Напоминание

Музыкальная импровизация как средство развития творческих способностей школьников


Автор: Феткович Ольга Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования преподаватель вокала школьного театра
Учебное заведение: СПб ГБОУ СОШ № 285
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная импровизация как средство развития творческих способностей школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Музыкальная импровизация как средство развития

творческих способностей школьников»

В

современном XXI

веке,

когда

технологии

производства

и

компьютеризация заменяют многие мыслительные и физические процессы, у

людей, к сожалению, происходит замена многих творческих функций. То

есть не нужно самому петь, играть на музыкальных инструментах.

Достаточно нажать на кнопку аппаратуры, чтобы моментально зазвучала

нужная музыка, более или менее качественная и профессиональная.

Как же противодействовать этому выхолащиванию индивидуальности

и творческого потенциала? На наш взгляд, если родители, на плечах которых

лежит большая доля ответственности за развитие детей, не могут дать

знаний, умений, навыков в каком-либо виде творческой деятельности, то эта

задача

ложится

на

плечи

руководителей

кружков

дополнительного

образования.

Вершиной исполнительского творческого процесса всегда

являлось сочинительство. А учиться сочинять проще на примере чего-то

готового, на основе готовой мелодии в том числе. Так начинается

импровизация. Каждый из занимающихся в студии школьного театра, меоет

сам принять участие в «рождении» нового варианта песни. Ценность этот

процесса неоспорима:

во-первых, дети заняты интересным делом (выполняется социальный

заказ – отвлечение подростков от улицы)

во-вторых, они расширяют кругозор, изучая русскую музыкальную

культуру;

в-третьих, они получают навыки пения и сочинительства;

в-четвёртых, они научаются слушать себя и других;

в-пятых, попробовав импровизировать на основе песни, они получают

опыт проверки собственных способностей и самореализации в

творческой деятельности.

Способность к творчеству – это одно из самых уникальных качеств,

присущих

только

человеку.

Безусловно

это

качество,

без

которого

немыслимо существование ни одного общества, привлекало и волновало умы

многих великих учёных и педагогов прошлого и настоящего. Можно с

уверенностью сказать, что и в дальнейшем, в существовании человеческой

цивилизации, творческие процессы останутся заманчивой и до конца

неразгаданной, областью.

Слово «творчество», соотносимое со словами творец, творческий, в

современном литературно-книжном

языке

означает

процесс

созидания

каких- либо ценностей.

«Творчество

сложный

психический

акт,

выражающийся

в

воплощении и воспроизведении в новой, оригинальной форме данных,

находящихся в сознании человека» «Это стадия труда, бессознательной

работы и вдохновения, в результате которых данные переходят из

бессознательной сферы в сознание, а дальше путем различных способностей

и навыков, уже присущих человеку, обретают форму в книгах, научных

открытиях, в любых продуктах деятельности, которые представляют собой

нечто новое (5)

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на

созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы

становятся

фактами

культуры

творчества»

разработке

понятия

«творчество»

участвовали

многие

выдающиеся

философы.

Уже

в

средневековой

философии

творчество

понимается

как

волевой

акт,

вызывающий бытие из небытия. В XVIII веке Эммануил Кант, анализируя

творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет

собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев

считал

«носителем

творчества

личность,

понятую

как

некоторое

иррациональное

начало

свободы,

экстатический

прорыв

природной

необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного

и социального, вообще материального мира» Марксистское понимание

творчества исходит из того, что творчество – это «деятельность человека,

преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и

потребностями человека и человечества на основе объективных законов

действительности».

«Творчество

как

созидательная

деятельность

характеризуется

неповторимостью,

оригинальностью

и

общественно-

исторической уникальностью».

Советский педагог учёный Т.С. Комарова много сил и идей вложила в

развитие художественного творчества в дошкольном возрасте: «Развитие

детского творчества под влиянием педагогических условий, обречено на

успех в обучении детей изобразительной деятельности и развития их

творчества - индивидуальный подход к каждому ребенку».

