Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС
Автор: Устюжанина Мария Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Обская начальная общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: город Обь, Новосибирская область Наименование материала: учебно-методический материал Тема: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС Раздел: начальное образование
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС
Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из
актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается
подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и
ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства.
Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов
заболеваний закладывается уже в детском возрасте.
У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или
отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья,
однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза.
Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика
показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от
первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто
обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной
школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения
имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов
компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут
и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы
глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.
Второй проблемой названы нарушения осанки. Их число увеличивается к
концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало
двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся
дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное
сидение за партой усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих
технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы
снизить утомляемость и статическую нагрузку.
Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических
расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у
выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы
сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу
поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной
школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем
организма. Здоровый ученик – успешный ученик. Овладевать знаниями и
усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное
состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников
образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья
должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю
необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить
навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и
физические нагрузки на детский организм. Создать условия для здоровой учёбы.
Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих
технологий в начальной школе. Образовательный процесс должен проходить в
комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных
требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов
обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом
возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями.
Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности
ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической
нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа
должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование
статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной
подвижной деятельности. Реализация здоровьесберегающих технологий в
начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья
детей.
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются
как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены
главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка,
влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во втором
документе, на который опирается современная система образования – в
федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются
образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с
ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в
деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором
среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек,
«выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются
здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание
здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является
одной из ведущих установок.
Физкультура – урок важный . Содержание первоначальных представлений,
формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни,
распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют
всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать
режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные
мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием,
контролировать физические нагрузки. Педагог, преподающий физическую
культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет
двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления
физического, социального и психологического здоровья. Реализуя
здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает
основы здорового образа жизни. Знакомясь с видами спорта и подвижными
играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и
вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует
успешной социализации.
Снижение детской утомляемости на уроках отмечено всеми учителями,
применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС
НОО сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного
образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей
работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается,
что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается
хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что
здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать
обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач
ему не потребуется.
Существует несколько условий, которые позволяют применять
здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:
соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной
деятельности;
осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности;
использование разнообразных методов и форм обучения;
рациональное чередование двигательных и статических нагрузок;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода,
возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах;
разумное использование наглядности;
использование разнообразных форм подачи информации, включая
современные информационно-коммуникативные технологии;
создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого
обучающегося;
стимулирование положительной мотивации к обучению;
развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения
здоровья.
Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе
можно объединить в три блока:
направленные на соблюдение гигиенических требований;
организующие рациональную физическую активность;
другие психолого-педагогические технологии.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия. От
того, как организован образовательный процесс, зависит многое. Если нагрузка и
виды деятельности распределены рационально, то у детей достаточно длительное
время сохраняется на высоком уровне умственная работоспособность. Но кроме
этого, большое значение имеет соблюдение гигиенических условий. Приведём
основные критерии, которым должны соответствовать уроки по
здоровьесберегающим технологиям в начальной школе. В первую очередь в
классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим.
Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все
эти требования содержатся в нормах СанПиН. Во-вторых, дети должны удобно
сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая
статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки,
пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы
самомассажа. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок,
дают хороший эффект. В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов
деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с
раздаточным материалом и так далее. На утомляемость школьников влияют
продолжительность занятий одним видом деятельности и частота их сменяемости.
Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за
другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка,
поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание. Учитель должен чётко
замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная
активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности. В-четвёртых,
дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например,
это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание
наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и
самостоятельная работа. Кроме того, необходимо включать в урок практические
методы. От чередования перечисленных элементов также зависит сохранение
работоспособности школьников. Отдельным моментом является использование
технических средств обучения. Они должны применяться в соответствии с
указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью.
Учитель, подбирая материал для прослушивания или просмотра, продумывает и
его цель, и дальнейшую работу. Например, просмотр обучающего фильма может
вызвать обсуждение содержания, размышления по заданной теме, вопросы к
детям и к учителю от обучающихся. В-пятых, очень важен для сохранения
работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими
технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой,
доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников,
направленностью на сотрудничество. А также активностью и
заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками.
В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой
шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет
быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности,
выполняя роль эмоциональной разрядки.
Второй блок: организуем обучение и физическую активность.
Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре
важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие
технологии в начальной школе. Момент первый: интересно - значит
неутомительно! Формируя у школьников коммуникативные навыки,
заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не
только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей
усталость от образовательного процесса. Момент второй: вижу, слышу, пробую! У
каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это
от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение
всех психических функций между двумя полушариями. Дети, у которых
преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим
воплощением познавательных процессов, такие ученики легко воспринимают
абстрактные понятия, легко делают обобщения и выводы. Школьники с
доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное
мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко
справляются с творческими заданиями. Есть и третий тип школьников, у которых
нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии
работают в равных долях. Кроме этих особенностей, у детей отличаются и каналы
восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Учитель
должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты
подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей. Момент третий: учет
зоны работоспособности. В активности человека наблюдаются регулярные пики и
спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в
течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности,
составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце. Момент
четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. Педагог в
процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную
работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым
способствует здоровьесбережению.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность. Использование
на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение: игровые
технологии; обучающие интерактивные программы; оригинальные задания и
задачи; введение в урок отступлений. Создание благоприятного психологического
климата на уроке: доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;
интерес к каждому мнению; тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
стимулирование к самостоятельной деятельности; тонкий юмор. Охрана здоровья
и пропаганда здорового образа жизни. Если ребёнок со школьных лет усвоит как
норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей
жизни он будет вести здоровый образ жизни. Применение личностно-
ориентированного подхода.
Задача школы – сохранить и укрепить здоровье! Школа способна заботиться о
здоровье детей.