А.
Кропоткин, Торо, А. Швейцер, В.А. Ясвин.
Как отмечает В.И. Баранова, ценностное осмысление природы выражает
нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и
общество выступают как элементы единой системы «природа – общество»,
вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы
природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами
общества, включая в сферу морали.
В широком смысле слово «этика» - это философская и научная дисциплина,
изучающая явления морали и нравственности: морали как совокупности
норм – запретов, требований, предписаний, идеалов – принятых в данном
обществе и закрепленных в его культуре; нравственности как поведения
людей с точки зрения его соответствия этим нормам.
По определению предметом экологической этики как одной из субдисциплин
общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в
области отношений человек – общество – природа.
Особую актуальность в настоящее время приобретает этика благоговения
перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который
подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней
духовной связи человека с окружающим его миром.
Суть благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред
любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько
оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также
постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение
перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает
неизбежность выбора между этическим и необходимым.
Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с
природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те
явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с
тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и
сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры,
а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в
различных условиях. Игры придают деятельности эмоциональную окраску,
наполняют ее яркими красками, делают ее живой, а следовательно, и более
интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у
ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают
восприятие излагаемых проблем и знаний
Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой
обучения
детей
дошкольного
возраста.
Дидактические
игры
экологического характера должны помочь педагогам дать детям
установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в
кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное
отношение к такому поведению.
Я считаю, что дидактические игры в экологическом воспитании
играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является
любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для
восприятия «природного» содержания.
Использование нравственных ситуаций в дидактической игре позволяют
воспитывать основы экологической этики у детей дошкольного возраста
Нравственные экологические ситуации - это примеры деятельности человека
в природе и культурной среде, в которых показаны нарушения нравственных
правил. Нравственные ситуации создаются на основе изучаемого материала и
включают в себя особенности деятельности человека или ее результаты.
Проведение экологических занятий позволяет формировать у детей
убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в
стране и на всей планете. Большое внимание уделяется воспитанию
гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в
природной среде, следование которым составляет основу экологической
культуры личности.
Организуя жизнь ребенка, надо учитывать, что любая его деятельность —
учебная, трудовая, общественно полезная и даже игровая — сможет
выполнять свою воспитательную функцию лишь при условии, что она будет
определённым образом мотивирована. Известно, что активная,
самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком
возникает проблема, вопрос. Поэтому воспитатели должны стремиться так
проводить занятия, чтобы перед детьми чаще возникали хотя бы несложные
проблемы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно решать проблемы.
Нравственная проблемная ситуация в воспитании тесно связана с понятием
проблемной ситуации в обучении. Проблемная ситуация - это
психологическое состояние затруднения, невозможности объяснить факт или
решить познавательную задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может
иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма,
препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников. Любые
прогрессивные технологии воспитания центрированы на гуманистическом
общении, в основе которого - заинтересованное обсуждение актуальных
проблем. Какие-то этические вопросы обсуждаются младшими школьниками
в повседневной жизни, но, естественно, на разном уровне истинности. На
другие они хотели бы получить ответы в школе.
Формирование у детей привычки мысленно ставить себя в положение других
людей, почувствовать значимость милосердного отношения к миру растений
к животным, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно
вторгаются в природу и вредят ей, способствует введение нравственных
ситуаций на занятиях по познавательному развитию (окружающий мир). С
этой целью мы использовали тексты из книги А.А. Плешакова, А.А.
Румянцева «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» .
Организуя коллективный поиск ответов на многочисленные «почему»,
воспитатель тонко и ненавязчиво раздвигает узкие рамки житейских
представлений детей о решении моральных проблем. Вот почему
проблемно-поисковый стимул - важнейшая составляющая нравственного
воспитания.
Именно благодаря его применению удается вызвать у детей наиболее
высокий уровень интеллектуально-эмоционального напряжения, которое
характеризуется непринужденной активностью высказываний,
нестандартными самостоятельными подходами, неожиданными встречными
вопросами.