Известный советский теоретик в спорте Д.Б.Богоявленский писал о

спортивном творчестве: «У творческой личности результат активности

всегда шире заданной цели, на него не влияют, ни нужда, ни социальная

оценка, а показатели лучше». Русский и украинский писатель Н. В .Гоголь в

поэме «Мёртвые души» вскрыл тему предпринимательского творчества.

Русский поэт А. Блок высказывался о развитии литературного творчества:

«Каждое произведение проходит дорогу творчества. И «первым и главным

признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и

временная, — является чувство пути».

Российский

философ Л.

Штудэн

считает:

«Культуру

следует

рассматривать

в

контексте

Метасистемы,

Центром

которой

является

Космический Разум. В его существовании не сомневались Ньютон и

Лейбниц, к реальности этого Разума приходят и деятели современной

философии. В рамках культуры человек никогда не бывает одинок. Культура

есть место встречи Бога и человека. Само по себе осознание этого факта

исключает человеческий волюнтаризм; понятие творчества здесь замещено

Сотворчеством Бога и человека».

В научной литературе рассматриваются разные виды творческой

деятельности:

игровое

музыкальное

спортивное

религиозное

повседневно-бытовое

мифологическое

художественное

педагогическое

культурное

философское

предпринимательское

организаторское

социальное

политическое

правовое

научное

изобретательское

импровизационное

декоративно-прикладное

устное-народное

музыкально-фольклорное

производственно-техническое

«В

современном

понимании

творчество

рассматривается

как

деятельность

человека

основном

её

мыслительный

компонент),

включающая

сознательную

и

бессознательную

составляющие,

целью

которой

является

создание

материальных

и

духовных

ценностей,

обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.

Таким образом, творчество является неотъемлемым компонентом

познавательного и созидательного процесса.

Педагогические аспекты творческих способностей освещены в работах

Л.С. Выготского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева , Е.Л. Яковлевой и других

современных учёных и исследователей. Я.А. Пономарёв к книге «Психология

творчества и педагогика» называет культурологические дисциплины основой

развития творческого потенциала школьника.

Доказательством значимости формирования творческих навыков у

детей явилась многолетняя работа Б.Л. Яворского, который высоко оценивал

воспитательное значение детского творчества. Он считал, что воспитательная

ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в

самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной

мысли ребенка. Автор считал одной из самых основных задач при

воспитании ребенка сохранение за ним способности творить, создавать

звуки,

этими

звуками

выражать

свои

жизненные

потребности

и

жизнеощущения,

так

как

творчество,

если

оно

потеряет

свою

непосредственность

или

заглохнет,

не

поддается

ни

обучению,

ни

направлению.

С ним также солидарен психолог-педагог Б.М. Теплов, который

обращал внимание на важность импровизационного творчества в период

начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству.

На сегодняшний день проблема импровизационного творчества очень

актуально поставлена и не раз поднималась в отечественной и зарубежной

психологии и педагогике. Разработаны принципы и методы развития

творческих способностей у детей в отечественной педагогике, о чем

свидетельствуют методические разработки и поиски Б.Л. Яворского, Б.В.

Асафьева, Ю.Б. Алиева, Г.И.

Шатковского.

В средней школе с целью развития творческого потенциала школьники

могут заниматься в различных кружках, студиях, секциях. Кружковая работа

способствует выявлению способностей в различных сферах: научной,

спортивной,

декоративно-прикладной,

хореографической,

вокальной,

музыкально-инструментальной,

краеведческой,

лингвистической,

технической,

компьютерной,

театральной,

журналисткой,

поэтической,

туристкой.

Формы работы бывают массовыми и индивидуальными. Индивидуальная

работа направлена на самовоспитание. Она требует от педагога знаний

индивидуальных особенностей учащихся в данной возрастной категории.

Массовая работа является самой распространённой в школе. Она

рассчитана на одновременный охват большого количества школьников и ей

свойственна красочность, торжественность и яркость. У массовых кружков

или мероприятий больше возможностей. Но возможны совмещённые формы

организации групп. Формы проведения занятий также возможны различные:

практические занятия, беседы, экскурсии, игровые программы, спортивные

тренировки, соревнования зачётные занятия, репетиции открытые занятия,

генеральные

репетиции,

выступления

в

школе,

праздники,

выездные

выступления.

