Автор: Наталья Валерьевна Калинина
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание школьника средствами урока изобразительного искусства
Раздел: среднее образование
Патриотическое воспитание школьника средствами урока
изобразительного искусства
Н.В. Калинина
Учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории,
Лицей имени Н.Г.Булакина г. Абакан
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и
обязательно, что – то конкретное для нее делать. Учиться и трудиться на ее благо, приумножать
ее богатство, а если понадобится, быть готовым стать на ее защиту.
Реализация задач патриотического воспитания может осуществляться через содержание
предмета «Изобразительное искусство».
В основные задачи предмета «Изобразительное искусство» входит воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества.
В круг задач учителя изобразительного искусства в рамках патриотического воспитания
входит: создание благоприятных условий для самовоспитания, самопознания и самореализации
обучающегося; включение обучающегося в разнообразные виды художественно-творческой
деятельности, способствующие воспитанию гражданско-патриотических качеств личности
ученика; сохранение высших ценностей, нравственных идеалов, культурных традиций России и
нашей малой Родины – Хакасии.
Эффективности реализации задач патриотического воспитания можно достичь через
интеграцию предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «История»,
«МХК». Интегрированный урок, урок – экскурсия, урок – путешествие вызывают особый
интерес у школьников. Интегрированный урок в рамках ФГОС дает возможность учащимся
получать глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов,
соединяя в восприятии в широкую целостную картину мира анализируя, синтезируя и сравнивая
сложные процессы и явления объективной действительности.
Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой.
4 класс - интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного
искусства «Мир природы в творчестве хакасских поэтов, художников и музыкантов».
На фоне мелодии чатхана – хакасского народного струнного инструмента, звучат стихи
хакасской поэтессы Натальи Ахпашевой, воспевающей любовь к своей земле и Родине. Картины
Георгия Краснова «Абаканская протока», Георгия Сагалакова «В Аскизской степи», «Боградские
сопки», «Земля предков», «Мелодия степи» оставляют неизгладимое впечатление красоты
хакасской земли. Серия уроков – путешествий: «Память предков – великий воин», «О чем
поведали древние руны…»; «Хакасский эпос в творчестве художников графиков», «Хакасская
юрта как отражение природных сил» приобщают ребят к прошлому нашей малой Родины, ее
корням. Ученики познают народную мудрость через легенды и сказки хакасского народа.
Отражение хакасского эпоса и героическое прошлое ярко предстает перед ребятами в работах
художника – графика Ричарда Субракова: «Хан Мирген», «Шаман», «Хан Тонис», «Арыхлай
Тайзы». Живопись Надежды Кобыльцовой позволяет познакомиться с бытом, традициями,
национальной одеждой хакасов: «Приготовление талгана», «Хакасские наряды», «Цветет пикуля
– поют тахпахи». Картина Михаила Бурнакова «Этюд с юртой» знакомит обучающихся с миром
хакасского поселения - аала.
5 класс – интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства
«Образ русской красавицы и воина защитника в произведениях русских поэтов, композиторов,
художников».
Портреты: Н.А. Римского-Корсакова, М. Врубеля, А.С.Пушкина; работы художников:
Врубеля, Васнецова, Билибина, Коркина; фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Три
чуда», «33 богатыря», «Царевна - Лебедь», отрывки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе
Салтане» - раскрывают образы русской красавицы (русский женский народный костюм) и
доблесть русского воина – воина героя, богатыря, защитника Отечества.
6 класс – интегрированный урок МХК и изобразительного искусства «Александр Невский
в истории искусства». Русского князя – предводителя, защитника Отечества – патриота земли
Русской нам помогают раскрыть художник Павел Корин, Скульптор И. Козлов, архитектор П.
Бутенко и режиссер театра и кино С.Эйзенштейн.
7 класс – урок - экскурсия «Крупнейшие музеи изобразительного искусства России и их
роль в культуре» помогает ребятам постигать культурное наследие народов России.
Таким образом, опираясь на героическое прошлое нашей большой и малой Родины,
личный пример ее ярких исторических представителей, мы воспитываем в школьнике патриота
своей
Родины
с
высокими
нравственными,
морально-психологическими
и
этическими
качествами, среди которых будут иметь патриотизм, гражданственность, ответственность за
судьбу Отечества и готовность к ее защите.
Список Литературы:
1.
Неменский, Б.М. Изобразительное искусство, Рабочие программы 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2011