Напоминание

"Фонетические зарядки в школе для детей с нарушениями слуха".


Автор: Федотова Наталья Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: КГОБУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат I вида"
Населённый пункт: Город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Фонетические зарядки в школе для детей с нарушениями слуха".
Раздел: начальное образование





Назад




Фонетические зарядки

в школе глухих

Выполнила: Федотова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

КГОБУ «КШИ I вида».

г. Владивосток

Фонетические зарядки предлагаются

учащимся с целью:

а) дать определенную установку на

последующее учебное и внеклассное

время;

б) закрепить вновь приобретенные

произносительные навыки;

в) предупредить распад неустойчивых

навыков.

Речевую зарядку можно проводить на

любом уроке или занятии в

течении

2-х – 3-х минут.

Исходя из выше перечисленных

задач определяются темы

фонетических зарядок.

План работы целесообразно

строить таким образом, чтобы тема

фонетических зарядок не менялась

в течение некоторого времени,

(например в течение недели) и

повторялась на протяжении

четверти.

Содержанием речевой зарядки может

быть любая сторона речи:

работа над звуками;

работа над голосом;

работа над речевым дыханием;

работа над словесным ударением;

работа над логическим ударением;

орфоэпией;

темпом речи;

интонацией.

Материалом фонетических зарядок служат

слоги, слова, словосочетания, фразы.

Время фонетической зарядки очень

ограничено, а значит ограничены и виды работы,

которыми пользуется учитель. Изменение видов

работы связано с изменением видов речевой

деятельности - это подражание на основе

слухового восприятия; чтение слогов, слов или их

частей, словосочетаний, фраз; называние

картинок, ответы на вопросы, решение примеров.

На одной фонетической зарядке должна быть

обеспечена смена хотя бы двух видов речевой

деятельности.

Зарядка может включать

дыхательные и голосовые упражнения,

а также упражнения, направленные на

закрепление и дифференциацию

звуков. Эти упражнения проводятся

хором, под дирижирование учителя.

Кроме хорового проговаривания

педагог вызывает и отдельных

учащихся, главным образом тех, кто

допускает ошибки, связанные с темой

зарядки.

Дыхательные упражнения:

а) диафрагмальное дыхание

(выработка диафрагмального

дыхания):

положить руки на область

диафрагмы;

сделать вдох носом (брюшная

стенка при этом выпячивается

вперед);

выдохнуть через рот.

(повторить несколько раз).

б) речевое дыхание:

положить руки на область

диафрагмы.

вдохнуть

носом

выдохнуть через рот, на

выдохе произносить слог

па________

(протяжное произнесение).

Произнесение звуков в

слогах:

1) тихо и громко:

ВАваВАваВА

вавава ВА

2) протяжно и кратко:

та___ та___ та____ татата

Дифференциация звуков П-Б

папаПАпа

папапаПА

Па-па-ба______

па-па-ба______

Произнесение звука

а) в середине:

Тра-тро-тру-тры

Пра-про-пру-пры

Стра-стро-стру- стры

б) вначале:

Ра-ра-ра рак, рама, гора, нора

Ро-ро-ро розы, роща, рот,

перо

Ру-ру-ру кенгуру, руки,

ружья

Ры-ры-ры рыба, рынок,

рыжик рысь

в) в конце:

ар-ор-ур-ир шар, шнур,

ковёр

ер-юр-яр-ёр шофёр, гипюр,

веер, маляр

Г) в предложении:

В конце фонетической

зарядки следует

подвести итог, при этом

нужно одобрить тех,

кто хорошо работал.

Литература.

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Методика

обучения произношению в школе

глухих»: Пособие для учителей. –М.:

Просвещение, 1981 – 191с.

Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт

«Фонетическая ритмика в школе и в

детском саду»: Практикум по работе со

слабослышащими детьми. –М.:

Учебная литература, 1997.-376с.



В раздел образования