Автор: Шарлай Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г. Судак, Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных игровых технологий на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование интерактивных игровых технологий
на уроках в начальной школе
Современное общество меняется довольно быстро, трудно прогнозировать
даже ближайшее будущее. Поэтому невозможно предсказать, какие знания
могут понадобиться ребенку, а какие -нет. Учитывая это, необходимо
ставить перед собой задачу -не столько накопление ребенком информации,
сколько развитие мышления, умение адекватно оценивать результаты,
самостоятельно добывать информацию, преобразуя знания на инструмент
познания других видов деятельности, умение конструктивно
взаимодействовать с другими детьми.
В то же время перед нами встает проблема,: каким образом построить
обучение, чтобы наиболее полно удовлетворить каждого школьника.
Заботясь о высоком уровне знаний своих
учеников, в своей педагогической деятельности я использую следующие
формы и методы обучения, которые бы вызвали у детей заинтересованность
учебным материалом, желание учиться, стремление к успеху в овладении
основами наук. Собственный опыт убеждает, что какие бы инновационные
технологии мы не внедряли в практику, преуспеть можно лишь
заинтересовав ученика на уроке, когда, развивая свои способности, он
удовлетворяет познавательные потребности. В этом мне помогают
интерактивные игровые технологии, поскольку младшие школьники
постоянно испытывают потребность в игре, игровом общении, и игра для них
- это первая возможность обнаружить себя как личность, самовыразиться и
самоутвердиться.
Поэтому хочу познакомить вас с моей копилкой «Планета Интерактивных
игровых технологий». Планета эта состоит из четырех больших материков.
Первый материк называется "Игровые оболочки". Большинство
игровых оболочек, которые использую на уроках, построены по принципу:
злые силы что-то украли, сломали, добрые герои, не жалея сил, вместе с
учениками восстанавливают справедливость. А также любимые сказочные
персонажи
детей попадают в беду. Желая им помочь в беде, учащиеся с большим
удовольствием выполняют различные учебные задания.
Второй материк нашей планеты - "Деловая игра".
С целью формирования диалогической речи, развития творческих
способностей использую интерактивный метод - деловую игру "За и
против". Дети учатся делиться своими впечатлениями, констатировать
факты, касающихся собеседника, передавать свои эмоции, подбирать разные
подходы к выполнению конкретных дел. Например, при изучении темы
"Осень" в 1 классе : первая группа - "За" (те, кому нравится осень). Вторая
группа - "Против" (те, кому не нравится осень).
Третий материк планеты интерактивных игровых технологий -
"Дидактическая игра". Используя игру как средство обогащения учащихся
языковыми знаниями, умениями и навыками, наполняю ее дидактическим
содержанием и игра-развлечение превращается в дидактическую игру,
которую использую, например, при изучении темы " Безударные гласные «е
—и» в корне слова". Дети распределяются на две группы и по очереди
"забивают мяч в ворота", вставляя пропущенные буквы. Данную игру
использую и на уроке математики, устанавливая в выражения пропущенные
числа. Также использую игру "Путаница", во время которой ученики
распутывают сравнения; игры "Кто что любит", " Кто где живет", "Книжный
червь", " Математические узелки", "Испорченный телефон", "Какие фигуры
спрятались и сколько их", различные математические ребусы; любят дети и
игровые каллиграфические минутки. Используя интерактивный метод
"ситуаций", новый материал детям подаю не в готовом виде, а создавая
игровую проблемную ситуацию. И дети сами в процессе обсуждения,
общения, советуясь между собой и с учителем, открывают для себя новое
правило. Например, во время изучения темы "Переместительное свойство
сложения" создаю игровую ситуацию: белочка с ежиком поссорились,
составляя пример: ежик составил 3 + 5, а белочка 5 + 3. Кто из них прав?
Дети рассуждают, обсуждают, делают вывод: все равно, в каком порядке
прибавлять числа. То есть формируют правило, что складывать, прибавлять
числа можно в любом порядке.
Последним материком нашей планеты игровых технологий"Сюжетно-
ролевые игры".Детское творчество ярко проявляется в сюжетно-ролевой
игре, связанной с ознакомлением с различными профессиями, где дети
одновременно выступают и драматургами, и режиссерами, и декораторами, и
актерами. С этой целью провожу урок-игру "Юные строители", где ученики
строят домик, используя свои знания по предмету. Сначала «заливают»
фундамент. Затем строят стены, крышу, в конце концов, устанавливают окна.
Нравятся детям и уроки-аукционы, на которых они за свои знания могут
приобрести разные вещи. Все это как нельзя лучше способствует укреплению
коллектива, развитию речи, произвольного внимания и памяти,
интеллектуальному росту, развитию заинтересованности учащихся
обучением, достижению атмосферы радости.
Именно поэтому использование интерактивных игровых технологий
помогает мне достичь цели урока путем -заинтересованности учащихся,
строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение было
успешным, приносило радость, удовольствие и способствовало укреплению
здоровья каждого ребенка. Ведь здоровье ребенка - залог его успешности
.