Методы работы в творческих коллективах: словесные методы: рассказ,

беседа, работа с книгой, нотами, дискуссия, лекция. Практические методы:

распевки и упражнения на дыхание; разучивание и соединение партий новых

произведений; работа над драматургией произведения; работа на сцене,

работа с микрофоном, прослушивание и просмотр видео и аудио материалов;

зачётные занятия.

Методы контроля на творческих занятиях: анкетирование, игровые

формы викторины; многоканальные проекты; презентации; виртуальные

экскурсии; концерты, спектакли.

Творческие способности подростков необходимо выявлять, развивать с

учётом возрастных особенносетй. Самая младшая возрастная категория – это

дети дошкольного возраста, самые искренние, отзывчивые на звуки, эмоции.

При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для

развития способностей и личностных качеств, которые окончательно

формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы

способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки.

Особенности работы с младшей группой: подражательство; возрастная

психология (хрупкость и ранимость психики); возрастная физиология

(маленький диапазон, дикция); обилие иллюстративности; обилие игровых

форм; поощрение импровизаций; подготовка к восприятию школьных

знаний.

Кружковая работа со школьниками начальных классов требует от

педагогов дополнительного образования не менее внимательного отношения

и

более

углублённой

работы,

чем

с

дошкольниками.

Необходимо

продолжение работы на творческом подъёме. Постановка задач и сами

задачи усложняются. Прибавляются новые: прослушивание с дальнейшим

отбором

в

партии;

патриотическая

направленность

репертуара;

теоретические знания; формы контроля и отчёта; техники пения a-capella и

под фонограмму min. Каждый педагог должен знать, что, младшие

школьники

претерпевают

изменения

в

развитии

физиологическом

и

психическом с приходом в школу - психические процессы приобретают

характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять восприятием,

мышлением,

памятью,

в

некоторой

степени

и

своими

эмоциями

и

воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля. А это значит,

что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной

инициативы.

Интерес

к

познанию

формируют

именно

упражнения

творческого характера

.

Знания в этой области помогут в работе с младшими

школьниками. А также со школьниками с запоздалым развитием, которым

особенно необходимо усиленное развитие, чтобы догнать сверстников.

Возможен вариант работы в школе с хором мальчиков. Хор мальчиков -

это особый, подчас очень сложный, специфический творческий организм,

создание которого, а главное – удержание, развитие требует колоссальной

энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц. Сделать работу хора

общественным явлением в школе, районе, городе – дело не легкое, и для

решения подобной задачи нужны объединенные усилия участников хора,

администрации, руководителя хора – всех, от кого зависит успешная

деятельность коллектива: родителей, общественности, учителей и учащихся

и

даже

техперсонала.

При

этом

необходимо

постоянно

помнить

о

физиологических и психических особенностях и строить работу в русле:

открытой

вопросно-ответной

деятельности;

активной

подвижности

на

занятиях; особых способах привлечения внимания; всевозможных форм

поощрений; побуждения к самоконтролю и самопроверке; организации

соревнований;

юмора

как

способа

вызвать

положительные

эмоции;

особенностей развития голоса мальчика.

Развитие творчества у старших школьников – самое интересное и самое

трудное дело. В данной возрастной зоне физическое развитие организма

продолжает

протекать

весьма

неравномерно.

У

одних

перестройка

происходит быстрее, у других – медленнее. Весьма индивидуально протекает

и мутация. Такая неравномерность в развитии подростков создает для

преподавателя

определенные

трудности,

которые

заключаются

в

необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для

индивидуального учёта голосовых изменений хористов. Поэтому педагог

обязан знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников

хора, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь

в щадящем режиме: не брать высоких звуков, осторожно использовать

динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относится к своему голосу.

