Автор: Яковлева Анжелика Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Усогорская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: пгт. Усогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание " Семейные традиции"
Раздел: начальное образование
МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Родительское собрание
«Семейные традиции»
учитель: Яковлева А.А.
2019г.
пгт Усогорск
Республика Коми
АКТУАЛЬНОСТЬ
Влияние семейных традиций и ценностей на формирование
личности ребенка.
Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет,
развивается, формируется его характер.
Стремление к семейному благополучию, семейному счастью находит
выражение в создании семейных традиций. Семейным традициям и
ценностям отводится особенная роль в формировании личности. Традиции –
это основа уклада семьи, семьи дружной, крепкой, семьи, у которой есть
будущее. Традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение формы деятельности и поведения,
а также
соответствующие
им
обычаи,
правила,
ценности.
Именно
традиции
выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа
воспитания детей. Ранее приобщение детей к обсуждению всех вопросов
семейной жизни – давняя хорошая традиция.
В каждой семье существуют свои семейные традиции: распорядок дня,
уклад жизни, обычаи, а также привычки ее членов. Так, в одних семьях
заведено просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и
встречаться вечером без расспросов о пройденном дне. В других семьях
принято совместно завтракать, обсуждать планы на предстоящий день,
уделять большое внимание проблемам друг друга. Семейные традиции
играют большую роль в становлении характера ребенка: поддерживают
позитивное отношение к жизни, принадлежность к семье, закрепляют у
ребенка чувства причастности и значимости в семье, а также развивают
преемственность поколений. Родители формируют детскую картину мира.
То, как ребенок впоследствии будет относиться к себе, полностью зависит от
мамы и папы. Жизнь может казаться ему радостной и наполненной
увлекательными приключениями или скучной и совсем неинтересной.
Существует
удивительное
множество
и
разнообразие
семейных
традиций. К хорошей традиции можно отнести празднование дней рождений,
причем отмечание не должно сводиться только к поеданию чего-то вкусного,
а стремится к воплощению чего-то особенного, необычного, веселого.
Например, малышам нравится совместное с взрослыми приготовление
домашних пирогов. Дети постарше с радостью рисуют открытки –
поздравления для родных. Большой простор для создания семейных
традиций дают кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
Есть семьи, в которых из поколения в поколение учатся вязать. Можно
выделить семейные традиции, приуроченные к временам года. Например, с
приближением зимы взрослые и малыши создают кормушки для птиц, куда
регулярно кладут угощение для пернатых друзей.
И таких трогательных традиций множество – стоит только взглянуть на
жизнь семьи внимательней.
В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство
мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим,
великодушие, уступчивость – все, без чего не может существовать семья,
развиваться и расти следующее поколение.
В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с
определенными правилами и привычками, которые обыденны, просты и
выполняются уже как бы автоматически. В субботний или воскресный день
все
члены
семьи
собираются
на
семейный
совет,
отправляются
в
путешествия по родному краю, ходят на прогулки в лес, вместе читают
книги, обсуждают просмотренные фильмы, устраивают семейные обеды,
посещают выставки, театры.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна
разумного
и
доброго,
которые
были
когда-то
найдены
старшими
поколениями. Задача родителей - сделать их достоянием подрастающего
поколения.
Тема собрания:
«Семейные традиции»
совместно с учащимися.
Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к
родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о
ценности семейных праздников и традиций .
Задачи:
Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья»,
«члены семьи», «семейные традиции», развивать логическое и творческое
мышление обучающихся.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы :объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Примечание: Собрание проводится в канун Нового года вместе с
детьми.
Подготовка начинается за две недели до проведения.
Ученики инсценируют сказку Сергея Козлова « Как Ёжик и
Медвежонок встречали Новый год.
Родители готовят свои выступления:
1.
Традиция - Воскресные чаепития с блинами
2.
Традиция –Празднование Дня рождения
3.
Традиция - Семейный альбом
4.
Традиция – Семейная реликвия
5.
Традиция - Готовить игрушки к Новому году.
6.
Традиция – Семейное чтение
Оборудование:
Новогодняя ёлочка, на ёлочке снежинки, на которых
написаны буквы
Т,Р,А,Д,И,Ц,И,Я и развешаны вразнобой
Под ёлочкой : семейный альбом, чайная пара, старый
самовар ( реликвия семьи), книга, открытка с Днём рождения, новогодняя
игрушка).
Ход собрания.
Организационный момент. – Я рада видеть каждого из вас!
И пусть морозом вьюга в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Ученики читают стихотворение: 1. Ученик
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2. Ученик
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3. Ученик
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья
1.Настрой на тему собрания.
