Автор: Федотова Наталья Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: КГОБУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат I вида"
Населённый пункт: Город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Фонетические зарядки в школе для детей с нарушениями слуха".
Раздел: начальное образование
Фонетические зарядки
в школе глухих
Выполнила: Федотова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
КГОБУ «КШИ I вида».
г. Владивосток
Фонетические зарядки предлагаются
учащимся с целью:
а) дать определенную установку на
последующее учебное и внеклассное
время;
б) закрепить вновь приобретенные
произносительные навыки;
в) предупредить распад неустойчивых
навыков.
Речевую зарядку можно проводить на
любом уроке или занятии в
течении
2-х – 3-х минут.
•
Исходя из выше перечисленных
задач определяются темы
фонетических зарядок.
•
План работы целесообразно
строить таким образом, чтобы тема
фонетических зарядок не менялась
в течение некоторого времени,
(например в течение недели) и
повторялась на протяжении
четверти.
Содержанием речевой зарядки может
быть любая сторона речи:
•
работа над звуками;
•
работа над голосом;
•
работа над речевым дыханием;
•
работа над словесным ударением;
•
работа над логическим ударением;
•
орфоэпией;
•
темпом речи;
•
интонацией.
Материалом фонетических зарядок служат
слоги, слова, словосочетания, фразы.
Время фонетической зарядки очень
ограничено, а значит ограничены и виды работы,
которыми пользуется учитель. Изменение видов
работы связано с изменением видов речевой
деятельности - это подражание на основе
слухового восприятия; чтение слогов, слов или их
частей, словосочетаний, фраз; называние
картинок, ответы на вопросы, решение примеров.
На одной фонетической зарядке должна быть
обеспечена смена хотя бы двух видов речевой
деятельности.
Зарядка может включать
дыхательные и голосовые упражнения,
а также упражнения, направленные на
закрепление и дифференциацию
звуков. Эти упражнения проводятся
хором, под дирижирование учителя.
Кроме хорового проговаривания
педагог вызывает и отдельных
учащихся, главным образом тех, кто
допускает ошибки, связанные с темой
зарядки.
Дыхательные упражнения:
а) диафрагмальное дыхание
(выработка диафрагмального
дыхания):
•
положить руки на область
диафрагмы;
•
сделать вдох носом (брюшная
стенка при этом выпячивается
вперед);
•
выдохнуть через рот.
(повторить несколько раз).
б) речевое дыхание:
•
положить руки на область
диафрагмы.
•
вдохнуть
–
носом
•
выдохнуть через рот, на
выдохе произносить слог
па________
(протяжное произнесение).
Произнесение звуков в
слогах:
1) тихо и громко:
ВАваВАваВА
вавава ВА
2) протяжно и кратко:
та___ та___ та____ татата
Дифференциация звуков П-Б
папаПАпа
папапаПА
Па-па-ба______
па-па-ба______
Произнесение звука
а) в середине:
Тра-тро-тру-тры
Пра-про-пру-пры
Стра-стро-стру- стры
б) вначале:
Ра-ра-ра рак, рама, гора, нора
Ро-ро-ро розы, роща, рот,
перо
Ру-ру-ру кенгуру, руки,
ружья
Ры-ры-ры рыба, рынок,
рыжик рысь
в) в конце:
ар-ор-ур-ир шар, шнур,
ковёр
ер-юр-яр-ёр шофёр, гипюр,
веер, маляр
Г) в предложении:
В конце фонетической
зарядки следует
подвести итог, при этом
нужно одобрить тех,
кто хорошо работал.
Литература.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Методика
обучения произношению в школе
глухих»: Пособие для учителей. –М.:
Просвещение, 1981 – 191с.
Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт
«Фонетическая ритмика в школе и в
детском саду»: Практикум по работе со
слабослышащими детьми. –М.:
Учебная литература, 1997.-376с.