Напоминание

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.


Автор: Яковлева Анжелика Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Усогорская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: пгт. Усогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов»

Развитие творческих способностей младших

школьников на уроках литературного чтения.

Номинация: Лучший педагогический опыт работы в современной школе;

Автор разработки:

Яковлева Анжелика Анатольевна, учитель начальных классов.

Январь 2020

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках

литературного чтения.

1.

.

Введение

Перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности,

умеющей правильно и

оперативно ориентироваться

в различных

жизненных

ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах.

Особенность творческой личности - высокоразвитое воображение, умение создавать

новые оригинальные образы и их детали. Л. В. Выготский писал, что творческая

деятельность делает человека «существом», обращенным в будущее.

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших

проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние

десятилетия в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране.

Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического

строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на

подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро

меняющемся, динамичном мире. Реагируя на перемены в социальной жизни, меняется

и система образования. Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во

главу угла встала задача развития творческой активности учащегося, формирования у

них умения самостоятельно приобретать и применять знания. В этой связи я стала

уделять больше внимания на развития творческих способностей учащихся.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования

является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт

учащегося, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал

вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности

учащегося, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников,

как основы, самореализация личности на последующих этапах непрерывного

образования становится малоэффективной.

Исследования

особенностей

развития

творческой

активности

младших

школьников осуществлялись в трудах

Л. С. Выготского,

П.М. Теплова,

С.Л.Рубинштейна, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И.Щукиной, В.Н. Дружинина, В.

Д. Шадрикова. Среди разнообразных средств развития творческой активности

младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в

начальных классах.

Актуальность темы моей работы обусловлена острой потребностью общества

в творчески развитых «креативных» людях и фактически слабым методическим

обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом развития

творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования творческих

способностей младших школьников, обобщить педагогический опыт по

использованию творческих заданий.

Объект исследования: развитие творческих способностей младших

школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших

школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших

школьников на уроках чтения будет эффективна, если:

- создается творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению

творческого мышления ребенка.

- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность.

- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей.

В ходе исследования мною решались следующие задачи:

1.

Определить психолого-педагогическую сущность процесса развития творческих

способностей младших школьников.

2.

Определить уровни и критерии развития творческих способностей младших

школьников.

3.

Охарактеризовать творческие способности младших школьников.

4.

Выявить эффективность условия развития творческих способностей младших

школьников на уровне литературного чтения.

Методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической

литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение;

анкетирование; беседы.

2.

Теоретические основы проблемы развития творческих

способностей младших школьников.

Психолого-педагогическая сущность понятий « творческая деятельность», «

творческие способности» младших школьников.

Творческие способности – это совсем не новый предмет исследования. В

повседневной жизни творчеством обычно называют:

1.

Деятельность в области искусства.

2.

Конструирование, созидание, реализация новых проектов.

3.

Научное познание, созидание разума.

4.

Мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения

возникшей задачи уже известными способами, проявляющиеся как

воображение, являющиеся условием мастерства и инициативы.

«Философская

энциклопедия»

определяется

творчество

как

деятельность,

порождающую нечто новое никогда ранее не бывшее. Новизна, возникающая в

результате творческой деятельности, имеет как объективный, так и субъективный

характер. Объективная ценность заключается в том, когда вскрываются еще

неизвестные закономерности окружающей

действительности, устанавливаются и

объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собой.

Субъективная ценность – когда продукт творчества не новый сам по себе, а новый для

человека, его впервые создавшего.

Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые

материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности,

самостоятельности,

способность

создавать

что-то

новое,

оригинальное.

В

результате

творческой

деятельности

формируются

и

развиваются

творческие

способности.

П.Торренс под креативностью ( творческой способностью) понимал способность к

обостренному восприятию. В структуре творческой деятельности он выделял:

восприятие проблемы;

поиск решения;

возникновение и формулировку гипотез;

проверку гипотез;

их модификацию;

нахождение результатов.

В творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности

темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи

Суть творчества, по мнению С. Медника, в способности преодолевать стереотипы

на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля

ассоциаций

Д.Б.Богоявленская

основным показателем творческих способностей выделяет

интеллектуальную активность, сочетающую в себе 2 компонента, познавательный

(общие

умственные

способности)

и

мотивационный.

