Автор: Ольга Васильевна Раченко
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: О современном искусстве на уроках в ДХШ
Раздел: дополнительное образование
О современном искусстве на уроках в ДХШ
Рассматривая произведения прошлых эпох и видя восторженные глаза
детей, невольно задаешься вопросом - как они будут воспринимать
произведения современных художников, отказавшихся от традиционного
подхода к натуре. Однако, посещение выставок современного искусства и
знакомство с молодыми авторами, удивило способностью ребят чувствовать
современность. Им близок и понятен язык художника, каким сложным и
противоречивым он не казался, интересны фантастические образы и
неожиданные изобразительные приемы. Они видят связь современного
искусства с примитивным древним. Особенно их удивляет тот факт, что
получив художественное образование, творческая молодежь, ищет свой
путь в искусстве. Новые впечатления побуждают ребят фантазировать,
мечтать и делиться своими размышлениями. По-разному дети «увидели»
произведения таганрогского графика Сандры Корецкой.
Знакомясь с творчеством Корецкой, можно отметить стремление автора к
внутренней свободе, провозглашенной некогда художниками
авангардистами, попытке уйти от штампов и привычных представлениях о
человеческих ценностях. И хотя современного зрителя трудно, чем- либо
удивить, да и используемые художественные приемы не новы, опыты
автора в поисках своего художественного языка, вызывают несомненный
интерес.
Образный строй произведений Корецкой основан на ассоциативном
переживании смысловых значений.Обыгрывая тему безобразного в
искусстве, она пользуется языком гротеска. В ее произведенияхничто не
вызывает чувство любования или приятного созерцания. Созданные образы
тревожат каким-то внутренним напряжением и отражают жизнь, увиденную
изнутри. Теснящиеся в сознании художника, они стремятся вырваться на
волю, чтобы ирреальность сделать реальной. Их появление можно было бы
объяснить трудным и противоречивым временем, в котором мы живем.
Однако, мятежный дух охватил Сандру довольно рано.
В детстве она была беспокойным и непоседливым ребенком. Решение
отдать девочку в таганрогскую художественную школуприняла бабушка и
оно оказалось судьбоносным для ее внучки. Первые шаги, как и многие дети
младшего возраста, Сандра сделала под руководством Е.В.Дмитриевой.
Повзрослев, занималась с В.Барановским. Требовательный педагог много
внимания уделял работе над композицией, заставляя подолгу работать над
эскизами. Именно он предложил использовать технику-тушь, перо, которая
заинтересовала его ученицу. Долгие сеансы рисования и занятия живописью
увлекли девочку настолько, что она не мыслила себя в будущем без
искусства.Затем последовали учеба в РХУ, Харьковской Академии дизайна,
ЮФУ.В студенческие годы, постигая основы ремесла, Сандра сохранила свое
особенное видение и ощущение мира и укрепилась в правильности своей
творческой позиции.
Излюбленным материалом остались классические- тушь и перо. Сложность
этой техники заключается в тональной разработке композиции и
скрупулезной работе над штрихом, который является главным
выразительным элементом графика. Первое зрительное впечатление от
изобразительной поверхности работ Корецкой- небрежность и даже грубость
в штриховке. Но оно постепенно уходит уступая место неспешному их
рассматриванию.В ритме коротких или длинныхштрихов, прямых или
изогнутых, в виде точки и просто импульсивных прикосновений к бумаге,
усматривается авторский замысел. В образную ткань произведения
включены предметные свойства материала, будь то бумага или картон: их
плотность, шероховатость, толщина.
Из многочисленных работ Корецкой, пожалуй, в первую очередь, следует
выделить фигуративные композиции.Разномасштабные фигуры, или их
фрагменты, расположенные в разных поворотах и не всегда связанные друг с
другом – образуют некое единство. Оно достигается разными способами:
изначально управляемым хаосом, когда автор создает некий образ уже
«увидев» его. Второе- когда образ рождается стихийно, увлекая художника и
подчиняя своей воле. Подобно тому, как осенний ветер, подняв листья и
мелкий мусор, вдруг, стихая, укладывает их в причудливые природные
картины.Третий фактор прослеживается в сюжетной связи между героями.
Полуфантастические существа заполняют пространство листа, рождают
ощущение тесноты и безысходности.Энергичные жесты свидетельствуют
обобщем эмоциональном порыве. Небрежная острота и кажущаяся беглость
рисунков усиливает их экспрессию. Некоторыеобразы мифологизированы.
Персонажи в виде полурыбы-получеловека или полуптицы,
персонифицируют человеческие пороки, усиливают ощущение
враждебности окружающего мира.Порожденные фантазией художника, они
соседствуют с реалиями, образуя сплав разнохарактерных образов и
разновременных событий.При внимательном рассматривании, кажется, что
многие персонажи повторяются, становясь своеобразными «модулями
образных метафор». Особенно это чувствуется в сериях работ.
Объединяющим моментом многих композиций является архитектурная
среда. Деформированныекоробки домов усиливают чувство
надломленности и враждебности среды обитания.
Интересны листы изображающие толпу людей. Их лица заполняют все
пространство листа, однако назвать их портретными характеристиками в
привычном пониманиинельзя, скорее это знаки различных психофизических
состояний человека.Нередко автор использует образ-маску, внося в
композиции элементы карнавала.Маска, ка символ лицедейства, скрывает
истинныелица и потаенные мысли их владельцев. Иногда, как в
средневековых мистериях, появляется образ смерти в хорошо знакомой
иконографической версии и таинственные крылатые существа,
напоминающие ангелов.
Ряд композиций тяготеет к жанровым решениям. «Аналитическая» версия
натюрмортного жанра представлена автором в изображении бытовых
предметов. Их «танцующие» формы трансформированы, но больше
приближены к реальным.
Для художника- графика поверхность листа представляет некую сакральною
зону. Бережное отношение к его поверхности, соблюдение границ между
изображением и зрителем, предметом и образом остается неизменным.Но
иногда можно увидеть попыткунарушить устоявшиеся правила графики,
выйти за их пределы и ввести в композиции, например, эффектные приема
коллажа.Последнее время художница, широко использует фломастеры с
цветовой подкладкой, старые журналы, пожелтевшие газеты,
картон,используя принцип монтажной композиции. Но разнообразие
используемых приемов не меняют их художественную структуру и
образность.
При внешней враждебности и холодности, герои произведений Корецкой
вызывают чувство сопереживания. Декларативная жесткость и колючесть
смягчается их рукотворностью. Живая оригинальная техника, пусть грубая и
корявая, может даже граничащая с абсурдом, отражает творческий импульс
их создателя.
Преподаватель МАУ ДО «ТДХШ им.
С.И.Блонской»
Ольга Раченко