Автор: Елена Васильевна Рязанцева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР № 19
Населённый пункт: Курганинск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация и социализация ребёнка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Адаптация и социализация ребёнка в детском саду».
«Дети-это люди, данные нам на время,
и от нас зависит их вера в себя
и любовь к миру»
М.Монтессори.
Человек – это биосоциальное существо. От природы у него остались
биологические потребности: еда, сон и продолжение рода. А без социума,
человек не может развиваться в полноценную личность.
И, конечно же, семья- это самая первая среда для социализации ребёнка.
Здесь маленький человек учится постепенно азам- это папа, это- мама, это-
баба, это- деда, это- игрушка, это- чашка, это-ложка, это-кружка, это-одежда.
Ребёнок в семье окружен заботой, вниманием и любовью. Именно здесь, в
семье, его учат переворачиваться, сидеть, ходить, есть ложкой, пить из
кружки, постепенно учат одеваться самому. У ребёнка с первых дней жизни
закладываются стереотипы поведения в семье, отношения отца к сыну, мужа
к жене, о взаимопомощи, поддержке, о том, какие функции выполняет
добытчик, защитник и помощник и какие функции в семье выполняет мать.
Она кормилица, эта женщина всегда любит, всегда поможет, подскажет,
поддержит. Она окружает всех рядом находящихся заботой, теплом,
вниманием.
И по мере взросления ребёнок, проходит следующие ступени социализации.
Наш маленький человечек идёт в детский сад. Детский сад имеет огромное
значение для развития детей. Именно здесь ребёнок впервые учится
взаимодействовать с другими детьми, находиться в коллективе, делиться
игрушками, выполнять какие-то совместные действия: лепить из пластилина.
Делать аппликации, танцевать, выступать вместе. И представьте ребёнок был
дома один, всё было его и для него. Здесь же он сталкивается с новыми
проблемами и с новыми трудностями. Его жизнь меняется коренным
образом. Его выдёргивают из привычной среды обитания, существования,
отрывают от матери и помещают в совершенно новую, непонятную,
неизвестную для него среду. Естественно, в первые дни посещения
дошкольного учреждения ребёнок теряется, он расстроен, не знает как себя
иногда вести. У него начинается новый и очень сложный период адаптации к
новым условиям. И именно в этот момент на помощь маленькому человечку
приходят взрослые со стороны. Ведь иногда даже сами родители не знают,
как помочь или успокоить плачущего дитя, как прекратить его истерику или
явное нежелание ходить в детский сад. Ведь именно от адаптации зависит
функциональное здоровье малыша.
Администрация детских садов проводит с родителями встречи, семинары,
где консультирует о том, как лучше ребёнка подготовить к посещению
детского сада, какой режим дня следует соблюдать родителям дома, чтобы
малышу было проще привыкнуть к этому режиму и в садике. Они делятся
знаниями о возрастных особенностях детей, о типах характера, о том, как
характер ребёнка влияет на дальнейшее развитие личности. Предупреждает
родителей о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться и как их
решать. Дает рекомендации.
Но конечно же, самая большая ответственность ложится на плечи
воспитателя. От его компетентности, знаний, умений и выдержки очень
многое зависит. Ведь у ребёнка зачастую пропадает аппетит, он лишается
сна, снижается восприимчивость и познавательная активность, он
становится агрессивным и раздражительным . Поэтому- посещение ребёнка
детского сада начинается с минимального времени- 2 часов, потом это время
постепенно увеличивается. С утра, когда ребёнок ещё расстроен и не хочет
отпускать родителей, воспитатель может взять на руки, обнять. Отвлечь
малыша рассказав сказку, спев песенку или что-то обыграв. Проявив, тем
самым, индивидуальный подход к ребёнку. Так же воспитатель старается
распределить детей на небольшие группы, чтобы новые виды совместной
деятельности детей помогли им отвлечься от грустных мыслей, наладить
контакт с другими детьми, научиться взаимодействовать. Работник должен
оказывать всевозможную поддержку вновь прибывшему малышу.
Снисходительно относиться к его капризам, помогать, направлять, учить,
поощрять и одобрять начинания малыша. Выставлять работы на обозрение
родителям и конечно же беседовать давать советы, делиться
положительными эмоциями. Иметь полный контакт с ними . Ведь от
взаимоотношения, взаимопомощи очень многое зависит. Так как адаптация
ребёнка может затянуться на 2-3 месяца. И от слаженной работы у нас
зависит, насколько быстро ребёнок пройдёт процесс адаптации, насколько
быстро он социализируется.
Любите своих детей, помогайте и доверяйте им.