Критерием

проявления

творчества

является

характер

выполнения

человеком

предлагаемых

ему

мыслительных задач.

Творческие способности - это индивидуально–психологические особенности

индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо

деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны

у школьников.

Элемент творчества может быть в любом виде человеческой деятельности.

Многие

психологи

связывают

способности

к

творческой

деятельности

с

особенностями мышления. Так, известный

американский психолог Дж. Гилфорд,

установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное

мышление. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления,

который характеризуется следующими основными способностями:

быстрота (способность высказывать максимальное количество идей)

гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей)

оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи)

законченность (способность совершенствовать свой «продукт» или придавать

ему законченный вид).

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный

процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные

усилия, уверенность в себе.

М.Н.Скаткин

рассматривает

отдельные

способы

активизации

творческой

деятельности:

1.

проблемное изложение знаний

2.

дискуссия

3.

исследовательский метод

4.

творческие работы учащихся

5.

создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для того, чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников,

мне необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого я

следила за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Творческая

деятельность

активизируется

в

благоприятной

атмосфере,

при

доброжелательных

оценках

со

стороны

учителя,

поощрений

оригинальных

высказываний. Творческую деятельность можно стимулировать через реализацию

межпредметных связей. Творческая деятельность способствует развитию творческих

способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями я понимаю совокупность свойств

и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой

деятельности, позволяющих в процессе её открывать новое для себя, искать и

принимать оригинальные нестандартные решения.

Критерии и средства диагностики уровня развития творческих

способностей младших школьников.

Для того, чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников

осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих

способностей. Каждый ученик индивидуален, и что нравится одному не значит, что

понравится другому.

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления

младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути

творческих заданий.

Мотивационно–потребностный критерий – характеризует стремление ученика

проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам

учебных заданий.

Деятельностный критерий – выявляет умение оригинально выполнять задания

творческого

характера,

активизировать

творческое

воображение

учащегося,

осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Уровни развития творческих способностей младших школьников.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет

достаточный

уровень знаний,

хорошее речевое

развитие.

Имеет

недостаточный

уровень знаний,

понятий,

представлений,

среднее речевое

развитие.

Имеет низкий

уровень знаний,

отрывочные,

плохо усвоенные

понятия, слабо

развита речь.

Мотивационно-

Учащийся

Учащийся

Учащийся

потребностный

стремится

проявить

творческие

способности, с

интересом

выполняет

творческие

задания.

недостаточно

активен,

выполняет

творческие

задания под

контролем

учителя, однако

может проявить

себя как

творческую

личность.

пассивен, не

стремится

проявить

творческие

способности.

Деятельностный

Проявляет

оригинальность,

воображение,

самостоятельность

при выполнении

заданий.

Проявляет

оригинальность,

нешаблонность

при выполнении

заданий. Но часто

требует помощь

учителя.

Не может

создавать и

принимать

необычные

образы, решения,

отказывается от

выполнения

творческих

заданий.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших

школьников и выявив педагогические условия формирования, можно сделать

следующие выводы:

Под творческой деятельностью понимают деятельность человека, в результате

которой создается что-то новое.

Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с

другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе

деятельности и не являются врожденными особенностями человека.

Уроки литературного чтения являются самыми благоприятными, на которых

можно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно

использовать упражнения творческого характера.

Развивающая система Занкова, по которой я работаю, даёт прекрасные

возможности для реализации творческих способностей учащихся.

На уроках литературного чтения упражнения с творческим характером

встречаются регулярно. После прочтения произведения учащиеся могут выбрать

сами, какое задание им больше по душе.

3 Организационно – педагогические условия развития творческих

способностей младших школьников. Из опыта работы.

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения

творческих заданий.

Для того, чтобы школьники не утратили заинтересованность в деятельности, нужно

помнить о том, что младший школьник стремится к решению трудных для него задач.

Деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой. Для соблюдения

этого условия необходимо при постановки творческих задач увеличивать их

сложность.