Проблемно-поисковый стимул предполагает педагогическое моделирование
эмоционально значимых для детей старшей группы словесных и игровых
задач, основанных на активном поиске правильных нравственных решений в
ситуации заинтересованного общения. В совокупности с другими
эмоциональными побудителями он составляет интеллектуально-
эмоциональный комплекс. Пусковой «механизм» эмоциональности -
познавательный интерес, неоднозначность,
проблемность,
актуализированность задач нравственного содержания и общение как одна из
основных потребностей школьников.
Попробуем порассуждать на тему о возможности создания неких ситуаций,
проживая которые, ребёнок в большей степени осознавал бы себя,
рефлексировал бы свои отношения и деятельность, учился бы делать
нравственный выбор, самостоятельно принимать решения и их
реализовывать.
Существует несколько классификаций нравственных проблемных
ситуаций. Одну из этих классификаций предлагает Е. Яновская.
Рассмотрим её.
1.Анализ нравственных конфликтных ситуаций
Лучшим материалом для такого анализа являются нравственные
конфликтные ситуации, взятые из художественных произведений - книг,
кинофильмов, спектаклей, близких жизненному опыту детей. Это позволяет,
во-первых, вести разговор на нейтральном материале, не задевая конкретную
личность; во-вторых, соединить два эмоциональных стимула -эмоционально-
образный и проблемно-поисковый, что усиливает эмоциональный «накал»
ситуации.
Нравственные экологические ситуации - это примеры деятельности человека
в природе и культурной среде, в которых показаны нарушения нравственных
правил. Нравственные ситуации создаются на основе изучаемого материала и
включают в себя особенности деятельности человека или ее результаты. Они
помогают ребятам не только проанализировать поступки литературных
героев, но и подумать, как бы они поступили сами, принять правильное
решение.
Педагог может описать конфликтную ситуацию, взятую из собственных
наблюдений за детьми. Но при этом используется прием «отсроченного
действия», изменяются имена, вводятся вымышленные детали и т.д. Так
вырисовывается ситуация-аналог — в чем-то узнаваемая, но как будто бы
«про других ребят».
Рассказ о конкретных ситуациях выполняет функции своеобразного
эмоционального «рычага», поднимающего ряд вопросов — проблемных,
оценочных. И те, и другие - основа дискуссионности. В этом их ценность
Например, в ходе занятия про «Водоем» ребятам может быть предложена
для обсуждения ситуация «Бутылочная почта»: Когда – то давно моряки,
потерпевшие кораблекрушение и оставшиеся живыми, кидали в море
бутылку с сообщением, где в океане расположен остров, куда их выбросили
морские волны. Если везло, бутылка приплывала к каком-нибудь обитаемому
берегу, где ее могли выловить из воды. А после – отправить корабль для
спасения потерпевших. Так работала когда – то «бутылочная почта». Такая
бутылка была очень нужна, ведь от нее зависела жизнь людей.
Современная бутылка, брошенная в море, озеро, реку, пруд, уже никому не
нужна. Она – мусор, захламляющий водоем.
Кто не любит жарким летом отдохнуть на берегу реки, озеро, чистого пруда?
Отдохнуть, искупаться… Чистая природная вода дарит нам здоровье,
бодрость, хорошее настроение.
Вот и сейчас на берегу расположилась веселая компания. Слышны шутки,
смех, песни. Но прошло время, ушла компания. А на берегу остались пустые
бутылки, консервные банки, бумага, полиэтиленовые пакеты. Никому и в
голову не пришло, что все это надо обязательнее взять с собой, а затем
выбросить в мусорный ящик. Кто – то из веселой компании бросил в реку
пустую стеклянную бутылку. А ведь в водоемы бросают не только бутылки,
но и многое другое. Какие – то железки, кирпичи, консервные банки… Дно
многих наших рек и речек местами напоминает настоящую свалку. Да и
купаться в таких местах опасно. А ведь как, казалось бы, просто – ничего в
водоемы не бросать и ничего не оставлять на берегу!