- У. – Дети и родители, что вас удивило, когда вы вошли сегодня в
класс?
- ( Новогодняя ёлочка, предметы под ней, буквы на снежинках.).
Как вы думаете, как все эти предметы помогут нам сегодня в
проведении собрания? Ответы детей
- Да, они нам помогут, но сначала надо определить тему нашего
собрания.
2. Основная часть. Под ёлочкой дети выбирают любой предмет.
Например, ЧАЙНАЯ ПАРА.
У.- С чем связан этот предмет? ( Чай пить, чаепитие)
У.- В семье Ивановых есть такой обычай( слово традиция намеренно
не называется) по воскресеньям приглашать в гости бабушку на
блины)
Выступление семьи Ивановых. Они показывают слайд- шоу как они
пекут блины и затем пьют чай все вместе.
Затем они находят на снежинке букву Т ( в слове ЧАЕПИТИЕ) и
прикрепляют на доске.
Выбираем другой предмет. Например, старый самовар ( реликвия семьи
Петровых)
Выступление семьи Петровых. Они рассказывают, откуда появилась эта
вещь в доме. О том, как передавалась из поколения в поколение. Какие
истории связаны с этой вещью.
Затем находят букву на снежинке
Р
и прикрепляют на доске. (
РЕЛИКВИЯ).
Следующий предмет, например СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ.
Семья Поповых рассказывает и показывает фотографии в альбоме. Как
эти фотографии собирали по событиям в жизни. Свадьба, рождение
детей, детский сад, школа, институт и т. д.
Затем выбирают букву А ( АЛЬБОМ) и прикрепляют на доске.
Следующий предмет НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА.
Семья Коноваловых рассказывает о том, как к Новому году готовят
ёлочные украшения.
Мама с сыном проводят Мастер класс с родителями и детьми по
изготовлению новогодней снежинки.
Затем находят букву Д ( Новый год ) и прикрепляют на доску.
Следующий предмет под ёлкой КНИГА. ( Семейные чтения)
На собрание приглашён библиотекарь. Она рассказала о семейном
чтении.
Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как
настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить,
посоветовать, рассказать об интересных событиях.
Мы поговорим о книге... Об этом гениальном изобретении человека.
Книга входит в жизнь человека из раннего детства, и мы привыкаем к ней,
как к воздуху. Ещё не научившись читать, мы перелистываем книжки -
картинки и в рисунках познаём окружающий мир. Потом приходит пора
сказок, мудрых, весёлых и грустных, где угадывается настоящая жизнь.
Чем старше становимся мы, тем шире круг нашего чтения. Учебники, книги о
путешествиях, рассказы о героях, справочники, словари. Книжки - малышки,
умещающиеся в кармане, и увесистые тома большого формата, скромные
книги без иллюстраций и красочные альбомы. Да разве можно перечислить
всё книжное богатство, окружающее нас!
Вы открываете переплёт, перелистываете страницы, и происходит
удивительное: книга начинает говорить с вами особым языком, она уносит
вас за тридевять земель, рассказывает о том, что происходит в мире сегодня,
её листы, покрытые строчками, заставляют людей смеяться и страдать,
переживать и мыслить.
Такое вот "ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО"
Книга, живи!
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой,
пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие
несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует
раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения
человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и
главного его средства — степени овладения речью. «Период пассивной речи,
которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием,— самое
творческое время развития речи ребенка...».
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим
процессом чтения и способствует овладению самостоятельным
чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие
книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова,
которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку,
насмешку.
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для
восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно
без воображения, наглядных представлений, умения переживать
радости и печали героев художественных произведений.
Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших
детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети
учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное,
а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной
форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный
опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за
духовным развитием ребенка и управлять им.
Семейное чтение — эффективный способ социализации
подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена
мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с
детьми обогащаются эмоционально.
Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как,
по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни
без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия
умственной деятельностью.
Подготовленные дети показывают сказку Сергея Козлова « Как Ёжик
и Медвежонок встречали Новый год»
Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга. В лесу снегу намело
столько что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не могли выйти из
дому.
Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.
— Вот что,- сказал Медвежонок,- у нас нет елки.
— Нет,- согласился Ослик.
— Не вижу, чтобы она у нас была,- сказал Ёжик. Он любил выражаться
замысловато в праздничные дни.
— Надо пойти поискать,- сказал Медвежонок.
— Где же мы ее сейчас найдем? — удивился Ослик.- В лесу-то темно…
— И сугробы какие!..- вздохнул Ёжик.
— И все-таки надо идти за елкой,- сказал Медвежонок.
И все трое вышли из дома.
