Автор: Волжанкина Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №100"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература как средство речевого развития
дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Волжанкина Татьяна Вячеславовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 100»,
г. Нижний Новгород
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело.
В.Г. Белинский
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет
его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи
ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного
языка.
Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он
учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция:
значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш
взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого
человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда
получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного
произведения.
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка
представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике,
автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен,
непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой
последней модели телефона.
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые
вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они
даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом
для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к
нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само
содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит
забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература
будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным
побуждениям.
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую
роль приобретает художественная литература.
Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый
ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных
форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на
особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных
произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и
непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного
произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени
развития.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные
средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться
непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в
дошкольном детстве.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с
книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых
произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги.
Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать
листочки).
Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей,
развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.
Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-
картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с
детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала
больше, чем текста.
В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель
обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на
некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После
прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с
содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень
важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям
выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и
взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может
заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют
музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения,
развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.
В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать
выразительные средства.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной
литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух
(способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную
выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок,
рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при
котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать
образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных
жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка,
способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и
повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться
художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия
воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание,
чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к
разнообразной и содержательной информации.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать
благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых
умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.
Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение. Беседуйте с ребенком!
Литература:
1.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
— М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
2.
А.И. Максаков развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3.
В.В. Гербова Приобщение к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.