У учащихся 15-17 лет голоса уже обладают элементами взрослого

звучания. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности,

своеобразие певческой манеры. При щадящем и рациональном певческом

режиме пения в предмутационный и мутационный период голоса юношей и

девушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владения

«взрослым» голосом приобретаются быстрее, становятся прочными. В этот

период появляются большие возможности в использовании грудного

резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче.

Также

педагог

должен

учитывать

изменения

интересов

старшеклассников. В работу включаются: репертуар сообразный подготовке

коллектива с учетом современных образов, стилей; самоанализ выступлений

в записи; современные формы отчётности (выступления на дискотеках);

наставничество в репетициях и концертной деятельности.

Известнейший советский композитор и учёный Д. Б. Кабалевский

изменил подход к обучению и музыкальному творчеству школьников:

«Музыкальное развитие влияет не только на развитие слуха, певческой

культуры, но и на более глубокое развитие музыкальной культуры вообще,

культуры души, то есть культуры отношения к миру». «Прекрасное

пробуждает доброе».(16)

Весь профессиональный педагогический коллектив может определить

индивидуальность каждого ученика, дать компетентные рекомендации о

наиболее благоприятном пути индивидуального развития, помочь учащемуся

познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться.

Особенности творческих способностей школьников (в отличие от

взрослых):

Непредсказуемость готовности к восприятию

Непредсказуемость в наличии способностей

Неравномерность развития на разных этапах

Неуверенность в своих возможностях

Малое наличие умений к самообучению

Необходимость в руководстве, наставничестве опытных педагогов.

«Стимулирование

творческой

активности

учащихся

в

процессе

обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и

соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления

творчества». Каждый педагог хочет видеть на своём кружке не только

способных, но и одарённых, и талантливых учеников.

Способность – природное дарование, склонность к усвоению чего-

нибудь, или свойство души человека, понимаемые как совокупность

всевозможных психических процессов и состояний, это индивидуально –

психологическая особенность человека, отвечающая требованиям данной

деятельности и являющаяся условием успешного ее выполнения, которая

отличают его от другого, а также готовность к действиям. Но при активном

и правильном развитии какого-либо качества можно добиться немалых

успехов в появлении и развитии способностей. Способности, с одной

стороны, нельзя отождествлять с задатками.

Задатки – лишь один из факторов, определяющий способности.

Одарённость – наличие потенциально высоких сочетаний способностей у

человека для достижения успеха. Талант – выдающиеся способности

человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на

основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Гениальность – высший уровень интеллектуального или творческого

функционирования способностей.

Советский

дефектолог

В.И.

Мещеряков

о

психологическом

виде

творчества: «И если бы в «обычной» школе были внимательны к первым

проблескам детской самостоятельности, на много вырос бы «процент»

«талантливости»!».

Чтобы

сформировать

умение

творческой

работы,

требуется постоянный целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда

человек достигнет определенного уровня навыков в ремесле, получит багаж

знаний, он сможет воплотить творческие идеи в готовые изделия. Таким

образом, знание ремесла, трудовые навыки, не должны отрываться от

решения творческих задач.

На

основе

импровизаций

развиваются

творческие

способности

школьников, которые, благодаря этому смогут найти своё место в жизни

общества.

Список литературы

1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. -

Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.

2.Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании:

научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный

дом, 2008. - 301 с.

.3.Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. Москва:

Знание, 1981. - 96 с.

4.Верб, Э.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры

школьников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Э.А. Верб. -

Ленинград: ЛГПИ, 1980. - 80 с.

.5. Выготский, Л.C. Психология искусства / Л.С. Выготский. Под общ. ред.

М.Г. Ярошевского. - Москва: Педагогика, 1987. - 344 с.

.6.Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. -

Москва: Междунар. образоват. и психол. колледж: Психол. ин-т, 1996.- 197с.

.7.Коган, Л.Н. Искусство и мы Текст. / Л.Н. Коган. - Москва: Молодая

гвардия, 1970. - 272 с.

.8.Лук, А.Н. Психология творчества Текст. / А.Н. Лук. - Москва: Наука, 1978.

- 128 с.



В раздел образования