Как важно и нужно сохранить чистыми и красивыми реки и речки, ручьи и
родники, озера и пруды, моря и океаны! Ведь без чистой воды не будет
здоровой вся природа, не будет здоровым и сам человек.
А может быть, все – таки брошенная в речку бутылка – это и сейчас
«бутылочная почта»? В ней нет никакой записки, она сама – послание.
Послание другим людям, которые живут сейчас, и тем, кто будет жить на
Земле после нас. Послание, которое рассказывает о том, как плохо многие из
нас относятся к окружающему миру, как мало его любят и совсем не хотят
беречь. Может быть, эта брошенная бутылка – рассказ о них самих, об их не
очень хороших качествах, о том, что они еще не научились ценить чистоту и
красоту мира? Как бы вы поступили на месте этой веселой компании?
2.Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора близких
жизненному опыту ребенка.
Этот прием эмоционального стимулирования ценен тем, что позволяет вести
заинтересованный разговор на актуальные для ребенка темы, связанные с их
собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-
аналога помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в
затрудненных, противоречивых жизненных обстоятельствах. Например, в
ходе занятия «Про Лес » с ребятами может обсуждаться ситуация «Разговор в
лесу»: Старый куст орешника однажды закряхтел, заохал и обратился к
растущей по соседству осине:
- Знаешь, сестрица, люблю я людей, но, сколько живу, все время на них
обижаюсь.
- А почему? – заинтересовалась осина.
- Вот когда люди приходят ко мне за орехами, я радуюсь. Приятно угостить
человека, который орехи рвет аккуратно, веток моих не ломает. Но, сестрица,
люди не все такие. Некоторые, чтобы собрать побольше, готовы хоть все
ветки обломать. Вот я и обижаюсь… Но не только из – за этого. Посмотри-ка
туда, на тропинку. Видишь, проходят люди? Негромко разговаривают, о чем
– то спорят, смеются. И все бы хорошо, но… Смотри - ка внимательно. То
один из них, то другой срывают кто листик, кто веточку на кустах. Зачем? Да
просто так. Сорванный лист вскоре бросают. Веткой помашут, да и выкинут.
Вот они к нам идут. Видишь, и с меня сорвали лист… А ведь у меня каждый
листочек на счету. Ведь листья меня кормят, для моих орехов вырабатывают
полезные вещества. Ох, грустно мне. Хорошо тебе, у тебя веточки высоко.
- Это они сейчас у меня высоко, - задумчиво ответила осина. – А пока я
росла, со мной то же самое было.
Зато теперь у меня, братец, другие проблемы. Посмотри на мой ствол.
Видишь надпись: «Здесь был Вася»? Это ведь не просто так написано, а
ножом вырезано на моей коре. Люди думают, что мы, деревья, ничего не
чувствуем. А мы ведь тоже живые, нам ведь тоже больно.
Нам, деревьям, как и вам, кустарникам, есть, за что обижаться на людей.
На деревьях не только надписи вырезают и ветки ломают. Иногда нас рубят
без большой необходимости, а это просто ужасно. Иногда в ствол забивают
гвозди, чтобы прикрепить что-нибудь. Два соседних дерева вполне могут
превратить в качели, прибив к ним перекладину. Или в турник, чтобы
физкультурой заниматься. Да мало ли что еще могут проделывать с
деревьями некоторые люди.
А что, если деревья, как и другие живые существа, как и люди, могут
испытывать страх? Что, если дерево боится человека, идущего к нему с
недобрыми намерениями? Возможно, если бы люди знали об этом наверняка,
они относились бы к нам не так жестоко… Ребята, чтобы вы сделали, если
бы услышали этот разговор?
