Напоминание

Художественная литература как средство речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Волжанкина Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №100"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественная литература как средство речевого развития

дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Волжанкина Татьяна Вячеславовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 100»,

г. Нижний Новгород

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело.

В.Г. Белинский

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет

его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи

ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного

языка.

Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он

учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция:

значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш

взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого

человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда

получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного

произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка

представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике,

автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен,

непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой

последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые

вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они

даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом

для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к

нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само

содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит

забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература

будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным

побуждениям.

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую

роль приобретает художественная литература.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый

ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных

форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на

особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных

произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и

непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного

произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени

развития.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные

средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться

непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в

дошкольном детстве.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с

книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых

произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги.

Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать

листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей,

развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-

картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с

детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала

больше, чем текста.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель

обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на

некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После

прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с

содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень

важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям

выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и

взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может

заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют

музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения,

развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать

выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной

литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух

(способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную

выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок,

рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при

котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать

образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных

жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка,

способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и

повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться

художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия

воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание,

чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к

разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать

благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых

умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение. Беседуйте с ребенком!

Литература:

1.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

— М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

2.

А.И. Максаков развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.

В.В. Гербова Приобщение к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.



В раздел образования