Автор: Баклагина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КК ПСХК г. Краснодар
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ КК ПСХК, Краснодар
Баклагина О.В.
Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетних с
противоправным поведением
Дезадаптация – это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем
взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой
социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления
к окружающей действительности.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в
асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, из-за
действия определенных внешних или внутренних причин. Исследователи выделяют такие
основные причины подростковой дезадоптации как:
- педагогическая запущенность, которая характеризуется хроническим отставанием от
школьной программы, дети отличаются дерзостью, плохим отношением к учебе и
всяческими социально-негативными проявлениями, такими как курение, хулиганство,
сквернословие, конфликты с учителями и др.;
-социальная
запущенность,
которая
возникает
из-за
ошибок
в
воспитании
и
перевоспитании педагогически запущенных учащихся. Здесь речь идет о подростках,
сопротивляющихся педагогическому воздействию, у которых не сформированы полезные
умения и навыки, сфера интересов сужена; для таких подростков характерны наркомания,
алкоголизм, бродяжничество, совершение правонарушений, аморальное поведение и т. д.
Какая бы причина не была социальная дезадаптация является одной из наиболее
серьезных социальных проблем, ведущей к правонарушениям, требует немедленного
продуктивного решения, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами
преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны:
-
с
возрастными,
психологическими,
половыми
и
иными
отличиями
личности
несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;
-
с
обстоятельствами,
способствующими
совершению
правонарушений
несовершеннолетних;
- с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних;
- демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным
социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
(1).
Одна из самых характерных особенностей несовершеннолетних – психическая
незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение
соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления
характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные
решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Социальная ситуация
развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и
ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью.
Трудности воспитания в значительной мере определяются недостатками в
развитии способности обучающихся к оценке своих поступков. Причинами таких
трудностей является не сформированность у несовершеннолетних критериев самооценки,
не критичность, неадекватность оценки, неумение осуществлять операции оценивания. В
свою очередь эти отрицательные черты личности трудного подростка – результат не
качественной
педагогической
работы,
неспособности
педагога
увлечь
примером,
побудить трудного подростка следовать социально значимому образцу и избрать его в
качестве эталона самооценки.
Одно из новообразований несовершеннолетнего возраста является – чувство
взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его
готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника
этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе,
живет в той же семье. Все так же в семье к подростку относятся как к «маленькому».
Многое он не делает сам, многое – не разрешают родители, которых все так же
приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают своего ребенка, а за хорошее
поведение могут даже и «наградить». Подросток объективно не может включиться во
взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и
появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки
за город, внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь».
Внешний вид трудного подростка – еще один источник конфликта и постоянных
недоразумений в семье. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно
свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в
карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка
начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит
на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся
расхождений. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так
нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время
стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки –
такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого
себя. Ответ на вопрос «Кто Я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому
себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные
оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и
поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
Трудные
подростки
ведут
себя
с
напускной
независимостью,
открыто
высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к
учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно
такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще
всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из
школы, он сближается с другими «отверженными».
Психологические особенности
трудного
подросткового
возраста
получили
название
«трудного
подросткового
комплекса». Что же он представляет собой? Вот его проявления:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
внимательность
порой
уживается
с
поразительной
черствостью,
болезненная
застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с
показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и
распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через
стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых
«поучить его». Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой: (2)
Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление
алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе,
косметика,
украшения,
приемы
кокетства,
способы
отдыха,
развлечений,
ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости, но и самые
опасные;
Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» – это сила,
смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством
самовоспитания часто становятся занятия спортом.
Социальная зрелость – складывается в ситуации сотрудничества взрослого и
подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу
обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки
стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную
помощь и поддержку.
Интеллектуальная взрослость – связана с развитием устойчивых познавательных
интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки
школьной программы.
Подростки обладают такими психологическими особенностями, которые, с
объективной точки зрения, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми
особенностями являются:
импульсивность,
подверженность
сиюминутным
порывам
вследствие
неразрывности произвольного сознательного контроля поведения;
неразвитость
прогностической
функции,
т.
