Напоминание

Патриотическое воспитание школьника средствами урока изобразительного искусства


Автор: Наталья Валерьевна Калинина
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание школьника средствами урока изобразительного искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотическое воспитание школьника средствами урока

изобразительного искусства

Н.В. Калинина

Учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории,

Лицей имени Н.Г.Булакина г. Абакан

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и

обязательно, что – то конкретное для нее делать. Учиться и трудиться на ее благо, приумножать

ее богатство, а если понадобится, быть готовым стать на ее защиту.

Реализация задач патриотического воспитания может осуществляться через содержание

предмета «Изобразительное искусство».

В основные задачи предмета «Изобразительное искусство» входит воспитание российской

гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за

свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного

наследия народов России и человечества.

В круг задач учителя изобразительного искусства в рамках патриотического воспитания

входит: создание благоприятных условий для самовоспитания, самопознания и самореализации

обучающегося; включение обучающегося в разнообразные виды художественно-творческой

деятельности, способствующие воспитанию гражданско-патриотических качеств личности

ученика; сохранение высших ценностей, нравственных идеалов, культурных традиций России и

нашей малой Родины – Хакасии.

Эффективности реализации задач патриотического воспитания можно достичь через

интеграцию предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «История»,

«МХК». Интегрированный урок, урок – экскурсия, урок – путешествие вызывают особый

интерес у школьников. Интегрированный урок в рамках ФГОС дает возможность учащимся

получать глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов,

соединяя в восприятии в широкую целостную картину мира анализируя, синтезируя и сравнивая

сложные процессы и явления объективной действительности.

Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой.

4 класс - интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного

искусства «Мир природы в творчестве хакасских поэтов, художников и музыкантов».

На фоне мелодии чатхана – хакасского народного струнного инструмента, звучат стихи

хакасской поэтессы Натальи Ахпашевой, воспевающей любовь к своей земле и Родине. Картины

Георгия Краснова «Абаканская протока», Георгия Сагалакова «В Аскизской степи», «Боградские

сопки», «Земля предков», «Мелодия степи» оставляют неизгладимое впечатление красоты

хакасской земли. Серия уроков – путешествий: «Память предков – великий воин», «О чем

поведали древние руны…»; «Хакасский эпос в творчестве художников графиков», «Хакасская

юрта как отражение природных сил» приобщают ребят к прошлому нашей малой Родины, ее

корням. Ученики познают народную мудрость через легенды и сказки хакасского народа.

Отражение хакасского эпоса и героическое прошлое ярко предстает перед ребятами в работах

художника – графика Ричарда Субракова: «Хан Мирген», «Шаман», «Хан Тонис», «Арыхлай

Тайзы». Живопись Надежды Кобыльцовой позволяет познакомиться с бытом, традициями,

национальной одеждой хакасов: «Приготовление талгана», «Хакасские наряды», «Цветет пикуля

– поют тахпахи». Картина Михаила Бурнакова «Этюд с юртой» знакомит обучающихся с миром

хакасского поселения - аала.

5 класс – интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства

«Образ русской красавицы и воина защитника в произведениях русских поэтов, композиторов,

художников».

Портреты: Н.А. Римского-Корсакова, М. Врубеля, А.С.Пушкина; работы художников:

Врубеля, Васнецова, Билибина, Коркина; фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Три

чуда», «33 богатыря», «Царевна - Лебедь», отрывки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе

Салтане» - раскрывают образы русской красавицы (русский женский народный костюм) и

доблесть русского воина – воина героя, богатыря, защитника Отечества.

6 класс – интегрированный урок МХК и изобразительного искусства «Александр Невский

в истории искусства». Русского князя – предводителя, защитника Отечества – патриота земли

Русской нам помогают раскрыть художник Павел Корин, Скульптор И. Козлов, архитектор П.

Бутенко и режиссер театра и кино С.Эйзенштейн.

7 класс – урок - экскурсия «Крупнейшие музеи изобразительного искусства России и их

роль в культуре» помогает ребятам постигать культурное наследие народов России.

Таким образом, опираясь на героическое прошлое нашей большой и малой Родины,

личный пример ее ярких исторических представителей, мы воспитываем в школьнике патриота

своей

Родины

с

высокими

нравственными,

морально-психологическими

и

этическими

качествами, среди которых будут иметь патриотизм, гражданственность, ответственность за

судьбу Отечества и готовность к ее защите.

Список Литературы:

1.

Неменский, Б.М. Изобразительное искусство, Рабочие программы 5-9 классы. – М.:

Просвещение, 2011



В раздел образования