Такие задания позволяют детям проанализировать несколько возможных
вариантов и сделать правильный нравственный выбор. Правда, часто
приходится наблюдать, что дети, проявляющие во время игровой
нравственной ситуации положительные качества, в повседневной жизни
ведут себя совсем иначе. Это происходит потому, что возвышенные
переживания и чувства, побуждавшие детей во время занятия, и
соответствующие им формы поведения ещё не успели закрепиться в качестве
устойчивых нравственных мотивов и устойчивых качеств личности. Поэтому
опытные воспитатели стараются закрепить эти черты в повседневном
поведении детей.
Итак, в процессе правильно организованной деятельности у детей возникают
такие чувства и привычки, без которых невозможно формирование
нравственных чувств, убеждений и нравственного мировоззрения, а тем
самым возникновение более высоких нравственных мотивов и качеств
личности.
3.Анализ рассуждений сверстников
Этот прием позволяет воспитателю создать острополемическую ситуацию, в
ходе которой высказываются нравственные оценочные суждения. Ценность
этого приема состоит в том, что рассуждения других ребят делают
содержание разговора более убедительным. Материал может быть взят из
художественной литературы. Для создания ситуации «анализ рассуждения
сверстников» педагог может использовать собственный опыт, случайные
жизненные наблюдения. Например, в ходе занятия про «Водоем» детям
предлагается ситуация для обсуждения «Изучили»: Был теплый весенний
день. Два мальчика, Петя и Женя, пошли на пруд, чтобы отдохнуть на берегу.
Подошли они к воде и увидели среди водных растений лягушачью икру. Она
их заинтересовала.
- Давай ее изучим, - предложил Петя.
- Давай, - радостно согласился Женя.
Ребята сорвали какой-то лист, «зачерпнули» им икру и вытащили ее на берег.
Положили на траву и стали внимательно рассматривать.
Икра лягушки была холодная и скользкая. Каждая икринка имела внутри
маленький темный шарик, который снаружи был окружен прозрачной
оболочкой.
- Интересно, - сказал Петя.
- Да, - ответил Женя. – Какие они маленькие, эти икринки. Даже не верится,
что из каждой получится большая лягушка.
- Ну, - задумчиво сказал Петя, - они ведь не сразу получатся. Сначала будут
маленькие головастики, они будут расти, поговорили о том о сем и пошли
дальше.
А как же икринки? Они так и остались лежать на берегу.
Ребята, как вы думаете, выведутся теперь из них головастики? Как
необходимо было поступить мальчикам?
4.Анализ противоречивых высказываний.
Этот прием позволяет легко и естественно создать ситуацию столкновения
спорных точек зрения, разных подходов к идентичным нравственным,
эстетическим явлениям. Особенно часто используется он для активизации
хода этической беседы, диспута. Материалом для анализа противоположных
точек зрения могут быть данные анкет, мнения выдающихся людей.
Один из эффективных приемов создания проблемных ситуаций при
коллективном обсуждении книги, спектакля, кинофильма — сопоставление
различных точек зрения, высказанных авторами критических статей. Для
того чтобы в самом начале обсуждения возникла атмосфера свободных
заинтересованных высказываний, часто бывает достаточно зачитать наиболее
эффектные отрывки из рецензий, авторы которых обнаруживают разные
подходы к анализу художественного произведения. Например, на уроке «Про
Лес» может использоваться ситуация «Случай с жуком – грибником»: В тот
теплый июльский день Танин папа принес из леса много грибов. Таня с
интересом рассматривала разные грибы в корзине. Особенно ей понравился
большой подберезовик. Она взяла его и с восторгом воскликнула: «Мама,
смотри, какой красивый гриб!»
И в этот момент маленькое, не больше сантиметра, юркое существо
выскочило из грибной шляпки и побежало по руке девочки, а затем упало на
пол и устремилось под шкаф.
«Ой, кто это?!» - воскликнула Таня и с испугу уронила гриб.
Мама заглянула под шкаф. Маленькое существо выбежало на середину
комнаты и заметалось там, а потом забегало вокруг ножки стула. Это было
какое-то насекомое, кажется – жук.
«Его надо немедленно раздавить, а то еще укусит», - сказала мама и
принялась ловить жука. А тот, словно поняв, что вот-вот погибнет, быстро
забрался на папину ногу и застыл, как будто просил защиты.