е.
неумение
эмоционально
предвосхищать последствия собственных действий;
узость понятийного аппарата, трудность в осмыслении абстрактных понятий;
осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных
перспектив.(3)
Еще одна психолого-педагогическая проблема среди несовершеннолетних – это
непоследовательность
родителей
в
воспитании,
которая
стимулирует
ребенка
к
приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится
манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия
согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение
взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам,
которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми
чаще всего являются дети. В таких семьях дети вообще перестают слушать кого бы то ни
было из взрослых. Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления
личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет
или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и
интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же
как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не желают
общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что подростковый возраст
характеризуется
физическими,
психологическими
и
поведенческими
изменениями. Характерные
особенности
подросткового
возраста:
эмоциональная
незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная
внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подростковый период – время
перехода, когда кардинальные изменения происходят во всех сферах и областях жизни
подростка,
не
все
могут
с
этим
справится,
особенно
без
поддержки
семьи,
образовательных учреждений и социальных служб.
С точки зрения нравственности, уровня правосознания и ценностных ориентаций,
преступники 14-18 лет выше всего ставят, как правило, интересы своего круга
(псевдосолидарность, ложное понимание чувства долга, товарищества и т. д.). На первом
плане у них стремление к утверждению авторитета в своем кругу любой ценой. При этом
жизненно важные цели заменяются сиюминутным достижением комфорта и удовольствий
в
собственной
референтной
группе.
Необходимо
отметить,
что
в
абсолютном
большинстве
случаев
несовершеннолетний
преступник
-
это
лицо,
обладающее
привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами, антиобщественным поведением.
Случайно совершают преступления единицы. Остальным свойственны:
- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам поведения (сквернословие,
появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам и т. д.);
- пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;
- бродяжничество, проявление озлобленности, мстительности, грубости, асоциальное
поведение;
- виновное создание конфликтных ситуаций, частые ссоры в семье, терроризирование
родителей и родственников;
- культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся
успехами в учебе, дисциплинированностью.
При характеристике эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних преступников
выделяются:
- отсутствие чувства стыда, самокритичности, равнодушное отношение к переживаниям
других людей, не входящих в круг друзей, эмоциональная холодность, эгоцентризм,
несдержанность, грубость, лживость, лицемерие;
- эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, дерзость, вызывающее
поведение,
упрямство,
тщеславие,
агрессивность,
озлобленность,
повышенная
конфликтность;
- разрыв между требованиями к себе и к окружающим, завышенная самооценка.(4)
Подводя
итоги,
следует
отметить,
что
личность
несовершеннолетнего
представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и
изменчивое системное образование, в котором можно выделить не вполне четкое
отношение к окружающему миру и определение своего места в нем; малый социальный
опыт, низкий уровень социализации; недостаточно развитые воля и чувства; неумение, а
иногда и нежелание контролировать свое поведение и эмоции.
Решение этой проблемы невозможно без проведения многосторонних научных
исследований закономерностей и тенденций развития подрастающего поколения, а также
без объективного анализа социальных условий и процессов, оказывающих влияние на
социально негативное развитие их личности. Данное обстоятельство обусловливает также
необходимость выявления и нейтрализации криминогенных факторов, определяющих
противоправное поведение подростков.
Список используемой литературы
1.
Мурачковский, Н.И. Типы неуспевающих школьников//Психологические проблемы
неуспеваемости школьников. - М., 1919. - С. 137–157.
2.Гузенко, Л.А. Дети без надзора - нет страшней позора / Л. А. Гузенко // Кубань сегодня.
- 2019. - 17 июня. - С. 5.
3.Медар, Н. Детская преступность: работа над ошибками / Н. Медар // Кубанские новости.
- 2018. - 14 марта. - С. 1, 3
4.Харчев, А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных проблемах воспитания
личности. – М. : Педагогика, 2017. - С. 21.