Автор: Калинина Татьяна Викторовна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБСУСОН
Населённый пункт: Ставропольский край, Апанасенковский район, село Дербетовка, улица Красная, дом 39
Наименование материала: План по самообразованию Тема: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
Тема: Трудовое воспитание
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального
обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для
умственно-отсталых детей»
«Утверждаю»
Директор ГБСУСОН
«Дербетовский детский
дом-интернат для
умственно отсталых детей»
Н.В. Студеникина____________
«___» _____________ 2020 год
План по самообразованию
Тема: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Калинина Татьяна Викторовна
с. Дербетовка,
2020 год
Индивидуальный план работы по самообразованию
Ф.И.О.: Калинина Татьяна Викторовна
Должность: инструктор по труду
Образование: среднее профессиональное
Стаж педагогической работы: 31 год
Курсы повышения квалификации:
1.«Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта в учреждениях
социального обслуживания», 282 ч., № 016539, 2016 г. ЧУДПО СИППП и СР
«Коррекционная педагогика и специальная психология» № 368, 2016 г.;
2. «Обучение по программе профессиональной переподготовки «Инструктор
по труду в организации социального обслуживания», 252 часа, в том числе
аудиторных 30 часов. № 261200090841, 2019 г. «Центр повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной
сферы».
Квалификационная категория: СЗД
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 года
Тема: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
Проблемы:
- не сформированы трудовые навыки и умения;
- не сформированы представления о трудовой деятельности;
- не формирование различных знаний (например, о росте и развитии
растений, о пользе труда людей разных профессий).
Пояснительная записка
Актуальность:
Трудовое
воспитание
является
одной
из
важнейших
составляющих
образовательного
процесса.
В
Федеральном
государственном
образовательном стандарте образования одно из направлений в социально-
коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе. Для детей трудовое воспитание
осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного
бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой
материал. В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу
труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в
этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым
человеком». Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель
в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности
ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему
на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет
познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как
средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию
мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения
планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь
ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и
систематично.
Цель
:
повышение своего профессионального уровня по данной теме,
формирование представлений о людях разных профессий у детей,
обмен
практическим и теоретическим опытом с коллегами.
Задачи: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального
назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Этапы работы по плану самообразования:
1. Диагностический этап – сентябрь, октябрь;
2. Практический этап – ноябрь, декабрь, февраль;
3. Обобщающий этап – март, апрель, май;
4. Внедренческий этап:
- использование опыта в процессе дальнейшей работы
(
педагогической
деятельности).
Формы работы:
1.Повышение квалификации.
2. Индивидуальная самообразовательная работа:
-
библиотека
-
интернет
-
СМИ
Методы работы:
1.Повышение квалификации
2.Индивидуальная самообразовательная работа
3.Изучение литературы
4.Участие в МО, педагогических советах
Практические выходы:
1. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию.
2. Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».
3. Консультация для воспитателей «Труд и формирование личности».
4. Картотека пословиц о труде в картинках.
5. Подбор детской художественной литературы о труде.
6. Фотоальбом «Мы любим трудиться!»
7. Памятка «Ознакомление детей с трудом взрослых».
9. Подготовка буклета для родителей и воспитателей «Сущность трудового
воспитания»
10. Отчёт-презентация о проделанной работе за учебный год.
Список литературы:
1.Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.:
Просвещение, 1991
2. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде. – М.:
Просвещение, 1980 Анализ и изучение литературы
План по самообразованию
Сроки
Раздел
плана
Форма работы
Практические выходы
Сентябрь
Диагностический
1.Составление плана
работы по
самообразованию
- Наличие плана работы
по самообразованию
2.
Проведение
диагностического
обследования детей по
трудовому воспитанию
- Диагностическая карта
Октябрь
1.Изучение литературы
по заданной тематике
Изучить:
-
Маркова Т.А.
«Воспитание
трудолюбия у детей». –
М.: Просвещение, 1991
2. Подбор детской
художественной
литературы о труде
- Наличие
художественной
литературы
Ноябрь
Практический
1. Изучение литературы
по заданной тематике
Изучить:
- Нечаева В.Г., Буре Р.С.
«Воспитание детей в
труде». – М.:
Просвещение, 1980
2.Формирование
картотеки
дидактических игр по
трудовому воспитанию
- Наличие картотеки
дидактических игр
Декабрь
1. Консультация для
воспитателей «Труд и
формирование
личности»
- Наличие консультации
2. Папка-передвижка
для родителей на
тему: «Трудовое
воспитание»
- Наличие папки-
передвижки
Январь
1. Изучение литературы
по заданной тематике
Изучить:
- Кондрашов В.П.
«Введение детей в мир
профессий». Учебно-
методическое пособие /
Изд-во "Николаев",
2004.
2. Участие детей во
Всероссийских
конкурсах поделок
- Получение диплома
Февраль
1. Формирование
картотеки пословиц о
труде в картинках
- Наличие картотеки
2. Публикация плана
самообразования на
Всероссийском сайте
«Педразвитие»
- Получение
сертификата
Март
Обобщающий
1. Подготовка
материала к викторине
«Много профессий
хороших и разных»
- Наличие конспекта и
атрибутов к проведению
викторины
2. Участие детей во
всероссийских
конкурсах работ по
ручному труду
- Получение диплома
Апрель
1. Изготовление
памятки
«Ознакомление детей с
трудом взрослых»
- Наличие памятки
2. Оформление
фотоальбома «Мы
любим трудиться!»
- Наличие фотоальбома
Май
1. Подготовка буклета
для родителей и
воспитателей
«Сущность трудового
воспитания»
- Наличие буклета
2. Подготовка и
проведение викторины
«Много профессий
хороших и разных»
- Наличие конспекта и
атрибутов к проведению
викторины
3.Составление отчета о
проделанной работе за
учебный год в виде
презентации
- Наличие
отчета-презентации
Инструктор по труду: Калинина Т.В.
Заведующий ОППП: Бондарева Т.В.