Вьюга утихла, но тучи еще не разогнало, и ни одной звездочки не было видно на
небе.
— И луны нет! — сказал Ослик.- Какая тут елка?!
— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.
Но и на ощупь он ничего не нашел. Попадались только большие елки, но и они все
равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие все с головой засыпало снегом.
Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.
— Ну, какой это Новый год!..- вздыхал Медвежонок.
«Это если бы какой-нибудь осенний праздник, так елка, может быть, и не
обязательна,- думал Ослик.- А зимой без елки — нельзя».
Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку
он поставил баночку с медом, а Ослику — тарелку с лопушками.
О елке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его
часы-ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.
— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.
— Мы почувствуем! — сказал Ослик.
— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок. — Очень просто,- сказал
Ослик.- В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!
— Правильно! — обрадовался Ёжик.
И, немного подумав, добавил: — А о елке вы не беспокойтесь. В уголке мы
поставим табуретку, я на нее встану, а вы на меня повесите игрушки.
— Чем не елка? — закричал Медвежонок.
Так они и сделали.
В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки.
— Игрушки — под кроватью,- сказал он.
Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по
большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой
шишечке.
— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.
И на грудь ему повесили три гриба-лисички, и они весело засветились — такие они
были рыжие.
— Ты не устала, Елка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлебывая из
блюдечка чай.
Ёжик стоял на табуретке, как настоящая елка, и улыбался.
— Нет,- сказал Ёжик.- А сколько сейчас времени?
Ослик дремал.
— Без пяти двенадцать! — сказал Медвежонок.- Как Ослик заснет, будет ровно
Новый год.
— Тогда налей мне и себе клюквенного сока,- сказал Ёжик-Елка.
— Ты хочешь клюквенного сока? — спросил Медвежонок у Ослика. Ослик почти
совсем спал.
— Теперь должны бить часы,- пробормотал он.
Ёжик аккуратно, чтобы не испортить засушенный одуванчик,взял в правую лапу
чашечку с клюквенным соком а нижней, притоптывая, стал отбивать часы.
— Бам! бам! бам!- приговаривал он.
— Уже три,- сказал Медвежонок.- Теперь давай ударю я!
Он трижды стукнул лапой об пол и тоже сказал:
— Бам! бам! бам!.. Теперь твоя очередь, Ослик!
Ослик три раза стукнул об пол копытцем, но ничего не сказал.
— Теперь снова я! — крикнул Ёжик. И все, затаив дыхание, выслушали последние:
«Бам! бам! бам!»
— Ура! — крикнул Медвежонок, и Ослик уснул совсем.
Скоро заснул и Медвежонок.
Только Ёжик стоял в уголке на табуретке и не знал, что ему делать. И он стал петь
песни и пел их до самого утра, чтобы не уснуть и не сломать игрушки.
Затем находят на снежинке букву И ( КНИГА)
Под ёлочкой последний предмет ОТКРЫТКА ПРИГЛАШЕНИЕ НА
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
Семья Хлоповых расскажет о том, как отмечают в их семье Дни
рождения. ( Возможно показ презентации, развлечений, раздача детям
угощения. На снежинках находят букву И.
Остались две буквы на снежинках Ц и Я
Дети уже догадались, какое слово должно было получиться
Т Р А Д И Ц И Я.
3. Обмен впечатлениями.
- Что хотите сказать? Какие мысли возникли?
1. Попробуйте сформулировать что такое традиции ? ( 1 минута записать
на листочках)
Какое определение даёт словарь Ожегова.
ТРАДИЦИЯ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому,
чтоунаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды,
вкусы, образдействий, обычаи).
2. Какие традиции бывают в семьях? ( уже были продемонстрированы –
просто перечислить)
3. Зачем нужны? ( ответы детей и родителей)
4. Что воспитывают? ( ответы детей и родителей)
5. Если бы я был родителем, то я бы придумал такую традицию …………..
6. Если бы я вновь стал ребёнком я бы хотел в семье такую
традицию……………….
Слайды из презентации.
Вывод: Составление синквейна.
Например: 1.ТРАДИЦИИ
2. Семейные, интересные
3. Воспитывают, сохраняют, укрепляют
4. Важная составляющая в воспитании.
5. Сплочённость.
Рефлексия - Какой момент собрания для вас был наиболее интересным.
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Общаться с ребенком. Как? / . -М.: ЧеРо, Сфера, 2005..
2. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: учеб -метод. пособие / Л. В.
Байбородова. -Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. -
3. Богословская, В. С. Школа и семья: Конструктивный диалог: учеб. -метод.
4. С.Козлов Как Ёжик и Медвежонок встречали Новый год.