Напоминание

"Формирование УУД на уроках в начальной школе".


Автор: Светлана Анатольевна Батеко
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Чертолинская сш
Населённый пункт: Посёлок Чертолино, Ржевский район, Тверская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Формирование УУД на уроках в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта по теме « Формирование УУД на уроках в

начальной школе».

Учитель начальных классов

МОУ Чертолинской сш Ржевского района

Батеко С.А.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в

начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями

понимается:

умение

учиться,

т.е.

способность

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта, с одной стороны,

и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также

связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его

способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

включая организацию этого процесса.

Реализация формирования УУД направлена на достижение

личностных,

метапредметных, предметных результатов

Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-

смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные

качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

освоенные обучающимися познавательные,

регулятивные и коммуникативные УУД.

Предметные результаты

освоенный обучающимися в ходе изучения учебных

предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности

по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также

система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе

современной научной картины мира.

К основным

видам универсальных учебных действий относятся

личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции),

познавательные, коммуникативные УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей

(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и

ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности

(целеполагание

как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование

определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

контроль

в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона;

коррекция

внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта;

оценка

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция

как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные

на постановку и решение проблемы навыки.

Общеучебные навыки:

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое

высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста

в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы

построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение,

кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения

тождеств / различия, определения общих признаков и составления

классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их

включения в тот или иной класс);

анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого

на части;

синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно

достраивая, восполняя недостающие компоненты;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и

сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего,

партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка

действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-

эстетическое

оценивание).Они

позволяют

сделать

учение

осмысленным,

увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные

действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных

ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах,

выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,

коррекция, оценка, саморегуляция).Они обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,

планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности

усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические

универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают

действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой

информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка

вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают

возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести

дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и

эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как

процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих

инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс

развития личности.

Как же спроектировать урок?

Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков

каждого

типа

должна

реализовать

деятельностный

метод

обучения.

Я

проектирую свои уроки на основе этой технологии.

Например, уроки

«открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося

в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С

этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в

соответствии с принятыми нормами («надо»);

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения вучебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему

фиксированию в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

актуализацию

изученных

способов

действий,

достаточных

для

построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании

пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково)

место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом,

понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи

причину затруднения –те конкретные универсальные знания, которых

недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход

будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение

возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают

способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог,

побуждающий диалог и т.д.)

5. Реализация построенного проекта.

На

данном

этапе

осуществляется

реализация

построенного

проекта.

Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и

знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется

для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий

характер

нового

знания

ификсируется

преодоление

возникшего

ранее

затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы и

намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий

с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется

рефлексия

хода

реализации

контрольных

процедур.

Эмоциональная

направленность этапа состоит в организации для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее

освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и

действий, его роль иместо в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,

соотносятся

поставленная

цель

и

результаты,

фиксируется

степень

их

соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только

предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно

выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при

правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы,

средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые

способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует

таблица

«Формы

организации

учебной

деятельности,

направленные

на

формирование УУД»

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности

учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,

задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы,

технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при

отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому

этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при

планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при

правильной организации деятельности учащихся.

Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные

действия.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также

решения возникающих проблем.

Перед началом решения составляется совместный план действий.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,

для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с

информацией

-

пересказу,

составлению

плана,

способам

эффективного

запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска

информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления

детей.

Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает,

как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я

стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное

сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной

деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем

исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах,

анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по

сравнению с его вчерашними достижениями

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,

отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка,

учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать

критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и

свою работу.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам

дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в

контексте разных учебных предметов.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов

организации

учебной

деятельности

учащихся

раскрывает

определённые

возможности для формирования определенных УУД

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие

птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют

летать.)

-Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос

возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на

проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.

Создаётся

ситуация

противоречия

между

известным

и

неизвестным.

Одновременно

повторяются

знания,

необходимые для

изучения

нового

материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать

выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению

самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные

ситуации.

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах– форма организации деятельности учащихся на

уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой

форме работы

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:

ответственность, такт и так далее;

-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать

собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и

тревожные дети преодолевают страх.

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети

учатся

высказывать

суждения

с

использованием

терминов

и

понятий,

формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства

верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы

решения учебной задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение«Повторяем с контролем». Данное задание направлено на

развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить

необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют

списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики

задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать

на вопросы друг друга.

Результаты работы над данной темой:

1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою

работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае

затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их

действия.

3.Развивается умение работать в парах и группах:

- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;

- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и

членами группы.

4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.

5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию,

отношение к поступкам и действиям.



В раздел образования