Для развития творческих способностей необходимо развитие именно творческой

деятельности. Необходимо развивать стремление к общению со сверстниками,

направляя его на стремление к общению через результаты творчества. Наилучшим

применительно

младшему

школьному

возрасту

является

«особым

образом

организованная творческая деятельность в процессе общения», который с точки

зрения

младшего

школьника,

выглядит

как

деятельность

по

практическому

достижению общественно значимого результата.

Объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности

учащегося обеспечиваются при реализации принципа

проблемности в процессе

обучения. Широкое применение в практике обучения получили проблемные

ситуации

,

возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению

гипотез,

предварительных

выводов,

обобщений.

Являясь

сложным

приемом

умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать

явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять

понятия.

« Почему звери друг от друга отличаются?» Мансийская сказка. « Отчего у

Верблюда горб?» Р. Киплинг.

Применение проблемных

ситуаций в учебном процессе дает возможность

формировать у учащихся определенную познавательную потребность, и обеспечивает

необходимость направлять мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает

постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность,

направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию

стремления к познанию и творческой активности учащегося.

Детское творчество – осуществление процесса передачи опыта творческой

деятельности. Чтобы его приобрести, ребенку необходимо самому оказаться в

ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

Чтобы обучить творческой деятельности необходимо практическое решение

творческих задач, что требует наличие у ребенка творческого опыта, и в то же время

способствует его приобретению.

Литературное творчество школьников как условие развития

творческих способностей.

Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на подражании. С одной

стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь

учащегося, он как бы берет уроки писателя; с другой – школьник сам строит

предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

Трудно представить себе урок без пересказа. Постоянные пересказы укрепляют

память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказов вносит

оживление в уроки ( пересказ, близкий к тексту, выборочный, сжатый, пересказ с

изменением лица рассказчика, драматизированный пересказ, пересказ по опорным

словам, пересказ – характеристика, пересказ – устное рисование картин, и пр.).

Пересказ относят к числу творческих приемов развития речи учащегося. В

изложении звучит живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при

чтении, беседах, в ходе анализа текста, становятся для учащегося своими, и в процессе

составления собственного текста ученик строит текст сам, передает содержание

мысли.

В

этой

работе

повышается

самостоятельность,

рождаются

элементы

творчества в ходе воспроизведения. В пересказе отражаются чувства школьника, его

желание заинтересовать слушателей. Если он сопереживает героям рассказа, если его

чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ

превращается в рассказ творческий.

Изучение литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества:

это ведение дневника, описание картин природы, рисование картин, декламация

стихов,

инсценирование,

выпуск

газет

и

журналов,

сочинение

пьес,

это

и

исследовательская деятельность учащегося.

Общие советы учителям в связи с первыми попытками учащихся в

литературном творчестве:

не давать никаких заданий, никаких упреков и замечаний, полная свобода

творческих

попыток,

создавать

атмосферу

положительных

эмоций,

хорошее

настроение.

В свое работе я использую различные виды пересказов с элементами

творчества

.

пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни

героев;

изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста;

составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного

опыта;

составить или продолжить рассказ по картинкам, иллюстрирующим

прочитанное.;

составить рассказ по личным наблюдениям картин, природы, близких

прочитанному.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является

многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. На

своих уроках я использую следующие виды работ над текстом:

чтение, деление на части. Составление плана;

чтение цепочкой;

чтение, нахождение отрывка к рисунку;

чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;

чтение, составление сценария к диафильму;

чтение по ролям;

«живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на

услышанное);

нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать этот человек:

нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с

мольбой, с досадой, с возмущением, насмешкой, весело, печально…..;

конкурсное чтение стихотворений;

чтение с выписыванием слов и выражений, которых можно использовать при

написании сочинения.

Методическая копилка. Система творческих заданий на

уроках литературного чтения.

Работа с иллюстрацией к тексту.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по

литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Я предлагаю детям найти отрывок, подходящий к иллюстрации. Или

определить

последовательность

иллюстраций. Или

найти

несоответствие

иллюстраций.