Папа сидел молча и с любопытством рассматривал необычного жука. Ученые
называют этого жука грибником, а если совсем точно, то грибником рыжим.
Называют так за то, что он встречается в грибах и окрашен главным образом
в рыжий цвет. Впрочем, голова и часть брюшка у него черные. Голова у
грибника большая, а на ней длинные, словно кинжалы, челюсти. Другое
название этого жука – хищник рыжий. Он действительно хищник, но опасен
только для мелкой живности, обитающей в грибах. И прежде всего для
маленьких «червячков» - личинок грибных комариков и мушек, тех самых,
из-за которых грибы бывают червивыми.
Вот такой это оказался жук.
Что же с ним делать?
Мнения разделились. Мама по-прежнему хотела его раздавить, а папа
предложил отнести жука в лес.
Этому очень обрадовалась Таня, ведь она совсем не желала гибели грибного
жука.
Ребята, как вы считаете, кто из них прав? Почему?
5. Этические дилеммы.
В жизненных обстоятельствах человеку постоянно приходится делать
нравственный выбор. При этом он обязательно оценивает ситуацию,
соотнося ее и с собственными этическими представлениями, и с ожиданиями
окружающих.
Этические дилеммы представляют собой создание воображаемых ситуаций
альтернативного морального выбора и рассматриваются как специально
организованные упражнения, требующие обоснованных мотивировок.
Дилемма вводится в контекст конкретной темы: акцентируется внимание
школьников или их родителей на этических обоснованиях выбора и показе
душевных состояний воображаемых героев. Например, на уроке «Лес –
природное сообщество» можно обсудить ситуацию «Пожалейте березы»: Это
было много лет назад. Два школьных товарища, Вова и Саша, в конце апреля
пошли в лес за березовым соком.
Они хотели сделать все аккуратно, так, чтобы дерево не пострадало. Но ушли
из лесу без сока, возмущенные и огорченные. И даже сказали друг другу, что
больше никогда не будут собирать березовый сок.
Что случилось в роще?
Ребята увидели, что у тоненькой, стройной березки кто-то спилил верхушку
и прикрепил к стволу большое ведро. Оно уже было полным, и под березой
шел «дождь» из сока. Добрые мальчишки ужаснулись. У кого же рука
поднялась сделать такое?
И вдруг им стало стыдно и за себя. Ведь они могут обойтись без березового
сока, а сама береза – нет. Он нужен ей для жизни, для того, чтобы
белоствольная красавица оделась в зеленый наряд нежных листочков, чтобы
подросла, выпустила новые веточки, дала плоды и семена.
Да, что-то странное и плохое происходит весной с некоторыми школьниками
и взрослыми. Они устремляются в березовые рощи с ножами и топорами и
режут и ранят березы.
В раны деревьев проникают споры грибов- трутовиков. Попадет такая спора
в ранку, и начнет в стволе дерева разрастаться грибница трутовика. Будет
жить не один год, будет высасывать соки из дерева, питаться за его счет. И
так до тех пор, пока дерево не засохнет.
А виноват в гибели дерева будет не гриб, а человек, нанесший дереву рану.
Ребята, может быть, лучше, как Вова и Саша, решить раз и навсегда: не
будем портить деревья, оставим березам их сок, им он нужнее?!
Итак, мы рассмотрели различные способы создания проблемных ситуаций
нравственного выбора. Ознакомившись с ними, воспитатель сможет без
особых затруднений применять проблемно-поисковый стимул. Конечно,
очень важно постепенно накапливать конкретный материал из
художественной литературы, периодики, телепередач; жизненных
наблюдений, анкет.
Список литературы:
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская
литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе.
Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург,
«Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва
«Просвещение», 1985
9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ;
№10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва,
«Просвещение», 1988.
11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва,
«Просвещение», 1985.
12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»//
«Дошкольное воспитание» №7, 2002.
13. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.
14. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»//
ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
15. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
17. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.