Автор: Рубцова Ирина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Танцевальная игра-средство развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Рубцова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Танцевальная игра - средство развития детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития
Танцевально-двигательная терапия одно из направлений моей работы.
Она способствует концентрации взаимоотношения между физиологическими и
психологическими процессами, для детей дает дополнительную возможность в
выражении, распознавании собственных эмоций и эмоций сверстников. При
работе с категорией детей с ТМНР очевидно, что данное направление является
приоритетным. Вместе с тем, исследования показали, что танцевально-
двигательная
игра,
как
терапия
помогает
личностной
коммуникации,
последовательные модели поведения, собственного тела, вырабатываются
поведенческие
изменения,
способные
привести
к
более
здоровому
функционированию.
Еще одним немаловажным направлением является игра. Играя дети лучше
запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться
решение многих педагогических задач.
Психология детской игры изучена многими исследователями такими как
Л.С. Выготский, Б.Д. Элькони, А.Н. Леоньев, П.Я. Гальперин и другие.
Представители теории «активного отдыха» - Шалер, Лацарус и Штейнталь
сходятся во мнении, что игра предназначена для психического отдыха, в игре у
ребенка нет рамок, он не стеснен в проявлении собственной активности, и
именно это и «освежает его».
В
философских
работах
Ф.
Шиллера,
Г
Спенсера
причиной
возникновения игры считалось высвобождение накопленной энергии. Г.
Спенсер
утверждал,
что
содержание
игры
–
«самоподражание»,
воспроизведение каких-либо движений.
Исходя
из вышеперечисленного,
проанализировав литературу стало понятно, что наиболее результативным
инструментов в работе могут стать музыкально-танцевальные игры. Они
соединяют в себе две важные способности человека - слушать музыку и
двигаться под музыку.
Игра в обучении танцевальных движениям - это самая близкая и понятная
форма занятия. Через игровой метод можно достичь более быстрого запоминая
материала. Именно благодаря игре формируются важнейшие психологические
процессы:
появляется
образное
мышление,
развивается
воображение
и
включаются элементы произвольности.
Двигаясь под музыку, дети с ТМНР начинают прислушиваться к ней,
воспринимать ее характер, развитие ее образов. А по мере того, как дети учатся
согласовывать свои движения с характером музыки. они начинают глубже ее
чувствовать, что, в свою очередь, приводит к более точному отображению
музыки и выполняемых движений. Но не следует забывать, что танцевальные
игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в
этом случае они заинтересуют детей.
Игры для музыкально-танцевального воспитания довольно различны и
включают в себя основные виды – ходьба, бег, прыжки, а благодаря той или
иной тематике и разнообразному характеру музыки, которая их сопровождает,
они приобретают и соответствующий характер движений.
У музыкальной игры существуют свои задачи:
1) научить детей осознавать и чувствовать свое тело;
2) улучшить координацию и согласованность движений;
3) развить чувство ритма и научить согласовывать свои движения с
музыкой.
Для этого игра должна отвечать следующим принципам:
- в игре не должно быть принуждения;
- образовательный процесс должен приносить удовольствие;
- наличие игровой атмосферы;
- игровая и не игровая деятельность должны быть тесно связаны;
- игры должны меняться по принципу: от простой к сложной и должна
быть динамика.
Кроме того, что танцевальные игры полезны тем, что в процессе
коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В
игре он поставлен в такие условия, когда он должен проявить инициативу,
находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными
заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они помогают воспитанию
самостоятельности у робких детей развитию детского творчества в целом и
воздействуют на психологическую составляющую воспитания.
В целях эксперимента на своих занятиях на ряду с проверенными
методиками и техниками при изучении программы по хореографии, использую
игры на эмоциональное и артистическое развитие детей, где сочетаются звуки и
движения упражнений уже знакомых и отработанных, а также новые
упражнения и игры. Детям понравилась новая форма подхода к изучению
упражнений, они заинтересовались и уже через месяц начали высказывать свои
пожелания и предлагать темы для игр на воображение и способы их решения
действием, основанным на выученных ранее движения.
Например, «Прогулка в лесу»
- Представьте, что мы с вами в лесу. Какой чистый воздух (глубокий вдох-
выдох)
- Для чего мы пришли в лес? (варианты детей)
-Встречаемся на этой поляне (наблюдая за детьми должно быть понятно,
что они собирают в лесу или делают под музыку).
Когда музыка выключается дети сами должны рассказать друг про друга.
В своей практической деятельности я подобрала и разделила игры на:
а)
развитие
образного
видения
предметов,
развитие
фантазии,
внимательности и точности исполнения задания: «Солнышко», «Детская
площадка», «Прогулка в лесу» и т.д.
б)
закрепление
ориентации
в
пространстве
зала,
быструю
смену
движений, направлений: «Змейка», «Раз-два-три» и т. д.
в) знания частей тела (правая рука, левая нога и т.д.): «Буги-Вуги».
Таким
образом,
использование
музыкальных
игр
на
занятиях
по
хореографии
способствует
разностороннему
развитию
детей
с
ОВЗ,
способствуют наиболее гармоничному развитию личности. В процессе занятий
формируются
эмоционально-личностные
образы,
развиваются
коммуникативные
навыки
-
умения,
происходит
социализация
детей,
формирование объема знаний об окружающем мире.