Автор: Животова Татьяна Авериановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№6
Населённый пункт: город Дмитров Московской обл.
Наименование материала: Проект
Тема: В мире этикета
Раздел: дошкольное образование
Проект «В мире этикета»
Культура общения людей основана на
соблюдении определенных правил,
которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти
правила называются этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в
различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая собеседника, как
принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону,
знакомиться и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но
и
обладает
такими
качествами,
как
приветливость,
добросердечие,
уступчивость, уважительное отношение к людям.
Если правильно прививать культуру общения детям, то очень скоро ребенок
станет проявлять сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом
кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.
Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила приличия.
Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была
верной. Детям нужно подавать хороший пример в повседневной жизни,
стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша,
терпеливо.
Нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с людьми, нужно лишь
показать ему, как надо себя вести в любом случае. Нужно, чтобы слово
«слушаться» не являлось элементом принудительности, угрозы, наказания, а
воспринималось ребенком, как пример того, как вести себя с другими
людьми. Научить ребенка правильно вести себя, подчиняться радушной
жизненной дисциплине, можно лишь посредством воспитания у него
сознательного отношения к своим поступкам.
В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок сам готов постепенно
учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует
показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания
об
основных
принципах,
на
которых
эти
отношения
строятся,
и
контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим
поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно
показывать им пример.
Цель проекта: Обогатить детей знаниями об этикете, способствовать
нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о
добре, милосердии, дружбе, культуре общения.
Задачи проекта:
1.
Способствовать
развитию
адекватной
оценочной
деятельности,
направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих
людей.
2.
Способствовать развитию у детей положительных черт характера.
3.
Воспитывать любовь к родному языку.
4.
Реализовать данный проект в условиях социального центра.
Принципы проекта
Основным принципом является:
- принцип личностного подхода (учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников).
Условия реализации проекта:
Для успешной реализации данного проекта необходимо:
- создать систему знаний и умений воспитанников;
- подобрать ролевые игры;
- использовать на занятиях элементы народного творчества (пословицы,
поговорки, загадки);
- использовать наглядный дидактический материал;
- начать обучение детей с 6-7 лет (с учетом возрастных особенностей их
развития).
Содержание проекта
Каждое занятие носит познавательно-обучающий характер.
Возрастные особенности старших дошкольников требуют, чтобы занятия по
этикету проводились в увлекательной игровой форме. Важно, чтобы дети без
особых усилий, с интересом овладевали этическими знаниями и умениями
применять эти знания в общении с окружающими.
Все занятия разнообразны, эмоциональны, насыщены стихами, сказками,
музыкой, примерами из жизни детей.
Содержание занятий раскрывается в форме непосредственного общения
воспитателя с детьми.
План работы с детьми
3.02 Беседа «Вежливость на каждый день»
Цель: побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к
окружающим, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, говорить
спокойно.
5.02
Сюжетно-ролевая игра «Повара»
Цель:
воспитание
культуры
общения,
привитие
навыков
культуры
поведения, культурно-гигиенические навыки.
10.02 Ситуация «Пожелаем здоровья друг другу»
Цель:
продолжать
воспитывать
приветливость,
привычку
здороваться
и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.
12.02 Дидактическая игра «Что сначала – что потом?»
Цель: закрепить приёмы пользования зубной щёткой.
17.02 Ситуация «Я и взрослые».
Цель: приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать
говорящего, обращаться по имени и отчеству.
19.02 Беседа «Как вести себя за столом».
Цель: напомнить правила поведения в гостях.
24.02 Сюжетно-ролевая игра «Семья идет в парк».
Цель: воспитывать культуру общения, упражнять в правилах
этикета.
26.02 Дидактическая игра «Я покупаю подарок».
Цель: упражнять в вежливом обращении к продавцу.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны:
- иметь общее понятие об этикете;
- иметь представление о правилах поведения в общественных местах,
транспорте, на улице и применять их на практике;
- иметь представление о том, как можно выразить свою просьбу словами;
- иметь представление о соблюдении элементарных правил поведения: вести
себя спокойно, сдержанно, не кричать, не мешать окружающим;
- уметь пользоваться столовыми приборами.