Напоминание

О современном искусстве на уроках в ДХШ


Автор: Ольга Васильевна Раченко
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: О современном искусстве на уроках в ДХШ
Дата публикации: 20.02.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




О современном искусстве на уроках в ДХШ

Рассматривая произведения прошлых эпох и видя восторженные глаза

детей, невольно задаешься вопросом - как они будут воспринимать

произведения современных художников, отказавшихся от традиционного

подхода к натуре. Однако, посещение выставок современного искусства и

знакомство с молодыми авторами, удивило способностью ребят чувствовать

современность. Им близок и понятен язык художника, каким сложным и

противоречивым он не казался, интересны фантастические образы и

неожиданные изобразительные приемы. Они видят связь современного

искусства с примитивным древним. Особенно их удивляет тот факт, что

получив художественное образование, творческая молодежь, ищет свой

путь в искусстве. Новые впечатления побуждают ребят фантазировать,

мечтать и делиться своими размышлениями. По-разному дети «увидели»

произведения таганрогского графика Сандры Корецкой.

Знакомясь с творчеством Корецкой, можно отметить стремление автора к

внутренней свободе, провозглашенной некогда художниками

авангардистами, попытке уйти от штампов и привычных представлениях о

человеческих ценностях. И хотя современного зрителя трудно, чем- либо

удивить, да и используемые художественные приемы не новы, опыты

автора в поисках своего художественного языка, вызывают несомненный

интерес.

Образный строй произведений Корецкой основан на ассоциативном

переживании смысловых значений.Обыгрывая тему безобразного в

искусстве, она пользуется языком гротеска. В ее произведенияхничто не

вызывает чувство любования или приятного созерцания. Созданные образы

тревожат каким-то внутренним напряжением и отражают жизнь, увиденную

изнутри. Теснящиеся в сознании художника, они стремятся вырваться на

волю, чтобы ирреальность сделать реальной. Их появление можно было бы

объяснить трудным и противоречивым временем, в котором мы живем.

Однако, мятежный дух охватил Сандру довольно рано.

В детстве она была беспокойным и непоседливым ребенком. Решение

отдать девочку в таганрогскую художественную школуприняла бабушка и

оно оказалось судьбоносным для ее внучки. Первые шаги, как и многие дети

младшего возраста, Сандра сделала под руководством Е.В.Дмитриевой.

Повзрослев, занималась с В.Барановским. Требовательный педагог много

внимания уделял работе над композицией, заставляя подолгу работать над

эскизами. Именно он предложил использовать технику-тушь, перо, которая

заинтересовала его ученицу. Долгие сеансы рисования и занятия живописью

увлекли девочку настолько, что она не мыслила себя в будущем без

искусства.Затем последовали учеба в РХУ, Харьковской Академии дизайна,

ЮФУ.В студенческие годы, постигая основы ремесла, Сандра сохранила свое

особенное видение и ощущение мира и укрепилась в правильности своей

творческой позиции.

Излюбленным материалом остались классические- тушь и перо. Сложность

этой техники заключается в тональной разработке композиции и

скрупулезной работе над штрихом, который является главным

выразительным элементом графика. Первое зрительное впечатление от

изобразительной поверхности работ Корецкой- небрежность и даже грубость

в штриховке. Но оно постепенно уходит уступая место неспешному их

рассматриванию.В ритме коротких или длинныхштрихов, прямых или

изогнутых, в виде точки и просто импульсивных прикосновений к бумаге,

усматривается авторский замысел. В образную ткань произведения

включены предметные свойства материала, будь то бумага или картон: их

плотность, шероховатость, толщина.

Из многочисленных работ Корецкой, пожалуй, в первую очередь, следует

выделить фигуративные композиции.Разномасштабные фигуры, или их

фрагменты, расположенные в разных поворотах и не всегда связанные друг с

другом – образуют некое единство. Оно достигается разными способами:

изначально управляемым хаосом, когда автор создает некий образ уже

«увидев» его. Второе- когда образ рождается стихийно, увлекая художника и

подчиняя своей воле. Подобно тому, как осенний ветер, подняв листья и

мелкий мусор, вдруг, стихая, укладывает их в причудливые природные

картины.Третий фактор прослеживается в сюжетной связи между героями.

Полуфантастические существа заполняют пространство листа, рождают

ощущение тесноты и безысходности.Энергичные жесты свидетельствуют

обобщем эмоциональном порыве. Небрежная острота и кажущаяся беглость

рисунков усиливает их экспрессию. Некоторыеобразы мифологизированы.

Персонажи в виде полурыбы-получеловека или полуптицы,

персонифицируют человеческие пороки, усиливают ощущение

враждебности окружающего мира.Порожденные фантазией художника, они

соседствуют с реалиями, образуя сплав разнохарактерных образов и

разновременных событий.При внимательном рассматривании, кажется, что

многие персонажи повторяются, становясь своеобразными «модулями

образных метафор». Особенно это чувствуется в сериях работ.

Объединяющим моментом многих композиций является архитектурная

среда. Деформированныекоробки домов усиливают чувство

надломленности и враждебности среды обитания.

Интересны листы изображающие толпу людей. Их лица заполняют все

пространство листа, однако назвать их портретными характеристиками в

привычном пониманиинельзя, скорее это знаки различных психофизических

состояний человека.Нередко автор использует образ-маску, внося в

композиции элементы карнавала.Маска, ка символ лицедейства, скрывает

истинныелица и потаенные мысли их владельцев. Иногда, как в

средневековых мистериях, появляется образ смерти в хорошо знакомой

иконографической версии и таинственные крылатые существа,

напоминающие ангелов.

Ряд композиций тяготеет к жанровым решениям. «Аналитическая» версия

натюрмортного жанра представлена автором в изображении бытовых

предметов. Их «танцующие» формы трансформированы, но больше

приближены к реальным.

Для художника- графика поверхность листа представляет некую сакральною

зону. Бережное отношение к его поверхности, соблюдение границ между

изображением и зрителем, предметом и образом остается неизменным.Но

иногда можно увидеть попыткунарушить устоявшиеся правила графики,

выйти за их пределы и ввести в композиции, например, эффектные приема

коллажа.Последнее время художница, широко использует фломастеры с

цветовой подкладкой, старые журналы, пожелтевшие газеты,

картон,используя принцип монтажной композиции. Но разнообразие

используемых приемов не меняют их художественную структуру и

образность.

При внешней враждебности и холодности, герои произведений Корецкой

вызывают чувство сопереживания. Декларативная жесткость и колючесть

смягчается их рукотворностью. Живая оригинальная техника, пусть грубая и

корявая, может даже граничащая с абсурдом, отражает творческий импульс

их создателя.

Преподаватель МАУ ДО «ТДХШ им.

С.И.Блонской»

Ольга Раченко



В раздел образования