Рецензирование детьми созданных рисунков.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими

иллюстрациями. Я делают это так:

каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей

иллюстрации;

школьники обмениваются рисунками;

получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти

этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана

иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;

сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода,

ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный

рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания

он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

Составление диафильмов по произведению.

Интересную работу я провожу по созданию своих диафильмов на основе

прочитанного произведения. Делаю так:

по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой

диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;

какие строки из текста вы соотнесете с ними;

определите количество кадров.

Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые

диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

Лепка и аппликация.

Этот вид детского творчества я использую чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не

воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше,

чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть

отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Метод моделирования.

Это введение системы (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также

составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства

слова;

дать возможность ученику работать в соответствии со своими

возможностями;

создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

поддержать интерес к художественной литературе;

обогащать духовный мир ребенка;

осознанно воспринимать художественные произведения.

Книжки - самоделки.

Одно из самых интересных заданий для ребят

- это работа с книжками –

самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и

воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое

название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

В этих книжках – самоделках дети записывают произведения только собственного

сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но

большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

Продолжение произведения (придумывание конца).

Прочитанное

произведение

иногда

может

послужить

толчком

к

самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого

произведения, то есть свой конец. В учебнике В.Ю. Свиридовой, по которому я

работаю, такие задания встречаются часто. … 3 класс учебник Литературное чтение

2 часть стр. 6

Задание :Продолжи сказку.

Словотворчество.

Очень

важным

средством

развития

творческих

способностей

является

составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают

сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются. Для

этого использую «Минутки-сочинялки».

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять

стихи, загадки, сказки, басни. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают

себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое

художественное произведение. … 3 класс учебник Литературное чтение 2 часть стр.

20. Задание: напиши более подробную сказку, которая будет объяснять какие-то

качества зверей или явления окружающего мира. Например: « Почему у божьей

коровки на спине пятнышки».

Эти работы была представлена на районный конкурсе «Увлечённые

чтением». Мои ученики занимали призовые места.

Отзыв

-рецензия.

Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать

собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о

книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже

усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

1. Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

2. Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

3. Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети

должны будут проявить творческий подход к художественному произведению,

показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного

вкуса. Работы моих учеников я представляла на Республиканский конкурс

« Республику свою по книгам узнаю».

Работа с читательским дневником.

Не позднее второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о

прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради

( дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала

книга, что понравилось.

Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге,

развивает желание учиться. Мой класс каждый год побеждает в номинации « Самый

читающий класс»

Аннотация.

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно

узнать, о чем говорили в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение

содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя. Для

написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку:

Выберите книгу, которая тебе нравится

1. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги

2. Начать аннотацию можно по-разному:

Этот рассказ о …..

Писатель…. Рассказывает о …..

Главный герой этой книги - …..

Удивительные события происходят в …..

Любишь ли ты читать о…..

Работа с кроссвордом.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление

кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей

к

учению,

развивает

их

наблюдательность,

дает

возможность

полноценнее

воспринимать художественное произведение.

Применяя

кроссворды

на

уроках

литературного

чтения

при

повторении

пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки

творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит,

самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на

определенных

листах,

оформляются,

иллюстрируются.

Часть

кроссвордов

используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть

вывешивается в классном уголке для всего класса.

Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более

внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно

внимательнее, чтоб составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих

товарищей без ошибок.

Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то,

что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на

уроке, привлечь к работе всех детей.

Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное

иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных

школах.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ

можно провести:

1. Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной

декламации;

2. Только средствами движения, т. е в виде пантомимы

3. Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда

обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого

создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить

действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами,

голосом.

Называю возможные формы драматизации:

пальчиковый театр;

кукольный театр;

костюмированные представления по известным произведениям;

музыкальные инсценировки;

спектакли по собственным сценариям.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ.

Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при

драматизации. Эпизод к сказке « двенадцать месяцев».

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Это компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это

творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. большое значение

в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент

занимательности в творческий процесс.

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы,

оформляют их и предлагают своим одноклассникам.

Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках

литературного чтения. Развивают творческое воображение и литературные игры,

которые

дают

полноценнее

воспринимать

художественные

произведения

в

дальнейшем. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой

деятельности.

Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше,

помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество

уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся,

воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать

любое художественное произведение.

Творческий подход к урокам литературного чтения помогли мне решить ещё

одну учебную задачу. У детей повысилась техника чтения.

Из 28 учеников в начале 3 класса ниже нормы читали 4 ученика, 3 ученика

читали норму, а остальные дети выше нормы. Проверка техники чтения за первое

полугодие показали, что ниже нормы читают 2 ученика, причём текст был более

сложным и норма слов в минуту повысилась.

4.

Заключение.

Изучив, теоретические основы формирования творческих способностей младших

школьников и выявив педагогические условия формирования, можно сделать

следующие выводы:

1. Под творческой деятельностью понимаем такую деятельность человека, в

результате которой создается нечто новое, приводящее к новым знаниям о

мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2. В результате анализа практического опыта педагогов- практиков, научно –

методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно –

образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для

развития творческих способностей и активизации творческой деятельности

младших школьников.

3. Рассмотрев условия развития творческих способностей младших школьников,

мы можем найти пути реализации их развития в процессе проведения уроков

чтения. Это и организация учебного процесса путем постановки творческих

задач, и путем создания педагогической ситуации творческого характера, и

организации самостоятельной творческой работы учащихся.

4. Были определены критерии развития творческих способностей (когнитивный,

мотивационно-

потребностный, деятельностный) охарактеризованы уровни

развития в соответствии с критериями.

5. Выполнение заданий творческого характера ( которые были представлены в

работе) содействуют развитию у учащихся аналитико – синтетической

деятельности мышления, расширению у них познавательных и творческих

возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более

сложным учебным материалом.

5.

Список использованных источников

1.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов

на Дону, 2000.

2.

Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Читая – думаю. – Киров. 2010.

3.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. :Просвещение,

2000.

4.

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для

детей, учителей и родителей – М. : АСТ- ПРЕСС, 2001.

5.

Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М. : Владос, 2002.

6.

Дубровина И.В. Психология – М.:Академия, 2000.

7.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь –

М. :Академия,2000.

8.

Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск 1999

9.

Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. – М. : Владос 2001,

10.Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроке чтения // Начальная

школа – 2001 №9.

11.Лихачев Б. Т. Педагогика. М. : Юрайт, 2001.

12.Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского

языка // Начальная школа – 2001 – №1.

13.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Педагогическое общество

России. Издательский Дом «Ноосфера» 2001.

14.Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению

одаренности. // Вопросы психологии – 2002 - №5.

15.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004.

16.Немов Р.С.Психология. Психология образования. М. : Владос, 2004.

17.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся //Начальная школа. –

2001. - №6

18.Никитина А.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации

групповой работы // Начальная школа – 2001. - №5.

19.Объятанова Л.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших

школьников. Волгоград: Учитель, 2011.

20.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Педагогика, 2005.

21.Пежиева М.Р. Развитие творческих способностей детей 5-9 лет. Ярославль.

Академия развития, 2002.

22.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.:Владос,2000.

23.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука,2005.

24.Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе //Начальная школа. – 2000

- №12.

25.Соломатина Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях

перехода на ФГОС начального общего образования // начальная школа. – 2010 -

№12.

26.Стасько А.В. Личностно- ориентированное обучение – средство формирования

познавательной активности учащихся. // Начальная школа – 2011 - №1.

27.Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.:

Наука,2000.

28.Чуракова Н.А.О курсе литературного чтения. // Начальная школа – 2003 - №4.

29.Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих

способностей. М. : Росткнига,2001.

30.Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного

обучения. М.: 2003.

31.Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации.

//Начальная школа - 2009 - №7.

32.Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой

одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников.

//Вопросы психологии- 2001-№1.

33.Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников. М.: Просвещение 2005,

34.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов

учащихся. М.: Педагогика 2006.

35.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет. //

М.: Педагогика, 2002.

36.Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей

школьного возраста. // Вопросы психологии 1999.

37.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. //

завуч, 2002 - №2.

38.Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника.

М. :Просвещение 2005.



В раздел образования